Технология художественного экспериментирования
презентация к уроку (1, 2 класс)

Меньшова Екатерина Олеговна
Самым доступным вариантом для проявления творчества в детском возрасте является художественно-продуктивная деятельность. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры.
Дети рисуют карандашами, красками, восковыми мелками, лепят из пластилина глины, соленого теста, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным и эффективным способом освоения окружающего мира. Но еще более мощный развивающий потенциал получает данное направление в сочетании изобразительной деятельности и художественного экспериментирования.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Технология художественного экспериментирования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Подготовили: Меньшова Е.О., Тадевосян Н.П.

Цель: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей и познавательных интересов используя технологию художественного экспериментирования.

(Распространение педагогического опыта).

Задачи:

Познакомить педагогов с технологией художественного экспериментирования как средства развития творческих способностей дошкольников.

Показать собственный практический опыт работы с данной технологией.

Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Ход мастер – класса:

1) Организационный момент.

-Здравствуйте, уважаемые коллегию. Тема мастер-класса звучит так «Технология художественного экспериментирования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (СЛАЙД 1)

 Свое выступление по данной теме хотелось бы начать со слов известного педагога Анатолия Шапиро.

«Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовности прийти к нему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера».

2) Вводная часть.

Немного теории. (СЛАЙД 2)

Обратим внимание на ключевые понятия темы:

  • Детское художественное экспериментирование – экспериментирование ребенка с различными художественными материалами, средствами художественной выразительности и способами (техниками) создания образа, которое предваряет целенаправленное обучение и тем самым обеспечивает приобретение позитивного опыта собственных «открытий» и «ошибок». (И. А. Лыкова) 
  • Творческие способности – это индивидуальные особенности и качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Самым доступным вариантом для проявления творчества в детском возрасте является художественно-продуктивная деятельность. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры.

Дети рисуют карандашами, красками, восковыми мелками, лепят из пластилина глины, соленого теста, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным и эффективным способом освоения окружающего мира.(СЛАЙД 3)

Но еще более мощный развивающий потенциал получает данное направление в сочетании изобразительной деятельности и художественного экспериментирования.

Для организации и внедрения данной технологии я и моя напарница познакомилась с работами Лыковой Ирины Александровны, которая считается основателем таких направлений как, художественно-творческое экспериментирование и детский дизайн. Она же является автором программы «Цветные ладошки» и многочисленных методических пособий.

Для себя определили цель и задачи технологии художественного экспериментирования. (СЛАЙД 5)

Цель: использование технологии художественного экспериментирования для развития творческих способностей дошкольников в процессе художественно-продуктивной деятельности.

Задачи: - развивать интерес детей к экспериментированию с материалами и техниками изодеятельности; - поддерживать проявления инициативы, творческой активности и самостоятельности; - помогать детям выявлять свойства и качества материалов, сравнивать их и изображаемым объектом; - способствовать накоплению детьми творческого «багажа» и практического опыта; - повышать информированность родителей в вопросах развития творческих способностей дошкольников.

Технология включает четыре взаимосвязанных этапа (СЛАЙД 6)

  • Побудительно-стимулирующий
  • Конструктивно-формирующий
  • Инициативно-творческий.
  • Рефлексивный.

Поэтапная организация работы предполагает также последовательное освоение детьми различных видов художественного экспериментирования: сначала предусмотрено экспериментирование с цветом, затем – экспериментирование с материалами, их свойствами и способами применения, на завершающем этапе – экспериментирование с художественными эффектами и различными способами создания изображений.

Внедрять и затем широко применять технологию нам показалось удобнее в ходе кружковой работы (кружок «Умелые ручки», группы по 10-12 детей).(СЛАЙД  11)

3) Основная часть.

А сейчас я хотела бы пригласить трех коллег, желающий поучаствовать в мастер-классе. 

Тема «Морские обитатели». Работа организовывалась следующим образом:

для создания положительного эмоционального настроя детям предлагалось сыграть в игру «Море волнуется». А вам, уважаемые коллеги, я предлагаю разгадать загадку.

Стоит на комоде стеклянный сосуд.

