Рабочая программа внеурочной деятельности 3 класса "В мире книг"
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа учителя по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «В мире книг» для учащихся 3-х классов рассчитана на 68 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Рабочая программа курса « В мире книг» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
- Авторской программы «В мире книг» Л.А. Ефросининой, 2011 г;
- Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
- с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №4 с углубленным изучением французского языка
имени Жака-Ива Кусто Василеостровского района Санкт- Петербурга
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО
_____________ _______________ на заседании МО
протокол № __от
директор школы зам. директора по УВР
«__»________2014 «___»__________2014 «___»______2014
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3 КЛАСС
«В МИРЕ КНИГ»
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Учитель: Романова Л.Б.
Квалификационная категория I
2015-2016 уч. год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учителя по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «В мире книг» для учащихся 3-х классов рассчитана на 68 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Рабочая программа курса « В мире книг» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
- Авторской программы «В мире книг» Л.А. Ефросининой, 2011 г;
- Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
- с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей
Цель программы - расширять читательское пространство учащихся начальной школы посредством дифференцированного обучения и развития индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Задачи:
- Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений;
- Эмоциональное, творческое, литературное, интеллектуальное развитие ребёнка через чтение;
- Воспитание грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Общая характеристика курса
В основу программы положена программа внеурочной деятельности Ефросининой «В мире книг» (УМК «Начальная школа 21 века). Преемственность факультатива с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника.
Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Формы организации занятий: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
В результате освоения программы «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Предметные
— работать с книгой-сборником басен И. Крылова;
— сравнивать басни по структуре и сюжету;
— выделять книги-произведения и книги-сборники из группы пред-
ложенных книг или открытого библиотечного фонда;
— собирать информацию для библиографической справки об авторе;
— составлять таблицу жанров произведений писателя;
— выполнять поисковую работу по проекту;
— презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
— готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
— находить по каталогу нужную книгу;
— заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
— писать отзыв о книге или героях книги;
— пользоваться библиографическим справочником;
— рассматривать и читать детские газеты и журналы;
— находить нужную информацию в газетах и журналах;
— собирать информацию для проекта «История детской газеты или
журнала»;
— готовить материал для классной и школьной газеты;
— пользоваться электронными газетами и журналами.
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
3 класс (68ч)
История книги. Библиотеки
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Ска-
зители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абоне-
мент и читальный зал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная
карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник
«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная
внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:
титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворе-
ний, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого для детей
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа
в группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,
«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Животные — герои детской литературы
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный
лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лон-
дона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией
А. Брема «Жизнь животных».
Художники-оформители книг о животных.
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Дети — герои книг
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сбор-
ник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Книги зарубежных писателей
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-
Томпсон, Дж. Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зару-
бежных писателей для детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных
писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Книги о детях войны
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чте-
ние, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги,
иллюстрации и оформление.
Аннотация. Каталожная карточка.
Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».
Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор мате-
риалов, оформление «Книги памяти».
Газеты и журналы для детей
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет
и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять
углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда»,
«Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
«Книги, книги, книги…»
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографи-
ческие справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Тема | Характеристика деятельности учащихся | Дата |
1-2 | Книги-сборники былин, легенд, сказов. | Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики. Знакомство с былинами русского народа. | |
3-4 | Первые книги. Библия. Детская библия. | Узнать, что такое Библия, различные виды изданий. | |
5-6 | Летописи. Рукописные книги. | Знакомство с историей. Что такое рукописные книги. | |
7 | История книги. Первопечатник Иван Фёдоров. | Познакомиться с биографией основателя книгопечатания в Росиии. | |
8-9-10 | Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина». | Читать волшебные сказки (народные и литературные); книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне». Делать сравнение. | |
11 | Сказки бытовые, волшебные, о животных. | Читать сказки. Аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв). | |
12-13 | Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). | Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг. | |
14-15 | Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». | Активно участвовать в конкурсе. | |
