Рабочая программа внеурочной деятельности 3 класса "В мире книг"
рабочая программа (3 класс) на тему

Рабочая программа учителя  по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «В мире книг» для учащихся 3-х классов рассчитана на 68 часов.  Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Рабочая программа курса « В мире книг» составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

- Авторской программы «В мире книг» Л.А. Ефросининой,  2011 г;

- Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

- с образовательными потребностями и запросами обучающихся  и их родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vd_v_mire_knig_3_klass_2015-2016.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ  №4 с углубленным изучением французского языка

имени  Жака-Ива Кусто Василеостровского района Санкт- Петербурга

УТВЕРЖДАЮ                 СОГЛАСОВАНО                          РАССМОТРЕНО

_____________                 _______________                         на заседании МО

                                                                                                   протокол № __от

директор школы              зам. директора по УВР                        

«__»________2014          «___»__________2014                  «___»______2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3 КЛАСС

«В МИРЕ КНИГ»

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

                         

                                           Учитель: Романова Л.Б.

                                     Квалификационная категория I

 

2015-2016 уч. год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учителя  по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «В мире книг» для учащихся 3-х классов рассчитана на 68 часов.  Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Рабочая программа курса « В мире книг» составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

- Авторской программы «В мире книг» Л.А. Ефросининой,  2011 г;

- Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

- с образовательными потребностями и запросами обучающихся  и их родителей

Цель программы - расширять читательское пространство учащихся начальной школы посредством дифференцированного обучения и развития индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Задачи:

  1. Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
  2. Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений;
  3. Эмоциональное, творческое, литературное, интеллектуальное развитие ребёнка через чтение;
  4. Воспитание грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.

Общая характеристика курса

В основу программы положена программа внеурочной деятельности Ефросининой «В мире книг» (УМК «Начальная школа 21 века). Преемственность факультатива с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника.

Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Формы организации занятий: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

В результате освоения программы  «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

— осознавать значимость чтения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом чтении;

— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. 

Предметные

— работать с книгой-сборником басен И. Крылова;

— сравнивать басни по структуре и сюжету;

— выделять книги-произведения и книги-сборники из группы пред-

ложенных книг или открытого библиотечного фонда;

— собирать информацию для библиографической справки об авторе;

— составлять таблицу жанров произведений писателя;

— выполнять поисковую работу по проекту;

— презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;

— готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;

— находить по каталогу нужную книгу;

— заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;

— писать отзыв о книге или героях книги;

— пользоваться библиографическим справочником;

— рассматривать и читать детские газеты и журналы;

— находить нужную информацию в газетах и журналах;

— собирать информацию для проекта «История детской газеты или

журнала»;

— готовить материал для классной и школьной газеты;

— пользоваться электронными газетами и журналами.

Регулятивные умения:

— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь самостоятельно работать с новым произведением;

— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение

и аргументировать свою точку зрения;

— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

3 класс (68ч)

История книги. Библиотеки

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Ска-

зители, былинщики.

Библия. Детская библия (разные издания).

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абоне-

мент и читальный зал. Культура читателя.

Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная

карточка. Игра «Обслужи одноклассников».

Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник

«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная

внучка». Рассматривание и сравнение книг.

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Книги-сборники. Басни и баснописцы

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:

титульный лист, аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.

Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

Книги о родной природе

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворе-

ний, обмен мнениями.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

Книги Л.Н. Толстого для детей

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа

в группах).

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,

«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

Животные — герои детской литературы

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный

лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лон-

дона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией

А. Брема «Жизнь животных».

Художники-оформители книг о животных.

Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

Дети — герои книг

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сбор-

ник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».

Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).

Проект «Расскажи о любимом писателе».

Книги зарубежных писателей

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-

Томпсон, Дж. Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зару-

бежных писателей для детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных

писателях (работа в группах). Переводчики книг.

Книги о детях войны

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чте-

ние, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги,

иллюстрации и оформление.

Аннотация. Каталожная карточка.

Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».

Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор мате-

риалов, оформление «Книги памяти».

Газеты и журналы для детей

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет

и журналов. Издатели газет и журналов.

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять

углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда»,

«Читайка», «Шапокляк».

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

«Книги, книги, книги…»

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.

Справочная литература. Энциклопедии для детей.

Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографи-

ческие справочники.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ занятия

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Дата

1-2

Книги-сборники былин, легенд, сказов.

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.

Знакомство с былинами русского народа.

3-4

Первые книги. Библия. Детская библия.

Узнать, что такое Библия, различные виды изданий.

5-6

Летописи. Рукописные книги.

Знакомство с историей. Что такое рукописные книги.

7

История книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Познакомиться с  биографией основателя книгопечатания в Росиии.

8-9-10

Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки

А.С. Пушкина».

Читать волшебные сказки (народные и литературные);

 книга-сборник

«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне». Делать сравнение.

11

Сказки бытовые, волшебные, о животных.

Читать сказки. Аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв).

12-13

Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная

внучка»).