Улитки и рыбки в сосуде живут.

Но только оттуда ты рыб не лови!

На рыбок красивых ты просто смотри. (Аквариум)

Мотивацией служило: «Я получила смс от племянницы из СПб. В нем она просит меня рассказать ей о морских обитателях. Как можно это сделать, чтобы это было интересно, наглядно? Вы поможете мне?»

Какие варианты вы бы мне предложили, уважаемые педагоги? (Варианты)

Мы с детьми остановились на аквариуме с морскими обитателями.

Чтобы вспомнить морских обитателей, предложили детям сесть в батискаф и совершить путешествие в подводный мир. (Просмотр обучающего фильма о обитателях морей и океанов). (СЛАЙД 12)

Посмотрите перед вами лежит оборудование и материалы (коробочка, которая послужит «аквариумом», фигуры морских обитателей, распечатанные на принтере, пластилин, коробочки с бусинками разного размера и цвета, природный материал – чечевица, нарезанные на небольшие кусочки коктейльные трубочки разного размера).

Совместное обсуждение проблемы, поиск решения, организация художественного экспериментирования. (СЛАЙД 13)
Перед вами лежат фигурки морских обитателей. Но они все плоские и бесцветные. Как можно их сделать цветными и объёмными? (Варианты педагогов).
Дети предложили раскрасить их красками. Попробовали одну фигуру
 раскрасить, сделали вывод, что фигура хоть и цветная, но не объёмная и сливается с фоном аквариума. Затем они предложили «раскрасить» фигурки пластилином, а для большего объёма украсить их бусинками.

Третьим этапом следовала самостоятельная художественно-продуктивная деятельность детей. (Следует отметить, что работа по этой теме с применением технологии художественного экспериментирования охватывала два занятия).(СЛАЙД 14)

Для экономии нашего времени я приготовила уже «раскрашенные» пластилином заготовки морских животных. Прошу вас пофантазировать и с помощью имеющегося материала их украсить и сделать еще более выразительными и объёмными. Что из представленного вы можете использовать? (Варианты)

Знакомство с техникой «Мозаика из коктейльных трубочек».

Пока вы творите, я передам слово своей коллеге и напарнице, которая расскажет и продемонстрирует не менее интересные варианты использования технологии художественного экспериментирования.

Хочу вам рассказать еще об одном занятии с применением технологии художественного экспериментирования, которое произвело массу положительных эмоций на наших детей. Тема была следующая – «Новогодняя елочная игрушка своими руками» (СЛАЙД 16)

Казалось бы, тема никак не связана с археологией, но в процессе реализации данной технологии все возможно…

Для положительного эмоционального настроя детей я предложила поиграть в песок, найти в нем разные предметы.

Мотивацией послужило следующее- в детском саду к Новогодним праздникам было решено провести конкурс «Новогодняя елочная игрушка своими руками». Вы бы хотели поучаствовать в этом конкурсе? Для этого нам нужно изготовить игрушку, которой можно было бы украсить елочку. Из чего можно изготовить елочные игрушки? (Бумага, картон, слепить из глины, сшить и др.) Все будут изготавливать игрушки из этих материалов, а нам нужно найти что-то новое и интересное

Затем, совместное обсуждение проблемы, поиск решения, организация художественного экспериментирования. Наводящими вопросами я начала наталкивать детей на рассуждения об археологических раскопках и окаменелостях.(СЛАЙД17)
В начале нашего занятия мы играли в игру.
Ребята ответьте, люди какой профессии занимаются раскопками древних вещей (артефактов)? У меня есть научный журнал с картинками окаменелостей растений и ракушек (демонстрация на экране). Затем предлагалось подумать, а почему их отпечатки так отчетливо видны
 на камнях. Детьми был сделан вывод, что раньше это была мягкая почва или глина, но со временем она затвердела и превратилась в камень.

А мы могли бы такими отпечатками украсить наши елочные игрушки? Из чего тогда мы можем их изготовить? (СЛАЙД18)

Дети предложили пластилин в качестве материала, но, попробовав сделать отпечаток, выяснили, что пластилин не твердеет, а значит недолговечен. Тогда они предложили глину или тесто для лепки.

