Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности. Курс «В школу с игрой»
рабочая программа (1 класс)

Горбачёва Светлана Викторовна

Программа дополнительного образования «В школу с игрой» создана для того, что­бы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ «настоя­щего школьника». Курс носит принципиально про­межуточный характер, соответствующий самоощущению ребенка, кото­рый уже не дошкольник, но еще и не школьник. По форме, по манере общения он строится как обучение навыкам учебного со­трудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа № 4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности

Курс «В школу с игрой»

для детей младшего школьного возраста

(6-8 лет)

Срок реализации: 1 год

                                          Составитель:

Горбачёва Светлана Викторовна

учитель начальных классов

Содержание

Пояснительная записка к курсу «В школу с игрой»…………………… 2

Основные темы программы курса «В школу с игрой»…..……………...4

Тематический план занятий….……………………………………...........6

Содержание курса «В школу с игрой»………….…...…………………14

Список литературы……………………………………………………….19

Предполагаемые  результаты  реализации  программы………………..21

Пояснительная записка.

  1. Общая характеристика программы

Проблема охраны психического здоровья детей, актуальность которой становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения, требует широких профилактических мер в системе образования.

Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации/семья, дошкольные учреждения/, атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но и к целостной его личности, и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню. Так или иначе, поступление в школу всегда связано с изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования.

В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным.

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению.

На основании выше сказанного целью данной работы является разработка комплексной программы по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации у учащихся первых классов.

Адаптация в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Адаптация человека имеет два аспекта – биологический и психологический.

Психологический аспект адаптации –приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными требованиями, мотивами интересами. Психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества. Основные проявления психологической адаптации– взаимодействие (в том числе общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность.

Различие между настройкой на деятельность и адаптацией к последней заключается в следующем.

Настройка на деятельность предполагает наличие уже сложившихся механизмов и комплексов механизмов, наличие резервов, обеспечивающих их функционирование, и заключается в их включении. Адаптация– процесс формирования этих механизмов (здесь имеет место процесс развития каких-то в принципе предшествующих им элементов), накопления резервов, установление ранее не существующих связей и т. д.

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

Очень сложным для первоклассников является период адаптации к школе. Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до года. У некоторых полноценной адаптации к школе на 1 году обучения так и не происходит. Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.
Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе

Являясь динамичным процессом прогрессивной перестройки функциональных систем, адаптация к новым условиям жизни обеспечивает возрастное развитие.

Актуальность

Программа дополнительного образования «В школу с игрой» создана для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника». Курс носит принципиально промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребенка, который уже не дошкольник, но еще и не школьник. По форме, по манере общения он строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Но материал, с которым работают дети, чисто дошкольный. Занятия включают в себя дидактические игры, различные упражнения, направленные на развитие умений конструировать, классифицировать, рассуждать, запоминать, быть внимательным и т.п. Предлагая детям эти развивающие задания,  не ставится задача научить их в совершенстве все выполнять. Усилия детей должны быть сосредоточены на освоении отношений, на выработке умений договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».

 Новизна программы заключается  в том, что адаптация первоклассника проходит в свете новых стандартов ФГОС НОО. Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

В свою очередь, иными становятся и задачи учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

В ХХI веке общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности, готовой к действию, личности, способной подходить к решению задач с позиции личностной сопричастности.

Усвоение учащимися элементарных правил делового общения протекает успешно и довольно быстро, если обучение их проводится планомерно, включает сравнение и анализ полноценных и неудовлетворительных диалогов, а также упражнения в построении диалогов на заданную тему с учетом изучаемых правил общения. Для закрепления диалогических умений следует, возможно, шире использовать в учебном процессе направляемые учителем дискуссии между учащимися.

Неотъемлемой частью ядра Стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п.

Таким образом, важнейшая задача современной системы образования – формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта на основе компетентностного подхода.  Курс адаптационных занятий по форме, по манере общения  строится как обучение навыкам учебного сотрудничества и способствует формированию универсальных учебных действий.

Особенности программы

Г.А. Цукерман  называет  период адаптации первоклассника своеобразной инициацией в новый возраст, в новую систему отношений со взрослым, сверстником и самим собой.

Педагогу важно создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, не похожее на собственное. Ребята учатся прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих знаний. Все это способствует снятию тревожности. Кроме вышеназванных общих задач, есть специфические задачи для первоклассников:

  • вживание в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник — не школьник);
  • ввести понятие оценки, самооценки и различные их критерии;
  • научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);
  • подготовить родителей к новой роли — родителя школьника;
  • организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

Никакое развитие не может быть осуществлено без деятельности самого ребенка. От того, как эта деятельность будет организована, зависит процесс самого развития.

Результативность решения младшими школьниками учебных задач существенно зависит от организации их деятельности. Работа учащихся в группах оказалась более продуктивной, чем индивидуальная; работа в режиме сотрудничества партнеров - более эффективной, чем в режиме соперничества. Организация совместной работы, при которой одному из партнеров поручается роль консультанта-контролера, положительно влияет на процесс и результаты учебной деятельности. Это выражается, прежде всего, в повышении адекватности выполняемых действий, особенно реализующих функции контроля и самоконтроля.

Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.

Первая группа детей (с высокой степенью), адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Эти качества позволяют им с первых дней ощутить свои успехи, что ещё больше повышает учебную мотивацию. Это легкая форма адаптации.

Вторая группа детей со средней степенью, имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Благодаря доброжелательному и тактичному отношению учителя к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней степени адаптации.

Третья группа — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении — ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению в школе. Это “группа риска”.

Если вовремя не разобраться в причинах, не скорректировать затруднения адаптации, то всё вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка.

Значимой поддержкой учителю в адаптационный период является взаимное сотрудничество с ним родителей и психолога.

 Программа направлена на тесный контакт и сотрудничество родителей и учителя. Они  знакомятся с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации;  регулярно получают информацию о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе адаптационного периода, семейные мини-сочинения  помогают и родителям и учителю больше узнать ребёнка и подобрать к нему свой “ключик”.

Цель программы:

создавать наиболее полное представление о школе, об учениках, о жизни по школьным правилам;

 в соответствии с программными требованиями новых стандартов ФГОС НОО формировать готовность к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру, освоение ее прошлого, настоящего и будущего, вхождение в ее созидание и сотворение

Авторы программы ставят своей целью реализацию следующих  задач:

  • формирование универсальных учебных действий посредством занятий, включающих в себя дидактические игры, различные упражнения, направленные на развитие умений  конструировать, классифицировать, рассуждать, запоминать, быть внимательным;

  • выработать умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники»;

  • формирование устойчивого интереса к познанию нового посредством приобретаемых  навыков общения;

  • воспитание качеств, нужных в общении друг с другом и совместной деятельности (сотрудничество);

Формы и методы работы

В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения, и учебная информация.

Поэтому нужно готовить  малыша к грядущим переменам в привычных условиях постепенно, шаг за шагом вводя новые установки, соответствующие новым требованиям.
Большую помощь могут оказать сюжетно-ролевые игры, например, игра «В школу».

Сюжетно-ролевая игра «В школу» помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь, овладеть необходимым опытом. В игре формируется умение пользоваться речью, умение договариваться(устанавливать правила, распределять роли),умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «мир вещей» (познавательную и предметную практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). Все это необходимо первокласснику. Важно, чтобы сообщаемая информация о школе была не только понятна ребенку, но и прочувствована им.

Формы проведения занятий разнообразны: беседа, практикум, игры (подвижные, психологические), творческая самостоятельная работа под руководством педагога или родителей,  походы выходного дня, экскурсии.

В зависимости от поставленных задач занятия могут быть теоретическими или практическими, направленными на приобретение новых знаний (теоретические, получаемые с помощью деятельностного подхода);  формирование умений и навыков (самостоятельная индивидуальная или групповая деятельность учеников под руководством педагога);

В основе практической работы материал, с которым работают дети, чисто дошкольный. Занятия включают в себя дидактические игры, различные упражнения, направленные на развитие умений  конструировать, классифицировать, рассуждать, запоминать, быть внимательным и т.п.

  Методы обучения: 

Словесный (беседы) – объяснение теоретического материала.

Наглядный (наглядные пособия) – использование картинок, таблиц, специальных знаков и медалей для наград.

Игровой – воссоздание социальных или деловых отношений через игровую ситуацию, театрализованные представления и мини - соревнования.

Практический – изготовление поделок, рисунков, написание сочинений (совместно с родителями) по заданной теме.

Исследовательский – изучение этапов достижения цели, приобретение знания в процессе планирования и выполнения, постоянно усложняющихся, конкретных заданий.

Изменение расписания и корректировка учебно-тематического плана согласовываются  с администрацией образовательного учреждения (школы).

Объём: участникам учебного процесса предложены занятия в гимназии №1582  1 раз в неделю. Длительность курса – 36 академических часов. Программа  предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 1-ых классов. Продолжительность занятия 1 класс- 35 минут. Ввиду того, что программа является примерной, допускается коррекция часов в соответствии с требованиями САНПИН.