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная

внучка». Рассматривание и сравнение книг.

14-15

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Активно участвовать в конкурсе.

16-17

История басни. Басни Эзопа и И. А.Крылова. Аппарат книги-сборника.

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:

титульный лист, аннотация, оглавление.

18-19

Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого.

Сборники басен.

Познакомиться с творчеством русских баснописцев И.Хемницера, А.Измайлова, И.Дмитриева.

20-21

Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами.

Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

22-23

Герои басен. Инсценирование басен.

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

24-25

Конкурс басен

Конкурс  «Инсценировка басен» для учащихся 3-их классов.

26-27

Родные поэты.

Знакомиться со сборниками стихотворений о родной природе.

28-29

Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова,

А. Фета, Н. Некрасова.

Знакомиться с творчеством Ф.Тютчева, А.Фета, А.Майкова, Н.Некрасова

30-31

Проект «Краски и звуки поэтического слова».

Участие в проекте, составление рукописной книги.

32-33

Книги Л.Н. Толстого для детей.

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.

34-37

Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских народных сказок.

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа

в группах).

38-39

Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка.

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный

лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

40-41

Рассказы о животных А. Куприна.

Аннотация к рассказу

А. Куприна «Ю-ю».

42-43

Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв.

Составление отзыва о прочитанной книге.

44-45

Художники-иллюстраторы книг о животных.

Знакомство с художниками-оформителями книг о животных. Реклама книги «Заинтересуй друга!»

46-47

Дети — герои книг. Типы книг.

Знакомство с книгой А.Гайдара «Тимур и его команда»,

48-49

Книги-сборники произведений о детях.

Знакомство со сборником рассказов Л.Пантелеева «Честное слово»

50-51

Литературная игра «Расскажи о героях детских книг —

твоих сверстниках».

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

52-53

Книги зарубежных писателей.

Книги зарубежных писателей ( Дж.Лондон, Э. Сетон-Томпсон,   Дж. Чиарди).

54-55

Библиографический справочник: отбор информации

о зарубежных писателях.

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных

писателях (работа в группах).         Переводчики книг.

56-57

 Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города».

Аннотация.

Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги,

иллюстрации и оформление.

58-59

Книга-сборник Л.Пантелеева «Новенькая».

Знакомство со сборником Л.Пантелеева «Новенькая»

60-61

 Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны

рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»).

Работа в читальном зале. Книга В.Железникова «Девушка в военном».

Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор мате-

риалов, оформление «Книги памяти».

62

Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой

в читальном зале.

Система библиотечного обслуживания: абонемент и читальный зал. Культура читателя.

63-64

Детские газеты и журналы. История создания журнала

«Мурзилка» и др.

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.

65-66

Электронные периодические издания: «Детская газета»,

журнал «Антошка» и др.

Знакомство с электронными периодическими изданиями

67

 Создание классной газеты «Книгочей».

Работа по созданию газеты «Книгочей».  Отзывы о прочитанных книгах.

68

 Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея.

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.

Справочная литература. Энциклопедии для детей.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

Учебно-методическое обеспечение

  1. Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011.Учебное издание  
  2. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. -  Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998
  3. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
  4. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
  5. Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999
  6. Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006
  7. Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 1988
  8. Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005
  9. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001
  10.  Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
  11. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
  12. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
  13. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
  14. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
  15.  Праздник  - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006

Книги для детей:

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды.    Библия. Детская библия (разные издания).                                                                Волшебные сказки (народные и литературные)                                             «Сказки А.С. Пушкина»                                                                                    Сборник народных сказок «На острове Буяне»

Русская народная сказка «Дочь-семилетка»

 Братья Гримм «Умная дочь крестьянская»

А. Платонов «Умная внучка»

Эзоп « Басни»

Л.Н. Толстой «Басни»

«Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей»

 «Сказки в обработке Л.Н. Толстого»

А. Куприн «Ю-ю»

Дж. Лондон «Бурый волк»

А. Брем «Жизнь животных»

В. Драгунский «Денискины рассказы»

А. Гайдар «Тимур и его команда»

Л. Пантелеев  «Честное слово»

В. Железников  «Жизнь и приключения чудака»

Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»

Дж. Чиарди «Стихи для детей»

Л. Воронкова «Девочка из города»

В. Железников «Девушка в военном»

Журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабоча программа внеурочной деятельности "В мире книг"

Рабочая программа составлена для проведения кружка "В мире книг" во время внеурочной деятельности интеллектуальной направленности в 1-2 классах.Содержит пояснительную записку и тематическое планирован...

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг"

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» Л. А. Ефросининой. Содержит все структурные элементы в соо...

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг"

Рабочая программа составлена на четыре года обучения. Автор программы Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг", 3 класс

Программа  в «Мире книг» (3 класс) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образов...

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг». "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под  редакцией   Виноградовой Н.Ф., (програм...

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг". 2 класс

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» Л. А. Ефросининой. Содержит все структурные элементы в соо...

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг"

Программа «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя....