Проект урока по русскому языку "Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске" (система Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова)
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме

Галина Алексеевна Кравченко

Материал содержит проект урока, презентацию к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_kravchenko.docx28.2 КБ
Файл prezentatsiya.pptx149.05 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока по русскому языку в 4 классе.

Разработчик урока: Кравченко Г.А.

Тема: Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Тип урока: Постановка учебной задачи (открытие нового знания)

Цели и задачи:

Образовательные: формирование умения различать виды предложения по эмоциональной окраске и по цели высказывания;

Воспитательные:  создание условий для формирования УУД.

 личностные результаты:

-воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся.

- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,

развивающие:

развитие коммуникативных умений:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;
  • слушать и понимать речь других;
  • вести диалог на уроке.
  • работать над формированием знаний основных моральных норм поведения в группе.

развитие познавательных умений:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы группы, всего класса.
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать, анализировать, группировать понятия, 
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач,

развитие регулятивных умений:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебным материалом.
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.
  • понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу.
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок,

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку

Этап урока.

УУД

Деятельность учителя, приемы, формы

1. Создание ситуации успеха. (Мотивация к учебной деятельности)

Регулятивные действия.

беспечение учащимся организации их учебной деятельности.

-эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия,

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;

Коммуникативные:  

-доносить свою позицию до других:

-оформлять свою мысль в устной речи;

-слушать и понимать речь других;

-вести диалог на уроке. 

Личностные:

воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся.

- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

1.Фронтальная работа с классом

- Сегодня на уроке нам предстоит активно потрудиться, поэтому начнем мы его с разминки. Я буду задавать вопросы, а вы дружно хором - отвечать.

 Разминка по вопросам. (слайд 2)

1.Группа слов, которая выражает законченную мысль. Что это? (Предложение)

2. Как называются предложения, имеющие только главные члены в своем   составе? (Нераспространенные)

3. Что составляют подлежащее и сказуемое? (Основу предложения)

4. Как называется предложение, которое состоит из нескольких простых предложений? (Сложное)

5. Что соединяют союзы в простых предложениях? (Однородные члены)

6. Что соединяет простые предложения в составе сложного? (Союзы)

7. Сколько грамматических основ в сложном предложении? (Две и более)

8. Какой знак препинания употребляется между простыми предложениями в составе сложного? (Запятая)

9. Как разделяются части сложного предложения? (Запятой)

 2.Индивидуальная работа с взаимопроверкой.(слайд 3)

Запишите предложение. Сделайте его разбор по членам предложения, определите, какой частью речи является каждое слово в предложении.

Проворные ласточки хватают мошек в воздухе.        

-Молодцы. Давайте так же дружно продолжим работу.

2.Создание ситуации разрыва. (Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения)

3. Моделирование и конструирование способа.

Личностные:

-воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся.

- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

Регулятивные:

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать, анализировать, группировать понятия,

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя;

Регулятивные: 

-удерживать цель деятельности до получения ее результата 

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать, анализировать, группировать понятия,

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок,

Личностные:

-учебно-познавательный интерес к новому учебно-познавательному материалу и способам решения новой частной задачи, 

Коммуникативные:  

-доносить свою позицию до других:

-оформлять свою мысль в устной речи;

-слушать и понимать речь других;

-вести диалог на уроке. 

-работать над формированием знаний основных моральных норм поведения в группе.

Познавательные:

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач,

3.Фронтальная работа. (слайд 4)

Даны предложения.

1) Поезд опоздал.

2) Поезд опоздал!

3) Поезд опоздал?

4) Поезд опоздал?!

-Что записано на доске?

 -Как вы это поняли?

- Сравните эти предложения. Они одинаковые или разные? (одинаковые, разные)

-Что в них одинаково? (содержание)

-Чем они отличаются? (знаками препинания в конце)

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (изучать новые виды предложений)

Действительно, тема урока:

Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

-Чем отличаются первое и второе

предложения от третьего и четвертого? (в первой паре предложений содержится сообщение, а во второй паре – вопрос)

-Как можно назвать предложение, в котором содержится вопрос? (вопросительное)

-А как можно назвать предложение, в котором сообщается, повествуется о чем-то?

( повествовательное).

-В каких предложениях, кроме сообщения или вопроса, выражены чувства, переживания  говорящего? (во втором и в четвертом)

-Кто знает, как называются такие предложения? ( восклицательными)

-Как можно назвать предложения, в которых не выражаются чувства? (невосклицательные)

-Благодаря чему вы смогли различить предложения в записи? (по знакам препинания в конце предложения)

-Чем отличаются эти предложения в устной речи? (различной интонацией)

4.Работа в группах.

-Покажите на схеме то, что узнали нового о предложении. Сформулируйте правило для учащихся из параллельного класса.

Обсуждение предложенных схем и правил. Формулировка вывода

(Правило выводится на слайд 5, схема – на слайд 6.)

Индивидуальная работа с фронтальной проверкой. (слайд 7)

Запишите предложения в тетрадь. Рядом с каждым в скобках укажите характеристику.

4.Решение частных задач.

Коммуникативные:  

-доносить свою позицию до других:

-оформлять свою мысль в устной речи;

-слушать и понимать речь других;

-вести диалог на уроке.

Регулятивные: 

-учитывать правило в планировании и контроле способа решения,

 -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок,

Личностные:

-установка на здоровый образ жизни,

Познавательные:

-строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,

5. Работа в парах. Самопроверка по образцу. (слайд 8)

Установите границы предложений. В скобках укажите характеристику предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Вечер какая тишина на небе зажигаются первые звезды отчего розовеет горизонт на востоке восходит луна.

