Статья "Коррекция проблемного поведения"
статья (1 класс)

Кузьмина Екатерина Владимировна

В статье рассмртриваются основнык подходы и коррекция каждого вида проблемного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_problemnogo_povedeniya.docx64 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция проблемного поведения

Под проблемным поведением понимаются такие виды поведения, проявления которых препятствуют общению с ребенком и способствуют социальной дезадаптации (погружению в себя, причинению физического вреда себе и окружающим и т.п.).

На этапе формирования базовых учебных действий необходимо приложить максимальные усилия для коррекции проблемного поведения, особенно тех его видов, которые не позволяют эффективно обучать ребенка и общаться с ним.  Следует отметить, что работа с проблемами поведения должна проводиться на протяжении всего обучения[1]*, поэтому ее принципы распространяются не только на этап формирования БУД.

Результаты оценки проблемного поведения до начала коррекции и текущей оценки проблемного поведения фиксируются в таблицах (см. Приложение 1 и Приложение 2). Наиболее удобна таблица, над которой расположено описание фиксируемого поведения, в одной графе указано время каждого занятия, в другой проставляются значки (например, палочки или плюсы), соответствующие каждому эпизоду проблемного поведения, а в третьей графе обозначена фамилия педагога, который проводил занятие (или того, кто фиксировал данные).

Перечислим основные виды проблемного поведения, которые наиболее часто встречаются у детей с ТМНР: стереотипии, неадекватные крики, плач, смех; физическое сопротивление; невыполнение инструкций; проявления агрессии и самоагрессии.  

Рассмотрим основные подходы к коррекции каждого из упомянутых видов проблемного поведения.

  1. Стереотипии[2]**

Корректируемое поведение:

 а) двигательные стереотипии (раскачивания, потряхивание руками, перебирание пальцами, раскручивание различных предметов; хождение по определенной траектории – например, вдоль стен; кручение на месте; хождение на носках и т.п.);  

б) сенсорные и сенсорно-двигательные стереотипии (зажмуривание глаз, затыкание ушей, прищуривание, ощупывание определенных по текстуре поверхностей, обнюхивание, облизывание и т.п.).

Все перечисленные виды поведения корректируются только в том случае, если они служат помехой при обучении и общении с ребенком, а также, если их проявления не уменьшаются самопроизвольно в течение трех-пяти первых учебных дней.

Ожидаемый результат коррекции проблемного поведения:

Частота случаев проявления стереотипий уменьшается; имеющиеся проявления не препятствуют обучению и пребыванию ребенка в коллективе.

Порядок работы с проблемным поведением:  

1.Точное описание проблемного поведения.

Например:  раскачивается сидя на стуле; обнюхивает игрушки, пищу и т.п.).  

2. Оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления стереотипий) до начала коррекции.

В течение 5 дней на протяжении одной-двух недель педагоги и воспитатели, работающие с ребенком[3]*, отмечают случаи проявления данного поведения в специальном бланке.

3. Описание способа коррекции проблемного поведения.

Например: если Ваня выполняет задание, ест и т.п. не раскачиваясь, его периодически поощряют словесно и при помощи наклеек. В случае проявления данного поведения (раскачивания), дается инструкция «Встань» и в течение нескольких минут Ваня работает стоя. Затем ему напоминают, что необходимо спокойно сидеть на стуле и разрешают сесть.

4. Текущая оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления стереотипий в процессе коррекции).

После одной-двух недель со времени начала коррекции в течение 5 дней за один-два месяца отмечают случаи проявления данного поведения, которые фиксируют в бланке.

5. Вывод об эффективности проведенной работы.

Через 1 – 2 месяца после начала коррекции производится подсчет всех эпизодов зафиксированного поведения, сравниваются данные до коррекции поведения и после нее. На основании полученных данных, вкупе с наблюдениями педагогов и воспитателей, делается вывод об эффективности проведенной работы, а также о ее влиянии на проблемное поведение. Если не отмечается положительной динамики в поведении, то продолжается поиск других способов, позволяющих повлиять на данную проблему.

Способы коррекции стереотипий[4]*.

1) Замена проблемного поведения адекватными видами поведения, несовместимыми с проблемным поведением. 

Например, когда ребенок начинает трясти кистями рук, ему дается задание, в выполнении которого задействованы обе руки: физические упражнения, выполнение поделок из конструктора и т.п. Если речь идет о длительном переходе (например, по коридору), можно попросить ребенка положить руки в карманы или дать ему что-то нести (например, нетяжелые пакеты с пособиями).

2) Поощрение при отсутствии проблемного поведения предоставляется в те моменты, когда ребенок адекватно занят какими-либо видами действия и не проявляет проблем поведения. Ребенка можно похвалить, предоставить ему любимую игрушку или лакомство, подчеркивая, что его хвалят за то, что он хороший ученик, занимается спокойно.

3) Предотвращение утомления и психологического дискомфорта. Необходимо заметить, в каких ситуациях стереотипии ребенка приобретают более выраженный характер, чаще проявляются. Подобные ситуации следует предотвращать: позволять ребенку передохнуть, не предъявлять слишком трудных заданий.

4)  Разграничение ситуаций, в которых нежелательно проблемное поведение и в которых оно допустимо (в определенном месте и в строго ограниченный период времени).

Такой способ может применяться, если не удается перевести стереотипии в более адекватную форму, или, если ребенок проявляет выраженный дискомфорт при попытке завершить стереотипию. Тогда следует организовать так называемую «зону отдыха», где ребенку некоторое время (например, на переменах) позволяют проявлять стереотипии – например, раскручивать предметы, трясти руками и т.п. Время пребывания в такой «зоне отдыха» должно быть ограничено; временные рамки следует обозначить таймером или песочными часами.

5) Медикаментозная коррекция. 

В связи с тем, что данное поведение, часто отмечаемое у детей с ТМНР, в большинстве случаев проявляется вследствие внутренних факторов (незрелости нервной системы; испытываемого ребенком утомления и дискомфорта; повышенной чувствительности к определенным стимулам и т.п.), возможности повлиять на данную проблему извне достаточно ограниченны.  Поэтому основным способом изменить упомянутое поведение, если оно мешает развитию и социализации ребенка, является медикаментозная коррекция, осуществляемая компетентными врачами (неврологами и психиатрами). Педагоги и воспитатели должны получать от родителей информацию о проводимом лечении ребенка. Кроме того, при наличии выраженных проблем (например, постоянном облизывании предметов, многочисленных навязчивых движениях рук и т.п.) следует порекомендовать родителям, чтобы они обратились за лечением; узнать, когда оно началось, и зафиксировать наличие или отсутствие изменений в частоте проявляемого поведения.

  1. Неадекватный крик

Корректируемое поведение: ребенок громко вскрикивает или же кричит на протяжении определенного периода времени (от нескольких секунд до нескольких минут, не менее трех раз в день; поведение не связано с испугом или физическим дискомфортом).

Ожидаемый результат коррекции проблемного поведения:

Частота случаев проявления неадекватного крика уменьшается; имеющиеся проявления не препятствуют обучению и пребыванию ребенка в коллективе.

Порядок работы с проблемным поведением:  

1. Точное описание проблемного поведения.

Например: Ира вскрикивает, не прерывая текущей деятельности, или: в неприятной для Коли ситуации он начинает громко кричать; крик может продолжаться от 3 с. до 5-7 мин.).

2. Оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления стереотипий) до начала коррекции.

В течение 5 дней на протяжении одной-двух недель педагоги и воспитатели, работающие с ребенком[5]*, отмечают случаи проявления данного поведения в специальном бланке.

3. Описание способа коррекции проблемного поведения.

Например: если Ира вскрикивает во время выполнения задания, следует вернуться к началу выполнения задания и переделать его, напомнив девочке, что на уроках «занимаемся тихо и спокойно». В течение дня Иру поощряют за то, что она занимается «тихо и спокойно».

Или: Каждые 15 минут занятий звенит сигнал таймера, и, если Коля занимался спокойно, он получает любимое лакомство (изюм, хлопья) или игрушку (пружинку, лизуна). Если начинается эпизод крика, таймер останавливается; тьютор или воспитатель должны вывести Колю в такое место, где поведение не будет мешать окружающим. После того, как он перестает кричать, ему даются 5-7 инструкций, после выполнения которых, ему напоминают, что следует заниматься «тихо и спокойно». После возвращения в класс прерванное задание следует предъявить сначала. Когда оно выполнено без крика, Коле показывают, что таймер включается, и он снова может получить поощрение за хорошее поведение.  В течение дня Колю также словесно поощряют за спокойное поведение.

4.Текущая оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления неадекватного крика в процессе коррекции).

После одной-двух недель со времени начала коррекции в течение 5 дней за один-два месяца отмечают случаи проявления данного поведения, которые фиксируют в бланке.

5. Вывод об эффективности проведенной работы.

По истечении одного-двух месяцев с начала коррекции проблемного поведения производится подсчет всех эпизодов крика (по дням); сравниваются данные до коррекции поведения и после; на основании чего, вкупе с наблюдениями педагогов и воспитателей, делается вывод об эффективности проведенной работы, а также о ее влиянии на частоту крика. Если не отмечается положительной динамики в поведении, то продолжается поиск других способов, позволяющих повлиять на данную проблему.

Способы коррекции неадекватного крика.

1)  Формирование адекватных способов получения желаемого или выхода из неприятной для ребенка ситуации.

Наблюдая за поведением ребенка, необходимо заметить, в ответ на какие ситуации чаще всего появляется крик. Если ребенок способен говорить, то, предваряя возможную проблему, ему подсказывают, что он может сказать (вместо крика), например: «Помоги», «Не хочу», «Устал», «Дай конструктор» и т.п. Если используется система альтернативной коммуникации, то аналогичным образом ребенка учат подавать сигнал о своем желании/нежелании что-либо делать. Таким образом, крик постепенно замещается адекватными способами выражения своих желаний[6]*.

2)  Отсутствие подкрепления нежелательного поведения.

