Конспект урока по русскому языку 4 класс «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа»
план-конспект урока (4 класс)

Кирсанова Мария Витальевна

Конспект урока по русскому языку 4 класс «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Место урока в программе: открытие новых знаний  

Тема урока: Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа

Предметные умения

УУД

  1. Определять окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах;
  2. Обосновывать написание безударного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах;

 Познавательные

  1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;
  2. Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  3. Анализ, сравнение, классификацию объектов по выделенным признакам; синтез

Регулятивные

  1. Постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
  2. Оценивание качества и уровня усвоения материала.

Коммуникативные

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами родного языка;

Личностные

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Опорные

понятия, термины

Новые

понятия, термины

Падеж

Родительный и предложный падежи

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

 С литературным чтением

Работа в парах, индивидуальная, фронтальная

 Компьютерная презентация, методический и раздаточный материал

Этапы урока

Содержание (ход урока)

Примечания

Организационный

Здравствуйте дети, меня зовут Мария Витальевна, и сегодня я у вас проведу урок русского языка.

Актуализация знаний

Введение в тему  

Основной этап

Работа с учебником

Ребята у каждого из вас лежит текст, давайте мы ознакомимся с ним.

Понятен ли вам этот текст?

- нет

Красив ли он?

-нет

Чего не хватает?

-Имён прилагательных

Давайте попробуем вместо вопросов. Которые вам даны в скобках, вставить пропущенные  имена прилагательные. Для того, что бы это было быстрее, я вам даю на слайде выбор прилагательных. Но вы должны понимать. Что не все прилагательные могут соответствовать вашему тексту.

Имена прилагательные даны все в именительном падеже, и вам нужно поставить их в нужный падеж.

( Белые, чудные, прелестные, поздние, крепкие, глубокие, ясные)  

Кувшинка

Летним  утром на реках появляются много БЕЛЫХ  кувшинок . Всем радостно слышать о  ЧУДНЫХ видов ПРЕЛЕСТНЫХ красавиц. А ПОЗДНИМИ вечерами  кувшинки  уходят  под воду.  Они плотно сжимают  свои  лепестки  КРЕПКИМ кулачком, и ныряют с головой.    ГЛУБОКИМИ ночами  она спит Утро будет ЯСНЫМ – кувшинка снова очарует всех  красотой.

И так, читаем первое предложение ( один ученик)

Какое прилагательное ты вставишь в первое предложение?

- белые

- правильно, а в какой падеж и число его нужно поставить, что бы оно подходило по тексту?

- в родительные падеж, мн.ч

Какое мы напишем окончание?

- ЫХ

И т.д каждое предложение.

Давайте с вами озаглавим наш текст.

Я для вас приготовила несколько вариантов, нужно выбрать подходящий:

-Водяной цветок

-Кувшинка

-Кубышка

-Нежный цветок

Назовите мне слова которые стоят в родительном и предложном падежах мн.числа.

А скажите пожалуйста, что общего у всех тех прилагательных  которые мы сейчас назвали?

- они все стоят во множественном числе, в родительном и предложном падежах.

Кто мне скажет тему нашего сегодняшнего урока?

«Родительный и предложный падежи имен прилагательных во множественном числе».

 

Открываем свои тетради. Пишем число, классная работа.

Мы только что с вами разобрали все прилагательные и предложения из текста.

А теперь мы с вами запишем таким образом:

1 вариант записывает первые 2 предложения, 2 вариант вторые 2 предложения, и 3 вариант последние 2 предложения.

У прилагательных выделяем окончания, падеж и пишем в каком числе они употреблены.

После чего как все запишут, открываем с вами страницу учебника № 43.

Посмотрим с вами упражнение № 90.

Что здесь представлено?

- схемы

Какие схемы?

Здесь указаны падежи, варианты окончания и примеры. Давайте рассмотрим.

А сейчас выполним упражнение №91.

Прочитайте его, О чем стих?

О богатстве русского пейзажа.

Скажите, пожалуйста, а что такое пейзаж?

- это изображение лесов, полей, рек, озер и т. д.

Обратите внимание на слово «Богатство»

Посмотрите, как оно пишется, какое это слово?

-словарное

Спишите текст, в именах прилагательных укажите род,падеж и выделите окончания.

Теперь нам осталось сделать?

-разобрать прилагательное «Русского» как часть речи.

(Один человек работает у доски)

Разбор:

Все богатства русского пейзажа.

1. У богатства (какого?) – русского

2. Н.ф- русский

3. Богатство (какое?) – русское – ср.р

4. Единственное число

5. Родительного падежа (  чего?)  русского пейзажа

6. Богатства (какого?) синего - определение

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Выключаю проектор

Работа по карточкам

Сейчас будем работать парами. Каждой паре даны полоски со словами, вам нужно найти пару.

Даны прилагательные и даны существительные, существительное нужно соотнести с прилагательным и поставить его в нужный падеж. Каждое словосочетание вы записываете в тетрадь, выделяете окончание, падеж и число.