Основные темы программы внеурочной деятельности

курса «В школу с игрой»

 (первый год обучения)

36 часов.  1 час в неделю.

п/п

                            Содержание

Теорет.

часы

Практ.

часы

Всего

часов

Здравствуй школа – это я.

1

1

2

Правила школьной жизни

1

1

2

Учимся работать дружно

1

1

2

Хочу знать все!

1

1

2

Настроение в школе

1

1

2

 Учимся работать вместе

1

1

2

Наш класс – это все мы!

1

1

2

Первоклассник – это здорово

1

1

2

Школьники и дошкольники

1

1

2

Узнай меня поближе

1

1

    2

Я и другие  

1

1

2

 Школьник – это Я.  

2

2

4

Школьные правила.

2

2

Оценка

1

1

2

Учусь оценивать себя и друга.

1

1

2

Буду внимательным

1

1

2

Зачем ходить в школу

1

-

1

Урок – концерт «Посвящение в ученики»

-

1

1

Итого

18

18

36

Тематический план занятий (36 часов)

Первый год обучения.

Название темы занятия.

Кол-во часов

Тема 1

Здравствуй школа – это я.

1

  Знакомство.

1

2

Важный знак «Поднятая рука»                                          

1

Тема 2   

 Правила школьной жизни

3

Молчаливый выбор отвечающего в группе

1

4

Жесты и мимика

1

Тема 3

Учимся работать дружно

5

Распорядок дня школьника

1

6

Учебная игра «Ученик опоздал на урок»

1

Тема 4  

Хочу знать все!

7

Приветствие учителя

1

8

Три важных школьных предмета

1

Тема 5     

Настроение в школе

9

Выбор приветствия

1

10

Выделение возможных партнеров для приветствия. 

1

Тема 6 

Учимся работать вместе

11

 Школьный друг – школьный звонок

1

12

Угадай предмет

1

Тема 7

Наш класс – это все мы!

13

 Введение знака хор

1

14

Что я люблю

1

Тема 8

Первоклассник – это здорово

15

 Делу - время, потехе – час.

1

16

 Мимика и пантомимика

1

Тема 9.  

Школьники и дошкольники

17

Кто самый внимательный?

1

18

Сколько?

1

Тема 10   

Узнай меня поближе

19

Мы готовы трудиться.

1

20

Знакомство в парах

1

Тема 11.

Я и другие  

21

Спор и ссора (умение вести дискуссию)

1

22

 Игра-тренинг

1

Тема 12.

Школьник – это Я.  

23

Мостик дружбы

1

24

Мимическая гимнастика

1

25

Учимся задавать вопросы.

1

26

Знак «Вопросик»

1

Тема 13.

Школьные правила.

27

 Применение правил школьника.

1

28

Упражнения на релаксацию и восстановление

1

Тема 14.

Оценка.

29

Учимся оценивать свой труд.

1

30

Введение линейки оценок.

1

Тема 15.

Учусь оценивать себя и друга.

31

Оценка.

1

32

Взаимооценка

1

Тема 16.

Буду внимательным

33

Учимся различать ситуации взаимодействия

34

Смешная (необидная) ловушка

Тема 17.

Зачем ходить в школу

35

 Правила поведения в данной ситуации

1

Тема 18.

Урок-концерт

36

Посвящение в ученики

1

Содержание изучаемого курса

Первый  год обучения

Программа дополнительного образования «В ШКОЛУ С ИГРОЙ» по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации у учащихся первых классов, разработана для занятий с детьми  1 класса начальной школы и создана в связи с необходимостью обновления содержания современной школы в рамках реализации требований ФГОС и предназначена для детей в возрасте 6-8 лет.

Основой для написания программы послужила разработка курса занятий, направленного на психологический аспект адаптации –приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными требованиями, мотивами, интересами.

Тема 1  Здравствуй школа – это я. (2часа)                                                         
Организация  знакомства детей друг с другом и с учителем; в совместном обсуждении выработать школьное правило «Поднятая рука» для поочередного высказывания.

Тема 2  Правила школьной жизни (2часа)

Оказание  помощи  детям в освоении новых  школьных норм общения — молчаливый выбор отвечающего в группе, уточнить возможности человеческого общения; продолжить знакомство детей в группах и в классе.


Тема 3  Учимся работать дружно  (2часа)
Организация пробного взаимодействия детей в группах для выполнения коллективного задания, воспитание дружеских взаимоотношений, продолжить знакомство детей.

