План работы по самообразованию "Эффективные методы и приемы обучения чтению"
материал на тему

Валентина Александровна Климова
План работы по самообразованию "Эффективные методы и приемы обучения чтению" ( 2013-2015 г.г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.rar38.34 КБ

Предварительный просмотр:

 

              

             МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

                         « ОКТЯБРЬСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА»

        Учитель начальных классов

                                                                                                                 Климова В.А..

2013 – 2015 г.

                               

                                                                         

Над своей темой по самообразованию я начала работать с 2013 года. Почему я выбрала именно тему по самообразованию?

           Во-первых,  в  наш век научно-технического прогресса, где господствуют   телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Но не только дети не читают, не читают и взрослые. В 2000 году в г.Москве был проведен первый Всероссийский конгресс в поддержку чтения. На нем было принято обращение к гражданам России: «…необходимо объединение всех сил, чтобы остановить «отставание» детей, ибо  давно известно: когда человек перестает читать, он перестает думать». Во-вторых , в классах много так называемых «детей риска». Экологическая, социальная  напряженность,  характеризующая  переходной     период развития нашей страны, снижение показателей социальной защищенности и здоровья детей ведут к увеличению в составе населения доли детей риска. По данным  исследователей, количество детей риска составляет сегодня 35-45% от общего состава детей.

А так же: В.А.Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников,

правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура мало деятельного мозга».  Поэтому, понимая значимость обучения чтению, чтобы устранить эти недостатки, стала изучать соответствующую литературу, журнальные статьи, опыты педагогов-новаторов, новые технологии обучения.

           Программа по чтению для младших школьников чётко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения – это прежде всего:

  • уметь понимать содержание читаемого текста;
  • это правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок;
  • это выразительность – умение интонировать знаки препинания

Чтобы научить ученика хорошо владеть своей речью, необходимо научить его технике чтения, т.е. той стороне, которая обеспечивает хорошую дикцию, владение интонацией, помогает развить силу голоса, полётность, высоту, речевой слух.

                                     Основными задачами на своих уроках считаю:

  • обязательная мотивация деятельности для повышения интереса к процессу обучения;    
  • формирование навыков работы с готовыми текстами и написания текстов разного вида;
  • развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной работе с различной информацией;
  • формирование  коммуникативных умений.

Хочется рассказать о наиболее полюбившихся приёмах на уроках чтения.

С первого класса на уроках чтения провожу «Поэтическую минутку», на которой дети не просто читают и заучивают наизусть стихотворение, а необходимо прочитать эмоционально, с интонацией. Эти стихотворения как правило простые и заучиваются очень легко. Для знакомства со стихотворением использую такие формы:

     * чтение в полголоса;

     * чтение по строчкам;

     * выразительное чтение по памяти.

Для правильности дикции использую такие упражнения – скороговорки

     ТРИ СОРОКИ – ТРИ ТРЕЩЁТКИ

     ПОТЕРЯЛИ ПО ТРИ ЩЁТКИ:

     ТРИ СЕГОДНЯ,

     ТРИ – ВЧЕРА,

     ТРИ – ЕЩЁ ПОЗАВЧЕРА.

  • произнести шёпотом, чётко артикулируя;
  • произнести беззвучно;
  • произнести вполголоса;
  • произнести голосом, постепенно увеличивая темп.

          Основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Большое внимание уделяю  словарной работе, стараюсь использовать разнообразные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.

   Из своей практики хочу поделиться тем, какие виды работы над текстом я использую на уроках литературного чтения.

1.     Чтение произведения и определение его жанра.

2.     Чтение и пометка непонятных слов.

3.     Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

4.     Чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению.

5.     Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке.

6.     Чтение произведения и соотнесение рисунков порядку цепочке событий в произведении.

7.      Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

8.     Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

9.     Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту).

10. Чтение, деление текста на части.

11. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

С большим интересом учащиеся разгадывают «Кроссвордики»

        

Сколько слов вы нашли? Назовите их.

На какие вопросы отвечают данные слова?

    Для развития творческих способностей, обогащение словарного запаса, правильного подбора рифмы провожу на уроках литературного чтения «Творческую работу в группах», а также индивидуально дома.

Даётся две строки из любого малоизвестного стихотворения и необходимо продолжить их.

    Получаются очень удачные четверостишия.

Раз в месяц я провожу конкурсы чтецов или литературные викторины. Половина класса посещает театральный кружок. Всё это на добровольной основе, без принуждения. Многие родители заметили, что благодаря совместной работе учитель – ученик – родитель появились хорошие результаты.

С. Я. Маршак писал: “Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели.

      Таким образом, чтение — это своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Но зато он дает незабываемые впечатления и знания. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли не единственная цель искусства.

Основная моя задача как педагога — воспитание у детей любви к книге, воспитание тех самых талантливых читателей, о которых писал Маршак.

               

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка:"Эффективные методы и приемы обучения чтению"

П л а н       работынад методической темой по самообразованиюучителя МБОУ»Бушевецкая  общеобразовательнаяначальная школа-детский сад»Гусельниковой В.И.Методическая...

Работа с родителями "Методы и приемы работы над повышением качества техники чтения".

"Методы и приемы работы над повышением качества техники чтения"...

Методы и приемы обучения чтению на английском языке в начальной школе

В данной ствтье рассматриваются методы и приемы обучения чтению на английском языке младших школьников....

Эффективные методы и приемы обучения чтению в 1 классе

Скорость чтения — критерий, который оказывает влияние на уровень успеваемости школьника. Ведь чем медленнее читает ребенок, тем больше времени ему понадобится на изучение материала или выполнени...

Выступление на МО «Эффективные методы и приемы обучения чтению»

Выступление на МО «Эффективные методы и приемы обучения чтению»...

«Активные методы и приемы обучения на уроках литературного чтения. Задания Международного исследования PIRLS»

В данном материале можно познакомиться с различными методами и приемами работы на уроках литературного чтения, а так же с заданиями Международного исследования PIRLS/...


 

Комментарии

Габидулина Наталья Александровна

Спасибо за интересный материал.