ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Художественное слово» для детей младшего школьного возраста (8–10 лет)
учебно-методическое пособие (2, 3, 4 класс) на тему

Соколова Ольга Васильевна

«Художественное слово» - это программа, которая не предполагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (учителей, родителей) на создание условий для активизации у ребёнка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Она рассчитана на сотворчество педагогов, которые не разучились играть и фантазировать. Игра, игровые упражнения выступают как способ адаптации ребёнка к школьной среде. Многое здесь зависит от любви, чуткости педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться поделиться тем, что узнал, увидел, пережил с другими. Программа имеет общекультурную направленность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42

 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Г.СТАВРОПОЛЯ

СОГЛАСОВАНО                                УТВЕРЖДАЮ                                    

Зам.директора по ВР                                 Директор  МБОУСОШ №42

_________/А.Н.Соколов/                                                        г.Ставрополя

«26»  августа 2014г.                                                               ____________/ Н.В.Воронина/

                                                                       «29»  августа  2014г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Художественное слово»

для детей младшего школьного возраста

(8–10 лет)

        Срок реализации – 3 года

        Автор составитель: О.В.Соколова

                                                 учитель начальных классов

2014г.

Пояснительная записка

               В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка, в первую очередь, на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстро решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Эмоциональное раскрепощение ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению возможно через игру, фантазирование, сочинительство.

«Художественное слово» - это программа, которая не предполагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (учителей, родителей) на создание условий для активизации у ребёнка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Она рассчитана на сотворчество педагогов, которые не разучились играть и фантазировать. Игра, игровые упражнения выступают как способ адаптации ребёнка к школьной среде. Многое здесь зависит от любви, чуткости педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться поделиться тем, что узнал, увидел, пережил с другими. Программа имеет общекультурную направленность. Программа «Художественное слово» составлена на основе дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности «Театр», автор  И.А.Генералова (ОС «Школа 2100»).

Программа «Художественное слово» позволит стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребёнок начинает чувствовать, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребёнок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. 

Задачи:

  • развитие эстетических способностей; способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребёнка;
  • формировать навык коллективного творческого взаимодействия

     и общения;

  • заложить первоначальную основу творчески, с воображением и

     фантазией, относиться к любой работе;

  • развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
  • активизация мыслительного процесса и познавательного интереса.

   Цель программы:

– создание условий для развития личности ребёнка;

– развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;

– обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

           – приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.

     Результаты обучения:

         Предполагается, что в результате изучения программного материала «Художественное слово» учащиеся должны:

знать/понимать

  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и особенности творчества авторов изученных произведений;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • правильно, бегло, осмысленно и выразительно читать тексты художественных произведений;
  • выразительно читать произведения или отрывки из них наизусть;
  • уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

   Система творческих заданий

        Система творческих заданий представлена следующими видами работ:

  • сочинения разных типов (характеристика литературного героя; сопоставление эпизодов; отзыв о прочитанной книге);
  • сочинение собственных литературных произведений (загадок, сказок, басен; киносценариев; рассказов, стихотворений, баллад);
  • инсценирование понравившихся эпизодов;
  • создание иллюстраций к понравившемуся произведению.

Виды контроля и проверки знаний, умений и навыков учащихся

       Основными видами контроля и проверки знаний учащихся являются:

  • фронтальный опрос-беседа;
  • тестовая работа;
  • система творческих заданий
  • ведение читательского дневника.

Все эти виды и формы деятельности на занятиях кружка позволяют развивать у учащихся самостоятельность, творческую активность и прививать интерес к предмету.

Новизна программы прослеживается в применении системно-деятельностного подхода при подаче материала. Программа рассчитана для работы по годам в театральных мастерских.

      Следует заметить, что при организации работы с детьми рекомендуется использовать как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные: посещение театров, музеев, выставок, тематических экскурсий; просмотр спектаклей; использование игр и упражнений из театральной педагогики, тренингов и импровизаций, сюжетно-ролевых игр, работу с подручным материалом и изготовление макетов декораций, бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол и марионеток.

       Занятия лучше всего проводить не в классе за партами, а в актовом зале, где было бы достаточно свободного места и для игр, и для репетиций. Доверительную атмосферу можно создать, поставив стулья в круг, тогда педагог становится одним из участников театральной игры.

        Объём программы: участникам учебного процесса предложены занятия 1 раз в неделю. Длительность курса – 102 академических часа. Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 2–4-го классов.

       Продолжительность занятия – 40 минут. Ввиду того, что программа является примерной, допускается коррекция часов в соответствии с требованиями СанПиН.

       Программа «Художественное слово» состоит из пяти разделов, работа над которыми продолжается параллельно в течение трёх лет.

1 раздел – «Театральная игра» - направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Все игры этого раздела, условно делятся на два вида:

  1. Общеразвивающие игры.
  2. Специальные театральные игры.

2 раздел – «Ритмопластика» - включат в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, обретение ими чувства гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

3 раздел – «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания, и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие сказки, подбирать простейшие рифмы.

    Таким образом, условно все упражнения можно разделить на три вида:

  1. Дыхательные и артикуляционные упражнения.
  2. Дикционные упражнения.
  3. творческие игры со словами.