Так как у нас не оказалось глины и теста для лепки был задан вопрос из чего можно сделать соленое тесто. Дети назвали основные ингредиенты: мука, вода и соль. Потом изготовили тесто.

Затем, выяснили, какие предметы, оставляющие красивые отпечатки, можно использовать. Дети остановились на природном материале. (СЛАЙД19)

На третьем этапе дети самостоятельно включились в художественное экспериментирование. А именно, у каждого был свой кусочек соленого теста, из которого они слепили круг и начали наносить оттиски природного материала. При этом некоторые участники процесса решили оставить части природного материала и украшения в тесте и понаблюдать, что из этого получится, когда тесто засохнет. (СЛАЙД 20)

На следующем занятии кружка затвердевшие елочные игрушки дети раскрашивали по собственному выбору. Кроме того, им так понравилось работать с тестом и делать отпечатки, что они предложили сделать фигурные игрушки из соленого теста с помощью формочек и украсить их в тех же художественных техниках. (СЛАЙД 21)

И последний этап - рефлексия. Была проведена выставка готовых работ. Дети поделились впечатлениями, отметили наиболее удавшиеся работы, сказали о своих трудностях в процессе художественного экспериментирования. (СЛАЙД 22)

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ, ВЫ ГОТОВЫ НАМ ПОКАЗАТЬ, ЧТО У ВАС ПОЛУЧИЛОСЬ? (ПЕДАГОГИ ПОКАЗЫВАЮТ СВОИ РАБОТЫ ПО МОЗАИКЕ НА ПЛАСТЕЛИНЕ). ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАСТЕР-КЛАСС? ВСЕ ЛИ БЫЛО ПРОСТО ИЛИ С ЧЕМ-ТО ВОЗНИКЛИ ЗАТРУДНЕНИЯ? КАК ВЫ ДУМАЕТЕ ДАННЫЙ ОПЫТ БЫЛ ВАМ ПОЛЕЗЕН? СМОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В СВОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ?

А сейчас я хотела бы пригласить на свой мастер-класс 2-3 человек.

Мы будем работать с той же технологией. Тема звучит так «Волшебные цветы для мамочки» (СЛАЙД 23). Вы можете видеть на экране, как мы работали над этой темой с воспитанниками.

 В начале проводилась музыкальная игра «Цветик-семицветик». Дети хорошо ее знают и очень любят выполнять движения под музыку.

Мотивация: Ребята, к какому празднику мы свами готовимся? (День матери.) А что вы могли бы подарить своим мамам в этот день? (Открытку, букет цветов, конфеты, торт, ожерелье и т.д.) Цветы –это всегда очень приятный и красивый подарок. Но ведь мы не садовники, чтобы вырастить свои цветы. Из чего мы можем сделать цветы? (из пластилина, из бумаги, рисовать). А какие вы знаете цветы? (розы, одуванчик, ромашки.)  Каждый из вас хочет подарить своему самому дорогому и близкому человеку необычный цветок, которого нет в природе. И создадите вы его сами, своими руками.

Совместное обсуждение проблемы, поиск решения, организация художественного экспериментирования. (СЛАЙД 24)

Мы с вами решили рисовать необычные цветы. А с помощью чего мы можем их нарисовать? (Краски, карандаши, кисти, губки, печатки и др.) Дети приготовлены гуашь, акварель, печатки, губки, кисти, разной толщины нитки.

Уважаемые коллеги тоже самое представлено и перед вами. Предлагаю вам взять лист бумаги и попробовать что –то нарисовать с помощью имеющихся средств.

Дети обсуждают в какой технике можно нарисовать цветы и пробуют рисовать на бумаге в разных техниках.

(СЛАЙД 25)

Кто-то из детей брал в руки нити, но каким образом ее применить в рисовании не догадались.

Ребята, а вы не забыли, что решили рисовать волшебные цветы? А все эти способы рисования уже мы использовали и знаем. Что же делать?
Необычные цветы мы будем рисовать необычным способом, который я увидела в интернете. А вы знаете, что ниточка тоже любит рисовать? Давайте попробуем вместе.

