конспект урока по русскому языку 4 класс. «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Захарова Светлана Сергеевна

Тема урока: «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа».

 (Школа России)

 

Цели: учить распознавать Р.п. и П.п. имен прилагательных множественного числа, формировать умение употреблять прилагательные множественного числа в речи.

Планируемые результаты:

ü Предметные:   самостоятельно определять родительный и предложный падежи; уметь различать и находить прилагательные в тексте;

 

ü Личностные: развивать умение правильно писать безударные окончания; развивать речь, память, мышление, восприятие на слух; умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы.

 

ü Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: презентация, компьютер, учебник, доска, мел.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                

                                                           

Тема урока: «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа».

 (Школа России)

Цели: учить распознавать Р.п. и П.п. имен прилагательных множественного числа, формировать умение употреблять прилагательные множественного числа в речи.

Планируемые результаты:

  • Предметные:   самостоятельно определять родительный и предложный падежи; уметь различать и находить прилагательные в тексте;

  • Личностные: развивать умение правильно писать безударные окончания; развивать речь, память, мышление, восприятие на слух; умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы.

  • Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: презентация, компьютер, учебник, доска, мел.

Этапы урока, методы и приемы

Время

Содержание

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

Слово учителя.

1 мин

Утром в школу мы бежим.

На мороз мы не глядим.

Под ногами снег скрипит,

В небе солнышко блестит.

На уроке тишина,

А на улице…(зима).

Здравствуйте, ребята! Сильно замерзли пока в школу шли?  

Посмотрите, все ли у вас готово к уроку? У кого все готово, присаживайтесь на свои места, остальные готовятся.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Регулятивные: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Мотивационный этап

Словесный метод;

Слово учителя

1 мин

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Слушают учителя

Личностные: мотивация к учебно-познавательной деятельности.

Актуализация знаний

Словесный метод;

Слово учителя

5 мин

  1. Что такое имя прилагательное?
  2. Что обозначают имена прилагательные?
  3. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
  4. С какой частью речи употребляются?
  5. Как изменяются имена прилагательные?
  6. Приведите примеры имен прилагательных м.р., ж.р., ср.р.

А про изменение прилагательных по числам я знаю маленькую историю про страуса. Кто такой страус?

- Где живут страусы?

Стихотворение «Маленький страус» из книги «Доброе утро, имя прилагательное» Татьяны Рик.

Маленький страус из стран очень жарких

Сбежал, чтоб пожить в небольшом зоопарке.

Но его не обидели, честное слово,

Добрые дяденьки рода мужского.

Гулять выводили в любую погоду

Добрые тетеньки женского рода.

Страус письмо своей маме послал.

«ДОБРЫЕ очень!..»- он в нем написал.

Дивится мама страуса, в письмо такое глядя,

Не знает, кто же добрые: тети или дяди.

Как же мог бедный страус забыть:

У прилагательных во множественном числе

Род нельзя определить!

Ребята, какой вывод мы можем сделать из этого стихотворения, посмотрите на него еще раз.

 У прилагательных во множественном числе нет рода. Молодцы! 

Отвечают на вопросы учителя;

Самостоятельная часть речи

Признак предмета

С сущ-м

Приводят примеры

Отвечают на вопросы

Слушают учителя

Делают вывод

У прилагательных во множественном числе нет рода.

Осознанное  и произвольное построение речевого высказывания (П);

Познавательные: Осознание познавательной задачи.

Коммуникативные: допуск возможности различных точек зрения,  

формулировка собственного мнения,

Постановка учебной задачи

М.: словесно-наглядный

 Метод практический прием: выполнение упражнения

Формулирование учебной цели

2 мин

Ребята,  как склоняются имена прилагательные во множественном числе? Давайте просклоняем 2 словосочетания. Откройте свой тетрадочки, запишите число, классная работа (один ученик читает по слогам как записывается число).

Ребята, 1 вариант склоняет веселые песни, 2 вариант яркие звезды.

 (И.п. (какие?) веселые песни, яркие звезды…) заканчиваем. Давайте по цепочке, сначала отвечает 1 вариант, а затем 2. (выслушиваем ответы). Что вы заметили? Правильно, в родительном и предложном падеже, одинаковые окончания.  Сформулируйте тему нашего урока.

Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа.

