Лёгкий способ развития памяти у детей младшего школьного возраста.
методическая разработка (1 класс) по теме

Кисарова Татьяна Юрьевна

1. Статья о пользе заучивания стихов. 

2. Методы заучивания стихов.

3. Список стихов для заучивания в 1 классе.

4. Список стихов для заучивания во 2 классе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyogkiy_sposob_razvitiya_pamyati_u_detey.docx42.55 КБ

Предварительный просмотр:

Лёгкий  способ развития памяти у детей младшего школьного возраста.

Все мы прекрасно знаем, что  одно из важных качеств, способствующих успешной учебе – это память. Каждый из нас по своему школьному опыту знает, что тем детям, которые хорошо и быстро запоминали материал, учиться было легче.

Безусловно, хорошая память – не единственное условие успешной учебы, но без нее учиться очень трудно. К счастью, память можно развивать и улучшать. Память развивается с детства, чем раньше, тем лучше.  И один из cпособов  развития памяти  – это заучивание стихов.

К сожалению, учебный материал в учебниках по обучению грамоте и далее по литературному чтению практически не имеют в своём составе стихов для заучивания и поэтому мне пришла мысль самой составить список стихов, которые мои дети будут изучать в 1 и 2 классе. Авторов стихов я осознанно не давала, так как я просила детей самостоятельно или с помощью родителей узнать автора стиха (приучала работать с информационными источниками) и это получалось практически у всех детей. И хочу отметить, что детям интересно учить стихи и учат они с удовольствием. За 1 класс дети в среднем выучивают 30 стихов. За второй столько же. Стихи распечатываю на принтере и раздаю домой. Плюсов у такого вида деятельности много, минусов я не отметила никаких. Далее в 3 и 4 классе в учебниках появляется стихов побольше, и мы стараемся выучивать все стихи по программе. Плюс детям даётся задание самостоятельно выучить стих по какой либо тематике. И в моём классе есть такой вид творческой работы, как самостоятельное сочинение стихов на какую либо тему, или про какой - нибудь персонаж из проходимого по программе  произведения. Это даётся легко, так как дети приучены к такой работе.

Детская память очень восприимчива, все заученное в детстве мы помним до глубокой старости.  Когда ребёнок учит стихотворения, он совершенствует свою речь, расширяется его кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры.

А спустя некоторое время полезно повторять ранее изученные стихи. Такой приём заставляет ребёнка достать из своего «сундучка» знания,  а это развивает долговременную память.

Очень хорошо сочетать чтение стихов и какие-то движения. Тогда ребенку можно напомнить движение, а он вспомнит  слова сам. Причем, движения можно подбирать любые, главное, чтобы было легко и интересно.

Такие небольшие стихи - физминутки  развивают память детей и координацию движений. Практически под любое детское стихотворение можно подобрать простые движения, которые помогут легче запомнить слова и порядок строк.

Дети любят и с удовольствием заучивают стихи классиков детской литературы: Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто, Сергея Михалкова, Елены Благининой. Небольшие шуточные стихи легко запоминаются детьми и развивают их память.

Дети легко запоминают динамичные стихи, с простыми конкретными словами, потому что так им легче создать образ предмета. Очень хорошо, когда в стихотворении много существительных и глаголов.  Это  создает ощущение действия.

Прежде чем давать детям стихи для заучивания, я попросила родителей найти  в интернете и прочих источниках информацию о том, как правильно и продуктивно заучивать стихи младшим школьникам. Вот что мы обнаружили:

Визуальный

Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как школьникам присуще наглядно - образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

Итак, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, мы даём ребёнку установку на запоминание.

Двигательный

 Опять же, после проведения предварительной работы, мы даём ребенку установку на запоминание. Затем предлагаем ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем.

Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спину и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку - кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом.

Слуховой

Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Мы говорим ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в голове магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.

Логический

Не у многих школьников  ведущая - логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы, мы читаем первые строки произведения, а потом останавливаемся и предлагаем ребёнку своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаем строку произведения, а потом снова предлагаем рассказать, что было дальше. Мы побуждаем ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после нашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.

