Корень слова. Однокоренные слова.
учебно-методический материал

Планируемые образовательные результаты:

Научатся называть части слова, выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;

получат возможность формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение;  разбирать слово по составу, опираясь на знание морфем, и выделять графически; учиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы;  овладеть логическими действиями сравнения, анализа и синтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koren_slova._odnokorennye_slova.docx43.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 3а классе  по программе «Школа России»

Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Место и роль урока в изучаемой теме: изучение нового материала.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Цели: 

1. -Создание условий для формирования представления о частях слова;

-обогащать словарный запас через введение новых слов – терминов: «корень», «однокоренные слова»,

-различать однокоренные слова, выделять в них корень;

-научить выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;

-подбирать примеры однокоренных слов;

-формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

2.  Развитие учебно-познавательной и коммуникативной сферы учащихся;

3. Способствование формированию положительной мотивации к обучению, коммуникативных качеств через работу в паре.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся называть части слова, выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;

получат возможность формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение;  разбирать слово по составу, опираясь на знание морфем, и выделять графически; учиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы;  овладеть логическими действиями сравнения, анализа и синтеза.

Метапредметные: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы

Личностные: применение навыков культурного поведения при общении;  формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.  Получат возможность развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.).

Дидактические средства:

-для учителя: учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. 3 класс. Учебник. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.. Ч. 1 - М.: Просвещение, 2013г., презентация

-для обучающихся: рабочая тетрадь, учебник, карточки с заданиями.

Технологическая карта урока

Название этапа. Цель

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результат

1.

2.

Организационный

момент.

Цель учителя: способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке.

Цель учащихся: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Мотивация

 к учебной деятельности.

Цель учителя: создать условие для прогнозирования цели.

Цель для учащихся: умение определять цель деятельности.

Актуализация знаний.

Вы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.  (Слайд 2)

 

В тетрадях:

Двадцать второе октября.

Классная работа.

Минутка чистописания.

Девиз: "Красиво пишет тот, кто правильно сидит".  (Слайд 4)

- Внимательно посмотрите на буквенное поле. (Слайд 5)

о

ж

и

к

м

ы

ц

в

к

о

п

я

к

у

с

р

т

ф

ш

в

к

е

з

г

б

к

ы

н

т

ё

ъ

л

х

ь

д

к

Назовите, из каких элементов состоит буква.  (Слайд 6)

Работа в парах.

Словарная работа

  1. Бордовый это корнеплод-

На свете слаще нет!

Готовит весь честной народ

С ней борщ и винегрет.

  1. На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков….

  1. Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

  1. Что копали из земли,

Жарили, варили,

Что в золе мы испекли,

Ели, да хвалили.

  1. Ягоды лесные эти

Любят бурые медведи.

Не рябина, не калина,

А душистая …..

  1. Стебель рос без волос,

А серёжками оброс.

Потом сняли серьги эти

Наварили каши детям.

с

в

ё

к

л

а

г

о

р

о

х

к

а

п

у

с

т

а

к

а

р

т

о

ф

е

л

ь

м

а

л

и

н

а

о

в

ё

с

(Слайд 7)

- По вертикали получилось слово, назовите его.

 

Наблюдение над однокоренными словами.

Посмотрите на экран.  

Найдите  и выпишите «спрятавшиеся» слова. (Слайд 8)

рочтыпаужрморозбыотмалывьлпвут

понуяжфыхупморозецвобпыкухебво

итпамажурящазйморозныйвакцумизи

-Проверьте, всё ли готово у вас к уроку?

Подпишите дату, классная работа. (Слайд 3).

-Как вы думаете, с чего мы начнем наш урок?

-Для чего используется минутка чистописания на уроке?

-А для этого мы должны правильно сидеть.

-Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля.

- Верно, сегодня повторим написание буквы К.

- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?

Отгадайте загадки. Запишите слова – отгадки в кроссоворд. Выделите орфограммы, которые нужно запомнить.

-Вспомните, когда мы употребляли это слово или где вы его слышали.

-Что обозначает это слово?

-О чём мы с вами сегодня будем говорить?

Слова тоже сделаны из своего материала.

-Слово делится на части и у каждой части слова есть своё название.

- Мы сегодня познакомимся с главной  частью слова.

-Прочитайте слова, которые вы нашли.

Подчеркните общую часть в каждом слове.

-Что можно сказать об этих словах?

Почему?

-Объясните правописание этих слов.

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Чтобы красиво писать, правильно, аккуратно.

 

Букву К.

(анализ написания буквы, дети прописывают в тетради).

Состав числа, состав поезда, состав лекарства.

Ответы учащихся.

Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из капелек, лес из деревьев.

Мороз

Морозец

Морозный

(Слайд 9)

Они однокоренные.

(Ответы учащихся)

Формирование УУД:

Личностные УУД:

Волевая саморегуляция

Познавательные УУД: умение формулировать проблему.

3.

Этап составления схемы ориентировочной основы действия.

Цель учителя:

повторение ранее изученных знаний, необходимых для усвоения нового понятия «корень слова».

Цель учащихся: повторить знакомые понятия «однокоренные слова», применять в упражнениях пользуясь  алгоритмом и формулировкой.

Чему мы должны сегодня научиться на уроке?  (Слайд 10)

Работа в парах.

- Возьмите карточки жёлтого цвета.  Прочитайте внимательно  текст.

