Технология проблемного обучения
методическая разработка

Билык Валентина Анатольевна

Теория  вопроса. Выступление для педсовета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_problemnogo_dialoga.docx17.04 КБ
Файл tehnologiya_problemnogo_dialoga.pptx255.64 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

  • Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
  • Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

  • Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
  • Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

В отличие от этого традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков. При этом постановка проблемы сводится к сообщению учителем темы урока; поиск решения редуцирован до изложения готового знания, что не гарантирует его понимания большинством класса.

Центральную часть технологии составляет характеристика проблемно-диалогических методов обучения. 

Классификация методов обучения (методов введения знаний)

Методы

Проблемно-диалогические

Традиционные

Постановка проблемы

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Подводящий к теме диалог

Сообщение темы

Поиск решения

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

Подводящий к знанию диалог

Сообщение знания

В рамках технологии разработаны приемы создания проблемной ситуации и для каждого прописан текст  диалога, описаны способы реагирования учителя на предлагаемые учениками формулировки учебной проблемы; установлена предметная специфика приемов создания проблемной ситуации.

Для уроков естествознания и обществознания наиболее характерной является проблемная ситуация с одновременным предъявлением двух противоречивых фактов (теорий, мнений), после чего учитель произносит следующие реплики побуждающего диалога: «Что вас удивило? Какое противоречие налицо? Какой возникает вопрос?»

Для уроков русского языка и математики более типична проблемная ситуация с предъявлением практического задания, основанного на новом материале (напиши или реши то, что только сегодня будем изучать). Правда, на уроках русского языка ученики такие задания могут выполнить, но по-разному, поэтому возникает проблемная ситуация с разбросом мнений и побуждающий диалог звучит так: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему получились разные варианты? Чего мы еще не знаем?» На уроках математики ученики обычно не могут выполнить задание, включающее новый материал. Возникает проблемная ситуация с затруднением, и поэтому диалог будет другим: «Вы смогли выполнить задание? Нет? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?»

Не менее подробно охарактеризован диалог, побуждающий учеников к выдвижению и проверке гипотез. В частности, разработана его структура, описаны последовательный и одновременный варианты выдвижения гипотез, даны способы реагирования на предложения учеников. Таким образом, технология проблемного диалога включает детальное описание методов обучения.

Однако реальный урок – это не только методы, но еще  формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом. Изучены связи методов с такими средствами обучения, как опорные сигналы, учебник и ТСО. В частности, описано, какие бывают опорные сигналы, кто и в какой момент урока их создает и даже на какой части доски их лучше располагать.

Таким образом, технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов постановки и решения проблем, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология проблемного диалога

Слайд 3

Классификация методов обучения (методов введения знаний) Методы Проблемно-диалогические Традиционные Постановка проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы Поиск решения Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог Подводящий к знанию диалог Сообщение знания

Слайд 4

МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях, каждой из них соответствует определенное побуждение к осознанию противоречия. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, побуждение к формулированию проблемы представляет собой одну из двух реплик по выбору: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?»

Слайд 5

Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы 1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения – Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? Выбрать подхо дящее : – Какой возни кает вопрос? – Какая будет тема урока? 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал – Вопрос был один? А сколько мнений? или Задание было одно? А как вы его выполнили? – Почему так получилось? Чего мы не знаем? 3. Шаг 1. Выявить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью – Вы сначала как думали? А как на самом деле? 4. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими – Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Слайд 6

Прием 1 . Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как еди - ничная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?»

Слайд 7

Урок окружающего мира в 4-м классе по теме «Рукотворная жизнь (искусственный отбор)» (по материалам урока О.Б. Гулящевой , г. Нерехта) Анализ Учитель Ученики предъявление первого факта предъявление второго факта побуждение к осознанию побуждение к проблеме вопрос – Ребята! У кого есть собака? – Какой породы ваши собаки? – Ученые подсчитали, что сейчас на Земле существует несколько тысяч пород собак. – А сколько было пород собак у древних людей? -Так что вас сейчас удивило? Что интересного заметили? – Какой возникает вопрос? Фиксирует вопрос на доске Поднимают руки. Называют. Думаем, одна! (Проблемная ситуация.) – Была одна порода, а стало много. (Осознание противоречия.) – Откуда взялось столько пород собак? (Вопрос.)

Слайд 8

Урок литературы в 6-м классе по теме «Образ Бирюка». Анализ Учитель Ученик предъявление первого факта предъявление второго факта побуждение к осознанию побуждение к проблеме вопрос – Кто главный герой рассказа И.Тургенева «Бирюк»? – Слово «бирюк» устаревшее. А что оно обозначает? – Ребята, а вам самим понравился Бирюк? – Что вас сейчас удивляет? Какое противоречие налицо? – Какой возникает вопрос? – Точнее, тема урока … ? Фиксирует тему на доске. – Лесник, которого все называют «Бирюк». – Угрюмый, нелюдимый, злой человек. – Да, нам он понравился. (Проблемная ситуация.) – Бирюк нам понравил-ся , но само слово обозначает плохие качества. (Осознание противоречия.) – Почему нам понравился Бирюк? – Образ Бирюка. (Тема.)

