Статья
статья (3 класс)

СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА ВАСИЛЬЕВА

Из опыта работы с детьми с ОВЗ в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_s_detmi_s_ovz_v_nachalnoy_shkole_2021.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы с детьми с ОВЗ в начальной школе.

Васильева Светлана Анатольевна,

Учитель начальных классов.

Первыми и самыми важными условиями для успешной организации инклюзивного обучения являются:

  • Установка положительного психологического климата в классе.
  • Установление тесного сотрудничества между педагогом, ребёнком, родителями, специалистами сопровождения.

Слайд 2. Главные требования к уроку с детьми с ОВЗ:

  1. Воздействие на все органы чувств.

В памяти мы сохраняем 10% материала, если мы только читаем;

20%, если мы слушаем;

30%, если мы видим;        

50%, если слушаем и смотрим;

70%, если мы произносим его сами;

90%, если мы сами что-то делаем.

Слайд 3. Учиться нужно с помощью всех органов чувств.

Слайд 4. Ученики учат словарные слова. Непроверяемые гласные и согласные. Запомни правописание. Проверить нельзя.

Дети сами придумывают, как запомнить слово. Если затрудняются, есть книга «Неправильные правила» В. Агафонов, где рисунок, картинка, весёлое стихотворение помогают легко запомнить трудное правописание.

Слайд 5.  2. Разнообразные виды деятельности.

Многими учёными отмечен тот факт, что при повышении интереса учащихся на уроке повышается и эффективность урока.

  • Атмосфера заинтересованности, чтобы каждый ученик как можно активнее участвовал в работе всего класса.
  • Стимулировать детей.
  • Оценивать работу не только по полученным результатам, но и по процессу освоения нового материала.
  • Вовлекать детей в разные виды деятельности.

Слайд 6. Игровая деятельность.

Наиболее эффективный приём обучения. Снимает напряжение и повышается интерес.

Слайд 7    3. Обращение к опыту ребёнка. В учебном процессе обязательно опираюсь на опыт учащихся.

Как пример. Математика. Деление с остатком.

Наглядность. Раздаточный материал. Фишки.

Практические упражнения: разложи фишки на две, три, четыре, пять кучек поровну. Сколько фишек в каждой кучке? Сколько фишек осталось?

  • Можно ли 8 слив разложить поровну: на 2 блюдца, на 3 блюдца, на 5 блюдец?
  • У дедушки 25 рыболовных крючков. Шестерым внукам он дал по 4 крючка. Сколько крючков осталось?

Эти и другие упражнения и задачи помогают детям понять смысл действия деления с остатком. А в дальнейшем успешно и комфортно перейти к следующему этапу: Письменного деления.

Слайд 9. Математика. Деление на однозначное число. Решение примера 204:3

Волк и Заяц собрали в саду 204 яблока и раскладывают их поровну в 3 корзины. Сколько яблок будет в каждой корзине?

Рассмотри рисунок. Расскажи, как Заяц и Волк предлагают раскладывать яблоки? А как бы Вы разложили? Дети рассуждают и делают вывод. Ввожу алгоритм письменного деления.

Слайд 10. Работа в паре. Игра: «Учитель» «Ученик» Работа в паре. Выполни деление и объясни ход рассуждений. Сильный ученик объясняет, слабый слушает, запоминает, записывает. Поменяйтесь ролями. Слабый ученик становится «Учителем» и объясняет товарищу ход рассуждений. Товарищ может помочь, если есть такая необходимость.

Благодаря играм материал увлекает и вызывает чувство глубокого удовлетворения.

Эту деятельность я использую не только в уроке, но и во внеурочных занятиях.

Детям очень нравятся интеллектуальные игры. Слайд 11. 7 апреля был Всемирный День здоровья. Я проводила интеллектуальную игру-викторину «Рецепты здорового образа жизни» Андрея спросила после урока. Индивидуально. https://pedsovet.su/load/1185-1-0-49724   Слайд 12.

Использую не только компьютерные игры, но и настольные: Слайд 13. «Наш город». Три маршрута. Красный. Синий. Зеленый. Дети изучают маршруты постепенно, малыми дозами, чтобы запомнить. Ведущий раздает карточки. Ребята бросают кубик и ходят по очереди, рассказывают каждый о своей достопримечательности, находят её на карте, называют адрес. Если нужна помощь, ученики помогают или ищут ответ в маршруте.

Слайд 14. Настольная игра: Правила поведения в школе. Дети играют и изучают правила культурного поведения.

Слайд 15. Настольная игра: Большие гонки. Дети играют на переменах и после уроков.

Слайд 16. Игра Немо. «Достопримечательности Санкт-Петербурга».

Слайд 17. Игра Немо. «Удивительные животные».

Слайд 18. Игра Немо. «Картины русских художников».

Дети играют и развивают память, умственные способности.

Слайд 19. Фронтальная форма обучения.

