Развитие памяти у детей с ЗПР-1
консультация (3 класс)

Ойцева Лариса Геннадьевна

В материале представлены упражнения для развития логической  ассоциативной памяти учащихся с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_pamyat_-zpr.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей

Развитие  памяти у детей с задержкой  психического развития (ЗПР)-1

Дети с задержкой психического развития имеют личностную незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных и волевых).

Память – способность к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению  прошлого опыта.

Отклонение в развитии памяти является характерным признаком для

всех форм задержки психического развития. Специфика и степень тяжести

мнемических  нарушений в значительной степени зависит от формы ЗПР.

У детей с психофизическим инфантилизмом наблюдаются:

1) уменьшение объема и скорости запоминания;

2) неумение рационально организовать и контролировать свою

работу;

3) преобладание зрительной памяти над слуховой;

У детей с ЗПР соматогенного генеза отмечается недоразвитие крат-ковременной памяти, проявляющееся в снижении скорости запоминания, в

медленном нарастании продуктивности запоминания, снижении объема памяти.

У детей с ЗПР церебрально-органического генеза наблюдаются разнообразные нарушения памяти :

• повышенная  тормозимость следов под воздействием помех и внутренней интерференции;

• неумение рационально организовывать и контролировать свою работу;

• уменьшение скорости запоминания;

• излишняя  тормозимость следов за счет побочных факторов;

• недоразвитие памяти по модально-специфическому типу (недоразвитие зрительной или слуховой памяти);

• недоразвитие зрительно-пространственной памяти.

У детей с психогенной формой ЗПР выраженных нарушений памяти

может не наблюдаться. Память у них отличается высокой избирательностью: продуктивность запоминания в значительной степени зависит от мотивации.

Однако для всех форм ЗПР характерна одна общая особенность —

это неумение детей с ЗПР рационально организовывать и контролировать

процесс запоминания, а также применять различные мнемотехнические

приемы. Поэтому главной задачей психокоррекционной  работы с детьми с

ЗПР является формирование у них специальных приемов запоминания, то

есть развитие логической памяти.

Традиционно различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала: моторную, зрительную, слуховую, логическую. В учебной деятельности эти формы памяти выступают в единстве или в определенных сочетаниях,  например: а) зрительная память необходима для выполнения работы по образцу (списывание с доски, работа с прописями,  с последующим продолжением  письма по памяти); б) слуховая память — для работы  по словесной инструкции с указанием порядка выполнения задания: написание под диктовку элементов букв, рисование под диктовку геометрических узоров по клеточкам, записывание слоговых, словесных  рядов, предложений  и т. п. ;

в) логическая память— для запоминания последовательности слов, которые могут быть объединены в смысловые группировки, последовательности действий в сюжетных  рассказах и т. д.

В данном материале мы остановимся на некоторых упражнениях, позволяющих развивать логическую память детей с ЗПР.

Упражнение « АССОЦИАТИВНАЯ ПАМЯТЬ»

Цель: научиться устанавливать ассоциативные цепочки (общие закономерности и связи)  в парах слов, для лучшего их запоминания.

Инструкция: «Я прочитаю  10 пар слов, связанных по смыслу. Затем я буду повторять одно слово, а твоя  задача назвать второе».

материал: река – море, яблоко- груша, гармонь – гитара, утро – вечер, брат – сестра, золото – серебро, пальто – шапка, голубь – ворона, автомобиль – троллейбус, книга – тетрадь.

Упражнение «СЕМАНТИЧЕСКОЕ КОДИРОВАНИЕ»

Цель: устанавливать ассоциативные связи с искомым словом, расширять семантические ряды, развивать фразовую связную речь.

Инструкция: «Из 10 предъявленных слов с каждым ты  должен  составить предложение. Устное, осмысленное и грамматически законченное предложение».

Стимульный материал: 10 слов (например: море, закат, пальмы,  дельфины, теплый, яркий,  ласковый, плавать, искать

Упражнение «ПИКТОГРАММЫ»

Цель: выявление особенностей опосредованного запоминания, специфики мыслительной деятельности и ассоциативных процессов.

Инструкция: «Тебе  предложены слова для запоминания. Заучи первое слово и сделай к нему рисунок. После этого зачитывай второе слово, запоминай, зарисовывай. Нельзя писать буквы и слова. Через 30-60 минут ты  должен  вспомнить исходные слова».

Упражнение «ОПОСРЕДОВАННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ»

Цель: Оценка ассоциативной и логической памяти (и мышления).

Инструкция: «Тебе  покажут ряд из 12-15 слов и такой же ряд картинок. Каждому слову соответствует одна картинка. Запомни слова с помощью картинок. Затем воспроизведи (называй)  слова».

Стимульный материал: 12-15 слов и 12-15 картинок с ассоциативно близким изображением.

Упражнение «ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СОБЫТИЙ»

Цель: изучение общего состояния мнестических процессов, ассоциативных и волевых процессов, стратегия поиска необходимых  отпечатков памяти, соотношение информации кратковременной и долговременной памяти.

Инструкция: «Вспомни,  какие события и в какой последовательности произошли на протяжении текущего дня. Чем  ты занимался  перед приходом на занятие? Вспомни  события твоего   прошлого дня и т.п».

Упражнение «ЗАПОМИНАНИЕ  ПО ОБОБЩЕНИЯМ»

Цель: характеристика произвольного, целенаправленного запоминания.

Инструкция: «Тебе  будет предложен набор карточек со словами, которые нужно будет рассортировать по смысловым группам (растения, животные и т.д.). Запомни эти слова».

Стимульный материал: Карточки со словами. Название группы используется в качестве подсказки.

      Стимульный  (рабочий) материал для упражнений  может многократно меняться в зависимости от сезона, лексической (учебной) темы и задач занятий.  Особая роль взрослого (педагога и родителя)  для учащегося с ЗПР состоит в том, чтобы  вручить  ребенку способы усвоения (запоминания)   необходимой  информации. В данном случае, способы запоминания  будут затрагивать  ассоциативные  мыслительные процессы, которые каждый раз  будут увеличивать  количество ассоциативных связей между  отдельными словами , предметами, действиями; будут способствовать скорости обрабатывания   учебного  материала.

                                              Удачи Вам и вашим детям!

Продолжение следует……


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Формирование и развитие памятиОсобенности развития памяти у детей младшего школьного возрастаПсихологические основы совершенствования памяти младших школьников...

Лёгкий способ развития памяти у детей младшего школьного возраста.

1. Статья о пользе заучивания стихов. 2. Методы заучивания стихов.3. Список стихов для заучивания в 1 классе.4. Список стихов для заучивания во 2 классе....

Один из способов развития памяти у детей младшего школьного возраста

1.  О пользе заучивания стихов. 2. Методы заучивания стихов.3. Список стихов для заучивания в 1 классе.4. Список стихов для заучивания во 2 классе....

Доклад Развитие памяти у детей

доклад учителя начальных классов...

Рекомендации по развитию памяти у детей с ЗПР

Рассмотрены некоторые мнемотехнические приемы, направленные на стимуляцию и оптимизацию процессов  памяти, ко­торые могут быть использованы в процессе работы с детьми с различ­ными формами ...

Коррекционная программа по развитию памяти для детей с задержкой психического развития

Коррекционная программа для детей с задержкой психического развития...

Памятка для родителей "Развитие памяти у детей"

Памятка для родителей "Развитие памяти у детей"...