Эффективные методы и приёмы обучения чтению в первом классе
материал (1 класс)

 Ирина Михайловна Мельникова

Чтение, без сомнения, играет огромную роль в образовании, воспитании и в развитии человека. Основные задачи уроков чтения – это формирование  и совершенствование у учащихся навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Для развития  сознательности, беглости, правильности и выразительности  я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его интересным и эмоциональным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_seminar_ispr.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Нет такого учителя, который не заинтересован в том, чтобы всех детей научить хорошо читать. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Для ребенка научиться читать – это большой труд.

Чтобы у ребенка не возникало негативного отношения к чтению, нужно создавать привлекательную и спокойную обстановку во время чтения. В обучении детей чтению использую приёмы, которые важны для успешного овладения читательскими умениями. Вот несколько видов упражнений,  которые я использую в работе по совершенствованию навыков чтения:     

Каждый урок чтения начинаю с артикуляционной или дыхательной гимнастики. Предлагаю упражнения следующего вида:

Задуйте свечу.  Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

 Упражнение «В цветочном магазине».

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

Такие упражнения способствуют формированию правильного дыхания в процессе чтения.

 Артикуляционные упражнения: игры «Лошадка», «Медвежата».

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.

Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается также в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от отдельного, отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого.

Упражнения на отработку внимания к слову и его частям являются предпосылкой правильного и скоростного чтения.

Работу по овладению алгоритмом слогового чтения провожу по букварю, по слоговым таблицам  (классным  и индивидуальным), по слоговым карточкам. Детям предлагаются различные задания:        

  • прочесть строчку или столбец с определенной буквой;
  • произвольное прочтение слогов;
  • найти в таблице указанный слог;

 Сначала использую таблицы с простыми слогами, а затем перехожу к более сложным, состоящим из трех-четырех букв.

На данном этапе я помогаю учащимся осознать слогообразующую роль гласных (все слоги выросли из гласного). Чтобы повысить скорость чтения, важно тренировать ребенка воспринимать слог как единое целое, как основу прочтения слова. В сети Интернет нашла игру «Читаем с Пчёлкой». Она очень нравится детям. На уроках обучения грамоте я её часто использую.

 Ребёнок называет буквы, которые он видит на слайде. Спрашиваю, какие звуки обозначаются этими буквами. Например, буквой А обозначают звук [а]. Буквой О обозначают звук [о].Дети вспоминают, что это гласные звуки. Их можно произносить протяжно. Затем учимся читать вместе с пчёлкой.

Первый звук нужно тянуть до тех пор, пока пчёлка не сядет на следующую букву. Повторяем ещё раз прочитанное. Даю задания по разному: прочитай  первый столбик, прочитай первую строчку, прочитай третий столбик,  четвёртую строчку и т. д. При изучении согласных запоминаем, что если буква синего цвета, то произносим твёрдый звук. Если буква зелёного цвета, произносим мягкий звук.

В слогах – слияния  первый звук долго не тянуть, а гласный можно потянуть немного.

Составление слов по слоговым таблицам тоже очень нравится детям. Использую вот такие задания: СЛАЙДЫ

Чтобы проверить себя, нажимаем на карточку – подсказку и следим за полётом бабочки, прочитывая слово ещё раз.

Переходим к следующему заданию, нажимая  на бабочку.

Нравится детям составлять Цепочки слов,  слова из слогов,  игра «закончи слово»

 Ежедневные упражнения по слоговой таблице с использованием разнообразных способов и приёмов чтения дают очень хорошие результаты, которые способствуют развитию у учащихся навыка плавного слогового чтения. 

Активно использую на уроках упражнения для развития поля зрения. Предлагается, не отводя взгляда от точки, перечислить предметы, которые попадают в поле зрения справа, слева, сверху, снизу. Тренировка периферического поля зрения происходит только в те моменты, когда взгляд фиксируется в центре таблицы и стремится охватить её всю. Развитию поля чтения способствуют упражнения с таблицами Шульте.

Алгоритм  использования:

  1. – Как можно быстрее назови все числа по порядку от 10 до 25, указывая карандашом или пальцем;
  2. – Старайся запоминать расположение сразу двух-трех следующих друг за другом чисел.  Глаза смотрят в центр таблицы, в число 10, а видят ее всю целиком.

Развитию поля чтения способствует упражнение «Пирамидки слов»

Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.

Для развития гибкости и скорости чтения вслух и про себя, умения угадывать последующий текст использую тренажер, составленный учителем начальных классов МОУ СОШ№1 города Сим Челябинской области Ткачёвой Оксаной Николаевной. 

Тренажер содержит много интересных упражнений для развития скорости чтения.

        Очень важна помощь родителей при обучении детей чтению.  Чтение, должно войти в ежедневную привычку ребенка, при этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Важно быть предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребенку.

Некоторые задания из тренажера  Оксаны Николаевны Ткачёвой

"Чтение с решеткой"  способствует увеличению объема зрительного восприятия, улучшению техники чтения, способствует развитию смысловой догадки.

Чтение перевернутого текста:

Это упражнение способствует: формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв; развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов.

Текст с перемешанными буквами, текст вертушку возможно читать только на большой скорости. Если читать такой текст по буквам, то, скорее всего, содержание останется скрытым. Если же скользить взглядом по тексту, то понимание будет на высоком уровне.

Хорошие результаты дает работа с упражнением “Фотоглаз”.

Упражнение “Фотоглаз”. Дети самостоятельно читают, запоминают (фотографируют) слова с доски.

Упражнение «Зашумленный текст» тренирует распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя).        

Сплошной текст. Текст набран без пробелов. Задача ученика прочитать его правильно.

«Складывание предложений из половинок слов».

Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.

Желаю успехов Вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка:"Эффективные методы и приемы обучения чтению"

П л а н       работынад методической темой по самообразованиюучителя МБОУ»Бушевецкая  общеобразовательнаяначальная школа-детский сад»Гусельниковой В.И.Методическая...

План - конспект урока обучения чтению в первом классе и урок русского языка во втором классе. УМК Перспективная начальная школа

ФИО (полностью)Агафонова Антонина ВладимировнаМесто работыМАОУ «Окунёвская СОШ» Тюменская обл., Омутинский р.-н с.ОкунёвскоеДолжностьУчительПредметОбучение чтению (обучение грамоте)   и русс...

План работы по самообразованию "Эффективные методы и приемы обучения чтению"

План работы по самообразованию "Эффективные методы и приемы обучения чтению" ( 2013-2015 г.г.)...

Статья по теме "Эффективные методы и приёмы обучения чтению" 2016 г

Статья по теме "Эффективные методы и приёмы обучения чтению" 2016 г...

Эффективные методы и приемы обучения чтению в 1 классе

Скорость чтения — критерий, который оказывает влияние на уровень успеваемости школьника. Ведь чем медленнее читает ребенок, тем больше времени ему понадобится на изучение материала или выполнени...

Выступление на МО «Эффективные методы и приемы обучения чтению»

Выступление на МО «Эффективные методы и приемы обучения чтению»...