Иногда, несмотря на обучение другим способам выражения своих желаний, ребенок по-прежнему кричит, поскольку данное поведение для него привычно и эффективно. Чтобы изменить эту ситуацию, не следует поощрять данное поведение (например, давать что-то, что ребенок просит криком, или прерывать задание, во время которого начал кричать ребенок).  В то же время, продолжительный крик может помешать другим детям, поэтому бывает необходимо увести ребенка в уединенное место (см. следующий пункт).

Достаточно спорным является использование различных успокаивающих приемов (например, дать попить воды, погладить по голове и т.п.). В некоторых случаях их применение оправданно, потому что помогает ребенку успокоиться.  Частота криков не возрастает при использовании подобных приемов. Но иногда они служат поощрением нежелательного поведения: ребенок получает дополнительное внимание в ответ на крик, и частота его в будущем возрастает.

3) Тайм-аут.

Следует обеспечить наличие уединенного места с некоторой звукоизоляцией и возможностью продолжения занятия в случае возникновения проблемного поведения. Если ребенок начинает кричать и эпизод крика длится дольше нескольких секунд, следует увести ребенка в указанное место, дать ему успокоиться в подходящей позе (стоя или сидя). Затем можно предложить ему несколько простых заданий, выполнение которых позволит ему переключиться, а потом надо вернуться к исходному заданию, во время которого возникло проблемное поведение. Если ребенок спокоен, можно вернуться в зону групповой работы.

4) Поощрение при отсутствии проблемного поведения может уменьшить частоту крика, если ребенок понимает, за какое именно поведение ему предоставляют награду. Хотя порой благожелательное внимание, похвала в то время, когда ребенок ведет себя адекватно, сами по себе могут положительно повлиять на динамику проблемного поведения. Это происходит в тех случаях, когда криком ребенок привык добиваться внимания взрослых.

Если ребенок отслеживает сигнал таймера, можно предлагать ему поощрение за каждый период, когда он занимался спокойно. Если умеет читать – удобно использовать письменный договор, предполагающий поощрение в конце каждого урока, если ребенок занимался тихо.

5) Медикаментозная коррекция.

Иногда причина крика кроется во внутреннем состоянии ребенка,  повлиять на нее извне, несмотря на все усилия, не удается. В таких случаях, рекомендуют обратиться к врачу за получением адекватного лечения, результаты которого было бы желательно отслеживать описанными выше способами фиксации проблемного поведения.

  1. Неадекватный плач

Корректируемое поведение: в течение дня отмечаются неоднократные периоды плача, не связанные с физическим дискомфортом и с ситуациями, которые могут огорчить ребенка с точки зрения социальных норм (обида, порицание и т.п.).

Ожидаемый результат коррекции проблемного поведения:

Частота случаев проявления неадекватного плача уменьшается; имеющиеся проявления не препятствуют обучению и пребыванию ребенка в коллективе.

Порядок работы с проблемным поведением:  

1. Точное описание проблемного поведения.

Например: Женя начинает плакать без видимой причины, не прерывая при этом текущей деятельности невербального характера. Однако выполнение инструкций при этом значительно ухудшается. Через некоторое время (1-5 минут) плач самопроизвольно прекращается.

2. Оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления стереотипий) до начала коррекции.

В течение 5 дней на протяжении одной-двух недель педагоги и воспитатели, работающие с ребенком[7]*, отмечают случаи проявления данного поведения в специальном бланке.

3.Описание способа коррекции поведения.

Например: В момент начала эпизода плача Борю просят повторять различные простые движения, затем переходят к имитации звуков и слов. Когда мальчик перестает плакать, возвращаются к исходной деятельности.

4. Текущая оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления неадекватного плача в процессе коррекции).

После одной-двух недель со времени начала коррекции в течение 5 дней за один-два месяца отмечают случаи проявления данного поведения, которые фиксируют в бланке.

5. Вывод об эффективности проведенной работы.

По истечении одного-двух месяцев с начала коррекции проблемного поведения производится подсчет всех эпизодов неадекватного плача по дням; сравниваются данные до коррекции поведения и после; на основании чего, вкупе с наблюдениями педагогов и воспитателей, делается вывод об эффективности использованного способа коррекции, а также о ее влиянии на частоту плача. Если не отмечается положительной динамики в поведении, то продолжается поиск других способов, позволяющих повлиять на данную проблему.

Способы коррекции неадекватного плача.

1)  Предотвращение утомления и психологического дискомфорта.

Некоторые дети начинают плакать при утомлении, поэтому следует обеспечить им частую смену видов деятельности, перерывы для отдыха.

2) Прекращение эпизода неадекватного плача путем переключения. 

В некоторых случаях это может быть эффективно. Ребенку следует предлагать простые задания, которые обычно ему нравятся и не вызывают у него затруднения или раздражения. Это могут быть задания на подражание движениям (в том числе и мимическим – надуть щеки, высунуть язык), на повторение звуков. Такие инструкции предпочтительны, поскольку их выполнение трудно совместить с плачем. Однако некоторым детям трудно подражать во время эпизодов неадекватного плача, поэтому подбор заданий или инструкций должен быть индивидуальным.

