Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству "В мире народного творчества" для детей 6,5 - 7 лет
    рабочая программа (1 класс) по теме

    Карпова Ольга Евгеньевна

    Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству "В мире народного творчества" для детей 6,5 - 7 лет

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon v_mire_narodnogo_tvorchestva_1_god.doc194.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    дополнительного образования детей

    «Центр творческого развития и гуманитарного образования детей «Радуга»

                                    

    Рассмотрено:

     

                                               

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

    Изобразительное искусство _

    учебная дисциплина

    Авторская программа внеурочной деятельности

    _«В мире народного творчества»___

    название программы

    Утверждена приказом управления образования

    приказ ___№ 518____ от ___17.07. 2012г.

    где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа

    от 6,5  до  7 лет 

    возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа

     1 год

    срок реализации дополнительной образовательной программы

      1-ий

    год обучения

    Карпова Ольга Евгеньевна, педагог   дополнительного образования

    Ф.И.О., должность, категория

    г. Тайшет

    2015 -  2016 учебный год

    Пояснительная записка

    к рабочей программе педагога на 2015/2016 учебный год

    для 1 года обучения в детском творческом объединении «Волшебный карандаш»

    по программе «В мире народного творчества»

    Рабочая программа составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности  «В мире народного творчества» (автор Карпова О.Е.)

    Данная программа составлена путем выделения материала по декоративно-прикладному творчеству из программ по изобразительному искусству. В частности были использованы:

    • Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» Москва «Просвещение» 2007 г.
    • Программа В.С.Кузина, Э. И Кубышкиной «Изобразительное искусство» Москва «Просвещение» 2006 г.
    • Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – Москва. «Народное образование» 2002 г.
    • Программы «Художественные кружки» для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Москва «Просвещение» 1981 год.
    • Сборник программ для студий декоративно-прикладного творчества. Волгоград «Учитель» 2010 г.

    Программа рассчитана  на 1 год обучения (33 учебных  занятия по 35 мин) для детей 1 класса. 

    Программа «В мире народного творчества» адаптационная, имеет художественно - эстетическую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области изобразительного искусства и призвана пробудить интерес к народному искусству, подарить радость творчества, научить работать кистью.

    Овладевая специальными знаниями и особенно умениями, школьники с увлечением включаются в изготовление предметов декоративно-прикладного искусства. Это благоприятно сказывается на их общем художественном развитии, формировании творческого начала, приучает к старательному, добросовестному труду. 

    Занятие росписью  развивает у детей наблюдательность, образное и пространственное мышление, способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки рисования. Поскольку большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, изготовление традиционных предметов способствует развитию мелкой моторики, а следовательно, и когнитивных способностей.

    Благодаря народному искусству, у детей улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание. В результате занятие народными ремеслами способствует общему повышению успеваемости в школе и помогает достигнуть успеха во взрослой жизни.

    Осваивая традиционные промыслы, дети в первую очередь научаются самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло. Помимо психологического аспекта, народные промыслы обучают многим чисто прикладным навыкам.

    Дети учатся работать кистью, гуашью, красками. Народное искусство помогает овладеть разными техниками росписи. Кроме того, в ходе бесед дети узнают о свойствах различных материалов и правилах работы с ними, о методах заготовки, хранения и обработки природного материала (который является основой для народных ремесел). Кроме того, юные мастера знакомятся с изобразительными традициями различных регионов.

    Задача учителя состоит в том, чтобы познакомить ребят с историей развития того или иного художественного промысла, пробудить интерес к народному искусству, подарить радость творчества, научить работать кистью.

    Цель: Развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.

    Задачи:

    - развивать природные задатки и способности детей;

    - формировать ценностную личность на основе гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства, музыки и т.д.;

    - научить приемам исполнительского мастерства;

    - научить слышать, видеть, понимать, анализировать произведения искусства;

    - стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;

    - формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека  в окружающей среде;

    - развивать творческое воображение, художественный вкус, пространственное мышление, понимание прекрасного;

    - воспитывать интерес к искусству;

    - развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;

    - развивать стремление к творческой самореализации;

    - расширять общий и художественный кругозор;

    - освоить навыки архитектурно-художественной деятельности, изучить основы образного языка разных видов пластических искусств, приобрести умение работать с разными материалами 

    Программа предполагает обучение основам декоративного рисования детей школьного возраста 6,5 – 7  лет.

