Презентация: «Лексические упражнения в 1 классе на основе анализа учебников»
методическая разработка (1 класс)

       В современном мире успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принимать решения в новой для них ситуации.

             Развитие монологической речи младших школьников посредством использования лексических упражнений способствует развитию успешной в коммуникативном пространстве современности личности.

             Развитие речи в школьной практике осуществляется по трём направлениям: словарная работа, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью.

Лексические упражнения представляются эффективным средством повышения уровня развития монологической речи младших школьников, что является залогом успешности личности на каждом этапе ее становления.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лексические упражнения в 1 классе на основе анализа учебников Автор: Засядько В. К. ГБОУ Школа № 1056

Слайд 2

В современном мире успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принимать решения в новой для них ситуации. Развитие монологической речи младших школьников посредством использования лексических упражнений способствует развитию успешной в коммуникативном пространстве современности личности . Развитие речи в школьной практике осуществляется по трём направлениям: словарная работа, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью.

Слайд 3

Эффективным средством развития монологической речи у младших школьников являются лексические упражнения . Они направлены на то, чтобы учащиеся не только понимали значение и знали правописание изучаемого нового словарного слова, но и однокоренных ему слов, а также могли использовать это слово (однокоренные слова) в соответствующем ему (им) значении. Посмотри на рисунки и скажи, куда падают листья, где они лежат и откуда их сметают (стряхивают). Предметы , на которые падают листья, называй во множественном числе.

Слайд 4

Типы лексических упражнений. Показ предмета или его изображения используется при знакомстве с новым словарным словом и позволяет четко, конкретно охарактеризовать его (предмета) основные внешние и внутренние признаки и, таким образом, определить назначение в жизни, сферы применения . Прием обращения к толковому словарю Н.М. Неусыповой предназначен для слов, которые не обозначают конкретного предмета и поэтому не могут быть показаны с помощью предметной картинки или самого предмета. Учитель предлагает детям объяснить значение нового словарного слова, например, слова жюри (секрет, идея). Дети высказывают свои варианты ответов, после чего учитель обращает их внимание к словарю Н.М. Неусыповой . После проведения работы со словарем и выяснению значений словарного слова и слов, родственных ему, учитель может провести упражнения , способствующие более глубокому осознанию значения трудных слов и правильности их использования в речевой практике.

Слайд 5

1 упражнение. Учитель предлагает детям выписать только те однокоренные слова, которые соответствуют указанным им значениям. Например , дан ряд слов: осина, осиновый, осинник, подосиновик . Группы значений: молодая осина, осиновый лес, гриб с красной или коричнево-красной шляпкой, который чаще всего можно встретить в сосновом лесу. -осин-

Слайд 6

2 упражнение. Школьникам предлагается предметная картинка и дается задание: рассказать устно об изображенном предмете. Ученики рассказывают, после чего им предлагается написать небольшой текст о любом предмете данной группы. Например , на картинке был изображен воробей, его дети описывали устно. Письменно они могут взять для работы описание сороки или вороны. Организация наблюдений над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами. Это упражнение используется при закреплении написания словарных слов и направлено на глубину понимания их значений, а также организацию практики использования в речи. Упражнение состоит из цепи заданий лексического характера, после выполнения которых идут грамматико-орфографическое задание и задание по развитию речи. кисть

Слайд 7

Опишем ход упражнения на конкретном примере. I . Лексические задания. 1 . Учитель предлагает учащимся объяснить значение выделенных слов из написанных на доске упражнений. Наш класс дружный. Наш класс чистый и уютный. Дети выясняют, в каком значении употреблено слово "класс" в каждом случае и акцентируют разницу. Работа выполняется устно.

Слайд 8

2. Учитель читает детям вслух отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» и предлагает найти слова, противоположные по смыслу. У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том. И днем, и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо - песнь заводит, Налево — сказку говорит. Устно ученики называют услышанные ими противоположные по смыслу слова: направо, налево. После этого они записывают их к себе в тетради.

Слайд 9

П. Грамматико-орфографическое задание. Учитель дает детям задание: подчеркнуть буквы, не проверяемые в своем написании, которые нужно запомнить. III . Задание по развитию речи. Учитель предлагает детям составить предложение или 2-3 предложения, если есть время на уроке, с любым из рассматриваемых сегодня словарных слов и записать их в тетрадь. Таким образом, лексические упражнения представляются эффективным средством повышения уровня развития монологической речи младших школьников, что является залогом успешности личности на каждом этапе ее становления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

минимальный лексический уровень за 3 четверть по учебнику Биболетовой М.З. 2 класс

Минимальный лексический уровень за 3 четверть по учебнику Биболетовой М.З. 2 класс...

"Когда жили динозавры" презентация . Окружающий мир 1 класс ФГОС.к учебнику Плешакова, "Школа России"

Презентация  к уроку окружающего мира 1 класс "Когда жили динозавры". Программа "Школа России" автор Плешаков.Почему исчезли динозавры, какие современные животные похожи на динозавров, тест на за...

Конспект урока по русскому языку на тему "Тематические группы слов. Классификация слов на основе лексического значения" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: развивать логическое мышление детей при классификации слов на основе лексического значения; активизировать словарный запас учащихся и обо...

Презентация: «Особенности обучения письму первоклассников ( на основе анализа прописей)»

hellip; Ребенок очень многое вкладываетв свой почеркЭто нечто, что он отдает с любовьюродителям или учителямКакой-либо изъян в буквах или в почеркев целом следует рассматриватькак сигнал тревоги...

Презентация: «Фонетическая работа в 1 классе на основе анализа учебников»

Фонетика – учение о звуках и звуковой системе языка – в школе изучается на пропедевтическом уровне в начальных классах. Речевое развитие детей, их успешное обучение в школе находятся в опр...

Выступление по теме: «Сравнительный анализ учебников «Основы мировых религиозных культур» А.Л. Беглова и др. и «Основы религиозных культур народов России» А.Н. Сахарова»

В этой статье вы найдете материал о комплектах, выпущенных издательствами для преподавания курса ОРКСиЭ  в 4 и 5 классах. а так же моё личное мнение о двух учебниках, предназначенных для изучения...