Технологическая карта урока русского языка "Предложения по цели высказывания"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Берзина Наталья Николаевна

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока44.09 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку.

3 класс. УМК «Школа 2100»

Тема «Предложения по цели высказывания»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы организации

Формирование УУД

Органи-

зационный

Громко прозвенел звонок

Начинается урок

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Книга, ручки и тетрадка?

А теперь за парты сели

На меня все посмотрели.

Настрой на урок, проверка готовности к уроку.

Актуали-

зация опорных знаний

Минутка чистописания.

Откройте тетради, запишите число, классная работа, выделите знакомые орфограммы.

Запишите буквосочетания.

пр  ре ед  дл ло ож же ен ни ие

Посмотрите внимательно. Какое слово можно из них собрать?

Предложение.

Запишите это слово рядом с буквосочетаниями.

- Как вы думаете, почему мы записали это слово?

Фонетическая зарядка.

Выполним сокращённый фонетический разбор. Начинает первая группа по цепочке.

( ударение, слоги, транскрипция, количество букв и звуков, характеристика одного звука)

Почему звуков больше, чем букв?

Характеристика звука у каждой группы разная:

1 группа- звук  п

2 группа – звук  р

3 группа – звук д

4 группа -  звук л

5 группа –звук ж

Проверим  работу с помощью интерактивной доски.

Работа с деформированным предложением, грамматический разбор.

- О чём же мы будем сегодня говорить?

- Что такое предложение?

Посмотрите внимательно в листы № 1. Можно ли назвать то, написано предложением? Почему?

 Посоветуйтесь с ребятами из своей группы и составьте из этих слов предложения.

с, сошёл, рыхлый, полей, снег

светит, солнце, весеннее, ярко.

- Какую работу мы можем выполнить с предложением?

Выберите любое предложение и выполните его разбор.

Проверьте правильность выполнения с помощью интерактивной доски.

Запись в тетради: число, классная работа, буквосочетания.

Решение логической задачи. Запись слова.

Предположения детей

Выполняют фонетический разбор.

Проблемный вопрос.

Записывают характеристику звука

Проверка своей работы, оценивание.

Ответы на вопросы

Работа в группе.

Высказывания ребят.

Выполнение разбора предложения в группе, по цепочке.

Проверяют качество выполнения задания, исправляют ошибки, если есть. Оценивают свою работу

Коллективная работа

Коллективная работа

Работа в группе

Индивидуально-групповая

Личностные:  имеют мотивацию к учебной  деятельности

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации,

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют самоконтроль

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, взаимодействуют с другими.

Физминутка

Создание проблемной ситуации

Ребята, мне сегодня передали текст, но я никак не могу в нём разобраться. Может, вы мне поможете? Найдите лист № 2. Прочитайте текст.

Почему растаял снег потому что наступила весна ярче светит солнышко прилетели весёлые скворцы скоро появятся птенцы не шуми в лесу

- Что мешает вам прочитать и понять текст?

- Какие знаки ставятся в конце предложения? Почему?

- А от чего зависит, какой знак нужно поставить?

каждое предложение мы произносим с определённой целью. И у каждого предложения есть своё название.

Так что же мы сегодня должны узнать?

Соберите рассыпавшиеся слова  и вы получите тему нашего урока.

по, Виды, цели, предложений, высказывания

В группе читают текст и стараются понять, что это такое.

Ответы детей. С какой целью мы говорим.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы; отвечают на вопросы.

Работа в группе. Формулирование темы урока.

Индивидуально-групповая

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность  к самооценке своих действий и поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, строят логические рассуждения, формулируют тему урока.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний, планируют ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками  или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

-Что же мы сегодня должны узнать и чему должны научиться? Составим план своей работы исходя из темы урока.

- Какие бывают предложения по цели высказывания?

- Почему они делятся на такие виды?

-Научиться различать виды предложений по цели высказывания

Составление плана деятельности с помощью учителя.

Выражение проблемы

Работа с учебником.

Приступим к выполнению нашего плана. Возьмите карточку № 3. выполните задания со своими одноклассниками. Запишите ответы на вопросы прямо в карточку.

Найдите стр. 137.

Рассмотрите иллюстрации и прочитайте предложения к ним.

С какой целью произносится первое предложение? Запишите.

С какой целью произносится второе предложение? Запишите.

С какой  целью произносится третье предложение? Запишите.

Работа с определением

Прочитайте правило на стр. 138.

-Что узнали из правила?

на какие вопросы нашего урока мы уже ответили?

-Что может помочь быстрее запомнить правило? (составить опорную схему)

На листе, фломастерами нарисуйте опорную схему к данному правилу.

Оцените свою работу

Работа в группе.

Устная проверка.