 В процессе работы ребёнок пользуется простейшими приёмами заучивания – читает несколько раз, пытается воспроизвести текст сначала небольшими частями, затем объединяя эти части в достаточно крупные отрывки и, наконец, полностью. В этом случае полезно объяснить ему, что одни приёмы более эффективнее, чем другие, и натолкнуть его на мысль о необходимости сравнивать их между собой и отбирать лучшие. Например, попытки самому воспроизвести материал дают лучший результат, чем многократное повторение по книге. Надо помочь ребёнку самому в этом убедиться. Так начинается столь важная работа по формированию учебных действий.

 Кроме того, при заучивании наизусть перед ребёнком впервые встаёт задача самоконтроля: выучил или нет. На первых порах она решается просто: сумел повторить всё точно – выучил, не сумел, – значит, не выучил. Важно, чтобы ребёнок вообще понял необходимость проверять себя. Однако он должен понять и то, что между хорошо приготовленным и вообще не выученным заданием имеется ряд состояний, когда урок выучен нетвёрдо и один раз удаётся воспроизвести безошибочно текст, а другой раз нет. Надо дать первокласснику самому убедиться, что правильное однократное воспроизведение ещё не гарантия того, что он сможет завтра на уроке правильно повторить стихотворение.

 Таким образом, на примере заучивания стихотворения можно показать ребенку все основные элементы новой для него учебной деятельности: и наличие учебной задачи, и работу над материалом с помощью различных приёмов, и необходимость контроля за  достигаемым результатом.

Более того, это благоприятная возможность и для того, чтобы приучать ребёнка работать старательно, не отвлекаясь, приучать к затрате усилий и напряжению, связанному с учением, и усидчивости.

Чтобы разобраться в большом по объему и сложном материале, необходимо проводить активную мыслительную обработку материала, в результате которой наступает запоминание без специальных на то усилий.

Предлагаю список стихов для разучивания в 1 классе:

Лежебока – рыжий кот

Отлежал себе живот.

Кушать хочется,

Да лень ворочаться.

Вот и ждёт рыжий кот –

Может, миска подползёт.

Мыши водят хоровод.

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснётся Васька кот

Разобьёт весь хоровод.

Шёл по городу жираф,

У него был добрый нрав.

Никого не задевал,

Всем приветливо кивал.

Но порой его привет

Оставался без ответа.

И тогда серчал жираф,

Несмотря на добрый нрав.

Кто носорогу дорогу уступит,

Тот, несомненно, разумно поступит.

Любо толкаться ему, толстокожему,

А каково бедняге прохожему?

Как хорошо, что такие невежи

Будут встречаться всё реже и реже!

Подарили собаку.

Нет, не просто подарили,

В день рожденья подарили,

Очень славного щенка!

Он малюсенький пока…

Он идёт смешной – смешной,

Путается в лапах.

Подрастёт щеночек мой –

Он поправдашний, живой.

У лошадки жеребёнок

Вырастает из пелёнок:

Мать напоит молоком

И оближет языком,

Поведёт с собой в луга,

Где высокие стога,

Травку вкусную покажет,

А за озорство – накажет!

Оленёнок, оленёнок,

Ты совсем ещё ребёнок:

Тоненькие ножки, маленькие рожки.

Ходишь ты совсем чуть- чуть,

Шаг шагнёшь – и отдохнуть.

Вот и мама прискакала,

Облизала малыша-

И идёт ласкаться к маме

Оленёнок, чуть дыша.

Я сегодня лягу раньше,

Раньше лампу погашу,

Но зато тебя пораньше

Разбудить меня прошу.

Это просто удивленье,

Как легко меня будить!

Ты поставь на стол варенье,-

Я проснусь в одно мгновенье,

Я проснусь в одно мгновенье,

Чтобы чай с вареньем пить.

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, ручейке, в океане,-

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде -

Вечная слава воде!

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

- Прочти, пожалуйста! Прочти!

Не надо умолять сестрицу!

 - Ну, почитай ещё страницу!

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

Робин Бобин Барабек

Скушал сорок человек,

И корову, и быка,

И кривого мясника,

И телегу, и дугу,

И метлу, и кочергу,

Скушал церковь, скушал дом,

И кузницу с кузнецом,

А потом и говорит:

«У меня живот болит».