Что нового вы узнали?

Встретились корень растения и корень слова.

- Здравствуй! Ты кто?

- Я корень растения. Живу в земле.

- А я корень слова. Живу в словах.

- Так не бывает. Наверное, ты ненастоящий корень. Не то, что я! От меня в земле берут начало ростки, из которых вырастают травы, кустарники и  деревья. А из тебя разве может что-нибудь вырасти?

- Конечно. От меня тоже берут начало слова.  Погляди-ка: корень – гриб -.

 А на нём растут слова…..

(Слайд 10).

Работа с лексическим значением слова «корень».

Работа с учебником (стр.74)

-Кто попробует сформулировать тему нашего урока.

-Что такое корень? Какие бывают корни?

- У каких предметов есть корень?

Для чего он нужен?

- Сколько значений у этого слова?

( толковый словарь стр.153)

- Какое из его значений относится к науке о языке?

- Что такое корень слова?

Какие слова вы можете назвать с корнем гриб-?

(грибник, грибной, грибочек, гриб)

Назовите корень.

-Откройте учебники на странице 74. Прочитайте правило.

Корень слова. Однокоренные слова.

Ответы учащихся.

Три значения.

Корень – главная значимая часть слова, в котором заключено общее лексическое значение однокоренных слов.

Личностные УУД: смыслообразование самоопределение.

Предметные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

 Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

4.

Этап формирования действия в материальном виде.

Цель учителя: формировать представление о понятии «корень слова».

Цель учащихся: усваивать знания и учиться применять их по алгоритму, пользуясь формулировкой.

Выполнение упражнения по учебнику (стр.74 упражнение 131).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(Слайд 13)

Прочитайте задание.

Выпишите однокоренные слова и выделите корень.

-Ребята, что вам надо знать, чтобы выделить корень?

-Как называются такие слова?

Лес, лесок, лесные, лесник, лесистые.

-От какого слова оно образовано.

Родственные, однокоренные

Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

5.

Этап формирования действия в громкой речи.

Цель учителя: направлять детей и указывать на ошибки.

Цель учащихся: учится выполнять всё пошагово, самим исправлять свои ошибки.

 Работа в парах.

Прочитайте стихотворение.

Шёл я как - то мимо речки.

Вижу: рыбаки сидят на берегу,

Ловят рыбу, рыбку и рыбёшку.

И решил я: рыбачкам сейчас я помогу.

В рыбный суп почищу я картошку.

Выкипает в котелке вода.

Где же ты рыбацкая удача?

Не клюёт сегодня рыба, вот беда!

Выпишите однокоренные слова. Выделите корень.

Назовите корень.

-Давайте выполним задание, предложенное в карточке.

-Какие однокоренные слова вам встретились?

-Обоснуйте свой ответ.

Рыбаки,

рыба,

рыбка,

рыбёшка, рыбачки, рыбный, рыбацкая.

(Ответы учащихся)

Личностные УУД: осознание ответственности за общее дело

6.

Этап формирования действия во внешней речи «про себя».

Цель учителя: приобщить ранее изученные знания.

Цель учащихся: вспомнить и применить правила.

Помогите Незнайке.

В каждой строке найдите «лишнее» и подчеркните его:

Холод, холмик, холодильник, холодный.                

Лиса, лист, лисица, лисёнок.

Моряк, море, морж, морской.

-Ребята, давайте уточним, какие слова называются однокоренными?

-Какую работу вам нужно выполнить?

-Объясните шёпотом Незнайке выбор правильного ответа и объясните свой выбор.

Слова, имеющие общий корень.

Найти лишнее слово.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

7.

Этап формирования действия во внутренней речи.

Цель учителя: способствовать закреплению изученного материала.

Цель учащихся: применять знания в практической части.

Самостоятельная работа.

Вариант 1.

Подберите к данным словам  и запишите по два однокоренных слова, выделите корень.

Корм –_____________, ________________.

Мир – ______________, ________________.

Цвет -_______________, ________________.

Вариант 2.

Подберите к данным словам  и запишите  по два однокоренных слова, выделите корень.

Соль -________________, __________________.

     

Звон -_________________, _________________.

Сад - __________________, _________________.

-Теперь вам предстоит самостоятельная работа по вариантам: выделите корень в словах, данных на карточках, на выполнение задания отводится 5 минут.

Учащиеся подбирают к данным словам однокоренные , записывают и выделяют корень.

Взаимопроверка в  парах.

8.

Рефлексия.

Итог урока.

Цель учителя: выявить уровень освоение темы детьми.

Цель учащихся: способствовать самооцениванию деятельности на уроке.

(Слайд 14)

Дополните одну из фраз:

Я понял, что…

У меня получилось…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я постараюсь…

(Слайд 15)

Оцени свою работу на уроке.

Задание на дом. (Слайд 16)

Чему вы научились на уроке?

Какие затруднения у вас возникли при выполнении задания?

-Теперь оцените свою деятельность на уроке с помощью цветных карандашей. -Нарисуйте смайлика, который подходит вам.

-Запишите задание на дом:

 упр.132 стр. 75, выучить правило стр.74.

-Спасибо за работу на уроке.

Выделять корень, подбирать однокоренные слова.

Учащиеся рисуют на полях в тетради смайлика, оценив свою работу на уроке.

Открывают дневники и записывают домашнее задание.

Личностные УУД:

смыслообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...

План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....

Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)

Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...