16-17 | История басни. Басни Эзопа и И. А.Крылова. Аппарат книги-сборника. | Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление. | |
18-19 | Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен. | Познакомиться с творчеством русских баснописцев И.Хемницера, А.Измайлова, И.Дмитриева. | |
20-21 | Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. | Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. | |
22-23 | Герои басен. Инсценирование басен. | Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах). | |
24-25 | Конкурс басен | Конкурс «Инсценировка басен» для учащихся 3-их классов. | |
26-27 | Родные поэты. | Знакомиться со сборниками стихотворений о родной природе. | |
28-29 | Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова. | Знакомиться с творчеством Ф.Тютчева, А.Фета, А.Майкова, Н.Некрасова | |
30-31 | Проект «Краски и звуки поэтического слова». | Участие в проекте, составление рукописной книги. | |
32-33 | Книги Л.Н. Толстого для детей. | Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг. | |
34-37 | Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских народных сказок. | Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах). | |
38-39 | Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка. | Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги. | |
40-41 | Рассказы о животных А. Куприна. | Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю». | |
42-43 | Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв. | Составление отзыва о прочитанной книге. | |
44-45 | Художники-иллюстраторы книг о животных. | Знакомство с художниками-оформителями книг о животных. Реклама книги «Заинтересуй друга!» | |
46-47 | Дети — герои книг. Типы книг. | Знакомство с книгой А.Гайдара «Тимур и его команда», | |
48-49 | Книги-сборники произведений о детях. | Знакомство со сборником рассказов Л.Пантелеева «Честное слово» | |
50-51 | Литературная игра «Расскажи о героях детских книг — твоих сверстниках». | Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?». | |
52-53 | Книги зарубежных писателей. | Книги зарубежных писателей ( Дж.Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди). | |
54-55 | Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях. | Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей. Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг. | |
56-57 | Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация. | Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление. | |
58-59 | Книга-сборник Л.Пантелеева «Новенькая». | Знакомство со сборником Л.Пантелеева «Новенькая» | |
60-61 | Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»). | Работа в читальном зале. Книга В.Железникова «Девушка в военном». Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор мате- риалов, оформление «Книги памяти». | |
62 | Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале. | Система библиотечного обслуживания: абонемент и читальный зал. Культура читателя. | |
63-64 | Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др. | Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов. | |
65-66 | Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др. | Знакомство с электронными периодическими изданиями | |
67 | Создание классной газеты «Книгочей». | Работа по созданию газеты «Книгочей». Отзывы о прочитанных книгах. | |
68 | Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея. | Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. Справочная литература. Энциклопедии для детей. Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?». |
Учебно-методическое обеспечение
- Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011.Учебное издание
- Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998
- Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
- Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
- Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999
- Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006
- Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 1988
- Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005
- Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001
- Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
- Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
- Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
- Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
- Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
- Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
Книги для детей:
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Библия. Детская библия (разные издания). Волшебные сказки (народные и литературные) «Сказки А.С. Пушкина» Сборник народных сказок «На острове Буяне»
Русская народная сказка «Дочь-семилетка»
Братья Гримм «Умная дочь крестьянская»
А. Платонов «Умная внучка»
Эзоп « Басни»
Л.Н. Толстой «Басни»
«Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей»
«Сказки в обработке Л.Н. Толстого»
А. Куприн «Ю-ю»
Дж. Лондон «Бурый волк»
А. Брем «Жизнь животных»
В. Драгунский «Денискины рассказы»
А. Гайдар «Тимур и его команда»
Л. Пантелеев «Честное слово»
В. Железников «Жизнь и приключения чудака»
Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»
Дж. Чиарди «Стихи для детей»
Л. Воронкова «Девочка из города»
В. Железников «Девушка в военном»
Журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-61244-1359886845.jpg)
Рабоча программа внеурочной деятельности "В мире книг"
Рабочая программа составлена для проведения кружка "В мире книг" во время внеурочной деятельности интеллектуальной направленности в 1-2 классах.Содержит пояснительную записку и тематическое планирован...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/27/picture-458427-1409155663.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг"
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» Л. А. Ефросининой. Содержит все структурные элементы в соо...
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг"
Рабочая программа составлена на четыре года обучения. Автор программы Л.А.Ефросинина...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/19/picture-47691-1363696279.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг", 3 класс
Программа в «Мире книг» (3 класс) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/01/picture-165384-1541091287.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг». "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (програм...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/27/picture-458427-1409155663.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг". 2 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» Л. А. Ефросининой. Содержит все структурные элементы в соо...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/01/picture-115520-1349112849.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг"
Программа «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя....