Отчёт по самообразованию Сенаук Алёны Андреевны. Развитие речи учащихся в период обучения грамоте
материал (1 класс)

Сенаук Алёна Андреевна

В отчёте по самообразованию представлен опыт работы с первым классом в период обучения грамоте и зафиксирован план, по которому процесс развития речи станет успешным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию Сенаук Алёны Андреевны

Развитие речи учащихся в период обучения грамоте

Цель: изучение возрастных особенностей детей для грамотной организации работы для развития речи.

Задача: разработать план обучения для развития речи учащихся в период обучения грамоте.

Развитие речи является важной задачей во время обучения языку, ведь речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.

Поступая в школу, первоклассник может связно рассказать о прочитанном или увиденном, но речь его еще слабо организована, он не придерживается при рассказе определенного плана, отсутствует логика изложения. Основная задача учителя - научить детей рассказывать или описывать по определенному плану. Объем словарного запаса первоклассника составляет от 3 до 7 тысяч слов. С приходом в школу в речевом развитии детей происходят изменения:

  1. Возрастает волевой фактор: ребенок говорит не потому, что его побуждают окружающие обстоятельства, а потому, что требует учитель и учебный процесс.
  2. Появляется письменная речь
  3. Большое место начинает занимать монологическая речь. Монолог в период обучения грамоте - это пересказ прочитанного, рассказ по наблюдению, по памяти, по воображению, по картинкам.
  4. Речь становится объектом изучения. Дети узнают, что речь состоит из предложений, они складываются из слов, слова состоят из слогов и звуков, обозначаемых буквами, и т.д.

Процесс развития речи подразумевает несколько этапов:

  1. Работа над буквами и звуками.
  2. Работа над словом.
  3. Работа над словосочетанием и предложением.
  4. Работа над связной речью.
  5. Работа над произношением.

Разберёмся с каждым этапом подробнее.

Работа над буквами и звуками

Необходимо донести до ребёнка то, что звуки мы слышим, а буквы - пишем. Первоклассник должен чётко различать эти два понятия. С буквами он знакомится благодаря прописей, которые помогают ему не только научиться писать, но и выработать определённый каллиграфический почерк. Познакомиться и научиться работать со звуками, школьнику помогает лента букв, благодаря которой, он сможет различить гласные и согласные гласные и парные и непарные согласные, а также звуки первого и второго порядка. С помощью этих знаний, он может составить звуко-буквенную схему, выполнить фонетический разбор и другое.

Так же, для изучения букв и звуков были составлены специальные карточки для тренировки и закрепления материала. Например, на карточке на одной стороне изображена буква “Ю”, а на другой - звуки, которые мы слышим: “Й” и “У”. Помимо всего этого, предложена система заданий для работы ребёнка над буквами и звуками.

Работа над словами

Школьная жизнь, учебная деятельность детей требуют усвоения новых слов. Новые слова встречаются в читаемых текстах, в рассказе учителя; новыми являются слова, обозначающие названия учебных принадлежностей, пособий, действий; множество новых слов и значений усваивается в ходе наблюдений.

Словарь букварных текстов, включая столбики слов, очень богат. С каждой страницы букваря следует выделять новые слова. Первоклассники нуждаются в занимательных, доступных видах объяснения новых слов, в связи с этим учитель опирался на доступный и понятный для ребёнка инструментарий:

  1. Показ картинки или предмета, называния этого предмета.
  2. Словарные игровые моменты — с помощью словесного лото, считалок, потешек.
  3. Объяснение слов в беседах, рассказах, выразительном чтении стихотворений.

Новые слова вводились в предложения, прочитывались орфографически, использовались для звукового анализа. Наибольшее значение для развития речи в период обучения грамоте имеет семантическая работа, т.е. наблюдения над значениями слов, уточнение их значений.

Работа над словосочетанием и предложением.

В период обучения грамоте на синтаксическом уровне были введены задания, способствующие:

  1. Осознать предложения как самостоятельной единицы речи, выделение предложений в устной речи, их составление, чтение по букварю.
  2. Перейти от односложных высказываний к высказываниям развернутым, от неполных предложений к полным, относительно большим предложениям, имеющим, как правило, состав подлежащего и состав сказуемого.
  3. Установить простейшие связи между словами в предложении, а также в словосочетаниях.

Первое время в речь детей не вводилось новых синтаксических конструкций. Поскольку учащиеся еще не располагают теоретическими сведениями по синтаксису, построение предложений проводится на основе образцов. В период обучения грамоте роль вопросов очень велика: вопрос дает основу для составления предложения. В процессе работы с предложением учащиеся усваивали термины «полный ответ», «краткий ответ». В живой беседе с детьми возможны и односложные ответы, естественные для диалогической речи, имеющей вопросно-ответную форму.

Работа над связной речью

Связная речь учащихся строится на основе вопросов учителя. Связная речь – это пересказ прочитанного самими детьми или учителем, это различные рассказы по наблюдениям, воспоминаниям, на основе творческого воображения; это декламация заученных стихотворений, загадывание и отгадывание загадок, скороговорки, рассказывание сказок и их инсценирование. В практике первоклассников появились элементы связной научной или «деловой» речи.

Работа над связной речью была начата с описания предметных картинок. Постепенно учащиеся привыкли к связному изложению более крупных законченных частей с помощью объединённых вопросов. Важным видом речевой работы стал пересказ. Пересказывая прочитанное, дети обогащают свой словарь за счет лексики образца.

Огромную роль в развитии связной речи играет элемент занимательности. Он является органической, неотъемлемой частью каждой работы. В системе упражнений по развитию речи во внеурочной деятельности детям предлагались инсценировки, конкурсы на лучшего чтеца, импровизации и сочинительство и т.п. Отгадывание загадок является хорошим средством мышления и речи. Полезны упражнения в придумывании загадок.

Работа над произношением

Задача учителя - научить детей говорить умеренно громко, не торопясь, отчетливо произнося слова, т.е. добиться от каждого ясного произношения слов. Этому способствовали следующие упражнения:

  1. Упражнения в громкости произношения: произносить слова то усиливая голос, то ослабляя его до шепота.
  2. Упражнения в темпе произношения: произносить слова сначала медленно, а затем все более быстрым темпом.
  3. Отработка произношения отдельных согласных звуков
  4. Артикуляционная гимнастика
  5. Упражнения на произношение трудных звукосочетаний, которые нужно проговаривать как можно быстрее, обычно по несколько раз подряд.

Развитие речи в период обучения грамоте предполагает систематизацию, уточнение и расширение знаний при работе по тематическим страницам букваря.

Использованные источники:

  1. https://infourok.ru/razvitie-rechi-uchashihsya-v-period-obucheniya-gramote-5245882.html
  2. https://lektsii.com/2-31216.html
  3. https://poisk-ru.ru/s7114t7.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи учащихся в период обучения грамоте

Задание можно использовать в период обученияграмоте. Они обогощают и пополняют словарный запас детей, способствуют развитию устной и письменной речи. Занимательный материал включает ребусы, шарады, кр...

Развитие орфографической зоркости в период обучения грамоте

Статья включает в себя упражнения по развитию орфографической зоркости в первом классе. Способствующие расширению и активизации словарного запаса, выработке навыков правописания безударных гласных в к...

Программа по РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Цель программы: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.Задачи: Расширять словарный запас, уточнять знания об окружающем. Развивать интонационную выразительность речи. Закреплять...

Диагностика знаний и умений учащихся в период обучения грамоте.

Формирование начальных представлений о слове...

Программа подготовительного курса по развитию речи и подготовке к обучению грамоте « По дороге к Азбуке» для старших дошкольников

Программа подготовительного курса по развитию речи и подготовке к обучению грамоте « По дороге к Азбуке» для старших дошкольников по УМК "Планета знаний"...

Развитие техники чтения в период обучения грамоте.

Учебное пособие "Читаем сами" 1 класс...

Сюжетная книжка-малышка для развития логических умений в период обучения грамоте

Данный документ включает в себя две книжки-малышки.1. Водное занятие. Книжка-малышка, по которой ребята знакомятся с общим сюжетом занятий.2. Книжка-малышка по букве А....