Тема 4  Хочу знать все! (2 часа)

Выработка школьного правила «Приветствие учителя»; помочь детям осознать позицию школьника на основе сравнения «школьник — дошкольник».

Тема 5   Настроение в школе   (2часа)

Помочь детям осознать ответственность школьника за свои поступки, учить делать выбор, практиковать в учебном взаимодействии.

Тема 6  Учимся работать вместе (2часа)

Учить взаимодействию в группах; продолжить знакомство детей друг с другом; отрабатывать  у детей умение работать по условным знакам.

Тема 7  Наш класс – это все мы! (2 часа)

Показать детям две возможные формы ответа: индивидуальную и групповую; ввести знаки «Я» и «Хор».

Тема 8 .  Первоклассник – это здорово (2 часа)


Уточнение представления детей о времени; помочь осознать время, проводимое в школе, его деление на уроки и перемены; формировать умение планировать свое время.


Тема 9. Школьники и дошкольники. (2 часа)
Ввести и учить использовать знаки «+» и «-» для демонстрации внимательного слушания; учить детей слушать сверстников, обращаться к ним; воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма.

Тема 10.  Узнай меня поближе. (2часа)
Формирование этических норм взаимоотношений через работу в парах; развитие внимания, воображения, логического мышления; знакомство с
знаками «Поднятая рука» и «Хор», новый знак «Мы»;

Тема 11.  Я и другие  (2 часа)

Формировать умение вести дискуссию; поощрять высказывание различных мнений, умение их выслушивать, умение доказывать свою точку зрения.

Тема 12.  Школьник – это Я.   (4 часа)

Формировать умение вести дискуссию; ввести критерии оценки: «ровно», «точно»; показать знак "Дружба", где дети держатся за руки;
дать детям возможность выхода из ситуации, когда чего-то не знаешь; формировать умение задавать вопросы по существу.

Тема 13.  Школьные правила. (2 часа)

Формирование умений задавать вопросы для выполнения задания; закреплять умения работать в соответствии с принятыми школьными правилами.

Тема 14.  Оценка. (2часа)

Знакомство детей с оценочной линейкой; учить определять критерии оценки; учить оценивать свою и чужую работу; формировать адекватную самооценку.

Тема 15. Учусь оценивать себя и друга. (2 часа)

Формирование навыков самооценки; развитие внимания, логического мышления; воспитание дружеских взаимоотношений.

Тема 16.  Буду внимательным (2часа)

Знакомство с новой ситуацией на уроке и знаком ее распознавания; формирование  умения осознанно принимать решения; различать ситуации взаимодействия.

Тема 17. Зачем ходить в школу (1 час)

 Показать ситуацию недоопределенного правила; выработать правила поведения в данной ситуации; формировать интеллектуальную самостоятельность.

Тема 18. Посвящение в ученики (1час)

Обобщение  представления детей о школе, об учениках, об учителе; помочь детям осознать, что в школе важны и нужны любые ученики, все они одинаково любимы учителем.

Список литературы

1. Цукерман. Введение в школьную жизнь.

2. Н.А.Смирнов. Этика и Этикет младших школьников

3.  Г.П.Новикова. Эстетическое воспитание и развитие

Интернет-ресурсы.

  1. http://festival.1september.ru/articles/subjects/15
  2. http://www.solnet.ee/holidays/
  3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/uchebnaya-deyatelnost-mladshikh-shkolnikov-v-svete-novykh-obrazovatelnykh-s

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

В результате освоения программы ребенок должен знать содержательный образ «настоящего школьника», иметь наиболее полное представление о школе, об учениках, о жизни по школьным правилам

уметь ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий;

уметь договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».

              Ожидаемые результаты освоения программы в свете введения ФГОС:        