3)  Медикаментозная коррекция.

Медицинское вмешательство часто необходимо при работе с данным поведением, что связано с эндогенной или органической природой навязчивого плача.  Если упомянутое поведение возникает часто, оно создает сложности пребывания ребенка в коллективе, поэтому обращение за медицинской помощью откладывать в таком случае не следует. Как и для других видов проблемного поведения, надо смотреть, как назначенные препараты влияют на частоту проявления данного поведения.

  1. Неадекватный смех

Корректируемое поведение: в течение дня отмечаются неоднократные периоды смеха, не связанного с ситуациями, которые могут развеселить ребенка с точки зрения социальных норм (шутка, забавное происшествие в классе).

Ожидаемый результат коррекции проблемного поведения:

Частота случаев проявления неадекватного смеха уменьшается; имеющиеся проявления не препятствуют обучению и пребыванию ребенка в коллективе.

Порядок работы с проблемным поведением: 

1. Точное описание имеющегося поведения.

Например:  Поведение считается неадекватным смехом, если Саша смеется без видимой причины больше 2-3 секунд, что не позволяет ему отвечать на вопросы или выполнять инструкции педагога.

2. Оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления неадекватного смеха) до начала коррекции.

В течение 5 дней на протяжении одной-двух недель педагоги и воспитатели, работающие с ребенком, отмечают проявления данного поведения в специальном бланке.

3. Описание способа коррекции проблемного поведения.

Например: В момент начала эпизода неадекватного смеха Сашу отводят в уединенное место, где предъявляют ему простые инструкции и задания до тех пор, пока 5 из них подряд не будут выполнены без проявлений данного поведения. Затем возвращаются в класс к прерванному заданию.

4. Текущая оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления неадекватного смеха в процессе коррекции).

После одной-двух недель со времени начала коррекции в течение 5 дней за один-два месяца отмечают случаи проявления данного поведения, которые фиксируют в бланке.

5. Вывод об эффективности проведенной работы.

По истечении одного-двух месяцев с начала коррекции проблемного поведения производится подсчет всех эпизодов неадекватного плача по дням; сравниваются данные до коррекции поведения и после; на основании чего, вкупе с наблюдениями педагогов и воспитателей, делается вывод об эффективности использованного способа коррекции, а также о ее влиянии на частоту неадекватного смеха. Если не отмечается положительной динамики в поведении, то продолжается поиск других способов, позволяющих повлиять на данную проблему.

Способы коррекции неадекватного смеха.

1) Предотвращение утомления и психологического дискомфорта.

Некоторые дети начинают неадекватно смеяться при утомлении, поэтому следует обеспечить им частую смену видов деятельности, перерывы для отдыха.

2) Тайм-аут и переключение.

В связи с тем, что неадекватный смех мешает другим детям, находящимся в классе, и отвлекает их, предпочтительнее отвести ребенка в уединенное место, где ему предъявляют простые задания, которые позволят прервать эпизод неадекватного смеха. В некоторых случаях помогают повторяющиеся физические упражнения, проводимые в энергичном темпе (например, приседания). Затем возвращаются к исходной деятельности.

3) Медикаментозная коррекция.

В отношении неадекватного смеха справедливо все сказанное выше про неадекватный плач.

  1. Физическое сопротивление

Корректируемое поведение: во время ситуаций, требующих выполнения инструкций взрослого или следования привычному порядку (например, при одевании), ребенок оказывает физическое сопротивление (отталкивает руки взрослого, помогающего ему; вырывается, убегает с учебного места и т.п.). Данное поведение не должно быть связано с пугающей или травмирующей ребенка ситуацией.

Ожидаемый результат коррекции проблемного поведения:

Частота случаев проявления физического сопротивления уменьшается; имеющиеся проявления не препятствуют обучению и пребыванию ребенка в коллективе.

Порядок работы с проблемным поведением: 

1. Точное описание проблемного поведения.

Например:  в ответ на инструкции, направленные на прерывание нежелательного поведения (например, когда Ваня залезает на парту), инструкцию не выполняет; при попытке оказания физической помощи вырывается и снова стремится выполнить нежелательное действие.

Или: во время обучения самостоятельному приему пищи Оля отталкивает руку воспитателя, направляющего ее правильно держать ложку.

2.Оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления физического сопротивления) до начала коррекции.

В течение 5 дней на протяжении одной-двух недель педагоги и воспитатели, работающие с ребенком, отмечают проявления данного поведения в специальном бланке.

3. Описание способа коррекции проблемного поведения.

Например:

В ситуации появления физического сопротивления Ваню отводят в уединенное место, где предъявляют различные простые инструкции и задания, позволяющие переключить его внимание с неприемлемого поведения. Затем моделируют исходную ситуацию, во время которой появилось описанное поведение. Если Ваня спокоен, возвращаются в класс и продолжают прерванное занятие.  В течение дня мальчика поощряют за спокойное поведение, за правильное выполнение инструкций.

Или: На учебных занятиях Олю учат путем подражания правильно держать игрушечные ложки и кормить игрушки. Поощрение предоставляется за все правильные попытки. Затем переходят к аналогичному обучению во время приема пищи. К физической помощи прибегают минимально, дозировано и с использованием значимых поощрений (сухариков).

4.Текущая оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления физического сопротивления в процессе коррекции).

После одной-двух недель со времени начала коррекции в течение 5 дней за один-два месяца отмечают случаи проявления данного поведения, которые фиксируют в бланке.

5. Вывод об эффективности проведенной работы.

По истечении одного-двух месяцев с начала коррекции проблемного поведения производится подсчет всех эпизодов физического сопротивления по дням; сравниваются данные до коррекции поведения и после; на основании этого, вкупе с наблюдениями педагогов и воспитателей, делается вывод об эффективности использованного способа коррекции, а также о ее влиянии на частоту физического сопротивления. Если не отмечается положительной динамики в поведении, то продолжается поиск других способов, позволяющих повлиять на данную проблему.

Способы коррекции физического сопротивления.

1)  Предотвращение ситуаций, приводящих к физическому сопротивлению.

Как правило, ребенок начинает сопротивляться в тех ситуациях, когда ему не позволяют делать что-то, чего он хочет; или же наоборот – принуждают к какому-то действию, которое ему непонятно или не нравится. Основной способ коррекции в этом случае: проанализировать ситуации, в которых возникает данное поведение; сделать предположения о том, как заменить описанное выше поведение на адекватное.  Один из способов: увеличить адекватную физическую активность  вне класса (в спортивном зале, на прогулке), в результате чего он может стать спокойнее на учебных занятиях. Кроме того, чрезвычайно важно учить адекватным способам коммуникации, позволяющим выразить желания ребенка. Поиск «обходных» маневров – например, замена одного вида помощи на другой – также может принести свои положительные результаты.

2) Формирование адекватных способов получения желаемого или выхода из неприятной ситуации.

Следует учить ребенка использовать фразы: «Дай», «Хочу», «Помоги», «Не хочу», «Устал» и т.п. или аналогичные им символы, карточки, жесты, используемые при обучении невербальной коммуникации. Даже если на первых порах ребенок будет слишком часто отказываться от той или иной деятельности, это будет лучше, чем ситуация, в которой требуется преодолевать физическое сопротивление[8]*. В то же самое время следует позаботиться о значимых для ребенка поощрениях, которые он будет получать только при отсутствии физического сопротивления во время обучения.

3) Медикаментозная коррекция.

Иногда повышенная возбудимость, погруженность в стереотипии, внутренний эмоциональный дискомфорт приводят к тому, что возникают реакции протеста против навязанной взрослым деятельности. В частности, это состояние может отражаться в физическом сопротивлении, возникающем в ходе обычных занятий. В некоторых случаях подобранное врачом лечение может снять остроту упомянутых симптомов, частота данного поведения также, возможно, уменьшится.

 6. Невыполнение инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения

Корректируемое поведение:  После того, как ребенок демонстрирует социально неприемлемое поведение (например, выбегает из класса; забирается на подоконник, сбрасывает тарелку со стола и т.п.), ему дается инструкция, выполнение которой позволит прервать  данное поведение или устранить его последствия (например, «Стой», «Слезай», «Подними» и т.п.). Ребенок не пытается выполнить инструкцию и/или продолжает демонстрировать неприемлемое в данной ситуации поведение.

Ожидаемый результат коррекции проблемного поведения:

Частота случаев отказа от выполнения инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения, уменьшается; имеющиеся проявления не препятствуют обучению и пребыванию ребенка в коллективе.

Порядок работы с проблемным поведением:

1.  Точное описание проблемного поведения.

Например, Сева выбегает в коридор и бежит к выходу на улицу, не реагируя на инструкцию «Стой». Или: Никита раскачивается на стуле, несмотря на просьбы «Не качайся» и «Сядь хорошо».

2. Оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев отказа от выполнения инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения) до начала коррекции.

В течение 5 дней на протяжении одной-двух недель педагоги и воспитатели, работающие с ребенком, отмечают проявления данного поведения в специальном бланке.

3. Описание способа коррекции проблемного поведения.

Например:

1) Отрабатывается инструкция «Стой» на занятиях в то время, когда Сева не проявляет проблемное поведение. За выполнение данной инструкции он получает особо ценимое им поощрение (наклейки, чипсы). 2) В тот момент, когда мальчик устремляется к выходу из класса без разрешения, взрослый сначала догоняет его и, не дотрагиваясь до него, предъявляет инструкцию «Стой». Если Сева останавливается самостоятельно и с первого раза, то он может получить поощрение (в течение первых двух недель после начала коррекции). Если его приходится останавливать физически (взяв за руку), то поощрения он не получает.

4. Текущая оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев отказа от выполнения инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения, в процессе коррекции).

После одной-двух недель со времени начала коррекции в течение 5 дней за один-два месяца отмечают случаи проявления данного поведения, которые фиксируют в бланке.

5. Вывод об эффективности проведенной работы.