Выступление представителей от каждой группы

Дети изображают правило с помощью схемы

Проверка с помощью документ камеры.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из определения в учебнике, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания, преобразуют текстовый материал в графический.

Регулятивные: самостоятельно анализируют новый учебный материал,

 Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Физминутка

Первичное закрепление

Тренировочные упражнения.

Остался один вопрос.  Научиться определять предложения по цели высказывания.

Посмотрите на доску. Прочитайте стихотворение.

Приходи, весна, скорей!

Заждались мы тёплых дней.

Где же зелень на полях,

В наших парках и садах?

- Сколько здесь предложений?

- Что у них общего?

 -А чем они отличаются?

- Определите, какие это предложения по цели высказывания.

Каждая группа запишет предложение, которое больше нравится и в скобочках запишет какое оно по цели высказывания.

Творческое задание.

 Расставьте знаки препинания. Запишите предложения так, чтобы получился текст.

Не губите эти дивные цветы

Вам знаком тонкий аромат ландышей

Их подарила нам весна

Коллективное устное задание.

Используют свои знания в практической работе

Работа в группе.

Используют свои знания в практической работе

Личностные: понимают значение знаний для человека

Познавательные: приобретают умение использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Рефлексия учебной деятельности

Что нового вы узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- Нужны ли вам полученные знания в жизни?

- Понравилось ли вам на уроке?

Оцените свою работу. Какую оценку вы бы себе сегодня поставили за работу в группе?

Определяют эмоциональное состояние на уроке, оценивают свою работу

Индивидуальная

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний и операционных исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Домашнее задание

Выучить правило

Упр.

Творческое задание: написать плакат в защиту природы, используя побудительные предложения.

Тема «Виды предложения по цели высказывания»

Цели урока:

познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания;

повторить и закрепить знания о предложении, полученные во 2 классе;

развивать речь, внимание, логическое мышление, умение обобщать и представлять учебный материал в виде схем ;

совершенствовать умение детей работать самостоятельно и в группе, воспитывать уважение к товарищам, прививать интерес к родному языку.

Оборудование:

магнитная доска и магниты;

набор слов для работы в парах;

карточки для индивидуальной работы;

листы-заготовки для составления кластера;

фигурки для проведения этапов эмоционального настроя и этапа рефлексии;

таблицы с предложениями и модели домиков для проведения игры;

Цели урока:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания,
  • Учить:
    а) находить и правильно произносить предложения с различной целью высказывания; 
    б) ставить знаки препинания в конце предложения;

Развивающие:

  • Развивать умения самостоятельной работы с учебником и дополнительным материалом.

Воспитательные:

  • Воспитание внимательного отношения к тексту литературного произведения.

Оборудование:

1. Диск с аудиозаписью отрывка из сказки Антуана Сент-Экзюпери “Маленький принц”.
2. Наглядные пособия. Плакат с вопросительными словами.
3. Учебник.
4. Раздаточный материал. (
см. Приложение1Приложение2Приложение3Приложение4)

Тема урока: виды предложений по цели высказывания, знаки препинания в конце предложений.

Цель урока: формировать навык распознавания предложений по цели высказывания, понимать цель высказывания как основу различения видов предложения, использовать предложение с учетом речевой ситуации.

Планируемые результаты

  • Личностные: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
  • Предметные: распознавать виды предложений по цели высказывания; моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей; употреблять и х в речевой практике.
  • Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цель урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • Коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли, сохранять и развивать умение сотрудничать в группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: учебник «Русский язык» 5 класс (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.)

Формы работы

  • Фронтальная
  • Индивидуальная
  • Групповая

Тип урока: формирование умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Роль взаимной связи между словами при построении высказываний»

Данный урок 21 в разделе «Синтаксические единицы языка: словосочетание и предложение» Основной вопрос данного раздела: «КАК СВЯЗЫВАЮТСЯ СЛОВА ДРУГ С ДРУГОМ В РЕЧИ?»С этого вопроса начиналось введ...

Технологическая карта урока русского языка "Виды предложения по теме высказывания" 3 класс

Технологическая карта урока составлена в соответствии ФГОС НОО....

Технологическая карта урока: Нахождение нескольких долей целого.

Технологическая карта урока: Нахождение нескольких долей целого. 4-Б классЦели урока:Создание условий для знакомства с алгоритмом нахождения нескольких долей целого; формирование умений применять алго...

Технологическая карта урока математики по теме "Составные высказывания"

Материалы урока содержат продуктивные задания по теме "Высказывания"...

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока по математике "Выделение целой части из неправильной дроби" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: формирование умения выделения целой части из неправильной дроби.Задачи урока:Дидактические:1. учить выделять целую часть из неправильно...