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают,

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснётся,

И заплачет спросонья.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой…

Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно пёрышек лишиться.

Если пёрышек лишиться,

Нечем будет петушиться.

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой собаке.

Волки на кобыле,

Львы в автомобили.

Зайчики в трамвайчике.

Жаба на метле…

Едут и смеются,

Пряники жуют.

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя:

Где цвёл? Когда? Какой весною?

И долго ль цвёл? И сорван кем,

Чужой, знакомой ли рукою?

И положён сюда зачем?

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Тёмно – голубые?

И о чём звените вы

В день весёлый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

Однажды я встретил бездомную кошку:

- Как ваши дела?

- Ничего, понемножку…

- Я слышал вы тяжело заболели…

- Болела.

- Так, значит, лежали в постели?

- Лежала на улице много недель.

Бездомной, мне некуда ставить постель.

Как у нашего Мирона

На носу сидит ворона.

А на дереве ерши

Строят гнёзда из лапши.

Сел баран на пароход

И поехал в огород.

В огороде – то на грядке

Вырастают шоколадки.

Из окошка мне видна

Расчудесная страна,

Где живут Считалочки.

Каждый там не раз бывал,

Кто когда – нибудь играл

В прятки или салочки…

Чудо – кит зашевелился

Словно холм поворотился,

Начал море волновать

И из челюсти бросать

Корабли за кораблями

С парусами и гребцами.

Смотри! Полосатая кошка

На тумбе сидит, как матрёшка!

Но спрыгнет – и ходит, как щука…

Рассердится – прямо гадюка!

Свернётся – покажется шапкой,

Растянется – выглядит тряпкой…

Похожа на всех понемножку.

А изредка… даже на кошку!

На малютку - сына

Нежно мать глядела;

Колыбель качая,

Тихо песню пела:

«Ах, уймись ты, буря!

Не шумите, ели!

Мой малютка дремлет

Тихо в колыбели!»

На дворе белым – бело

Ну и снегу намело!

Две минуты – и с горы

Катим снежные шары.

Друг за другом через ров,

Вырос город из шаров.

Буквам очень надоело

В толстых книжках спать да спать

В полночь кучей угорелой

Слезли с полки на кровать,

А с кровати на пол сразу.

Посмотрели – люди спят –

И затеяли проказу,

Превесёлый маскарад.

Меня ужалила пчела

Я закричал: «Как ты смогла?!»

Пчела в ответ: « А ты как мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был ужасно нужен:

Я берегла его на ужин».

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из – под собаки

Лают ворота.

Выскочила палка

С бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике

Лошадь ела сало

А мужик – овёс

Лошадь села в сани.

А мужик повёз.

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме Бога одного.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей…

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей.

Плакала снегурочка,

Зиму провожая.

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая берёзы,

Выросли подснежники –

Снегурочкины слёзы.

Голубые, синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки – кружева.

Первые проталинки,

Первая трава.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Верно очень тёплые

Ноги у весны.

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная,

Весёлая, смешная.

Мне скучно без игрушки –

Любимая была!

Но всё же я подружке

Лягушку отдала.

По крутой тропинке горной

Шёл домой барашек чёрный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь вдвоём нельзя пройти

Ты стоишь мне на пути».

Чёрный брат ответил: «Ме-е,

Ты в своём, баран, уме-е?

Пусть твои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги!»

Друзей не покупают,

Друзей не продают.

Друзей находят люди,

А также создают.

И только у нас,

В магазине игрушек,

Огромнейший выбор

Друзей и подружек!

Я свою сестрёнку Лиду

Никому не дам в обиду!

Я живу с ней очень дружно,

Очень я её люблю.

А когда мне будет нужно,

Я и сам её побью!

Мама с папой – моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестрёнка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.

Скоро всем подарки куплю.

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок.

Дружим мы с тобою!

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

Я хочу покататься!

На ком? На слоне!

Я хочу покачаться

На могучей спине.

Я сижу на слоне,

Надо мной облака.

Я ударю слона

Каблуками в бока,

Я пришпорю слона

И скажу ему: - Но!

Но слону не понять

Приказания «Но».

- Эге-ге! – я скажу

Потихоньку себе.-

Может, слон понимает приказ

«Цоб-цобе»?