    По составу группы могут быть как постоянными, так и переменными, в зависимости от целевого назначения разделов программы (мероприятий или других объективных причин). Количество детей в группах не должно превышать 13 человек.  

    Для обучения принимаются все желающие без предварительного отбора.

    Обучение проводится 1 раз в неделю по 1 часу, 33 учебных недели, 33 часа в год.

    Учебно-тематический план для 1-го года обучения

     п/п

    Тема занятий

    Всего часов

    Теорет. часов

    Практ. Часов

    1.

    Введение

    1

    1

    2.

    Учимся работать с различными материалами

    5

    5

    3

    Особенности росписи разных народов  

    6

    6

    4

    Красота нашего дома. Игрушки.

    8

    8

    5

    Красота нашего дома. Посуда.

    6

    6

    6

    Итоговое занятие 

    1

    1

    Итого

    33

    33

    Формы подведения итогов реализации программы

    Формы контроля:    

    С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей. Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятия – вариации, занятия – творческие портреты, занятия – праздники. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

    Итоговое занятие проводится в форме массового мероприятия (конкурс, викторина, праздник).

    К концу обучения по программе «В мире народного творчества» обучающиеся:

    Должны знать:

    • Народные художественные промыслы России и родного края (Жостово, Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Мезенская и Борецкая роспись и т.п.) 
    • Особенности, названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда (ножницы, шило, кисти для клея, кисти для росписи), приемы и правила пользования ими
    • Основные приемы росписи (капелька, цибульки, бегунки, и т.п)
    • Основы композиции и цветоведения
    • Приемы разметки (шаблон, трафарет)
    • Простейшие правила организации рабочего места
    • Правила безопасности труда и личной гигиены при работе

    Должны уметь:

    • Различать по внешним признакам (технике, росписи, орнаменту и т.п.) принадлежность изделия к определенному виду промысла;
    • Выполнять элементарные приемы росписи;
    • Составлять композиции из стилизованных цветов (деталей) разного размера
    • Смешивать цвета гуашевых красок;
    • Расписывать  в народных традициях изделие.
    • Правильно сочетать материалы не только по их внешним качества, но и по техническим свойствам, знать приемы декоративной работы с ними.
    • Работать с бумагой, природными материалами, тканью, выполнять роспись предметов в заданной технике

    Методы организации учебно-воспитательного процесса

    Виды работы на занятиях кружка разнообразны: рисунок, живопись гуашевыми и акварельными красками, декоративное искусство с использованием приемов монотипии, воска; рисование пластилином, ватными палочками и многие другие виды и приемы работы. Важно показать учащимся разнообразие техник, учить выбирать тот или иной материал по душе.

             Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

          - репродуктивный (воспроизводящий);

          - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

          - проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

                С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей. Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятия – вариации, занятия – творческие портреты, занятия – праздники. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

    Основными видами деятельности являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта. На занятиях активно используются виды художественной деятельности:  выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.

    Методическое обеспечение программы 

    Для осуществления работы кружка необходимо:

    • Краски (гуашь), белила, клей, кисти, карандаши, бумага, картон, пластилин, стаканчики для воды
    • Аудиокассеты с русскими сказками.
    • Наглядные пособия, демонстрационные таблицы элементов росписи.
    • Презентации к занятиям.

    Список рекомендуемой литературы для педагогов

       

    1. Абрамова А.С. Из цветной бумаги. Альбом самоделок. - Калинин, 1990

    2. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. - М., 1990

    3. Горнова Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества. - Волгоград. 2008г.

    4. Гусакова М. А. Аппликация. - М., "Просвещение", 1992

    5. Костерин Н. П. Учебное рисование. - М., "Просвещение",  1987.

    6. Мосин И.Г. Рисование для обучения детей в семье, детском  саду и далее.. У-ФАКТОРИЯ, г. Екатеринбург, 1998

    7. Чарнецкий Я. Я. Изобразительное искусство в школе продлённого дня. - М., "Просвещение", 1995.

    8. Ханашевич Д.Р. Волшебные квадратики. М.: Малыш, 1993

    9. Мастерилка. "Игрушки из природного материала"  - Карапуз, 1997

    10. Лепим из пластилина. - Смоленск: Русич, 2000

    11. Бобина М. "Рукоделие", Харьков, 1998.