4 раздел – «Основы театральной культуры» - призван обеспечить условия для овладения детьми элементарными знаниями и понятиями, профессиональными терминами театрального искусства.

 В раздел включены следующие основные темы:

    1. «Особенности театрального искусства».

    2. «Виды театрального искусства».

    3. «Рождение спектакля».

    4. «Театр снаружи и изнутри».

    5. «Культура зрителя».

5 раздел – «Подготовка спектаклей» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:

 1. «Знакомство с пьесой»

 2. «От этюдов к спектаклю».

                         Программные задачи (1 год обучения):

  • развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
  • снимать зажатость и скованность;
  • развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал;
  • активизировать познавательный интерес;
  • развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
  • воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
  • развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях;
  • развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;
  • развивать навыки действий с воображаемыми предметами;
  • импровизировать игры-драматизации по теме знакомых сказок;
  • развивать двигательные способности детей, ловкость и подвижность;
  • упражнять в попеременном напряжении и расслаблении основные группы мышц;
  • развивать чувство ритма и координацию движения;
  • развивать пластическую выразительность и музыкальность;
  • развивать умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений;
  • развивать умение пользоваться разнообразными жестами;
  • развивать умение передавать в свободных пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
  • тренировать четкое произношение согласных на конце слова.
  • пополнять словарный запас;
  • составлять предложения с заданными словами;
  • учить подбирать слова, соответствующие заданным существительным признакам;
  • научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

                     Предполагаемые умения и навыки:

  • готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно;
  • уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц;
  • запоминать заданные позы;
  • запоминать и описывать внешний вид любого ребенка;
  • знать 5-7 артикуляционных упражнений;
  • уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхания в середине фразы;
  • уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно;
  • знать и четко произносить 5-6 скороговорок с разной силой голоса;
  • уметь составлять предложения с заданными словами;

                          Программные задачи (2-3 год обучения):

  • развивать произвольное внимание, память, наблюдательность;
  • развивать находчивость, фантазию, быстроту реакции, инициативность и выдержку, умение согласовывать свои действия с партнерами;
  • закреплять умение реагировать на команду или музыкальный сигнал;
  • прививать навыки вежливого поведения;
  • активизировать мысленный процесс и познавательный интерес; воспитывать доброжелательность и контактность в отношении сверстников;
  • оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
  • развивать коммуникабельность и умение обращаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
  • активизировать ассоциативное и образное мышление;
  • развивать воображение и веру в сценический вымысел;
  • развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами;
  • совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами;
  • развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по-разному;

                                  Предполагаемые умения и навыки:

  • уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;
  • уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении;
  • уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
  • знать и четко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
  • уметь произносить одну и туже фразу или скороговорку с разными интонациями;
  • уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося и расставляя логические ударения;

Виды деятельности

Программные задачи

Содержание занятия                    

Репертуар

1. Театральная   игра              

развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность. Снимать зажатость, скованность. Развивать умение произвольно реагировать на команду. Согласовывать свои действия с другими детьми.

Игры: Эстафета

Знакомство

Кто во что одет?

Веселые обезьянки

Вышивание

Внимательные матрешки

3.Ритмо-

 пластика

Развивать умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности: ловкость, подвижность. Упражнять в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц. Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Уметь произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.

Игры и упражнения: 

Самолеты и бабочки

Первая потеря

Осенние листья

Бабочки

Считалочка

Муравьи

Огонь и лед

Мокрые котята

Штанга

Кактус и ива

Конкурс лентяев

пальма

В.Золотарев «Полетаем на самолете»

А.Грибоедов «Вальс ля-минор»

Р.Шуман «Первая потеря»

М.Глинка «Вальс-фантазия»

Майкапар «Мотылек»

 

3. Культура и техника речи

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Развивать дикцию, четкое произношение слов. Учить строить диалог. Подбирать слова по общим признакам. Подбирать определения к словам.

Игры и упражнения:

Мыльные пузыри

Веселый пятачок

Колокольчик

Удивительный бегемот

Фыркающая лошадка

Вопрос-ответ

Волшебная корзинка

Вкусные слова

Ручной мяч

Скороговорки:

«Шесть мышат в камышах шуршат»

«Сшила Саша Сашке шапку»

«От топота копыт пыль по полю летит».

Стихи:

И.Демьянов «Два кота сидят на крыше»

С.Маршак «Разговор»

Е.Благинина «Сапожник».

4.Основы театральной культуры

Развивать интерес к сценическому искусству.

Познакомить детей с видами театрального искусства: драматическим, музыкальным (опера, балет, оперетта) и кукольным театром.

Рассматривание иллюстраций и фотографий различных театров. Просмотр видео-записей.

Посещение кукольного театра «Жар-птица» и других детских театров.

Театральный словарь: театр, опера, балет, оперетта, драма, спектакль, аплодисменты.

  • знать наизусть 7-10 стихотворений русских и зарубежных авторов.

Виды театральной деятельности

Программные задачи

Содержание занятия

Репертуар

1. Театральная игра

Развивать находчивость, воображение, фантазию.  Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. Развивать быстроту реакции и координацию движений. Готовить детей к действиям с воображаемыми предметами

Игры: 

Дружные звери

Цапля

Передай позу

Телепаты

Летает – не летает

Где мы побывали?

