Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности "Юный филолог"
рабочая программа на тему

Юлина Виктория Владимировна

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит дополнительная образовательная программа  “Юный филолог”, являющийся закономерным дополнением урока. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_filolog_izmaylova.doc319 КБ

Предварительный просмотр:

бюджетное  образовательное учреждение г. Омска

«Средняя общеобразовательная школа №63»

Дополнительная образовательная программа                                                                                                           «Юный филолог»

возраст обучающихся: 7-11 лет,

срок реализации: 4 года

Составители:

Измайлова Лариса Николаевна,

Юлина Виктория Владимировна

Омск -  2015

Пояснительная записка

         Актуальность. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит дополнительная образовательная программа  “Юный филолог”, являющийся закономерным дополнением урока. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Направленность данной программы – культурологическая.

Уровень освоения – углубленный.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по филологии.

Новизна. В отборе материала к занятиям педагог ориентируется на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Педагогическая целесообразность.

Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики обучающиеся могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к филологии должно пробуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях объединения “Юный филолог” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи обучающихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Юный филолог” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения в объединении “Юный филолог” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

II. Цель и задачи курса.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать обучающимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение обучающихся к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

     III.  Особенности программы  «Юный филолог»

1 год  «Путешествия по Стране Слов»

2год «Секреты орфографии»

3год «Занимательное словообразование»

4год «Занимательная лингвистика»

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

          Занятия объединения позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных обучающиеся мало пишут и много говорят.

IV. Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

V. Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств обучающегося.

VI. Описание места курса  в учебном плане

        Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Курс изучения  программы  рассчитан на  обучающихся 7-11 лет.

VI.  Планируемые результаты.

1-год обучения

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать  своё  отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты: 

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью педагога;  
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному педагогом плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы детского объединения и педагога;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2 год обучения

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью педагога;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному педагогом плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы детей и педагога;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одногруппниками совместно с педагогом о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3-4-й годы обучения

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с педагогом;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с педагогом вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

VII. Содержание программы. Тематическое планирование.

1-й класс   «Путешествия по Стране Слов»

Тематическое планирование  

Тема занятия

 Общее     к-во часов

Тео-рия

Прак-тика

1-2

В мире безмолвия и неведомых звуков.

4

2

2

3-4

В страну слов. Первые встречи.

4

2

2

5-8

К тайнам волшебных слов.

8

4

4

9-10

Выбор друзей в Стране Слов

4

2

2

11-12

К несметным сокровищам Станы Слов.

4

2

2

13-14

Чудесные превращения слов.

4

2

2

15-18

 В гости к Алфавиту.

8

4

4

19-20

К тайнам звуков и букв.

4

2

2

21-22

Встреча с Радугой.

4

2

2

23-24

В Страну Говорящих Скал.

4

2

2

25-26

В  глубь веков на Машине времени.

4

2

2

27-28

В Королевстве ошибок.

6

3

3

29-30

В Страну Слогов.

6

3

3

31-32

Неожиданная остановка в пути.

4

2

2

33-34

В удивительном городе Неслове.

4

2

2

35-38

Чудеса в Стране Слов.

8

4

4

39-40

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

4

2

2

41-44

На карнавале слов. Праздник «Слова вместе»

8

4

4

45-46

В Театре близнецов.

4

2

2

47-48

Конкурс знающих.

4

2

2

49-50

Новое представление.

4

2

2

51-52

Необычный урок.

4

2

2

53-54

Следопыты развлекают гостей.

6

3

3

55-56

В Клубе весёлых человечков.

6

3

3

57-60

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

6

3

3

61-62

Экскурсия в прошлое.

6

3

3

63-64

Полёт в будущее.

6

3

3

65-66

Итоговое занятие.

6

3

3

Итого 144 часа

72

72

Содержание занятий.

Тема 1-2. В мире безмолвия и неведомых звуков. Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория  ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

Тема 3-4. В Страну Слов. Первые встречи. Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».

Тема 5-8 . К тайнам волшебных слов.  Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

Тема 9-10. Выбор друзей в Стране Слов.    Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

Тема 11-12. К несметным сокровищам Страны Слов. Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов.  Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

Тема13-14. Чудесные превращения слов. Сказка  А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

Тема 15-18. В гости к Алфавиту. Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

Тема 19-20. К тайнам звуков и букв.  Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

Тема 21-22. Встреча с Радугой. Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».