По истечении одного-двух месяцев с начала коррекции проблемного поведения производится подсчет всех эпизодов проблемного поведения по дням; сравниваются данные до коррекции поведения и после; на основании чего, вкупе с наблюдениями педагогов и воспитателей, делается вывод об эффективности использованного способа коррекции, а также о ее влиянии на частоту невыполнения инструкций. Если не отмечается положительной динамики в поведении, то продолжается поиск других способов, позволяющих повлиять на данную проблему.

Способы коррекции невыполнения инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения[9]:

  1. Отработка необходимых инструкций в контексте, отличном от проблемной ситуации.

Когда ребенок спокоен, включен в обычные занятия, представляется возможным поработать с ним над выполнением тех инструкций, которые помогут в минуту возбуждения остановить неприемлемое поведение. Наиболее распространенной инструкцией является инструкция «Стой». Ее можно отрабатывать во время повторяющихся действий на месте (прыжки, хлопки), а затем во время движений в пространстве (например, в спортивном зале во время бега). За правильное выполнение с первого раза следует предоставлять эффективное поощрение.

  1. Поощрение выполнения инструкций. 

В те моменты, когда уже имеет место неприемлемое поведение, поощрение может быть предоставлено в начале обучение (не дольше первых одной-двух недель) и только в том случае, если ребенок послушался с первого раза. Важно иметь возможность остановить неприемлемое поведение сразу же после предъявленной инструкции, поэтому не следует давать ребенку инструкцию, если расстояние между ним и взрослым более чем полметра. Необходимо действовать четко и оперативно, чтобы дать понять, насколько важно для всех, чтобы ребенок выполнил то, о чем его попросили.

  1. Тайм-аут.

Иногда в ситуации сильного возбуждения ребенок не сразу успокаивается, и его необходимо увести в уединенное место, чтобы он успокоился, и чтобы ситуация в классе не становилась неудобной для обучения других детей. При этом необходимо убедиться в том, что нахождение в уединенном месте не является поощрением для данного ребенка. Поэтому не следует ему предлагать привлекательных заданий и наград до возвращения в класс и нормализации его поведения.

  1. Медикаментозная коррекция. 

Как и в случае физического сопротивления, упомянутое проблемное поведение часто является следствием неконтролируемого возбуждения. Поэтому медикаментозная помощь может быть достаточно эффективной.

  1. Агрессия

Корректируемое поведение: в течение дня имеют место неоднократные эпизоды, когда ребенок бьет кого-либо рукой, ударяет по предметам рукой, пинает ногой предметы или людей, щипается, кусается, рвет одежду или другие предметы, целенаправленно плюется (следует отличать от неконтролируемого слюнотечения), разбрасывает учебные пособия или другие предметы; бранится.

Ожидаемый результат коррекции проблемного поведения:

Частота случаев проявления агрессии уменьшается; имеющиеся проявления не препятствуют обучению и пребыванию ребенка в коллективе.

Порядок работы с проблемным поведением:

1. Точное описание проблемного поведения.

Например, Света щипает педагога или одноклассников. Или: Вася пинает ногами мебель, ударяет ногой по ноге другого человека (взрослого или ребенка), пинает предмет, лежащий на полу (туфли, портфель в раздевалке).

2. Оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления агрессии) до начала коррекции.

В течение 5 дней на протяжении одной-двух недель педагоги и воспитатели, работающие с ребенком, отмечают проявления данного поведения в специальном бланке.

3. Описание способа коррекции проблемного поведения.

Например:

В течение дня Свету поощряют за спокойное поведение. В тот момент, когда возникает эпизод агрессии, ее руки удерживаются руками взрослого; затем предъявляются различные простые инструкции, в которых задействованы руки (хлопать, постучать кулачками, выполнить различные упражнения пальчиковой гимнастики). После правильного выполнения пяти инструкций (без попыток ущипнуть кого-либо) возвращаются к исходной деятельности.

4. Текущая оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления агрессии в процессе коррекции).

После одной-двух недель со времени начала коррекции в течение 5 дней за один-два месяца отмечают случаи проявления данного поведения, которые фиксируют в бланке.

5. Вывод об эффективности проведенной работы.

По истечении одного-двух месяцев с начала коррекции проблемного поведения производится подсчет всех эпизодов агрессии по дням; сравниваются данные до коррекции поведения и после; на основании чего, вкупе с наблюдениями педагогов и воспитателей, делается вывод об эффективности использованного способа коррекции, а также о ее влиянии на частоту проявления агрессии. Если не отмечается положительной динамики в поведении, то продолжается поиск других способов, позволяющих повлиять на агрессивное поведение.

Способы коррекции агрессии.

  1. Переключение на другие действия с одновременным эмоциональным игнорированием агрессивного поведения.

Этот способ применим только в тех случаях, когда агрессивное поведение направлено только на взрослых (педагогов, воспитателей), поскольку требовать от других детей не реагировать на то, что их кусают или бьют, невозможно. Довольно часто дети реагируют агрессией на трудные или непонятные учебные задания.  В случае эпизодической агрессии на уроке можно сказать: «Положи руки на колени, возьми карандаш» и оказать помощь в выполнении задания.