Физкультминутка.

6. Индивидуальная работа с фронтальной проверкой.

Выполните упражнение № 269 из учебника.

-Какие слова в предложениях служат помощниками для определения вида предложения?  

(в вопросительных предложениях – вопросительные слова, в восклицательных предложениях  - междометия)

 (слайд 9)

Подчеркните эти слова.

7.Фронтальная работа на развитие устной речи.

Прочитайте предложение как повествовательное, затем как вопросительное. Произнесите их как восклицательные.(слайд 10)

1)К нам дядя приехал.

2)Это подарки.

3)Все были рады.

8.Индивидуальная, парная работа с взаимопроверкой. (слайд11)

Запишите диалог, расставляя знаки в конце предложения. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения в парах.

         Кулики.

Кто там бродит у реки

Это наши кулики

А чего они хотят

Накормить своих ребят

Где ребята

На песочке

Сколько их

Сынок и дочка

5.Рефлексия.

Коммуникативные действия:

 -уметь оформлять свои

мысли в устной форме.

Личностные действия:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

9.Оцените свою работу на уроке. (слайд12)

Продолжите предложения:

На уроке я  узнал…

Я понял…

Мне понравилось…

10. Домашнее задание. (слайд 13)

Упр. №270, правило с. 151


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект урока по русскому языку 4 класс Тема « Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске». (система Д.Б. Эльконина , В.В. Давыдова учебник Русский язык 4 класс, В.В. Репкин , Е.В. Восторгова , Т.В.Некрасова ) Учитель МБОУ Покровская СОШ «НОК» Г. А. Кравченко 2013 г.

Слайд 2

1 2 6 3 8 4 7 5 9 предложение нераспространенное основу предложения сложное однородные члены союзы 2 и более запятая запятой Разминка

Слайд 3

Запишите предложение. Сделайте его разбор по членам предложения, определите, какой частью речи является каждое слово в предложении. Выполните взаимопроверку. Проворные ласточки хватают мошек в воздухе.

Слайд 4

1) Поезд опоздал. 2) Поезд опоздал! 3) Поезд опоздал? 4) Поезд опоздал?! Тема: Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Слайд 5

1) Поезд опоздал . 2) Поезд опоздал! 3) Поезд опоздал? 4) Поезд опоздал?! Запишите предложения в тетрадь. Рядом с каждым в скобках укажите характеристику. Докажите свое мнение. ( повеств ., невоскл .) ( повеств ., воскл .) ( вопросит., воскл .) ( вопросит., невоскл .) Правило. Схема.

Слайд 6

Правило 1: По цели высказывания предложения бывают повествовательные и вопросительные. Предложения, которые содержат сообщение о чем-либо, называются повествовательными . Предложения, которые содержат вопрос , называются вопросительными. Правило 2: По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и невосклицательные. Предложения, в которых кроме сообщения или вопроса выражают чувства говорящего , называются восклицательными .

Слайд 7

Виды предложений по цели высказывания повествовательные по эмоциональной окраске вопросительные ? восклицательные ! невосклицательные !

Слайд 8

В вопросительном предложении может быть вопросительное слово: В восклицательном предложении может быть междометие: ч то? где? как? когда? с колько? почему? о ткуда? зачем? а х! ох! у х! ой! эй ! ура!

Слайд 9

Прочитайте предложение как повествовательное , затем как вопросительное . Произнесите их как восклицательные . 1)К нам дядя приехал. 2)Это подарки. 3)Все были рады. 1)К нам дядя приехал? 2)Это подарки? 3)Все были рады? 1)К нам дядя приехал! 2)Это подарки! 3)Все были рады!

Слайд 10

Запишите диалог, расставляя знаки в конце предложения. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения в парах. Кулики. Кто там бродит у реки Это наши кулики А чего они хотят Накормить своих ребят Где ребята На песочке Сколько их Сынок и дочка Проверь себя.

Слайд 11

Кулики. - Кто там бродит у реки ? - Это наши кулики . - А чего они хотят ? - Накормить своих ребят . - Где ребята ? - На песочке . - Сколько их ? - Сынок и дочка .

Слайд 12

Продолжите предложения: На уроке я узнал… Я понял… Мне понравилось…

Слайд 13

Домашнее задание: Упр. 270, правило с. 151 Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока по теме "Виды предложения по цели высказывания"

Содержится  раздаточный материал для детей, а также приложение к уроку....

Технологическая карта урока русского языка "Предложения по цели высказывания"

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа 2100"...

Презентация и конспект урока на тему "Виды предложений по цели высказывания. 3 класс"

Презентация на тему "Виды предложений по цели высказывания. 3 класс"...

Конспект урока по русскому языку «Общая часть родственных слов (корень)» 2 класс (УМК «Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова»)

Цели деятельности учителя:  формирование понятия о корне как общей части основ родственных слов; знакомство с понятием «корень»; формирование умения находить корень.Пла...

Лексическая и грамматическая сочетаемость слов. Предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске

Тема урока: «Связь грамматической и лексической сочетаемости слов»Цели: образовательные – формирование представлений о связи грамматической и лексической сочетаемости слов в предложе...

Презентация к урок русского языка Предложения по цели высказывания и интонации

Презентация по русскому языку . Зрительное запоминание знаков препинания и где их ставить...