Лексическая и грамматическая сочетаемость слов. Предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске
видеоурок (2 класс)

Тема урока: «Связь грамматической и лексической сочетаемости слов»

Цели: образовательные – формирование представлений о связи грамматической и лексической сочетаемости слов в предложении;

Развивающие – развитие правильной связной речи,  орфографической зоркости,  аналитического мышления,   обогащение словарного запаса учащихся;

Воспитательные –  воспитание интереса к изучению языка,  осознанной потребности в знаниях, коммуникативных отношений.  

Оборудование: учебник русского языка, карточки, презентация,

Ход урока.

  1. Организационный момент.

К нам на урок сегодня попросился загадочный гость. Кто это?

Он в Италии родился,

 Он своей семьёй гордился.

 Он не просто мальчик-лук,

 Он надёжный, верный друг.

 (Чиполлино  из повести-сказки  Джанни  Родари  «Приключения  Чиполлино»

-Чиполлино путешествует по России. Он неплохо владеет русским языком, но ещё допускает ошибки в речи, что порой затрудняет общение с  людьми. Ребята, поможем Чиполлино в изучении русского языка?  Тогда не будем терять время.

  1. Орфографическая минутка: ( на карточках)

-Давайте познакомим Чиполлино с фразеологизмами.

Прочитайте фразеологизмы. Соедините их  по смыслу со словами 2 столбика.

 Как     сне… на      гол…ву.                                медленно

В    ч…с     по    ч…йной    ло…ке.                        растеряться

Пот…рять    почву    под    н…гами.                        неожиданно

Хоть     гла…      вык…ли.                                        запомнить

Зарубить     на    н…су.                                        темно

Вставьте пропущенные буквы.

Взаимопроверка.        (п о слайду)

  1. АОЗ:            ( слайд №1 )

Придумайте задание к следующим словам.

 

Берёзы, автобус, троллейбус, дуб, осина, трамвай, сосны, пароход, самолет, рябина.

 

Микро итог: о лексическом значении.

Молодцы! А теперь придумайте задания, связанные с грамматическими признаками.

Давайте вспомним грамматические признаки.

 ( таблица)

Вывод:  слова имеют  лексическое значение и  грамматическое значение

  1. Целеполагание:         (слайд №2 )

Опираясь на этот вывод, вы справитесь со следующим заданием.

Прочитайте предложения. Что можете сказать?

Мышка живут в норе.

Лисы  живет в норке.

Во дворе растет зеленый сосна.

Какие нормы нарушены?

Вывод: эти слова не сочетаются по грамматическому признаку (по числу ).

А по смыслу все слова сочетаются в предложении?

         (показ слайда №3 : мышь – нора, лиса - норка)

Вывод:  слова в предложении должны сочетаться по смыслу и грамматически.

Так  чему  мы сегодня будем учиться  на уроке?

Задача  нашего урока: учиться устанавливать лексическую и грамматическую связь слов в предложении.  Для  Чиполлино это тоже  будет  очень  актуально.

              (показ слайда №4 )

  1. Работа по теме урока:

1)Упр. №242

Ребята, что должны учитывать, дополняя эти предложения?

Работаем в парах по рядам.

Проверка: почему вы выбрали это слово.

Можно ли дополнить предложение словом ЮБКА?

2ряд: ваше предложение словом ЗИМА?

ПЕНЬ?  

2)Молодцы! Теперь я уверена, что со следующим заданием вы справитесь легко.

         (показ слайда №5)

Найдите ошибку в предложении. Что заметили?

Мальчик встал, как вскопанный.

Сначала проверим сочетаемость слов по грамматическим признакам.

А теперь разберем лексическое значение слов?

(показ слайда №6: грядка вскопанная, столб вкопанный)

Работа по группам.  (упр. №244)

  1. Рефлексия:

А теперь мне хотелось бы убедиться, что  вы усвоили тему урока и достигли поставленной цели.

Прочитайте предложения и запишите на новой строке номера предложений, в которых допущены ошибки.

  1. Бурундук  любит ягоды и плоды шиповника.
  2.  На облаке сидел молодой воробышек.  
  3.  На полянке распустились  ромашки.
  4. Коровы жуёт сочную траву.
  5.  В воде играют пушистые зайчики.

Проверка: 2, 4, 5.

Оцените свои успехи на полях кружочками.

  1. Итог: Чему мы хотели научиться на уроке?

Как должны быть связаны слова в предложении. (По смыслу и грамматически).

- Ребята,   Чиполлино очень    доволен  новыми знаниями,  рад знакомству с вами и предлагает вам  прочитать  повесть-сказку Джанни Родари «Приключения Чиполлино».

(Показ книги).