  1. Предотвращение ситуаций, ведущих к появлению агрессии. 

Как говорилось в предыдущем пункте, трудные и непонятные задания могут провоцировать агрессию. Поэтому использование наглядных материалов, правильная постановка задач, использование принципа «от простого- к сложному» помогут предотвратить агрессию со стороны ученика.

  1. Обучение альтернативным адекватным способам выражения недовольства или привлечения внимания. 

Обучение фразам «Помоги», «Устал», «Не хочу» и т.п. позволяет заменить агрессивное поведение адекватными просьбами и сигналами. Часто агрессивное поведение, особенно по отношению к другим детям, подкрепляется эмоциональной реакцией со стороны последних. Необходимо учить детей на переменах играть в веселые игры (в мяч, в мыльные пузыри и т.п.), организовывать хороводные, подвижные игры для того, чтобы ребенок получал позитивные опыт контакта со сверстниками и эмоционального внимания с их стороны.

  1. Медикаментозная терапия. 

Агрессивное поведение может быть вызвано внутренними факторами: дисфорией, депрессивным состоянием, повышенной возбудимостью. Частично повлиять на частоту и интенсивность агрессии может лечение.

  1.   Самоагрессия

Корректируемое поведение: В течение дня имеют место неоднократные эпизоды, когда ребенок проявляет по отношению к себе один из следующих видов поведения: бьет, кусает, щипает, целенаправленно ударяется о стену головой или другими частями тела.

Ожидаемый результат коррекции поведения:

Частота случаев проявления самоагрессии уменьшается; имеющиеся проявления не препятствуют обучению и пребыванию ребенка в коллективе.

Порядок работы с проблемным поведением:

1. Точное описание проблемного поведения.

Например: самоагрессией считается поведение, когда Гена кусает себя за руку или бьет себя по голове.

2. Оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления самоагрессии) до начала коррекции.

В течение 5 дней на протяжении одной-двух недель педагоги и воспитатели, работающие с ребенком, отмечают проявления данного поведения в специальном бланке.

3. Описание способа коррекции проблемного поведения.

Например:

В момент, когда Гена начинает кусать себе руку или ударять себя, его руку удерживают и направляют на выполнение каких-либо действий (положить руки на колени, выполнить задания по подражанию движениям и т.п.). Если это не удается, мальчика уводят в уединенное место, выполняют с ним вместе ряд физических упражнений, затем после трех спокойно выполненных упражнений предлагают невербальное задание (паззл, раскраску), после чего возвращаются в класс к исходному заданию.

4. Текущая оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления самоагрессии в процессе коррекции).

После одной-двух недель со времени начала коррекции в течение 5 дней за один-два месяца отмечают случаи проявления данного поведения, которые фиксируют в бланке.

5. Вывод об эффективности проведенной работы.

По истечении одного-двух месяцев с начала коррекции проблемного поведения производится подсчет всех эпизодов самоагрессии по дням; сравниваются данные до коррекции поведения и после; на основании этого, вкупе с наблюдениями педагогов и воспитателей, делается вывод об эффективности использованного способа коррекции, а также о ее влиянии на частоту проявления самоагрессии. Если не отмечается положительной динамики в поведении, то продолжается поиск других способов, позволяющих повлиять на данное поведение.

Способы коррекции самоагрессии.

  1. Предотвращение ситуаций, приводящих к самоагрессии.

Для детей, склонных к самоагрессии, часто характерна повышенная эмоциональная чувствительность. Они могут реагировать данным поведением на конфликтные ситуации, на трудности в обучении и общении. Поэтому необходимо продумать день такого ребенка, стараясь дозировать нагрузку, вводить в занятия приятные и релаксирующие моменты.

  1. Прерывание эпизода самоагресии с переключением на адекватное поведение. 

Если эпизод самоагрессии краткий и не опасный для самого ребенка, то лучше его проигнорировать и постараться включить ребенка на какую-либо деятельность.  Если самоагрессия длится более одной-двух секунд и чревата ущербом для здоровья, то необходимо удержать ребенка от данного поведения. Лучше делать это мягко и ненавязчиво, например, что-то вложить ему в руку (например, массажный мячик), быстро дать какое-то интересное задание. Иногда, если самоагрессия сильная и длительная, приходится отвести ребенка в уединенное место и удерживать его некоторое время до тех пор, пока он успокоится. Совместно с родителями необходимо продумать максимально безопасные и комфортные для ребенка способы удерживания. Если ребенок перестает делать попытки к самоагрессивному поведению, ему дают несложные задания, а затем возвращают в исходную ситуацию.

  1. Медикаментозная терапия незаменима при коррекции самоагрессии. В некоторых случаях допустимо прервать занятия для купирования особо острых симптомов данного поведения.

Приложение 1.

Протокол оценки проблемного поведения (до начала коррекции)

Имя ребенка: Лена Н.    Дата: 20.10.14  

 Поведение: физическое сопротивление

Описание проблемного поведения: во время обучения самостоятельному выполнению заданий при оказании физической помощи Лена отталкивает руку воспитателя, направляющего ее правильно выполнять задание.