Что мы делали, не скажем.

2. Ритмопластика

Развивать чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность. Создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений. Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

Игры и упражнения:

Медведи в клетке

Ежик

Подарок

В царстве Золотой рыбки

Снежки

Не ошибись

Поймай хлопок

Шея есть, шеи нет

Веселая зарядка

В детском мире

Цыплята

Пантеры

Зернышко

Осьминог

К.Черни, ор. 821, этюд №152. Вальдтейфер «Ёжик»

П.И.Чайковский «Новая кукла»

К.Сен-Сан «Аквариум» («Карнавал животных»)

В.Ребиков Вальс из оперы «Ёлка»

4. Культура и техника речи

               

Тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Упражнять артикуляционный аппарат. Составлять предложения с заданными словами по карточкам. Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито. Учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнера.

Забавные стихи:

Веселый пятачок

Жало змеи

Часики

Сочини предложение.

Фраза по кругу.

                                     Первый год

                                           

По завершении второго года учащиеся должны знать:

– историю театра Древней Греции, особенность древнегреческого театра, театра «Глобус», историю появления первого театра под крышей, современный театр, устройство зрительного зала, понятия «сцена», «авансцена», «рампа», «партер», «амфитеатр», «бельэтаж», «ложа», «балкон»; театральные цеха; виды театрального

искусства; виды кукол; цирк, цирковые профессии; синтетическая природа театра, роль зрителя в театре.

Должны уметь:

– пользоваться словесными воздействиями, размещать тело в сценическом пространстве; сочинять, подготавливать и выполнять этюды с заданными обстоятельствами, действовать с воображаемыми предметами; создавать пластические импровизации под музыку разного характера; создавать образы с помощью жестов и мимики; анализировать работу свою и товарищей.

По завершении третьего года учащиеся должны знать:

– театральные термины: «драматург», «пьеса», «инсценировка», «действие», «событие»; жанры в драматургии: комедия, драма, мелодрама, трагедия; диалог, монолог, внутренний диалог; рифма, ритм; назначение всех театральных цехов, профессии в театре; историю возникновения ораторского искусства, лучших ораторов древности.

Должны уметь:

– самостоятельно выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;

– пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом;

– создавать пластические импровизации на заданную тему;

– сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

Первый год (34 ч)

Введение в предмет

«Мастерская тела, мастерская чувств»

п/п

Содержание

Теорет.

часы

Практ.

часы

Всего

часов

1

Знакомство

1

1

2

2

Дорога в театр

1

3

4

3

В театре

3

1

4

4

Как создаётся спектакль

2

1

3

5

Гномы играют в театр

1

1

2

6

Учимся актёрскому мастерству

2

4

6

7

Делаем декорации

1

1

2

8

Придумываем и делаем костюмы

1

2

3

9

В мастерской бутафора

1

2

3

10

Делаем афишу и программку

1

1

2

11

Урок-концерт

-

3

3

Итого

14

20

34

                

Тематическое планирование занятий (34 ч)

Первый год

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Раздел 1. Знакомство (2 ч)

1

Что такое искусство. Театр как вид искусства

1

2

Игра. Игровой тренинг

1

Раздел 2. Дорога в театр (4 ч)

1

Путешествие в театр

1

2

Сборы в театр

1

3

Упражнения «Превращения квадрата», «Дорога из

чисел», «Площадь часов»

1

4

Театр как здание. Театральные профессии

1

Раздел 3. В театре (4 ч)

1

Мы в театре. Зрительный зал, сцена, оркестровая яма

1

2

«Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский)

1

3

Этика поведения в театре

1

4

Театральный словарик: «инсценировка», «аплодисменты», «бис»

1

Раздел 4. Как создаётся спектакль (3 ч)

1

Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская

и гримерная

1

2

В мастерской костюмера и художника

1

3

Мастерская актёра и режиссёра

1

Раздел 5. Гномы играют в театр (2 ч)

1

Сочинение «Сказки про Дракона»

1

2

Характеристика героев «Сказки про Дракона»

1

Раздел 6. Учимся актёрскому мастерству (6 ч)

1

Знакомство с театром пантомимы

1

2

Стихотворения Д. Хармса

1

3

Стихотворение С. Чёрного «Скрут»

1

4

Средства образной выразительности. Сказка К. Чуковского «Цыпленок»

1

5

Стихотворение А. Усачёва «Фантазёр». Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве

1

6

«Одушевление неодушевлённых предметов».

Стихотворение С. Черного «Про девочку, которая нашла

своего мишку»

1

Раздел 7. Делаем декорации (2 ч)

1

Изготовление декорации к «Сказке про Дракона».