 

  1. Д.з: упр. 243.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Связь грамматической и лексической сочетаемости слов»

Цели: образовательные – формирование представлений о связи грамматической и лексической сочетаемости слов в предложении;

Развивающие – развитие правильной связной речи,  орфографической зоркости,  аналитического мышления,   обогащение словарного запаса учащихся;

Воспитательные –  воспитание интереса к изучению языка,  осознанной потребности в знаниях, коммуникативных отношений.  

Оборудование: учебник русского языка, карточки, презентация,

Ход урока.

  1. Организационный момент.

К нам на урок сегодня попросился загадочный гость. Кто это?

Он в Италии родился,

 Он своей семьёй гордился.

 Он не просто мальчик-лук,

 Он надёжный, верный друг.

 (Чиполлино  из повести-сказки  Джанни  Родари  «Приключения  Чиполлино»

-Чиполлино путешествует по России. Он неплохо владеет русским языком, но ещё допускает ошибки в речи, что порой затрудняет общение с  людьми. Ребята, поможем Чиполлино в изучении русского языка?  Тогда не будем терять время.

  1. Орфографическая минутка: ( на карточках)

-Давайте познакомим Чиполлино с фразеологизмами.

Прочитайте фразеологизмы. Соедините их  по смыслу со словами 2 столбика.

 Как     сне… на      гол…ву.                                медленно

В    ч…с     по    ч…йной    ло…ке.                        растеряться

Пот…рять    почву    под    н…гами.                        неожиданно

Хоть     гла…      вык…ли.                                        запомнить

Зарубить     на    н…су.                                        темно

Вставьте пропущенные буквы.

Взаимопроверка.        (п о слайду)

  1. АОЗ:            ( слайд №1 )

Придумайте задание к следующим словам.

Берёзы, автобус, троллейбус, дуб, осина, трамвай, сосны, пароход, самолет, рябина.

Микро итог: о лексическом значении.

Молодцы! А теперь придумайте задания, связанные с грамматическими признаками.

Давайте вспомним грамматические признаки.

 ( таблица)

Вывод:  слова имеют  лексическое значение и  грамматическое значение

  1. Целеполагание:         (слайд №2 )

Опираясь на этот вывод, вы справитесь со следующим заданием.

Прочитайте предложения. Что можете сказать?

Мышка живут в норе.

Лисы  живет в норке.

Во дворе растет зеленый сосна.

Какие нормы нарушены?

Вывод: эти слова не сочетаются по грамматическому признаку (по числу ).

А по смыслу все слова сочетаются в предложении?

         (показ слайда №3 : мышь – нора, лиса - норка)

Вывод:  слова в предложении должны сочетаться по смыслу и грамматически.

Так  чему  мы сегодня будем учиться  на уроке?

Задача  нашего урока: учиться устанавливать лексическую и грамматическую связь слов в предложении.  Для  Чиполлино это тоже  будет  очень  актуально.

              (показ слайда №4 )

  1. Работа по теме урока:

1)Упр. №242

Ребята, что должны учитывать, дополняя эти предложения?

Работаем в парах по рядам.

Проверка: почему вы выбрали это слово.

Можно ли дополнить предложение словом ЮБКА?

2ряд: ваше предложение словом ЗИМА?

ПЕНЬ?  

2)Молодцы! Теперь я уверена, что со следующим заданием вы справитесь легко.

         (показ слайда №5)

Найдите ошибку в предложении. Что заметили?

Мальчик встал, как вскопанный.

Сначала проверим сочетаемость слов по грамматическим признакам.

А теперь разберем лексическое значение слов?

(показ слайда №6: грядка вскопанная, столб вкопанный)

Работа по группам.  (упр. №244)

  1. Рефлексия:

А теперь мне хотелось бы убедиться, что  вы усвоили тему урока и достигли поставленной цели.

Прочитайте предложения и запишите на новой строке номера предложений, в которых допущены ошибки.

  1. Бурундук  любит ягоды и плоды шиповника.
  2.  На облаке сидел молодой воробышек.  
  3.  На полянке распустились  ромашки.
  4. Коровы жуёт сочную траву.
  5.  В воде играют пушистые зайчики.

Проверка: 2, 4, 5.

Оцените свои успехи на полях кружочками.

  1. Итог: Чему мы хотели научиться на уроке?

Как должны быть связаны слова в предложении. (По смыслу и грамматически).

- Ребята,   Чиполлино очень    доволен  новыми знаниями,  рад знакомству с вами и предлагает вам  прочитать  повесть-сказку Джанни Родари «Приключения Чиполлино».

(Показ книги).

  1. Д.з: упр. 243.



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Связь грамматической и лексической сочетаемости слов»

Цели: образовательные – формирование представлений о связи грамматической и лексической сочетаемости слов в предложении;

Развивающие – развитие правильной связной речи,  орфографической зоркости,  аналитического мышления,   обогащение словарного запаса учащихся;

Воспитательные –  воспитание интереса к изучению языка,  осознанной потребности в знаниях, коммуникативных отношений.  

Оборудование: учебник русского языка, карточки, презентация,

Ход урока.

