Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Ораторское искусство"
    методическая разработка (3 класс)

    Елена Анатольевна Киселева

    Рабочая программа внеурочной деятельности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл oratorskoe_isk.docx578.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    E:\002.jpg

                                                       

     Рабочая программа межпредметного модуля «Ораторское искусство» составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МАОУ НШ-ДС № 72 города Калининграда, авторской программы Т.А. Ладыженской и Н.В. Ладыженской «Детская риторика» в соответствии  с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования.

    Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МАОУ НШ-ДС № 72 с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности и уровня подготовленности учащихся третьего класса.

    Программа межпредметного модуля «Ораторское искусство» рассчитана на 25 часов.

    Данная программа межпредметного модуля «Ораторское искусство» создает условия для развития у детей навыков и умений публичного выступления для организации и осуществления сотрудничества с представителями различных социальных групп (сверстников, младших школьников, педагогов, родителей)  в решении личностно и социально значимых проблем. Развитие коммуникативных умений и навыков, способствующих успешной социализации детей.  

    Планируемые результаты

             Личностными результатами  изучения межпредметного модуля «Ораторское искусство»» является формирование следующих умений: 

    – оценивать свою вежливость;

    – определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

    – осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

    – осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

    – понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

    Метапредметными результатами изучения является формирование следующих универсальных учебных действий: 

    – формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

    – определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

    – критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

    – осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

    – учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

    – анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

    – продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры; 

    – перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

    – осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план; 

    – анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

    – аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

    – продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

    – знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации,  представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

    – пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;

    – в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

          Предметными результатами изучения межпредметного модуля является формирование следующих умений: 

    – приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

    – отличать подготовленную и неподготовленную речь;

    – знать особенности неподготовленной речи;

    – осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

    – знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

    – реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

    – знать особенности диалога и монолога;

    – анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

    – использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

    – знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

    – пользоваться основными способами правки текста.

            

    Содержание программы 

               1. Ораторское искусство – наука о красноречии. Образ оратора. Оратор – человек, произносящий публичную речь.  Портрет оратора, или каким должен быть оратор? Оратор   -   человек,  произносящий  публичную  речь.  Люди,  к которым  обращены  его  слова  -  аудитория   (от  латинского  AUDIRE  -  слышать).  Взаимодействие оратора  и  аудитории  в  процессе  устного  публичного  выступления. Слагаемые мастерства  оратора:  логическая  культура, языковая  культура, психологическая культура,  культура  общения, техника  речи. Формы работы: выразительное чтение пословиц и афоризмов об ораторском искусстве.

          2. Грамотная красивая речь – залог успешного выступления . Говорящий и слушающий, оратор  и аудитория. Какой должна быть речь говорящего. Секреты звучащей речи, или чему учиться у артистов. Составные компоненты техники речи (дыхание, голос, дикция). Культура речи. Мышечные зажимы, мешающие свободному и красивому голосу. Снятие мышечных зажимов.

          Дыхание и голос оратора. Типы дыхания. Связь голоса и личности оратора.  Секреты акустики и дыхание. Звук голоса (тембр). Основные характеристики голоса (сила, полетность, выразительность и т.д.).  Отчётливость звучания (дикция и артикуляция). Понятие о высоком произносительном стиле речи. Сам себе логопед. Тренируем четкость звучащей речи.  

          Развитие выразительности речи, работа с интонацией. Как читать стихи, образность поэтического слова. Знаки препинания, логические паузы и ударения. Речевые ошибки говорящего. Перечень  частых  ошибок  выступающих (тафтология,  слова – паразиты,  неправильное  и  неуместное  употребление  цитат, сокращения и пр.). Рекомендации юному оратору.

    Форма проведения занятий данного раздела: все занятия данного раздела проходят в форме коммуникативного тренинга, включающим в себя систему дыхательных и голосоречевых упражнений:  на развитие удлиненного продолжительного речевого выдоха; развитие диафрагмальной голосоподачи; развитие голосовых возможностей в высотном и динамическом диапазоне, развитие способности управлять своими голосовыми возможностями, а также комплекс заданий и упражнений для развития всех сторон устной речи.

              3. Подготовка к выступлению. Типы аудитории и стиль выступления (разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, литературно-художественный).