«Замок»

1

2

Изготовление декорации к «Сказке про Дракона». «Лес»

1

Раздел 8. Придумываем и делаем костюмы (3 ч)

1

Стихотворение В. Берестова «В дверь диетической столовой…»

1

2

Театральные маски

1

3

Изготовление маски Дракона и Льва

1

Раздел 9. В мастерской бутафора (3 ч)

1

Бутафорская мастерская в театре

1

2

Изготовление пальчиковых кукол

1

3

Разыгрывание «Сказки про Дракона»

1

Раздел 10. Делаем афишу и программку (2 ч)

1

Афиша. Изготовление афиши

1

2

Театральная программка

1

Раздел 11. Урок-концерт (3 ч)

1

Репетиция «Сказки про Дракона»

1

2

Музыка для «Сказки про Дракона». Прогон

1

3

Открытый урок-концерт

1

Второй год (34 ч)

«Волшебные краски чудесной страны».

№ п/п

Содержание

Теорет. часы

Практ. часы

Всего часов

1

Создание спектакля

3

2

5

2

Театральные профессии

2

2

4

3

Как самому сделать макет декорации

2

2

4

Пластилиновый мир

2

2

5

Истории про театр

6

1

7

6

Музыкальный театр

2

1

3

7

Цирк – зрелищный вид искусства

1

1

2

8

Театральное мастерство. Этюд

3

3

9

Музыкальное сопровождение

1

1

10

Звук и шумы

1

1

11

Зритель в театре

1

1

12

Урок-концерт

3

3

Итого

15

19

34

Тематическое планирование занятий (34 ч)

Второй год

№    п/п

Тема занятия

Кол-во      часов

Раздел 1. Создание спектакля (5 ч)

1

Чтение сказки А. Толстого «Приключения Буратино» по

ролям

1

2

Драматург в театре. Пьеса «Приключения Буратино»

1

3

Работа театральных мастерских по подготовке спектакля

1

4

Репетиция спектакля «Приключения Буратино»

1

5

Афиша к спектаклю. Показ спектакля

1

Раздел 2. Мастерская художника. Театральные профессии  (4 ч)

1

Бутафория – бутафор. Изготовление и назначение в

спектакле

1

2

Реквизит – реквизитор

1

3

Художник-декоратор

1

4

Я – художник

1

Раздел 3. Как самому сделать макет декорации (2 ч)

1

Изготовление макета декорации

1

2

Эскиз декорации к сказке Дж. Р. Р. Толкина «Туда и

обратно»

1

Раздел 4. Пластилиновый мир (2 ч)

1

Скульптор. Изготовление пластилиновых кукол

1

2

Разыгрывание историй с пластилиновыми куклами

1

Раздел 5. Истории про театр (7 ч)

1

Происхождение театра

1

2

История про театр «Глобус»

1

3

История про театр под крышей

1

4

История про современный театр

1

5

История про устройство зрительного зала

1

6

История про театральный билет

1

7

История про кукольный театр

1

Раздел 6. Музыка в театре. Музыкальный театр (3 ч)

1

Опера

1

2

Балет

1

3

Оперетта и мюзикл

1

Раздел 7. Цирк – зрелищный вид искусства (2 ч)

1

Истории про цирк. Музыка в цирке

1

2

Разыгрывание стихотворения Д. Хармса «Цирк Прин-

типрам»

1

Раздел 8. Театральное мастерство. Этюд (3 ч)

1

Этюд. Одушевление неодушевлённых предметов

1

2

Этюд «Знакомство» и «Ссора»

1

3

Этюды «В театре», «Покупка театрального билета»

1

Раздел 9. Музыкальное сопровождение (1 ч)

1

Роль музыки в театре

1

Раздел 10. Звук и шумы (1 ч)

1

Создание атмосферы места действия

1

Раздел 11. Зритель в театре (4 ч)

1

Этика поведения в театре. Этюд «В театре»

1

2

Репетиция урока-концерта

1

Раздел 12. Урок-концерт (2 ч)

1–2

Открытый урок-концерт

2

Третий год (34 ч) 

«Магия слов»

№ п/п

Содержание

Теорет. часы

Практ. часы

Всего часов

1

Магия слов. Создание спектакля.

Повторение

3

3

2

Язык жестов, или Как стать воспитанным

1

1

2

3

Учимся говорить красиво, или Как

избавиться от «каши»

4

4

4

Создатели спектакля: писатель,

поэт, драматург

1

1

2

5

Рифма, или Похожие «хвосты»

1

1

2

6

Искусство декламации, или

«Штранная иштория»

2

3

5

7

Играем в слова, или моя Вообразилия

1

2

3

8

Дом для чудесных представлений

3

8

11

Итого

9

23

34

Тематическое планирование занятий (34 ч)

Третий год

№  п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Раздел 1. Магия слов. Создание спектакля (3 ч)

1

Чтение по ролям пьесы «Петрушка и подушка»

1

2

Распределение ролей. Репетиция в группах

1

3

Показ отрывков

1

Раздел 2. Язык жестов, или Как стать воспитанным (2 ч)

1

Язык жестов. Значение слова и жеста в общении между

людьми, в профессии актёра

1

2

Разыгрывание историй «Из жизни древнего племени»

1

Раздел 3. Учимся говорить красиво, или Как избавиться от «каши» (4 ч)

1

Дикция. Тренинг гласных звуков

1

2

Тренинг согласных звуков

1

3

Интонация, или «Спрашивайте – отвечаем». Чтение

стихотворений с разной интонацией

1

4

Темп речи: торопимся или медлим. Чтение стихотворений в разном темпе

1

Раздел 4. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург (2 ч)