  1. Организационный момент.

К нам на урок сегодня попросился загадочный гость. Кто это?

Он в Италии родился,

 Он своей семьёй гордился.

 Он не просто мальчик-лук,

 Он надёжный, верный друг.

 (Чиполлино  из повести-сказки  Джанни  Родари  «Приключения  Чиполлино»

-Чиполлино путешествует по России. Он неплохо владеет русским языком, но ещё допускает ошибки в речи, что порой затрудняет общение с  людьми. Ребята, поможем Чиполлино в изучении русского языка?  Тогда не будем терять время.

  1. Орфографическая минутка: ( на карточках)

-Давайте познакомим Чиполлино с фразеологизмами.

Прочитайте фразеологизмы. Соедините их  по смыслу со словами 2 столбика.

 Как     сне… на      гол…ву.                                медленно

В    ч…с     по    ч…йной    ло…ке.                        растеряться

Пот…рять    почву    под    н…гами.                        неожиданно

Хоть     гла…      вык…ли.                                        запомнить

Зарубить     на    н…су.                                        темно

Вставьте пропущенные буквы.

Взаимопроверка.        (п о слайду)

  1. АОЗ:            ( слайд №1 )

Придумайте задание к следующим словам.

Берёзы, автобус, троллейбус, дуб, осина, трамвай, сосны, пароход, самолет, рябина.

Микро итог: о лексическом значении.

Молодцы! А теперь придумайте задания, связанные с грамматическими признаками.

Давайте вспомним грамматические признаки.

 ( таблица)

Вывод:  слова имеют  лексическое значение и  грамматическое значение

  1. Целеполагание:         (слайд №2 )

Опираясь на этот вывод, вы справитесь со следующим заданием.

Прочитайте предложения. Что можете сказать?

Мышка живут в норе.

Лисы  живет в норке.

Во дворе растет зеленый сосна.

Какие нормы нарушены?

Вывод: эти слова не сочетаются по грамматическому признаку (по числу ).

А по смыслу все слова сочетаются в предложении?

         (показ слайда №3 : мышь – нора, лиса - норка)

Вывод:  слова в предложении должны сочетаться по смыслу и грамматически.

Так  чему  мы сегодня будем учиться  на уроке?

Задача  нашего урока: учиться устанавливать лексическую и грамматическую связь слов в предложении.  Для  Чиполлино это тоже  будет  очень  актуально.

              (показ слайда №4 )

  1. Работа по теме урока:

1)Упр. №242

Ребята, что должны учитывать, дополняя эти предложения?

Работаем в парах по рядам.

Проверка: почему вы выбрали это слово.

Можно ли дополнить предложение словом ЮБКА?

2ряд: ваше предложение словом ЗИМА?

ПЕНЬ?  

2)Молодцы! Теперь я уверена, что со следующим заданием вы справитесь легко.

         (показ слайда №5)

Найдите ошибку в предложении. Что заметили?

Мальчик встал, как вскопанный.

Сначала проверим сочетаемость слов по грамматическим признакам.

А теперь разберем лексическое значение слов?

(показ слайда №6: грядка вскопанная, столб вкопанный)

Работа по группам.  (упр. №244)

  1. Рефлексия:

А теперь мне хотелось бы убедиться, что  вы усвоили тему урока и достигли поставленной цели.

Прочитайте предложения и запишите на новой строке номера предложений, в которых допущены ошибки.

  1. Бурундук  любит ягоды и плоды шиповника.
  2.  На облаке сидел молодой воробышек.  
  3.  На полянке распустились  ромашки.
  4. Коровы жуёт сочную траву.
  5.  В воде играют пушистые зайчики.

Проверка: 2, 4, 5.

Оцените свои успехи на полях кружочками.

  1. Итог: Чему мы хотели научиться на уроке?

Как должны быть связаны слова в предложении. (По смыслу и грамматически).

- Ребята,   Чиполлино очень    доволен  новыми знаниями,  рад знакомству с вами и предлагает вам  прочитать  повесть-сказку Джанни Родари «Приключения Чиполлино».

(Показ книги).

  1. Д.з: упр. 243.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мастерская слова. Виды предложения по цели высказывания» (закрепление).

Урок « Мастерская слова. Виды предложения по цели высказывания». Урок  проводила учитель I квалификационной категории Тырыкина Светлана Юрьевна в 3 классе по программе «Планета Знаний» по у...

"Виды предложений по цели высказывания. Какие бывают предложения?"

Урок русского языка во 2 классе по УМК "Гармония". "Какие бывают предложения по цели высказывания:"...

Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"

Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"...

Предложение.Виды предложений по цели высказывания

Открытый урок по русскому языку, программа "Школа России",4 класс...

Урок русского языка.Тема урока: Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Знаки препинания в конце предложений.

Цель : формировать понятие о видах предложений по цели высказывания  (повествовательные, вопросительные , побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); развивать уме...