    12. Донцова Т. "Какие бывают букеты", Москва, 1991.

    13. Программы общеобразовательных учреждений. -  М., "Дрофа", 2010.


    Календарно-тематическое планирование для первого года обучения.

    Учебная дисциплина «Изобразительное искусство»

    № урока

    № раздела

    Тема

    Сроки

    Количество часов

    Цель

    Средства обучения

    Литература к занятиям

    Педагогический контроль

    Всего

    Теория

    Практика

    Введение. Беседа «Цветной мир вокруг нас».

    1

    1

    Дать понятие капелька (прямая с поворотом).  Составление узора из простого элемента «капелька»

    Презентация, гуашь

    Учимся работать различными материалами 5 часов

    I

    Основные элементы народной росписи

    1

    1

    видеоролик

    I

    Виды орнаментов. Закладка для книги

    1

    1

    Дать понятие: орнамент, виды орнаментов.  Учить выполнять узор в полосе ватными палочками

    Образец, гуашь

    I

    Узор в круге.

    1

    1

    Понятия: Узор. Орнамент.  Практика: узор в круге. Штамповка

    Образец, гуашь

    I

    Такие разные бабочки

    1

    1

    Теория: Технология росписи пальцами. Практика: Роспись пальцами

    Образец, гуашь

    Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Насекомые. // М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997

    I

    Панно «Кто-то белый и пушистый..»

    1

    1

    Рисование поролоном

    Образец, гуашь

    Выставка «Мои лучшие работы»

    Особенности народных узоров 6 часов

    II

    Мезенская  роспись

    1

    1

    Теория: Особенности мезенской росписи

    Практика: Нанесение узора по типу мезенской росписи на одежду бумажной куклы

    Образец, гуашь

    http://www.liveinternet.ru/users/stephanya/post139007504/

    II

    Узоры народов севера. Бубен шамана

    1

    1

    Теория: Особенности узоров народа севера, бубен, шаман

    Практика: Нанесение узора

    Образец, гуашь

    Сязи А. Свой тон в цветовом спектре // Ямальский меридиан.-2003.-№3

    II

    Борецкая роспись

    1

    1

    Теория: Особенности борецкой росписи

    Практика: Типы орнамента. Тренировочные упражнения в нанесении росписи

    Образец, гуашь

    http://coluch.ucoz.ua/news/boreckaja_rospis/

    II

    Петриковская роспись

    1

    1

    Теория: Особенности петриковской росписи

    Практика: Тренировочные упражнения «Петушок», «Птичка». Составление собственного узора для росписи

    Образец, гуашь

    II

    Башкирский узор. Роспись башкирской посуды

    1

    1

    Теория: Особенности башкирского узора

    Практика: Роспись посуды с учетом особенностей башкирского узора.

    Образец, гуашь

    II

    Татарский узор. Роспись татарской обуви (ичиги)

    1

    1

    Теория: Ичиги, особенности татарского узора

    Практика: Аппликация

    Образец, гуашь

    Красота нашего дома. Игрушки. 8 часов

    III

    Дорогами народного творчества. Филимоновская игрушка

    1

    1

    Теория: Особенности филимоновской игрушки. Четыре основные цвета

    Практика: Роспись игрушки-шаблона из бумаги

    Образец, гуашь, видеоролик

    Панно «На ярмарке»

    III

    Дорогами народного творчества. Каргопольская игрушка

    1

    1

    Теория: Особенности росписи каргопольскойигрушки

    Практика: Роспись игрушки

    Образец, гуашь

    Искусство-детям. Каргопольская игрушка.-М.: Мозаика-Синтез, 2005.

    III

    Дорогами народного творчества. Матрешка

    1

    1

    Теория: Особенности матрешки и свистульки из Сергиева-пасада, Семенова, полоховская, Вятски, Полохова Майдана

    Практика: Роспись игрушки - шаблона по выбранному образцу.