Тема 23-24. В Страну Говорящих Скал.  Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»

Тема 25-26. Вглубь веков на Машине времени.   Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

Тема 27-28. В Королевстве Ошибок. Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

Тема 29-30. В Страну Слогов.   Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

Тема 31-32. Неожиданная остановка в пути.     Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.

Тема 33-34. В удивительном городе Неслове. Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».

Тема 35-38.  Чудеса в Стране Слов. Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.

Тема 39-40. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

Тема 41-44. На карнавале слов. Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.

Тема 45-46.  В театре близнецов. Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём.  Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

Тема 47-48. Конкурс знающих. Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.

Тема 49-50. Новое представление. Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».

Тема 51-52. Необычный урок . Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.

Тема 53-54. Следопыты развлекают детей. «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

Тема 55-56. В Клубе весёлых человечков. Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.

Тема 57-60. К словам – родственникам. Почему их так назвали?     Рассказ педагога о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».

Тема 61-62. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

Тема 63-64. Полёт в будущее.   Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».  

Тема 65-66. Итоговое занятие. Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.

Основные требования к знаниям и умениям

обучающихся к концу 1-го года обучения

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные  слова.                                                                                                            Антонимы, многозначные слова.                                                                                         Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги.                                                                                                          Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам педагога.                                                                                      Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

2-й год обучения «Секреты орфографии»

Тематическое планирование      

Тема занятия

Общее к-во часов

теория

практика

1-3

Как обходились без письма?

6

3

3

4-6

Древние письмена.

6

3

3

7-9

Как возникла наша письменность?

6

3

3

10-15

Меня зовут Фонема.

12

6

6

16-21

Для всех ли фонем есть буквы?

12

6

6

22-24

«Ошибкоопасные» места

6

3

3

25-27

Тайны фонемы

6

3

3

28-33

Опасные согласные

12

6

6

34-36

На сцене гласные

6

3

3

37-39

«Фонемы повелевают буквами»

6

3

3

40-42

Когда ь пишется, а когда не пишется?

6

3

3

43-45

Ваши старые знакомые

6

3

3

46-51

Правила о непроизносимых согласных

12

6

6

52-57

Волшебное средство – «самоинструкция»

12

6

6

58-60

Строительная работа морфем

6

3

3

61-66

Где же хранятся слова?

14

7

7

67-72

Поговорим о всех приставках сразу

14

7

7

73-78

Слова – «родственники»

14

7

7

79-87

Кто командует корнями? Творческий проект.

20

10

10

88-93

«Не лезьте за словом в карман!»

14

7

7

94-99

«Пересаженные» корни

14

7

7

100

Викторина «Вспомни все»

2

1

1

101-102

Итоговое занятие

4

2

2

                                                              Итого 216 часов

108

108

Содержание занятий.

Тема 1-3. Как обходились без письма?

      Рассказ педагога «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

Тема 4-6. Древние письмена.

      Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы -  «священные знаки.

Тема 7-9. Как возникла наша письменность?

     Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит.  Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».

Тема 10-15. Меня зовут Фонема.

     Звуки - смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера  «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Тема 16-21. Для всех ли фонем есть буквы?

     Рассказ педагога «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходера «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.  

Тема 22-24. «Ошибкоопасные» места.

      «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

Тема 25-27. Тайны фонемы.

       Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».

Тема 28-33. Опасные согласные.

          Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

Тема 34-36. На сцене гласные.

    Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение».  Гласные без хлопот!

Тема 37-39. «Фонемы повелевают буквами».

       Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

Тема 40-42. Когда ь пишется, а когда не пишется?

 Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». Сказка о друзьях ь. Составление ребусов.

Тема 43-45. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.

       Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

Тема 46-51. Правила о непроизносимых согласных.

     Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

Тема 52-57. Волшебное средство – «самоинструкция».

      Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.

Тема 58-60. Строительная работа морфем.

       «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.

Тема 61-66. Где же хранятся слова?

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

Тема 67 – 72. Поговорим обо  всех приставках сразу.

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с -. Самые трудные (пре- и при -). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.

 Тема 73-78. Слова – «родственники».

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

Тема 79-87. Кто командует корнями?

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

Тема 88-93. «Не лезьте за словом в карман!»

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

Тема 94-99. «Пересаженные» корни.

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.

Тема 100. Викторина «Вспомни все»

Тема 101-102. Итоговое занятие. Олимпиада.