  1. Наши первоклассники плавно и безболезненно должны адаптироваться в условиях новой образовательной среды. Во главу угла нами поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Уроки ведутся по 35 минут, проводится динамическая пауза. Каждая минута, проведенная в школе, дает ребенку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире.
  2. Дети должны научиться оживленно общаться с педагогами и друг с другом – в классе должны сложиться доброжелательные взаимоотношения, что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды.
  3. Дети должны охотно включаться в самостоятельный поиск новой информации, учиться рассуждать, ставить перед собой учебные задачи, делать выводы, обосновывать свое мнение. Опыт внедрения ФГОС показывает, что, в целом, концептуальные идеи, прописанные в материалах «Пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения», актуальны и востребованы современной образовательной системой.  
  4. Одно из кардинальных отличий школы от детского сада – система оценивания ребенка. Дети привыкли, что их хвалят в детском саду уже за то, что они  «старались». В школе оценивается не процесс, а результат. Многие первоклассники с трудом привыкают к этому. Некоторые приходят в школу с неадекватно завышенной самооценкой и требуют завышения отметки. На этой почве может проявиться конфликтное поведение, вплоть до демонстрации неврологических реакций.  В связи с этим в рамках организационной адаптации следует особо выделить  адаптацию ребенка к системе оценивания.
  5. Традиционно много внимания уделяется вопросам адаптации ребенка к учебной деятельности. Сегодня часто можно услышать мнение, что самое важное – это не знания, а умение быстро и при минимуме затрат их добывать. Первоклассники в борьбе за результат чаще всего интуитивно, стихийно  осваивают приемы добывания и закрепления знаний. Не всегда эти приемы эффективны. Успешная адаптация к учебной деятельности предполагает приобретение практических знаний и навыков, позволяющих быстро и качественно, с наименьшими усилиями выполнять учебные задания.

Способы определения результативности. 

Оценка результативности дополнительной образовательной программы и хода ее реализации направлена на проверку формирования системы универсальных учебных действий (УУД).

Комплекс организационной адаптации первоклассников включает в себя следующие мероприятия:

  1. . Создание буклетов, где будет помещена информация о школе, её традициях, истории, правилах внутреннего распорядка, даны контактные телефоны лиц, отвечающих за ключевые позиции школьной жизни. Буклеты предполагается дарить родителям первоклассников, когда они приносят заявление о приеме ребенка в школу.
  2. .Работа на сайте  «Началка семинфо», где будут публиковаться материалы о важных школьных, традициях, о проблемах школы.
  3. .  Сегодня важно объяснять как родителям, так и детям причины принятия тех или иных административных решений. Важно, чтобы ребенок и семья не только подчинялись требованиям школы, но и понимали их.
  4. . Оценка – новое явление в жизни первоклассника. Важно, чтобы ребенок правильно реагировал на нее. Помочь адаптировать ребенка к оценке могут родители, однако их необходимо нацелить на подобную работу, подсказать им эффективные приемы восприятия оценки. Эта работа  проводится в первые дни сентября.
  5.  Современная начальная школа не только для ребенка, но и для его родителей. Легко  и успешно овладеть программой, не прибегая к их участию в учебном процессе, вряд ли возможно.  Для родителей, заинтересованных в успехе своего ребенка проводятся индивидуальные консультации.
  6. Адаптация первоклассника в  школе должна быть комплексной. Организационный, социально-психологический психофизиологический, и учебный аспекты должны являться неотъемлемой частью модели процесса адаптации в каждой школе.
  7. анкетирование ( в т.ч. для родителей)

В ходе реализации программы могут быть использованы и другие формы контроля в соответствии с особенностями детского коллектива.

Анкета по адаптации учащихся к школе

1.Тебе нравится в школе или не очень?

А) не очень

Б) нравится

В) не нравится.

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

А) чаще хочется остаться дома

Б) бывает по-разному

В) иду с радостью.

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?

А) не  знаю

Б) остался бы дома

В) пошёл бы в школу.

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

А) не нравится

Б) бывает по-разному

В) нравится

5.Ты хотел (а) бы, чтобы в школе остались одни перемены?

А) не знаю

Б) не хотел бы

В) хотел бы

6.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

А) часто

Б) редко

В) не рассказываю

7.Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя были менее строгие учителя?

А) точно не знаю

Б) хотел (а) бы

В) не хотел (а) бы

8. У  тебя в классе много друзей?

А) мало

Б) много

В) нет друзей.

9.Тебе нравятся твои одноклассники?

А) нравятся

Б) не очень

В) не нравятся        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебные нитки» для детей младшего школьного возраста специальных (коррекционных) классов VIII вида

Дополнительная образовательная программа «Волшебные нитки» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы она не дуб...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для начальной школы "Занимательная школа"

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»

Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов работы по обучению учащихся началь...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности "Юный филолог"

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности

Программа  нацелена на приобщение младших школьников к искусству, как вековому культурному опыту человечества, основанному на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, в...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для начальной школы "Юный горожанин"

Программа «Юный горожанин» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности и прис...

Приложение к дополнительной образовательной программе внеурочной деятельности Курс «В школу с игрой» (конспекты занятий)

Данная работа направлена на достижение результативности решения младшими школьниками учебных задач. Работа учащихся в группах является более продуктивной, чем индивидуальная; работа в режиме сотруднич...