1

Литературная часть в театре. Драматург и пьеса

1

2

Театральные жанры, или Грустное и смешное рядом

1

Раздел 5. Рифма, или Похожие «хвосты» (4 ч)

1

Рифма

1

2

Чтение стихотворения С. Миллигана «Призрак» в предлагаемых обстоятельствах

1

3

Ритм

1

4

Детские считалки, или «Эники-беники»

1

Раздел 6. Искусство декламации, или «Штранная иштория»

(5 ч)

1

История возникновения ораторского искусства

1

2

Выразительное чтение стихотворения П. Синявского «Встретил жук»

1

3

Скороговорки, или «Шла Саша по шоссе…»

1

4

Тренинг со скороговорками. Развитие интонационной

выразительности

1

5

Сочинение истории из скороговорок

1

Раздел 7. Играем в слова, или Моя Вообразилия (3 ч)

1

Воображение в профессии актёра и режиссёра, поэта и

писателя, в жизни человека

1

2

Сочинение сказки на тарабарском языке

1

3

Чтение стихотворения Л. Кэрролла «Воркалось…» в

предлагаемых обстоятельствах

1

Раздел 8. Дом для чудесных представлений (11 ч)

1

Импровизация, или Театр-экспромт. Понятие импровизации. Игра «Превращение»

1

2

Упражнения «Тень», «Зеркало»

1

3

Экспромт «Сказка»

1

4

Диалог, монолог, или Театр одного актера. Понятия: монолог, диалог

1

5

Внутренний монолог. Чтение сказки С. Козлова

«Снежный цветок».

1

6

Чтение по ролям пьесы С. Козлова «Поющий поросёнок»

1

7

Театр кукол, или  Как самому сделать перчаточную

куклу

1

8

Наша мастерская: перчаточные куклы. Изготовление

перчаточной куклы

1

9

Изготовление ширмы для кукольного театра

1

10

Репетиция урока-концерта

1

11

Открытый урок-концерт

1

                                               Содержание разделов программы

Первый год

Раздел 1. Знакомство (2 ч)

Знакомство друг с другом «Я, Он, Она», «Я – Мы», с учителем, со школой. Школа-театр. Сравнительная характеристика: учитель-актёр; ученик-актёр. Знакомство с книгой. «Расскажи мне о себе». Что такое искусство. Театр как вид искусства. Как часто мы встречаемся с ним? Какое место оно занимает в нашей жизни. Зачем надо уметь играть. Что значит понимать искусство. Игра. Игровой тренинг.

Раздел 2. Дорога в театр (4 ч)

Театр как здание. Театральный словарь: «премьера». Путешествие в театр на спектакль «Приключения Буратино». «Запутанные картинки». «Лабиринт», «Чемодан», «Превращения квадрата», «Дорога из чисел», «Площадь часов», «Исчезнувшие цвета». Игровой тренинг.

Раздел 3. В театре (4 ч)

Этика поведения в театре. «Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский). Обсуждение: «Что значит это выражение известного режиссёра?» Зрительный зал и сцена. Театральный словарик: «антракт», «авансцена», «инсценировка», «аплодисменты», «бис».

Раздел 4. Как создаётся спектакль (3 ч)

Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримёрная. Театральный словарик: «грим». В мастерской художника и костюмера. Мастерская актёра и режиссёра. Актёр и режиссёр. Актёр – творец, материал и инструмент. Музыка в театре. Основные отличия театра от других видов искусства – «здесь и сейчас».

История театра: выдающиеся актёры и режиссёры. «Мои любимые актёры». Задание: наклеить фотографии актёров и режиссёров в рабочую тетрадь по театру.

Раздел 5. Гномы играют в театр (2 ч)

Сочинение «Сказки про Дракона». Описание героев будущего спектакля. Передача образа доброго или злого героя. Выражение своего восхищения мужеством, стойкостью героев. Отражение отрицательного отношения к жадности, злости, трусости.

Раздел 6. Учимся актёрскому мастерству (6 ч)

Актёр – творец, материал и инструмент. Выражение настроения, характера через мимику и жесты. Театральный словарик: «мимика», «пантомима», «мим». Знакомство с театром пантомимы и балета. Стихотворения Д.Хармса и С.Чёрного. Что умеет актёр и что необходимо каждому человеку. Средства образной выразительности. Расскажи сказку «Цыплёнок», используя жесты, мимику и голос.

Возможности человеческого тела и использование его в разных видах искусства. Знакомство с возможностями собственного тела. Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве. «Фантазёр» – чтение стихотворения в предлагаемых обстоятельствах. «Одушевление неодушевлённых предметов». Стихотворение «Про девочку, которая нашла своего мишку». Беседа. «Игрушка на

сцене и значение игрушки в жизни человека».

Раздел 7. Делаем декорации (2 ч)

Что такое декорация. Зачем нужны декорации. Художники-декораторы. Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета.Создание своих декораций.

Раздел 8. Придумываем и делаем костюмы (3 ч)

Стихотворение В. Берестова как сценическая история. Репетиция и показ. Внешний вид сказочного героя, его одежда (костюм).Костюм – важное средство характеристики персонажа. Эскиз костюма Зайца. Назначение театральных масок. Изготовление маски Дракона и Льва.