Основные требования к знаниям и умениям

обучающихся к концу   2 - го года обучения

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.                      

Состав слова.                                                                                                                         Признаки родственных слов.                                                                                                  Виды пересказа.                                                                                                                                                                                                            

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.                                                                                    Пересказать текст.

3 год обучения   «Занимательное словообразование»  

Тематическое планирование

Тема занятия

Общее к-во часов

теория

практика

1-3

Сказочное царство слов .  

6

3

3

4-9

Путешествие в страну Слов.

12

6

6

10-15

Чудесные превращения слов.

12

6

6

16-21

В гостях у слов- родственников.

12

6

6

22-27

Добрые слова.

12

6

6

28-30

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

6

3

3

31-36

Новые слова в русском языке.

12

6

6

37-39

Встреча с зарубежными друзьями.

6

3

3

40-45

Синонимы в русском языке.

12

6

6

46-48

Слова- антонимы.

6

3

3

49-51

Слова- омонимы.

6

3

3

52-54

Крылатые слова.

6

3

3

55-60

В королевстве ошибок.

12

6

6

61-66

В стране Сочинителей.

12

6

6

67-72

Искусство красноречия.

12

6

6

73-75

Праздник творчества и игры.

6

3

3

76-81

Трудные слова.

14

7

7

82-87

Анаграммы и  метаграммы.

14

7

7

88-93

Шарады и логогрифы.

14

7

7

94-96

Откуда пришли наши имена.

8

4

4

97-99

Занимательное словообразование.

8

4

4

100

КВН по русскому языку.

4

2

2

101-102

Итоговое занятие

4

2

2

Итого 216 часов

108

108

Содержание занятий.

Тема 1-3.  Сказочное царство слов.

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.

Тема 4-9.   Путешествие в страну слов.  

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова». Игра «Найди лишнее слово»

Тема 10-15. Чудесные превращения слов.

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ – загадка.

Тема 16-21.  В гостях у слов родственников.

Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаков слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов – родственников.

Тема 22-27.   Добрые слова

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Тема 28-30.  Экскурсия в прошлое

Знакомство со словами – историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Тема 31-36.  Новые слова в  русском языке.

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».

Тема 37-39.  Встреча с зарубежными друзьями.

Знакомство с заимствованными словами.  Рассказ «Откуда  пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 40-45.  Синонимы в русском языке .

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение  слов-синонимов в тексте.

Тема 46-48. Слова-  антонимы.

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов – антонимов. Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке.

Тема 49-51.  Слова- омонимы.

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Тема 52-54.  Крылатые слова .

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера».

Тема 55-60.  В королевстве ошибок.

Игра «Исправь ошибки». Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 61-66.  В стране Сочинителей.

Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.

Тема 67-72.  Искусство красноречия.

   Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 73-75.  Праздник творчества и игры.

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Тема 76-81.  Трудные слова.

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 82-87.  Анаграммы и метаграммы.  

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка).

Тема 88-93.  Шарады и логогрифы

        Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование  слов- ответов.

Тема 94-96.  Откуда пришли наши имена.

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Тема 97-99. Занимательное словообразование

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

Тема 100.  КВН по русскому языку.

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

Тема 101-102.  Итоговое занятие. Олимпиада

Основные требования к знаниям и умениям

 учащихся к концу  3-го года обучения

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.

4 год обучения  «Занимательная лингвистика»

Тематическое планирование

Тема занятия

Общеее к-во часов

Теория

Практика

Фонетика и орфоэпия      

1-3

Что такое орфоэпия?

6

3

3

4-6

Что такое фонография или звукозапись?

6

3

3

7-9

Звуки не буквы!

6

3

3

10-12

Звучащая строка.

6

3

3

13-15

Банты и шарфы.

6

3

3

16-18

«Пигмалион» учит орфоэпии.

6

3

3

19-21

Кис - кис! Мяу!, или кое - что о звукоподражаниях.

6

3

3

Лексикология    

22-24

Имена вещей.

6

3

3

25-27

О словарях энциклопедических и лингвистических.

6

3

3

28-30

В царстве смыслов много дорог.

6

3

3

31-33

Как и почему появляются новые слова?

6

3

3

34-36

Многозначность слова.

6

3

3

37-39

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

6

3

3

40-42

Об одном и том же - разными словами.

6

3

3

43-45

Как возникают названия.

6

3

3

46-48

Слова – антиподы.