    Форма проведения – беседа. Итог беседы – составление опорной схемы «Стили выступления». Типы выступления (развлекательные, торжественные, информирующие, побуждающие выступления).  Речевые жанры (диалог, монолог, полилог). Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: рассказ о случае из жизни, научная статья, газетный отчет, обзор, рецензия, приглашения, поздравления, рекламные сообщения, информационные письма, поэтический текст, скороговорки, считалки, загадки и др. и их произнесение

              4. Учимся владеть аудиторией. Взаимодействие оратора  и  аудитории  в  процессе  речевого  общения. Роль и значение зрительного контакта. Установление и поддержание контакта с аудиторией. Постановка позы и жестикуляции. Взаимосвязь моторики, речи и эмоционального настроя. Ораторская поза. Принципы жестикуляции.  

            5. Психологическая готовность к публичному выступлению. Природа волнения. В чем проявляется волнение или страх оратора. Работа по преодолению волнения и страха публичного выступления. Динамическая релаксация, комплекс упражнений на снятие напряжения. Методы самонастройки перед предстоящим выступлением. Собираем свою «копилку» приемов самонастройки.

    Тематическое планирование

    № п/п

    Раздел программы или тема

    Количество

    часов на

    изучение

     раздела

     (темы)

    Количество часов на освоение внутрипредметного модуля в данном разделе (теме)

    Практическая часть раздела (темы) программы

    1

     Ораторское искусство – наука о красноречии 

    2

    2

    Грамотная красивая речь – залог успешного выступления 

    5

    2

    3

    Подготовка к выступлению. Структура выступления.

    10

    7

    4

    Учимся владеть аудиторией

    3

    2

    5

    Психологическая готовность к публичному выступлению

    5

    3

    Итого:

    25

    14

    Поурочное планирование

    п/п

    Тема

    Дополнительные сведения

    1

    Риторика – наука и искусство устной речи7

    2

    Образ оратора.

    3

    Говорящий и слушающий, оратор  и аудитория. Какой должна быть речь говорящего.

    4

    Дыхание и голос оратора.

    5

    Тренируем дикцию.

    6

    Интонационно-выразительные средства речи. Тренируем четкость звучащей речи.  

    7

    Речевые ошибки говорящего.

    8

    Цели и задачи выступления.

    9

    Типы аудитории и стиль выступления (разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, литературно-художественный).

    10

    Структура выступления.

    11-12

    Закон композиции. Роль вступления и заключения, особое значение и содержание вступления и заключения. Основная часть. Выход

    13

    Речевые ошибки говорящего.

    14

    Типы выступления (развлекательные, торжественные, информирующие, побуждающие выступления).  

    15

     Речевые жанры (диалог, монолог, полилог).

    16

    Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста.

    17

    Ключевые (опорные) слова. Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни.

    18

    Программа подготовки выступления. Приемы подготовки к устному выступлению. Использование цитат в устном выступлении. Составление монолога для устного выступления. Завершение работы над устным выступлением.

    19

    Взаимодействие оратора  и  аудитории  в  процессе  речевого  общения. Мастер-классом «Школа ораторов»

    20

    Роль и значение зрительного контакта. Постановка позы и жестикуляции. Игра «Скульптура оратора»;

    21

    Мастерство изложения материала.  Деловая игра «Пресс-конференция».

    22

    Природа волнения. Работа по преодолению волнения и страха публичного выступления.

    23

    Методы самонастройки перед предстоящим выступлением. Собираем свою «копилку» приемов самонастройки. Игра «Репортер».

    24-25

     Защита индивидуальных проектов : «Юный оратор».

    C:\Users\Dmitrieva O.I\Pictures\2019-07-01\002.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"

    Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению. Кружок "Декоративно - прикладное искусство". 1 класс.

    Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Декоративно - прикладное искусство" для 1 класса  разработана на основе примерной программы художественно - эстетического направл...

    Рабочая программа внеурочной деятельности" Декоративно-прикладное искусство"

    Рабочая программа  внеурочной деятельности "ДПИ" для 1класса...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению "Декоративно-прикладное искусство"

    Декоративно- прикладное искусство способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию. Развивает эстетическое отношение к дейс...

    Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

    Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству "В мире народного творчества" для детей 6,5 - 7 лет

    Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству "В мире народного творчества" для детей 6,5 - 7 лет...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству ФГОС

    Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности «Волшебная палитра» для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего об...