Особенности адаптации старших дошкольников и младших школьников после каникул
статья

Кононова Светлана Александровна

Статья раскрывает трудности адаптации после каникул и содержит рекомендации родителям для успешного их преодоления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_adaptatsii_posle_kanikul.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности адаптации после каникул.

С началом осени в нашу жизнь приходит много изменений… Меняется погода, одежда и настроение . Заканчивается время отпусков и школьных каникул. 

Начало учебного года – непростой период и для ребенка и для родителей. Заканчивается беззаботная жизнь, продолжавшаяся три месяца, когда целый день можешь делать что хочешь, когда можно ложиться поздно вечером, а утром – высыпаться. И вдруг резко – ранние подъемы, строгий распорядок дня, выполнение домашних заданий…

В первые дни посещения школы и детского сада снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон и аппетит. Дети отвлекаются, быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны и впечатлительны. Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью. Для детей характерна высокая утомляемость.

Как справиться ребенку и родителям? 

  • Психологи советуют позитивно настраиваться и формировать негативных ожиданий.

Когда с начала августа ребёнок начинает слышать слова вроде: «Готовься, скоро контрольные, надо подтянуться, повтори старые темы, расслабляться в этом году нельзя», – его охватывает тревога. И одновременно лень, поскольку тревожно-негативный настрой даже у взрослых способен заблокировать всякий интерес к новому и стремление к достижениям.  Позитивный настрой работает гораздо лучше. Не пугайте школьника. Лучше расскажите ему, какие новые и интересные предметы ждут его в предстоящем году: «Начинается иностранный язык? Это здорово – ты сможешь разговаривать по-английски. На химии в этом году вас научат проводить химические опыты, это очень увлекательно. Буду рада обсудить с тобой “Капитанскую дочку”, там такая трогательная история любви!». 

  • Постепенно сдвигать режим.

Одним из источников стресса в начале учебного года оказывается необходимость ранних подъёмов, от которых за лето отвыкла вся семья. Привыкание к школьному режиму хорошо бы начать за две-три недели до первого звонка. Можно каждую неделю или пять дней вставать немного раньше. 

  •  Вместе с ребёнком подготовьте его рабочее место.

Разгрести рабочий стол, проверить, что лежит в ящиках и на полках, освободить место для новых учебников и тетрадей, составить список недостающих письменных принадлежностей – всё это стоит сделать заранее. Кроме наведения чистоты и систематизации пространства, такая уборка является хорошим психологическим упражнением, которое помогает подготовиться к изменению ритма жизни. 

  •  Купите заранее всё, что можно.

Нет ничего хуже нервозной сентябрьской толкотни в книжных и канцелярских магазинах. Она отнимает массу сил и времени, и составляет едва ли не половину всего стресса от начала учебного года. 

  •  Не начинайте все занятия сразу.

Особенно если вы знаете, что ваши сын или дочь с трудом переключаются с одного режима на другой. 

Если в этом учебном году вы планировали записать ребёнка в новые секции – хорошо, если их начало не будет совпадать с началом школьных занятий. Может быть, курсы иностранного языка и уроки плавания можно отложить до октября. Это обеспечит более плавное вхождение в учебный ритм. Слишком много новых задач одновременно перегрузят нервную систему школьника: есть риск, что он станет нервозным, постоянно уставшим и не сможет показать хороших результатов ни в учёбе, ни в дополнительных занятиях.

Не лишним будет посетить вместе с ребёнком пробные занятия: познакомиться с преподавателями и новыми ребятами, узнать методику обучения. Такие “гостевые” визиты, особенно когда они проходят вместе с мамой или папой, снижают стресс и увеличивают интерес детей к кружкам. В некоторых студиях специально бесплатно проводят пробные первые занятия. 

  •  Помогайте планировать.

Задача родителей – помочь ребёнку справиться с психологической и организационной нагрузкой. Лучше всего работают наглядные расписания. Можно вместе со школьником составить и повесить на стену табличку-график, которая будет показывать, домашние задания по каким предметам в какие дни недели готовить. А может быть, ваши дочь или сын так хорошо управляются со смартфоном, что им будет удобнее и интереснее распланировать своё расписание там. Форма не так важна – важно, чтобы ребёнок постепенно приучился к самоорганизации и планированию. 

  •  Выделите время на отдых и радость

Здорово, если на первые, ещё теплые недели сентября у вас получится запланировать какое-то приятное событие. Может быть, начало учебного года стоит отметить походом в кафе, зоопарк или просто прогулкой в лесу всей семьёй. Когда школа ассоциируется у ребёнка только с повинностями: ранним утренним вставанием, страхом оценок, необходимостью делать уроки, – ему трудно относится к учёбе с радостью. Гораздо приятнее, если есть позитивные ассоциации: чувство взрослости, интерес от открытия нового, гордость родителей и новые возможности. В таком случае первое сентября становится праздником и началом нового жизненного этапа. 

  •  Хвалите и поддерживайте ребёнка. Говорите слова любви, доброты, нежности и ласки. 

 Всегда предлагайте ребёнку свою помощь, если Вы видите, что она ему необходима. Находите всегда слова поддержки, чтобы ребёнок не опускал руки, а продолжал идти к намеченной цели. . 

  •  Найдите в течение дня полчаса, когда вы будите принадлежать только ребёнку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телефон, телевизор, компьютер и т. д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы. 
  •  Выбирайте единую тактику общения всех членов семьи с ребёнком. Свои разногласия решайте без ребёнка.   
  • Самое главное, что  необходимо дать ребёнку - Ваше внимание. 
  • Будьте терпеливы: внимательно выслушивайте рассказы ребёнка о детском саду или школе, задавайте уточняющие вопросы.  

Помните, то что кажется Вам не очень важным, доя ребёнка может оказаться самым волнующим событием за весь день!  

  • Слушайте своего ребёнка внимательно, тогда сможете понять, в чём нужна помощь, о чём следует поговорить с воспитателем или учителем, что реально происходит с ребёнком после того, как Вы прощаетесь с ним на пороге детского сада или школы. 

«Ребёнок больше всего нуждается в нашей любви тогда, когда он меньше всего её заслуживает». 

Если ребёнок почувствует Ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует Вашу поддержку! 

Соблюдение этих рекомендаций поможет Вам и вашему ребёнку справится с адаптацией к школе после летних каникул. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс физических упражнений для развития старших дошкольников и младших школьников с ОНР средствами адаптивной физической культуры

Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания педагогов и работников физической культуры. Очень важной, составной частью гармоничной личности является фи...

Коррекционная работа по развитию произвольности старших дошкольников и младших школьников с нарушениями поведения

Коррекционная работа по развитию произвольности старших дошкольников и младших школьников с нарушениями поведения...

Профессиональное самоопределение, как структурный элемент социально-коммуникативного развития старших дошкольников и младших школьников в свете требований ФГОС НОО.

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников и младших школьников  имеет многоступенчатый и динамический характер, поэтому формирование готовности ...

"Развитие зрительного восприятия у старших дошкольников и младших школьников"

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. П...

Конспект занятия.«Программа коррекционно-развивающих занятий со старшими дошкольниками и младшими школьниками с нарушениями системы саморегуляции деятельности (в том числе с СДВГ) "Золотой ключик"»

Занятие   формирование  целеполагания, навыка постановки и удержания цели деятельности.Задачи:Отработка навыка формулирования цели своей деятельности.Развитие навыка удерживать смыслово...

Игровые методы и приемы логопедической работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками.

Методический материал для учителей-логопедов,дефнктологов , педагогов и родителей....