6

3

3

49-51

Фразеологические обороты.

6

3

3

52-54

Словари «чужих» слов.

6

3

3

55-57

Капитан и капуста.

6

3

3

58-60

«Он весь свободы торжество».

6

3

3

61-63

Мы говорим его стихами.

6

3

3

64-66

Слова, придуманные писателями.

6

3

3

67-69

Слова - уходящие и слова – новички.

6

3

3

70-72

Словарь языка Пушкина.

6

3

3

73-75

Смуглая Чернавка.

6

3

3

76-78

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

6

3

3

79-81

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

6

3

3

82-84

Какой словарь поможет избежать ошибок?

6

3

3

85-87

Словарь - грамотей.

8

4

4

88-90

Научная этимология.

8

4

4

91-93

Какие бывают имена?

8

4

4

94-96

Древнерусские имена.

8

4

4

97-99

Отчество и фамилия.

8

4

4

100-102

Надо ли останавливаться перед зеброй?

8

4

4

Итого 216 часов  

108

108

        Содержание курса.

Фонетика и орфоэпия

Тема 1-3. Что такое орфоэпия?

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Тема  4-6. Что такое фонография или звукозапись?

Знакомство с  понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Тема 7-9. Звуки не буквы!

Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии  «буквы»  от «звука». Составление транскрипций.

Тема  10-12.         Звучащая строка

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Тема  13-15.         Банты и шарфы.

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Тема  16-18.         «Пигмалион» учит орфоэпии.

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием  комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

Тема  19-21.         Кис- кис! Мяу!, или кое - что о звукоподражаниях. 

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных  языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Лексикология

Тема  22-24. Имена вещей.

Знакомство с   термином «лексика» и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение  словарного запаса  обучающихся.

Тема 25-27.   О словарях энциклопедических и лингвистических.

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Тема 28-30.  В царстве смыслов много дорог.

Знакомство с многозначными словами, словами – омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений  у слова. Практическая работа «Отличие  многозначных слов и  слов – омонимов».

Тема 31-33.  Как и почему появляются новые слова?

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями,  с историей появления новых слов в русском языке.

Тема 34-36. Многозначность слова.

Рассказ о свойстве «многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.  Игра «Прямое и переносное значение слов».

Тема 37-39. «Откуда катится каракатица?»  О словарях, которые рассказывают об истории слов.

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи  этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими  словарями. Определение первоисточников слова.

Тема 40-42. Об одном и том же - разными словами.

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением  их в речи.

Тема 43-45. Как возникают названия.

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

Тема 46-48. Слова – антиподы.

Беседа по  содержанию стихотворения В.  Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками.  Работа со «Словарем  антонимов русского языка».

Тема 49-51. Фразеологические обороты.

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи. Нахождение фразеологизмов  в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Тема 52-54. Словари «чужих» слов.

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и  определением значения этих слов.

Тема 55-57. Капитан и капуста.

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

Тема 58-60. «Он весь свободы торжество».

Исследуются  языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи  в произведениях А. С. Пушкина.

Тема 61-63. Мы говорим его стихами.

 Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы.  Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тема 64-66. Слова, придуманные писателями.

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально-авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы».  Нахождение индивидуально-авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

 Тема 67-69. Слова -  уходящие и слова – новички.

Изучение особенностей устаревших слов – архаизмов. Знакомство со словами- новичками.  Работа над пониманием и умение правильно  употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

 Тема 70-72. Словарь языка Пушкина.

Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого  словаря. Работа со  словарем.

 Тема 73-75.  Смуглая Чернавка.

Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

Тема 76-78.   Паронимы, или «ошибкоопасные»  слова. 

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.

Тема 79-81.  Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». 

Знакомство с явлением межъязыковой  паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Тема 82-84.  Какой словарь поможет избежать ошибок?

Знакомство со словарной статьей  «Словаря  паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Тема 85-87.  Словарь- грамотей. 

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

Тема 88-90. Научная этимология. 

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения  слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем.

Тема 91-93.  Какие бывают имена? 

Знакомство с наукой «ономастика», С  традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Тема 94-96.  Древнерусские имена. 

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

Тема 97-99.  Отчество и фамилия. 

Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

Тема 100-102.   Надо ли останавливаться перед зеброй? 

Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая  номинация».