Дети пробовали окунуть нить в гуашь, но пришли к выводу, что она густая. Затем они самостоятельно решили разбавить гуашь в небольшом количестве воды в стаканчике. У них получилось намочить нить краской. Но как нарисовать цветок они не догадались.

Нами был продемонстрирован способ рисования нитью.

Разрешите мне взглянуть, уважаемые педагоги. что у вас получилось? Замечательно. А я зною еще один способ рисования, хотите я вас с ним познакомлю? (Демонстрация участникам мастер-класса техники рисования нитью).

А теперь попробуйте сами. (Самостоятельная художественно-продуктивная деятельность коллег). (СЛАЙД 25) Как и сейчас коллеги дети стали с удовольствием пробовать рисовать причудливые цветы самостоятельно, выбрав цвет волшебных цветов, толщину нити, которой они пробовали рисовать. Дети сделали вывод, что тонкой нитью рисовать удобнее, рисунок получается ровнее и четче.

А теперь я предлагаю вам, участники мастер-класса, дорисовать свои цветы до конца, нарисовать им стебли или листья, может вы видите их на полянке среди травы и летающих насекомых, или в красивом горшке или вазе, или просто в букете, перевязанном яркой лентой. (СЛАЙД 27)

Пока вы заняты, я подведу итог.(СЛАЙД 28)

Была проведена выставка готовых работ. Подведены итоги, дети обсудили результатов деятельности (все ли получилось легко, а в чем были затруднения).  Дети отметили, что неудачно была выбрана толстая нить, т.к. ее было сложно уложить в узор и тянуть из-под пресса, поэтому рисунок смазался. Также были отмечены наиболее удачные решения. И повторили основное правило экспериментирования: неудачное решение – это тоже положительный опыт.  Теперь мы узнали, что ниточка тоже инструмент для рисования!

Покажите и вы нам, что же у вас получилось. По-моему, очень красиво! Ответьте, вам понравился наш мастер-класс? Может что-то вызвало затруднения? Есть ли у вас вопросы?

В заключение, хотелось бы сказать. (СЛАЙД 29)

Реализация данной технологии на практике, творческое осмысление её содержания, приемов и методов, а также наблюдение за воспитанниками в процессе деятельности позволили нам сформулировать определенные выводы:

технология художественного экспериментирования заслуживает внимания педагогов;

способна заинтересовать как детей, так и взрослых;

может служить средством развития творческих способностей дошкольников;

доступна в применении, не требует значительных затрат (материальных, временных, физических);

представляет богатые возможности для создания интересных, необычных, ярких творческих работ;

помогает испытать яркие эмоции, почувствовать моральное удовлетворение ощутить успех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Технология. Художественный труд" для 1 класса по УМК "Школа России". Автор Т.Я. Шпикалова

Рабочая  программа  по  курсу  "Технология.  Художественный  труд"  для  1 класса  разработана  на  основеФГОС нач...

Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии "Художественное творчество: станем волшебниками"

Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает...

Пояснительная записка и календарно-тематическое планированипе. Групповые занятия по технологии "Художественный труд".

Групповые занятия по технологии "Художественный труд". 2класс. Календарно-тематическое планирование....

Конспект урока технологии: "Художественное конструирование с использованием разных видов соединений. Соединяем в цепочку без клея" 2 класс

Цели деятельности учителя: знакомство с изготовлением гирлянды, соединяемой без клея, формирование уменияпланировать предстоящие трудовые умения, умение анализировать объект труда, читать технологичес...

Конспект урока по технологии "Художественные техники из креповой бумаги"

Цели деятельности учителя: знакомство с материалом креповая бумага; формирование умения в изготовлении изделий в художественной технике из креповой бумаги; подбирать материалы и инструменты для выполн...

Технологическая карта урока технологии "Художественные техники из креповой бумаги" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Художественные техники из креповой бумаги»Изделие: цветок в вазеТип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений и навыков изготовления цветка в в...

Технологическая карта урока технологии "Художественные техники из креповой бумаги" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления учащихся с художественными техниками из креповой бумаги, формирование умений выполнять изделие с использова...