Какую цель на урок мы поставим? научиться распознавать Р.п. и П.п. имен прилагательных множественного числа. Молодцы! Цель мы поставили, надеюсь к концу урока мы ее добьемся.

Открывают тетради, записывают число

один ученик читает по слогам как записывается число;

 склоняют имена прилагательные по вариантам.

в родительном и предложном падеже, одинаковые окончания.

Познавательные: Осознание познавательной задачи.

Коммуникативные: допуск возможности различных точек зрения,  

формулировка собственного мнения,

планирование учебного сотрудничества  с учителем и сверстниками.

Решение учебной задачи

Словесный метод.

Беседа

Метод – словесный

Работа с учебником

Словесный метод: беседа по вопросам, монолог учителя, вопросы первичного восприятия.

Метод – словесно-наглядный.

Метод словесный

Прием беседа

Работа с понятиями

Прием: выполнение упражнения с комментированием

Самостоятельная работа

Метод: словесно - практический

Прием: выполнение упражнения с комментированием

Метод: словесно - практический

Прием: выполнение упражнения с комментированием

30 мин

Ребята, откройте учебники на странице 43. Прочитайте еще раз тему нашего урока. Найдите упр. 90. Давайте рассмотрим схемы. Мы с вами только, что выполняли задание и узнали, в каких падежах пишутся одинаковые окончания. Давайте повторим? В каких падежах? Правильно, в родительном и предложном. В каком еще падеже имена прилагательные имеют такие же окончания? молодцы!

Ребята найдите упражнение 91. Прочитайте стихотворение.

 Все богатства русского пейзажа в полное владенье нам даны: вьюжных зим серебряная пряжа, кружева зелёные весны.

О чем это стихотворение? Что вы представили, читая стихотворение? Ребята, спишите текст. Списали? Теперь возьмите карандашики и укажите имена прилагательные в родит. Падеже. Назовите, какие прилагательные вы нашли? (ответы детей). Ребята, а почему они имеют разные окончания? Правильно потому, что в 1 случае оно в единственном числе, а во 2 уже во множественном.

Какой вывод мы можем сделать? Имена прилагательные в ед.ч. и во мн.ч. имеют разные окончания. Это вам знакомо.

Найдите ниже 2 слова, прочитайте их (один ученик читает всему классу по слогам) богатство, хозяйство. Теперь прочитайте с ударением. Ребята , что такое богатство как вы понимаете? Богатство – это, с одной стороны, большое количество всевозможных материальных благ у человека, которые способствуют комфортной жизни. С другой стороны, богатство – это духовный мир человека, его интеллектуальный капитал, разнообразие эмоций и различные положительные качества. Молодцы! А что такое хозяйство? В самом простом понимании под хозяйством подразумевается совокупность инструментов и приспособлений, посредством которых владелец обеспечивает свои потребности. Запишите эти два слова к себе в тетрадь, поставьте ударение, проверьте, правильно ли вы записали.

Продолжим. Упражнение 92. Прочитайте предложения. Задание спишите и вставьте пропущенные буквы. Внимание! 1 вариант записывают 1 и 2 предложения, потому что они маленькие, и вставлять там немного, а 2 вариант записывают 3 предложение. Заканчиваем. Обменяйтесь тетрадями с соседом, возьмите карандаши, проверьте по слайду. Отдайте тетради обратно. Еще раз пробегите глазками, правильно ли вы выполнили. Встаньте, кто не допустил ни одной ошибки и выполнил все правильно? Молодцы присаживайтесь. Ребята, какое предложение вам показалось более красивым? Что в нем привлекло ваше внимание?

Укажите падеж имен прилагательных , выделите их окончания. Кто желает ответить?  (слушаем ответы). Ребята, у кого-то есть по-другому? Если нет, то вы выполнили правильно. Ребята, найдите упражнение 94. Прочитайте задание. Прочитали? В чем сходство имен прилагательных и имен существительных в данных словосочетаниях?