Основные требования к знаниям и умениям

 обучающихся к концу 4-го года обучения

обучающиеся должны знать:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

-слова, словосочетания, предложения, текста;

-основные орфографические  и пунктуационные правила;

-о некоторых нормах русского языка: произносительных, слово употребительных;

Обучающиеся должны уметь:

- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

-пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

VIII. Средства, необходимые для реализации программы:

  •  наличие лингвистических словарей;
  • наличие  карточек с играми и заданиями;
  • наличие текстов для работы на занятиях.

Результативность образовательной программы

Критерии (оценива-емые парамет-ры)

Показатели по годам обучения

Уровни проявления критериев

Способы отслеживания (методы диагностики)

Максимальный

Средний

Минимальный

Личност-ные результаты

1 год.

Обучающийся осознаёт роль языка и речи в жизни людей, эмоционально «проживает» текст, выражает свои эмоции, понимает эмоции других людей, сочувствует, сопереживает, высказывает своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

2 год.

Обучающийся осознаёт роль языка и речи в жизни людей, эмоционально «проживает» текст, выражает свои эмоции, понимает эмоции других людей, сочувствует, сопереживает, высказывает своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам, обращает внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи, выбор слов и знаков препинания, точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

3-4 год.

Эмоциональность, эмпатия, чувство прекрасного, любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, интерес и потребность в чтении, интерес к  письму, интерес к изучению языка, осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Обучающийся  самостоятельно отвечает на вопросы о значении языка и речи в жизни людей, без помощи педагога выражает свои эмоции, понимает эмоции других людей, проявляет сочувствие, высказывает самостоятельно  своё отношение к героям прочитанных произведений.

Обучающийся  самостоятельно отвечает на вопросы о значении языка и речи в жизни людей, без помощи педагога выражает свои эмоции, понимает эмоции других людей, проявляет сочувствие, высказывает самостоятельно  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам, даёт оценку

 устным и письменным высказываниям других людей (интонации, темпу, тону речи, выбору слов и знаков препинания, точек или многоточий, точек или восклицательных знаков).

Обучающийся умеет самостоятельно анализирует свои эмоции и эмоции других людей, сочувствует и сопереживает другим людям, чувствует красоту и выразительность речи, стремится совершенствовать собственную речь, любит и уважает Родину, её язык, культуру; имеет стойкий интерес и потребность к чтению, к ведению диалога с автором текста, к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения, к изучению языка, осознает ответственность за произнесённое и написанное слово.

Обучающийся  

допускает небольшие ошибки при

ответе на вопросы о значении языка и речи в жизни людей, иногда требуется помощь со стороны педагога при выражении своих эмоций и чувств, понимании эмоций других людей,  при проявлении сочувствия, высказывании своего отношения к героям прочитанных произведений.

Обучающийся  

допускает небольшие ошибки при

ответе на вопросы о значении языка и речи в жизни людей, иногда требуется помощь со стороны педагога при выражении своих эмоций и чувств, понимании эмоций других людей,  при проявлении сочувствия, высказывании своего отношения к героям прочитанных произведений, при оценивании  устных и письменных высказываний других людей (интонации, темпа, тона речи, выбора слов и знаков препинания, точки или многоточия, точки или восклицательного знака).

Обучающийся с небольшой  помощью педагога осознаёт и определяет свои эмоции и эмоции других людей, проявляет сочувствие и сопереживание другим людям, может почувствовать красоту и выразительность речи, старается совершенствовать собственную речь, стремится любить и уважать Родину, её язык, культуру; имеет интерес и потребность к чтению и письму, к письменной форме общения, к изучению языка, старается нести ответственность за произнесённые и написанные слова.

Обучающийся  

допускает множественные ошибки при

ответе на вопросы о значении языка и речи в жизни людей, с трудом выражает свои эмоции, без помощи не может понять эмоции других людей, проявить сочувствие, не может высказать самостоятельно  своё отношение к героям прочитанных произведений.

Обучающийся  

допускает множественные ошибки при

ответе на вопросы о значении языка и речи в жизни людей, с трудом выражает свои эмоции, без помощи не может понять эмоции других людей, проявить сочувствие, не может высказать самостоятельно  своё отношение к героям прочитанных произведений, с трудом может оценить устные и письменные высказывания других людей (интонацию, темп, тон речи, выбор слов и знаков препинания, точек или многоточий, точек или восклицательных знаков).