Описание способа коррекции:--------------------

Занятие

Наличие случаев проблемного поведения

Подпись того, кто отмечал данные

1.Речь и альтернативная (доп.) коммуникация

/  /   /   /   /

Петрова

2. Окружающий социальный мир

/  /    /   /   /   /   /

Петрова

3. Изобразительная деятельность

/  /  / /

Архипова

4. Сенсорное развитие

/

Петрова

5. Профильный труд

 /  /  /  /  /  /  /  /  

Сергеев

6. Музыка и движение

/  /  

Рыбакова

Итого эпизодов проблемного поведения за день: 27.

Приложение 2.

Протокол текущей оценки проблемного поведения (коррекция)

Имя ребенка: Лена Н.    Дата: 27.10.14  

Поведение: физическое сопротивление

Описание проблемного поведения: во время обучения самостоятельному выполнению заданий при оказании физической помощи Лена отталкивает руку воспитателя, направляющего ее правильно выполнять задание.

Описание способа коррекции: 1) Минимизация физической помощи в течение дня: когда возможно, физическую помощь заменяют моделированием, словесной подсказкой. 2) Поощрение в тот момент, когда Лена спокойно принимает физическую помощь. 3) Отсутствие подкрепления неправильного поведения: если Лена отталкивает руку взрослого, с ней выполняются 4-5 инструкций на простое двигательное подражание, а затем возвращаются к исходному заданию.

Дата начала коррекции: 23.10.14.

Занятие

Наличие случаев проблемного поведения

Подпись того, кто отмечал данные

1.Речь и альтернативная (доп.) коммуникация

/  /   /   /

Петрова

2. Окружающий социальный мир

/  /    /  

Петрова

3. Изобразительная деятельность

/  

Архипова

4. Сенсорное развитие

Петрова

5. Профильный труд

 /  /  /  /  /  

Сергеев

6. Музыка и движение

Рыбакова

Итого эпизодов проблемного поведения за день: 13.


[1]*В качестве примера вновь возникающих проблем поведения  можно привести появление агрессии в ответ на обучение новому сложному навыку; дезадаптацию, связанную с изменением семейной ситуации (например, переездом на новую квартиру); сезонные (осенне-весенние; после  летних каникул) и возрастные (например, в подростковом возрасте) ухудшения эмоционального состояния у некоторых учеников;

[2]** Все приводимые описания поведения являются общими и должны быть индивидуализированы при составлении СИПР.

[3]* На групповых занятиях у педагогов и воспитателей мало возможностей оценивать поведение детей. Возможно привлечение для этой цели тренированных волонтеров, тьюторов, использование видеозаписи занятий. На индивидуальных занятиях поведение может оценивать тот, кто непосредственно занимается с ребенком.

[4]* Для всех видов проблемного поведения возможно применение нескольких способов коррекции одновременно. Это может затруднить выявление причины изменения поведения, но для нас важнее повлиять на проблемное поведение, что положительно скажется на социальной адаптации ребенка.

[5]* На групповых занятиях у педагогов и воспитателей мало возможностей оценивать поведение детей. Возможно привлечение для этой цели тренированных волонтеров, тьюторов, использование видеозаписи занятий. На индивидуальных занятиях поведение может оценивать тот, кто непосредственно занимается с ребенком.

[6]* Следует отметить, что результатом такой работы может явиться частый отказ ребенка от выполнения предлагаемых ему видов деятельности. Здесь нужно активно применять различные способы поощрения, привлекательные материалы, чтобы заинтересовать его в обучении; учитывать такие факторы как утомляемость, истощаемость внимания; искать способы мотивации в групповой работе.

[7]* На групповых занятиях у педагогов и воспитателей мало возможностей оценивать поведение детей. Возможно привлечение для этой цели тренированных волонтеров, тьюторов, использование видеозаписи занятий. На индивидуальных занятиях поведение может оценивать тот, кто непосредственно занимается с ребенком.

[8]* Учитывая особенности проблемного поведения (и особенно опасность некоторых ситуаций) порой приходится  использовать безопасное для ребенка физическое воздействие (например, усаживание на стул, поднимание с пола и т.п.). Если возникают какие-то сложности в этом вопросе, желательно пригласить родителей на занятия и вместе выработать тактику поведения взрослых.

[9] Под социально неприемлемым поведением в данном случае понимается поведение, которое может повлечь опасность для ребенка или окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как одно из средств достижения нового образовательного результата Проблемное обучение как одно из средств достижения

Технологии проблемного обучения способствует развитию творческих способностей, саморорганизацию, умение самостоятельно добывать знания...

Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения младших школьников.

В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически ...

Презентация "Проблемное поведение в классе"

Способы реагирования на проблемное поведение. Основные принципы психологической гигиены....

Индивидуальный подход воспитания детей с проблемным поведением.

Индивидуальный подход воспитания детей с проблемным поведением....

«Прикладной анализ поведения (АВА) для коррекции проблемного поведения, обучения и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития».

laquo;Прикладной анализ поведения (АВА)для коррекции проблемного поведения, обучения и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития»....