Раздел 9. В мастерской бутафора (3 ч)

Театральный словарик: «бутафория». Для чего нужна бутафория и из чего её изготовляют. Изготовление пальчиковых кукол. Пальчиковая гимнастика. Импровизация из рук. Игра с пальчиковыми куклами. Разыгрывание сценических историй «Про Дракона».

Раздел 10. Делаем афишу и программку (2 ч)

Театральный словарик: «афиша». Назначение афиши и театральной программки. Изготовление афиши. Заполнение программки. Задание «Лишняя профессия».

Раздел 11. Урок-концерт (3 ч)

Репетиция пальчикового спектакля «Про Дракона и волшебницу», сценических историй с пальчиковыми куклами, отдельными номерами. Открытый урок-концерт: выступления детей с разученными играми и упражнениями.

Второй год

Раздел 1. Создание спектакля (5 ч)

Работа режиссера: распределение ролей и репетиции. Знакомство с мастерской художника-декоратора, костюмера. Синтетичность театрального искусства. Живопись и декорация: назначение, сходство и различие. Повторение: «эскиз», «афиша». Задание «Я – художник». Рисование афиши с необходимой информацией на ней.

Раздел 2. Мастерская художника. Театральные профессии (4 ч)

Бутафория – бутафор. Изготовление и назначение в спектакле. «Дом, где водятся привидения». Чтение отрывка из сказки Т. Янссон «Опасное лето». Реквизит – реквизитор. Изготовление и назначение в спектакле. Чтение статьи из Детской энциклопедии «Чем заведуют «Ходячие энциклопедии». Театральный художник.

Изготовление и назначение декорации в спектакле. Цвет и время года. Цвет и предмет. Человек и время года. Задание: дорисуй вторую половину картин. Радость и горе в цвете, в звуке и жесте. Палитра для красок и палитра чувств. Значение света и цвета в жизни и театре.

Раздел 3. Как самому сделать макет декорации (2 ч)

Декоратор – декорация. Эскиз декорации. Я – художник-декоратор. Рисование эскиза декорации и изготовление макета декорации. Сценическая история с нарисованными героями в макете декорации.Эскиз к сказке Дж. Р.Р. Толкина «Туда и обратно». Задание: составление композиции.

Раздел 4. Пластилиновый мир (2 ч)

Тело – материал для актёра. Этюды «Скульптор», «Сад». Художник-скульптор и используемый им материал. Задание: слепи из пластилина выдуманное существо и придумай историю с ним. Разыграй «Пластилиновую сказку».

Раздел 5. Истории про театр (7 ч)

Происхождение театра. Муза театра. Вид древнегреческого театра. Театр «Глобус». Нарисовать театр У. Шекспира, используя его словесное описание. Театр под крышей. Вид театра в конце IX века. Первые декорации. Современный театр. Сообщения: «О профессии режиссёра и актёра». Игра «Что? Где? Когда?». Мини-сочинение «Мой любимый актёр». Современные театры. Задание: «Нарисуй театр твоей мечты». Устройство зрительного зала. Понятия «сцена», «авансцена», «рампа», «партер», «амфитеатр», «бельэтаж», «ложа», «балкон». Сравнение древнегреческого и современного театров. Рисование схемы устройства зрительного зала в театральный альбом. Игра «Построй театр». Театральный билет. Назначение билета и его изготовление. Театр кукол. История появления кукол. Куклы в Древнем Египте и Африке. Кукла в твоей жизни. Виды кукол. Кукольные театры. Изготовление куклы.

Раздел 6. Музыка в театре. Музыкальный театр (3 ч)

Евтерпа – муза лирической поэзии и музыки. Знакомство с разными видами музыкального спектакля: опера, балет, мюзикл, оперетта. Основной язык музыки – звук, мелодия, ритм. Роль музыки в спектакле. Опера. История появления оперы. Первые оперные композиторы. Шедевры оперной музыки. Детские воспоминания

С. Образцова об опере. Балет. История возникновения балета. Роль музыки в балете. Шедевры балетного искусства. Просмотр видеоматериала. Оперетта и мюзикл. Музыка в красках. История появления оперетты и мюзикла. Шедевры оперетты и мюзикла. Просмотр или прослушивание известных мюзиклов и оперетт. Музыкальные инструменты. Музыкальные театры. Роль музыки в жизни каждого человека и в спектакле. Задание: «Любимая песня». Театральные жанры: драма; трагедия; комедия; мюзикл.

Раздел 7. Цирк – зрелищный вид искусства (2 ч)

Зрелищные виды искусства: кино, театр, эстрада, мультипликация, цирк. История появления цирка в нашей стране и за рубежом. «Цирк – это…» Цирковое представление по истории цирка. Игра «Что? Где? Когда?». «Рекламная кампания в поддержку цирка» по стихотворению Д. Хармса «Цирк Принтипрам». Цирковые профессии. Сходства и различия циркового представления и спектакля, здания цирка и театра.

Раздел 8. Театральное мастерство. Этюд (3 ч)

Этюд в разных видах искусства. Театральный этюд. Актёр – единство материала и инструмента. Этюд на одушевление неодушевлённых предметов: «Из жизни мороженого». Задание: «Оживи слова: лампочка, стиральная машинка». Этюд «Знакомство» и «Ссора». Этюды «В театре», «Покупка театрального билета».