Обучающийся только с  помощью педагога может проанализировать свои эмоции и эмоции других людей, проявляет сочувствие и сопереживание другим людям, с трудом может почувствовать красоту и выразительность речи, не старается совершенствовать собственную речь, потребность к чтению и письму, к письменной форме общения, к изучению языка слабая, не стремиться нести ответственность за произнесённые и написанные слова.

Тесты, индивиду-альные задания, наблюдения, творческие работы обучающих-ся.

Мета-предметные  результаты

1 год.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель деятельности;  

умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

умение работать по предложенному педагогом плану.

Познавательные УУД: умение находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, делать выводы в результате совместной работы детского объединения и педагога.

Коммуникативные УУД: умение

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложений или небольшого текста); умение слушать и понимать речь других людей, работать в паре, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2 год.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель деятельности;  высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

работать по предложенному педагогом плану.

Познавательные УУД:

умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы детей и педагога;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

 

Коммуникативные УУД:

умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одногруппниками совместно с педагогом о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3-4 год.

Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с педагогом вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД: 

умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

умение

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Регулятивные УУД:

обучающийся самостоятельно определяет и формулирует цель деятельности,

высказывает своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

работает по предложенному педагогом плану.

Познавательные

УУД: 

обучающийся умеет без помощи находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, делать выводы в результате совместной работы детского объединения и педагога.

Коммуникативные УУД: обучающийся

оформляет свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложений или небольшого текста); умеет слушать и понимать речь других людей, работать в паре, выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Регулятивные УУД:

обучающийся самостоятельно определяет, формулирует цель деятельности;  высказывает своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

работает по предложенному педагогом плану.

Познавательные УУД: обучающийся

самостоятельно находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

без помощи педагога делает выводы в результате совместной работы;

преобразовывает информацию из одной формы в другую: подробно пересказывает небольшие тексты.

Коммуникативные УУД: обучающийся

без помощи оформляет свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушает и понимает речь других, при этом пользуется приёмами слушания: фиксирует тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читает и пересказывает текст;

договаривается с одногруппниками совместно с педагогом о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следует им; работает в паре, группе; с желанием выполняет различные роли (лидера, исполнителя).

Регулятивные УУД:

обучающийся самостоятельно

формулирует  тему и цели урока;

составляет план решения учебной проблемы, работает по плану, сверяя свои действия с целью, корректирует свою деятельность;

в диалоге с педагогом вырабатывает критерии оценки и определяет степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД: 

обучающийся самостоятельно перерабатывает  и преобразовывает информацию из одной формы в другую (составляет план, таблицу, схему);

пользуется словарями, справочниками; без помощи педагога

осуществляет анализ и синтез;

устанавливает причинно-следственные связи;

строит рассуждения.

Коммуникативные УУД:

обучающийся

адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет монологической и диалогической формами речи.

высказывает и обосновывает свою точку зрения;

слушает и слышит других, пытается принять иную точку зрения, корректирует свою точку зрения;

договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности;

правильно задает вопросы.

Регулятивные УУД:

обучающийся испытывает трудности при определении и формулировке цели деятельности,

высказывании своего предположения (версии) на основе работы с материалом;

допускает незначительные ошибки при работе по предложенному педагогом плану.

Познавательные УУД: 

обучающийся находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, нуждается в небольшой помощи при формулировке выводов.

Коммуникативные УУД: обучающийся

оформляет свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложений или небольшого текста); умеет слушать и понимать речь других людей, работать в паре, возникают небольшие затруднения при выполнении различных ролей (лидера, исполнителя).

Регулятивные УУД:

обучающийся с небольшой помощью педагога определяет, формулирует цель деятельности;  высказывает

своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

работает по предложенному педагогом плану.

Познавательные УУД: обучающийся

с небольшой помощью педагога находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делает выводы в результате совместной работы с детьми и педагогом;

допускает незначительные ошибки при преобразовании информации из одной формы в другую, при пересказе небольших текстов.

Коммуникативные УУД: обучающийся

с небольшой помощью со стороны педагога оформляет свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

понимает речь других, не всегда внимательно слушает и может точно зафиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

старается выразительно читать текст, при пересказе иногда нуждается в наводящих вопросах;

не всегда может договорится с одногруппниками о правилах поведения и общения, оценки и самооценки, при договорённости старается следовать им; работает в паре, группе; возникают небольшие затруднения при выполнении различных ролей (лидера, исполнителя).