Слайд 9

Прием 2 . Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?».

Слайд 10

Урок алгебры в 7м классе по теме «Свойства степени с натуральным пока зателем » анализ учитель ученики вопрос на новый материал побуждение к осознанию побуждение к проблеме тема – Посмотрите на примеры на доске. – Как вы думаете, какие действия можно выполнять со степенями? – Вопрос я задала один, и ответ должен быть один, а сколько вы высказали мнений? – Так чего мы еще не знаем, какой возникает вопрос? Фиксирует вопрос на доске Видят примеры: а3 + а5 а3• а5 (а3)5 а3 – а5 а5 : а3 – Все, возможно. – Только умножение и деление. – Только возведение в степень. (Проблемная ситуация.) – Много разных мнений. (Осознание противоречия.) - Какие же действия можно выполнять со степенями? (Вопрос.)

Слайд 11

Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала (шаг 1) учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?».

Слайд 12

Урок математики в 6-м классе по теме «Задачи на проценты». Анализ Учитель Ученик вопрос «на ошибку» предъявление научного факта расчетами побуждение к осознанию побуждение к проблеме тема – Предположим, цена товара была А. Затем цена повысилась на 10%, а к Новому году снизилась на 10%. Изменилась ли цена товара? – Считаем. Цена товара была 100 руб. После повышения на 10% стала 110 руб. А после понижения на 10% стала? – Что вы сказали сначала? – А что оказывается на самом деле? – Значит, каких задач мы еще не умеем решать? Какая будет тема урока? Фиксирует тему на доске. – Цена товара не изменилась. (Житейское представление.) – 99 руб ! (Проблемная ситуация.) – Цена не изменится. – Цена уменьшилась. (Осознание противоречия.) – Задачи на проценты. (Тема.)

Слайд 13

Прием 4 . Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?»

Слайд 14

Урок математики в 3м классе по теме «Умножение на двузначное число» анализ учитель ученик задание на известный материал задание на новый материал побуждение к осознанию проблемы побуждение к проблеме тема – Найдите площадь прямо угольника со сторонами 15 и 3 см. Работайте в тетради. -На листочках найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 и 21 см. – Смогли выполнить задание? – В чем затруднение? – Чем это задание не похоже на предыдущее? – Какова сегодня тема урока? Фиксирует тему на доске Легко выполняют задание. Испытывают затруднение. (Проблемная ситуация.) – Нет, не смогли. – Это новое умножение. – Надо умножить на дву - значное число, а мы такого еще не решали. (Осознание проблемы.) – Умножение на двузначное число. (Тема.)

Слайд 15

Как показано выше, при использовании данного метода сначала создается проблемная ситуация, а затем учеников побуждают к осознанию и формулированию проблемы. В каждом учебном предмете возможны все приемы создания проблемной ситуации, но частота их применения существенно различается. Для русского языка основным является прием 2, а для математики – прием 4. В обоих случаях ученикам предъявляется практическое задание на новый материал. На русском языке это задание обычно выполняют, но поразному, и возникает проблемная ситуация со столкновением мнений. На математике такое задание чаще не выполняют вообще, и возникает проблемная ситуация с затруднением. Естественно, что далее на каждом предмете разворачивается свой диалог, побуждающий учеников к осознанию противоречия.

Слайд 16

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ Технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать» знания. Она представляет собой детальное описание проблемно-диалогических методов обучения, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения. Методы составляют центральную часть технологии, поскольку определяют выбор форм и средств обучения.

Слайд 17

Проблемно-диалогические методы обучения обеспечивают постановку и решение учебных проблем школьниками и представляют собой определенные сочетания приемов, вопросов, заданий. Проблемно-диалогические методы дают широкие возможности варьирования форм обучения (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной). При проблемно-диалогических методах средства обучения ( опорные сигналы, учебники, наглядные и технические средства ) служат вспомогательными инструментами творческого усвоения знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение в первом классе - обучение на опережение

Это обобщение моего опыта по внедрению в практику опережающего обучения. Как результат - при написании в третьем классе итоговой работы по русскому языку за 4 класс 20% детей справились на отлично. Дв...

Особенности изучения результативности обучения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Развитие школьников возможно только в условиях их поисковой деятельности, в ходе которой и воспитывается человек, способный к самостоятельным, смелым решениям, к эффективным действиям в соврем...

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...