Спишите каждое словосочетание, а рядом с ним запишите это же словосочетание в предложном падеже. Посмотрите на образец ниже. Выполняем первый столбик все вместе, на доске. Есть желающие? Начнем со второго словосочетания. Зимних ботинок – о зимних ботинках, свободных мест – о свободных местах, чистых кастрюль – о чистых кастрюлях, теплых пальто – о теплых пальто. Ребята, не забываем подчеркивать пропущенные орфограммы. Теперь второй столбик  выполните самостоятельно. Заканчиваем, проверяем. (по цепочке…) кто выполнил все правильно? Молодцы! Кто допустил ошибку в 1 словосочетании? Во 2? В 3? В 4? В 5? ( если ошибки, то объясняем, как правильно сделать).

Ребята, ниже слова. Прочитайте их с ударение, по слогам и запишите к себе в тетрадь. Ребята запомните, как пишутся эти слова.

А теперь устно выполним задание со слайда.

Исправь ошибки в окончаниях имён прилагательных, укажи падеж, число, род.

У дома растут молодыи ( ) берёзки. На их веточках качаются озорныи ( ) воробьи. Весёлыи ( ) песни радуют маленькех( ) детей. Дружныи ( ) ребята строят большыи ( ) крепости. Скоро начнутся снежныи () дни.

Выполняем по цепочке. Молодцы!

И вот последнее задание, тоже выполним устно

Дополнить текст подходящими по смыслу именами прилагательными. Выделить их окончания, указать падеж, число, род прилагательных.

Зимой.

Пришла ___________зима. Она завалила всё ______________________ снегом. Наступили ______________ ночи. Луна ярко освещала_____________ поляну. Звёздочки зажглись на ____________ небе. Они осветили лес ______ светом. На охоту вылетела _____________ сова. Совята остались ждать ___________ маму.

Молодцы!

Открывают учебники.

Рассматривают схемы;

в родительном и предложном.

Читают стихотворение

Это стих-е о природе;

Списывают текст;

Проверяют;

 

в 1 случае оно в единственном числе, а во 2 уже во множественном.

Богатство – это большое количество всевозможных материальных благ

под хозяйством подразумевается совокупность инструментов и приспособлений

записывают слова в тетрадь

выполняют задание по вариантам

проверяют

встает, кто не допустил ошибки

отвечают на вопросы

читают задание

выполняют упражнение на доске, по цепочке

2 столбик выполняют самостоятельно.

Проверяют

Читают словарные слова, переписывают их в тетрадь.

Устно исправляют ошибки в тексте со слайда

Дополняют текст прилагательными по смыслу

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Познавательные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок,

адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание,

владеть диалогической формой коммуникации,

договариваться и приходить к общему решению совместными действиями,

правильно выражать свои мысли в речи.

Рефлексия

Словесный метод.

Слово учителя.

1 мин

Вы все хорошо поработали и справились со всеми заданиями. А теперь те, кто считает, что сегодня поработал лучше всех и доволен своими результатами – улыбнется широко-широко. Класс просто сияет улыбками. А это значит, что сегодня все потрудились на славу.

Оценивают своё внутреннее состояние.

улыбаются

Личностные: самооценка.

Итог урока

Словесный метод.

Беседа;

Слово учителя.

2 мин

 Кто может вспомнить, какую цель мы поставили вначале урока? Добились ли мы этой цели?

 Что на уроке было для вас новым?

- Чему научились?

- Как распознать родительный и предложный падежи прилагательных в форме множественного числа?

Откройте дневники, запишите Д/З упражнение 93.

Ребята, урок закончен.

Обобщают пройденное на уроке.

Записывают Д/З

Познавательные:  делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: участие в подведении итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс. «Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа».

Тема урока: «Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа». (Школа России) Цели: сформировать умения распознавать имена прилагательные множественного числа ...

Конспект урока «Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа», 4 класс

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока в 4 классе «Родительный и Предложный падежи имён прилагательных множественного числа»

Предмет: Русский языкТема урока: «Родительный и Предложный падежи имён прилагательных множественного числа»УМК «Школа России»Тема: «Родительный и Предложный падежи имён п...

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа

Тема урока: Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числаТип урока: урок «открытия» нового знания (урок изучения нового материала)Цель урока: Создать условия для...

Конспект урока по русскому языку на тему "Части речи. Изменение имён прилагательных по числам" (УМК Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять имена прилагательные по числам; закрепление знаний учащихсяо роде имён прилагательных, морфологических признаках прилагательногоПланируемые резу...

Конспект урока по русскому языку 4 класс «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа»

Конспект урока по русскому языку 4 класс «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа»...