Регулятивные УУД:

обучающийся с не большой помощью педагога

формулирует  тему и цели урока;

составляет план решения учебной проблемы совместно с педагогом; опираясь на опыт предыдущего обучения, работает по плану, сверяя свои действия с целью; корректирует свою деятельность;

в диалоге с педагогом вырабатывает критерии оценки и допускает незначительные ошибки  при определении степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

 обучающийся  с небольшой  помощью педагога перерабатывает  и преобразовывает информацию из одной формы в другую (составляет план, таблицу, схему);

пользуется словарями, справочниками;

осуществляет анализ и синтез;

устанавливает причинно-следственные связи, рассуждает.

Коммуникативные УУД: обучающийся

не всегда адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет диалогической формой речи, правильно задает вопросы, иногда возникают трудности при использовании монологической формы речи, не всегда точно обосновывает свою точку зрения; может

слушать и слышать других, но не всегда может принять иную точку зрения, скорректировать свою точку зрения;

договориться и прийти к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные УУД:

обучающийся не может самостоятельно определить и сформулировать цель деятельности,

высказать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

нуждается в контроле при работе по предложенному педагогом плану.

Познавательные УУД: 

обучающийся не умеет без помощи находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, делать выводы.

Коммуникативные УУД: обучающийся

с трудом оформляет свои мысли как в устной, так и в  письменной форме (как на уровне предложений, так и небольшого текста); понимает речь других людей, но не внимательно слушает, работает в паре, затрудняется в выполнении различных ролей (лидера, исполнителя).

Регулятивные УУД:

обучающийся с только с помощью педагога определяет, формулирует цель деятельности;  не высказывает на основе работы с материалом

своё предположение (версию);

с трудом работает по предложенному педагогом плану.

Познавательные УУД: обучающийся только  с помощью педагога находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, выводы не делает;

допускает множественные ошибки при преобразовании информации из одной формы в другую, пересказывает  текст только с помощью  наводящих вопросов.

Коммуникативные УУД: обучающийся

только с помощью со стороны педагога оформляет свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения);

понимает речь других, но не внимательно слушает, фиксация темы (заголовока), ключевых слов вызывает большие затруднения;

возникают трудности при чтении текстов выразительно, всегда при пересказе нуждается в наводящих вопросах;

с трудом договоривается с одногруппниками о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им; работа в паре, группе вызывает большие затруднения, не может выполнить различные роли как лидера, так и исполнителя.

Регулятивные УУД:

обучающийся только с помощью педагога

формулирует  тему и цели урока;

самостоятельно не может составить план решения учебной проблемы и  работать по плану, не сверяет свои действия с целью; не может корректировать свою деятельность, с трудом вырабатывает критерии оценки и допускает значительные ошибки  при определении степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

 обучающийся  требует руководства педагога при переработке  и преобразовании информации из одной формы в другую (составляет план, таблицу, схему); самостоятельно не

пользуется словарями и справочниками;

не может осуществить анализ, синтез; с трудом

устанавливает причинно-следственные связи, не рассуждает.

Коммуникативные УУД: обучающийся

не может адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; не владеет не диалогической формой речи, не  монологической, не обосновывает свою точку зрения; не может

слушать и слышать других, не может принять иную точку зрения, скорректировать свою точку зрения;

договориться и прийти к общему решению в совместной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  7. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
  8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
  10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
  11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
  12. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
  13. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  14. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  15. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
  16. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  17. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
  18. Одинцов  В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М: Просвещение 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебные нитки» для детей младшего школьного возраста специальных (коррекционных) классов VIII вида

Дополнительная образовательная программа «Волшебные нитки» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы она не дуб...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для начальной школы "Занимательная школа"

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»

Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов работы по обучению учащихся началь...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности

Программа  нацелена на приобщение младших школьников к искусству, как вековому культурному опыту человечества, основанному на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, в...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для начальной школы "Юный горожанин"

Программа «Юный горожанин» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности и прис...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности “Кызыклы грамматика” (2 класс)

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование повнеурочной деятельности “Кызыклы грамматика” для 2 класса...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Художественное слово» для детей младшего школьного возраста (8–10 лет)

«Художественное слово» - это программа, которая не предполагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (учителей, родителей) на создание условий для активизации у ребёнка эстетических устано...