- Тенистая аллей (тенистых) Родительный падеж

-О хорошая товарищах ( хороших) Предложный падеж.

- О жаркая днях ( жарких) Предложный

-Высокая гор (высоких) Родительный

- О сладкая снах (сладких) Предложный

- Разноцветная шаров ( разноцветных) Родительный

- Малиновая снов (малиновых) Родительный

Межпредметные связи с окружающим миром

См. работа

Физминутка

Дидактическая игра

Работа с индивидуально раздаточным материалом

Итог урока

А знаете ли вы?   Что такое кубышка? Давайте я вам немного о ней расскажу. Слушайте внимательно и запоминайте имена прилагательные которые будут звучать.

Кубышка- это обычное водное растение. Встречается в прудах, озёрах, и реках со спокойным течением. Цветёт в мае-августе. Его красивые жёлтые цветки чуть поднимаются над поверхностью воды. Листья у этого растения крупные и круглые  плавают на поверхности воды,  они не тонут, даже если на них сядет толстая лягушка.. Цветок находится на длинной ножке. Срывая такой нежный цветок, мы наносим вред прекрасному растению. Так как через место разрыва вода попадает внутрь. А это приводит к загниванию подводной части растения, и к его гибели.

Назовите пожалуйста прилагательные которые вы запомнили.

(обычное, водное, спокойным, красивые, жёлтые, крупные, круглые, толстая, длинной, нежный, прекрасному, подводной)

Молодцы.

Сейчас я каждому по варианту раздам карточки, задание написано.

Задание: Рядом со словосочетанием записать это же словосочетание только в предложном падеже.

1 Вариант:

-сочн…х ябл…к

-зимн…х б…тин…к

-Свободн…х мест

-чист…х к…стрюль

-Тёпл…х п…льто

2 Вариант

-красн…х п…м…дор…в

-резинов…х с…пог

-летн…х к…никул

-красив…х туфель

-модн…х к…стюм…в

                   Р.п.                    П.п.

Образец. Сочных яблок – о сочных яблоках.

А теперь мы немного отдохнем, встаньте пожалуйста. Сейчас я буду называть вам имена прилагательные в единственном и множественном числе, ваша задача, если прил. Во множественном числе вы поднимаете руки вверх, если в единственном число то прячете лицо за ладонями.

Активные

Вкусная

Голубой

Ленивые

Веселая

Кислый

Ораньжевый

Гибкие

Дисциплинированные

Маленький

Широкий

Узкая

Аккуратные

Жизнерадостная

-Молодцы! Садитесь на свои места.

А сейчас мы поработаем с презентацией. Ваша задача разделить словосочетания  по нужным столбикам.

     Р.п                                                                П.п

О любим… книгах

Верн… друзей

Любим… конфет

О сладк… ватах

Золот… монет

О ярк… звёздах

Весёл… игр

О хорош…  успехах

             

Наш урок подходит к концу. Я попрошу вас выполнить небольшое  задание по теме «Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе». Подпишите его пожалуйста.

Дополнить текст подходящими по смыслу именами прилагательными. Выделить их окончания, указать падеж  

 

Пришла ________________зима.

Она завалила всё ______________________ снегом. Наступили ______________________ночи.

Луна ярко освещала__________________поляну. Звёздочки зажглись на _________________ небе.

 Они осветили лес ____________________ светом.

На охоту вылетела _____________________ сова.

 Совята остались ждать _________________ маму.

Наш урок подошёл к концу, давайте с вами подведём итог.

Скажите пожалуйста, о каких падежах мы с вами сегодня разговаривали?

На какие вопросы они отвечают?

Приведите примеры предложного падежа? Родительного?

Сколько падежей в русском языке?

Попрошу встать тех ребят, кто хорошо понял тему урока.

 До свидания. Спасибо большое за урок, мне было приятно с вами работать.

Слайд 4

Слайд 5

Выключаю проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс. «Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа».

Тема урока: «Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа». (Школа России) Цели: сформировать умения распознавать имена прилагательные множественного числа ...

конспект урока по русскому языку 4 класс. «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа».

Тема урока: «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа». (Школа России) Цели: учить распознавать Р.п. и П.п. имен прилагательных множественного числа, формиров...

Конспект урока «Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа», 4 класс

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока в 4 классе «Родительный и Предложный падежи имён прилагательных множественного числа»

Предмет: Русский языкТема урока: «Родительный и Предложный падежи имён прилагательных множественного числа»УМК «Школа России»Тема: «Родительный и Предложный падежи имён п...

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа

Тема урока: Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числаТип урока: урок «открытия» нового знания (урок изучения нового материала)Цель урока: Создать условия для...

Конспект урока по русскому языку на тему "Части речи. Изменение имён прилагательных по числам" (УМК Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять имена прилагательные по числам; закрепление знаний учащихсяо роде имён прилагательных, морфологических признаках прилагательногоПланируемые резу...