Раздел 9. Музыкальное сопровождение (1 ч)

Роль музыки в спектакле. Фонограмма и «живая музыка». Виды оркестров. Детские воспоминания Н. Сац о посещении музыкального театра. Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Оркестр» в предлагаемых обстоятельствах. Шумовая и звуковая машинка.

Раздел 10. Звук и шумы (1 ч)

Место звуков и шумов в жизни и на сцене. «О чём кричим и о чём шепчем». Атмосфера различных мест действия. Создание атмосферы «Леса», «Болота», «Моря», «Перемены». Чтение стихотворения А. Кушнера в предлагаемых обстоятельствах. Озвучивание места действия. Звуковая машинка.

Раздел 11. Зритель в театре (1 ч)

Зритель – обязательная и составная часть театра. Этика поведения в театре. Этюд «Как надо вести себя в театре».

Раздел 12. Урок-концерт (2 ч)

Репетиция лучших сценических историй, этюдов, наиболее удачных игровых упражнений. Подготовка выставки лучших детских работ: эскизов и макетов декораций, театральных билетов, афиш. Показ.

Третий год

Раздел 1. Магия слов. Создание спектакля (3 ч)

Драматургия – основа театра. Путь от литературного текста через все театральные цеха до спектакля на сцене. Работа драматурга. Чтение по ролям пьесы «Петрушка и подушка» с различными интонациями и темпами речи. Постановка отрывка из пьесы «Петрушка и подушка».

Раздел 2. Язык жестов, или Как стать воспитанным (2 ч)

Основной язык литературы – речь, слово. Разыгрывание историй «Из жизни древнего племени», «Объяснение в любви». Язык жестов. Значение слова и жеста в общении между людьми, в профессии актёра. Упражнения «Испорченный телефон», «Пантомима».

Раздел 3. Учимся говорить красиво, или Как избавиться от «каши» (4 ч)

Дикция. Осанка. Самомассаж. Артикуляционная гимнастика. Дикция. Тренинг гласных. Тренинг согласных. Интонация (вопросительная, повествовательная, восклицательная). Темп речи. Медленный и быстрый темп речи. Чтение стихотворения в разных темпах. Содержание текста и темп речи.

Раздел 4. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург (2 ч)

Писатель, поэт, драматург – сравнительная характеристика. Сравнение литературных произведений. Отличие пьесы от рассказа или сказки. Жанры в драматургии: комедия, драма, мелодрама, трагедия.

Раздел 5. Рифма, или Похожие «хвосты» (4 ч)

Рифма. Чтение стихотворения С. Миллигана «Призрак» в предлагаемых обстоятельствах. Поэты. Сочинение стихотворений. Ритм. Овладение темпом речи, интонацией. Детские считалки. Сочинение считалок.

Раздел 6. Искусство декламации, или «Штранная иштория» (5 ч)

История возникновения ораторского искусства. Лучшие ораторы древности.

Значение тренинга в преодолении дефектов речи. Выразительное чтение стихотворения П. Синявского «Встретил жук…». Значение скороговорок в речеголосовом тренинге. Тренинг со скороговорками. Развитие интонационной выразительности. Сочинение истории из скороговорок.

Раздел 7. Играем в слова, или Моя Вообразилия (3 ч)

Роль воображения в профессии актёра и режиссёра, поэта и писателя, в жизни человека. Развитие образного и слухового восприятия литературного текста. Чтение сказки Л. Петрушевской «Пуськи бятые» и её разыгрывание. Сочинение собственной сказки на тарабарском языке. Чтение стихотворения Л. Кэрролла «Воркалось…». «Я – животное, растение, насекомое».

Раздел 8. Дом для чудесных представлений (11 ч)

Импровизация. Понятие импровизации. Игра «Превращение». Упражнения «Тень», «Зеркало». Экспромт «Сказка». Диалог, монолог, или театр одного актёра. Понятия: монолог, диалог. Внутренний монолог. Чтение сказки С. Козлова «Снежный цветок». Чтение по ролям пьесы С. Козлова «Поющий поросёнок». Театр кукол, или как самому сделать перчаточную куклу. Наша мастерская: перчаточные куклы. Изготовление перчаточной куклы. Изготовление ширмы для кукольного театра. Репетиция урока-концерта. Открытый урок-концерт.

                Ожидаемые результаты:

1. Активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности.

2. Развитая эмоциональная сфера личности; умение сопереживать, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в себе и вера в свои силы.

3. Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании.

4. Развитие творческого потенциала личности.

5. Развитие умений работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.

6. Развитие исполнительских способностей.

7. Овладение навыками правильного произношения и культурой речи.

8. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

9. Умение пользоваться театральными понятиями и терминами: «этюд», «импровизация», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.

10. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над общим делом – оформлении декораций, музыкального оформления спектакля.

11. Владение нормами достойного поведения в театре.

Литература

1. Алянский, Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. – М.: АРКТИ,1998.

2. Барышева, Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / Т.А. Барышева. – М.:Инфа-М., 2000.