Весь класс одновременно выполняет общую, поставленную перед всеми детьми работу. Но при этом ученики сравнивают, обсуждают и обобщают её результаты.

Его основным достоинством является то, что я работаю со всем классом одновременно. Это приводит к установлению доверительных отношений между мной и детьми, а также внутри класса. Они учатся рассуждать, а также находить ошибки в высказываниях своих товарищей.

Но фронтальные виды деятельности учащихся на уроке имеют и свои недостатки. Дети не выдерживают единого темпа. Тот, кто обладает низким уровнем учебных возможностей, усваивает материал хуже и требует большего внимания.

Сильным школьникам важны более сложные задания, только в этом случае работа на уроке приведёт их к повышению уровня знаний. В связи с этим для большей эффективности учебного процесса необходимо использовать и другие виды деятельности.

Слайд 20. Групповая работа.

Делю класс на группы, призванные решать конкретные учебные задачи. Ответы на поставленные вопросы даются с участием каждого из учеников. При этом слабые ученики не прячутся в тень более сильных, а те, в свою очередь, не подавляют самостоятельность и инициативу менее способных школьников.

Слайд 21. Литературное чтение. Организация учебного процесса на уроках литературного чтения. Алгоритм:

  1. Предварительная беседа. Актуализация читательского опыта.
  2. Первичное знакомство с текстом.
  3. Детальное изучение текста. Анализ.
  4. Обобщение.

1этап. Биография писателя. Можно дать индивидуальное задание:

  • Подготовь небольшой рассказ об авторе. Найди информацию о нём в книгах-справочниках или с помощью Интернета.
  • Создай презентацию сам или с помощью учителя: Биография автора и обложки его книг.
  • Какие из них вы читали? Какую книгу посоветуете прочитать одноклассникам? Расскажите о ней. Слайд 22. 

        Слайд 23. 2 этап. Первичное знакомство с текстом.

Можно предложить такие виды деятельности:

  • Чтение произведения вслух учителем или сильными учениками.
  • Аудио и видеозапись. Послушай.

      3 этап. Работа в группе. Каждой группе даётся своя часть текста.

  • Прочитайте с пометкой непонятных слов. Объясните трудные слова.
  • Выборочное чтение: каждый участник задаёт по одному вопросу.
  • Составьте план: (Словесный. Картинный. Схематичный)
  • Дополните план-схему.
  • Найдите и исправьте ошибку в последовательности событий.
  • Подготовьте подробный (краткий) пересказ.

Заслушать выступления каждой группы.

4 этап. Обобщение.

Учащиеся приучаются к коллективной работе с одновременным формированием у них положительных нравственных качеств.

Индивидуальная работа. Слайд 24. Слайд 25.

Именно благодаря этой работе ученик способен освоить больший объём знаний.

Самостоятельный вид деятельности включает в себя выполнение детьми поставленной цели, прийти к которой нужно за определённое время. Это стимулирует ученика на поиск новых знаний, а также их дальнейшее закрепление и осмысление. При этом у ребёнка формируются и развиваются необходимые умения и навыки, а учебный материал обобщается и систематизируется.

Индивидуальная деятельность-это форма проявления мышления, памяти и творческого воображения. При этом важно осуществлять контроль и помощь при возникших затруднениях.

Например. Дети пишут изложение. Они хорошо пересказывают текст, но при этом допускают много орфографических ошибок. Воспользоваться словарём для проверки слов-долго. Ученики спрашивают у меня, как пишется слово.

ФГОС Слайд 26.

Основные виды деятельности учащихся на уроке по ФГОС заключены в участии детей в различных учебных ситуациях. Учитель при этом призван в основном наблюдать. Моя задача- направлять и помогать.

4 этап на уроке Литературного чтения- Обобщение. В процессе обобщения предлагаю учащимся такие виды деятельности: Слайд 27. Слайд 28.

  • Конкурс стихов петербургских поэтов: «Разукрасим мир стихами»
  • Конкурс любимых стихов о весне.
  • Инсценирование.

Изучили пьесу С.Я. Маршака «Кошкин дом» Дети выучили роли. Покажем эту сказку первоклассникам и нашим родителям.

  1. Комфортные условия. Слайд 29.

Не забывайте хвалить за малый успех и стимулировать детей.

  1. Фиксировать успех. 

Рекомендую объявить ученику, классу, родителям об успехе. Записать благодарность в дневник. За участие в жизни класса и школы.

  • Благодарность за активное участие в акции «Чистый дом»
  • Благодарность за участие в акции «Спасём дерево!»
  1. Содружество. Слайд 30.

Учитель- ученик. Установка ученику: не бойся задать вопрос!  Скажи, что не понял.

  1. Уважение к личности.

Можно осудить поступок, но не личность.

Вера в возможности ребёнка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.

8.Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребёнку лежит в основе всей коррекционной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...