    Образец, гуашь

    III

    Дорогами народного творчества. Игрушки-свистульки

    1

    1

    Образец, гуашь

    III

    Дорогами народного творчества. Дымковская игрушка

    1

    1

    Теория: Особенности росписи игрушки из Дымково

    Практика: Роспись игрушки-шаблона

    Образец, гуашь, видеролик

    III

    1

    1

    III

    Дорогами народного творчества. Игрушка неваляшка

    1

    1

    Теория: История игрушки. Даурма. Окиагари

    Практика: Роспись игрушки по самостоятельному замыслу

    Образец, гуашь

    III

    Дорогами народного творчества. Искусство росписи елочной игрушки

    1

    1

    Теория: История новогодней игрушки

    Практика: Роспись новогодней игрушки

    Образец, гуашь

    Выставка детского творчества «Мои игрушки»

    Красота нашего дома. Посуда 6 часов

    IV

    Керамика голубой гжели

    1

    1

    Теория: История росписи. Основные элементы и цвета

    Практика: Роспись тарелки по мотивам гжельской росписи

    Образец, гуашь

    IV

    Эта затейливая хохлома

    1

    1

    Теория:История росписи. Основные элементы и цвета.  Практика: Роспись кувшина по мотивам хохломской росписи

    Образец, гуашь

    IV

    Ложки.

    1

    1

     Практика:  Роспись ложек по самостоятельно выбранному образцу в любой технике

    Образец, гуашь

    IV

    Тульский самовар

    1

    1

    Теория: История самовара.  Практика:   Роспись тульского самовара по любому из предложенных образцов

    Образец, гуашь

    IV

    Городецкая роспись

    1

    1

    Теория:История росписи. Основные элементы Практика:   Роспись шаблона кухонной дощечки

    Образец, гуашь

    IV

    Букеты из Жостово

    1

    1

    Теория: Основные элементы жостовской росписи.

    Практика:  Элементы жостовской росписи. Бутон. Роза

    Образец, гуашь

    Выставка «В посудной лавке»

    Учимся видеть красоту вокруг себя. 6 часов

    V

    Тульский пряник

    1

    1

    Теория: История пряника- история России

    Практика: Сюжет для росписи тульского пряника

    Образец, гуашь

    V

    Роспись пасхальных яиц

    1

    1

    Теория: Феберже. Писанка. Крашенка. Практика: Роспись шаблона по технологической карте

    Образец, гуашь

    V

    Птички-невелички в песенках-закличках

    1

    1

    Теория: Песенки-веснянки. Птички-жаворонки Практика: Роспись птички-жаворонка (печенье)

    Образец, гуашь

    V

    Самый русский музыкальный инструмент

    1

    1

     Теория: Балалайка ,гусли Практика: Роспись музыкального инструмента по самостоятельному замыслу.

    Образец, гуашь

    V

    Красота русских платков

    1

    1

     Теория: Особенности построения узора в квадрате. Практика: Узор в квадрате. Розы

    Образец, гуашь

    V

    Палех

    1

    1

     Теория: История развития палехской росписи. Сюжет для росписи. Практика: Сказочный сюжет для шкатулки по самостоятельному замыслу Выставка работ «Чудеса рядом с нами»

    Образец, гуашь

    Обобщение изученного 1 час

    V

    Итоговое занятие

    1

    1

    Подвести итоги года.

    Выставка детского творчества

    Итого

    33

    33

                                                           Проверил: методист ____________________________        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Народные ремесла»

    Рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС НОО (социальное направление)...

    Рабочая программа. Внеурочная деятельность "Народная игрушка"

    Межпредметный курс. Во время прохождения курса школьник приобретет знания об истории создания игрушки, научится делать некоторые из видов игрушки....

    Рабочая программа внеурочной деятельности 3 класса "В мире книг"

    Рабочая программа учителя  по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «В мире книг» для учащихся 3-х классов рассчитана на 68 часов.  Занятия проводятся 1 раз в неделю.Рабо...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству ФГОС

    Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности «Волшебная палитра» для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего об...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу: "В мире русского языка".

    СОГЛАСОВАНОЗаместитель директора по УВРМОБУ СОШ № 2 г. Сочи __________________Ж.М.Каргинова«29» августа 2018 года.   Краснодарский край, город Сочи, Центральный районМу...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу: "В мире русского языка" 3 класс.

    Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу: "В мире русского языка" 3 класс....

    Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству «Живая кисть»

    Курс "Живая кисть построен на трех взаимосвязанных принципах, взятых из традиционной китайской живописи....