3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /

Л.С. Выготский. – М., 1991.

4. Генералова, И.А. Театр : учебное пособие для детей / И.А. Генералова. – М.: Баласс, 2012.

5. Давыдов, В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов / В.Г. Давыдов.–М., 1992.– С. 104.

6. Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1998.

7. Дорфман, Л. Эмоции в искусстве / Л. Дорфман. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

8. Зарубина, В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

9. Караманенко, Т.Н. Кукольный театр в детском саду / Т.Н. Караманенко. – М. : Учпедгиз, 1960.

10. Кард, В. Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. – СПб,1997.

11. Козлянинова, И.П. Речевой голос и его воспитание / И.П. Козлянинова, Э.М. Чарели. – М.: Просвещение, 1985.

12. Крутенкова, А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы. 1–9 классы / А.Д. Крутенкова. –Волгоград : Издательство «Учитель», 2008.

13. Кулагина, И.Е. Художественное движение (метод Л.Н. Алексеевой) / И.Е. Кулагина. – Нижний Новгород – Москва, 1993.

14. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Наука,1988. – С. 4.

15. Лукьянова, Е.А. Дыхание в хореографии / Е.А. Лукьянова. –М.: Просвещение,1979.

16. Маханёва, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду /М.Д. Маханёва. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

17. Немеровский, А.П. Пластическая выразительность актёра /А.П. Немеровский. – М. : Просвещение, 1976.

18. Панфилова, М.А. Игротерапия общения / М.А. Панфилова. –М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2000.

19. Парулина, О.В. Мир игрушек и поделок / О.В. Парулина. –Смоленск,   2000.

20. Пикулева, Н.В. Слово на ладошке / Н.В. Пикулева. – М. : ТЦ «Сфера», 1997.

21. Родари, Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй / Дж. Родари. – М., 1978.

22. Савкова, З.В. Техника звучащего слова: методическое пособие /З.В. Савкова. – М. : ВЛАДОС, 1998.

23. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: психотехническиеупражнения и коррекционные программы / Н.В. Самоукина. – М.:АРКТИ, 1995.

24. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей /

А.Э. Симановский. – Ярославль: «Академия развития», 1996.

25. Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр: программа «Театр – творчество – дети» / Н.Ф. Сорокина. – М. : АРКТИ, 2002.

26. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова. – М.:Фолио, 2000.

27. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я / О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2004.

28. Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. – М.:Просвещение,1995.

29. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар / Э.Г. Чурилова. – М. : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000.

30. Ястребова, А.В. Хочу в школу / А.В. Ястребова, О.И. Лазоренко. – М. : АРКТИ, 1999.

Ресурсы сети Интернет:

1. Татьяна Шабалина. «Бродячие актеры» / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/BRODYACHIE_AKTERI.html

2. Татьяна Шабалина. Театр «Глобус» (GLOBE) / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR_%C2%ABGLOBUS%C2%BB_GLOBE.html

3. Татьяна Шабалина. «Принципы организации театрального дела в России» / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.html?page=0,8#part-11

4. «Работа актёра над собой». К.С. Станиславский /Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://biblioteka.teatrobraz.ru/node/7380

5. «Актёрский тренинг – теория и практика». Л. Грачёва /Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://biblioteka.teatrobraz.ru/page/akterskii-trening-teoriya-i-praktika-l-gracheva

6. А.П. Ершова и В.М. Букатов. «Программа четырёхлетнего курса обучения в театральных школах, студиях, училищах» /Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://biblioteka.teatrobraz.ru/node/7051

Генералова Ирина Альбертовна – кандидат педагогических наук, доцент, г. Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей младшего школьного возраста с ОНР»

По итогам диагностики, проделанной за последние пять лет, наблюдаю среди поступающих в школу увеличение числа детей с речевыми нарушениями, со слабой школьной готовностью. Одним из наиболее тяжелых и ...

Методическое пособие к программе дополнительного образования "Профилактика нарушений осанки и плоскостопия" для детей младшего школьного возраста.

В  методическом пособии представлен большой теоретический и практический материал по профилактике осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста. Даны характеристики правильной осанки,...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебные нитки» для детей младшего школьного возраста специальных (коррекционных) классов VIII вида

Дополнительная образовательная программа «Волшебные нитки» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы она не дуб...

Выбор системы оздоровления. Оздоровительные мероприятия при организации внеурочной деятельности по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, является одной из важнейших задач государства  на сегодняшний день. В связи с ухудшением экологической обстановки, и как следствие, ...

Разнообразие форм работы во внеурочной деятельности по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста

Экологическое воспитание младших школьников является  одной  из важнейших задач учителя начальных классов и предполагает использование различных форм и методов экологического воспитания...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Азбука безопасности» для детей младшего школьного возраста

Данная программа предусматривает изучение учащимися начальных классов правил дорожно-транспортного движения, пожарной безопасности,  правил безопасного поведения на водоёмах, в лесу и в быту, обу...

МАСТЕР-КЛАСС «Игры для хорошего настроения» или « Использование подвижных игр в образовательной деятельности как средство повышения двигательной активности детей младшего школьного возраста».

Важнейший результат игры- это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры в значительной степени игрового и соревновательного характера больше чем другие формы и средства физич...