- Цоб-цобе!

Слон и ухом себе не ведёт.

-Цоб-цобе!

Не спешит, не бежит, не идёт.

И тогда я скажу:

-Покатай меня, слон!

И, качнувшись,

Пойдёт потихонечку слон.

В водах тихого затона

Пели песни три тритона.

Первый звался Харитоном,

Пел красивым баритоном.

Славно пел тритон Антон,

Был он тоже баритон.

Но у третьего тритона

Голос ниже на три тона.

А уж если у тритона

Голос ниже баритона-

Значит, это мощный бас!

Вот и весь рассказ.

Мой старый кот

Сбежал из дома,

Он у меня с рождения жил,

Я сам кормил его соломой,

Морковкой свежею кормил.

За ним – ушла моя корова.

Я сам прогнал её взашей

За то, что глупая корова

Не шла в амбар ловить мышей.

Теперь я хлеб жую с водою

И не слезаю с сундука.

Кто мне ведро мышей надоит?

Кто мне наловит молока?

С непоседой воробьём

Мы обедаем вдвоём:

Я – в столовой,

Он – в столовой,

Только в птичьей, за окном.

Непоседе воробью

Я с укором говорю:

- Не вертись так за окном,

Не гонись за каждой крошкой,

Я боюсь за жизнь твою!

А в ответ он: - Чик-чирик!

К высоте я, брат, привык.

Что мне будет, воробью?!

А вот ты…

Играешь с ложкой,

За обедом дразнишь кошку,

И поэтому немножко

Я боюсь за жизнь твою!

Шёл грибник издалека.

А в корзине – не грибка!

Ни единого грибочка-

Только травка да листочки.

Утомился грибничок

И уселся на пенёк:

- Ты скажи,

Скажи мне, лес,

Ты с грибами или без?

Поглядел на грибника

Лес дремучий свысока,

Покачался- скрип да скрип!-

Показал под ёлкой гриб…

- Я с грибами,-

Молвил лес,-

А ты с глазами или без?

Холоднее, короче

Стали лета деньки.

Но виднеются ночью

На пеньках огоньки.

Свежий ветер осенний

Завывает в бору.

Свежий ветер осенний

Забегает в нору.

А в норе светляки

Свои точат коньки-

Оттого от пеньков

И летят огоньки!

С утра неохотно зима хлопотала-

Опавшие листья в саду подметала.

Потом за работу взялась горячей

И льдом застеклила притихший ручей.

Потом, поднимаясь

Всё выше и выше,

Зима побелила заборы и крыши,

Укутала ветви

Дубка и сосны,

Чтоб сладко спалось им

До самой весны…

На пеньке у трёх сосёнок

Сочинял письмо волчонок:

«Симпатичный поросёнок!

Пишет вам один сосед

Я живу у трёх сосёнок.

Приходите на обед».

День прошёл-пришёл ответ:

«Сами бы пришли, сосед.

Адрес прежний: я живу

В том знакомом вам хлеву,

Где корова, гуси, утки.

Прямо у собачей будки!

Приходите к нам, волчонок!

Ждёт вас толстый поросёнок».

Список стихов для разучивания во 2 классе:

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре.

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах.

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит.

Ветер в поле воет, дождик моросит.

Воды зашумели быстрого ручья.

Птички улетели в тёплые края.

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе позвал.

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый пирог.

Пирог, ножи и вилки тут-

Но что-то гости не идут.

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек откусил.

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту съел.

Когда же гости подошли,

То даже крошек не нашли.

Спешил Никита на урок.

Шёл, не сбавляя шага.

Вдруг на него рычит щенок,

Кудлатая дворняга.

Никита – взрослый! Он не трус!

Но шла Танюша рядом,

Она сказала: - Ой, боюсь! –

И сразу слёзы градом.

Но тут её Никита спас,

Он проявил отвагу,

Сказал: - Иди  спокойно в класс! –

И отогнал дворнягу.

Его Танюша по пути

Благодарит за смелость.

Ещё разок её спасти

Никите захотелось…

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою всё его одело.

Тёмный лес под шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Стали дни короче,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозцы, и зима настала.

Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

А посуда вперёд и вперёд

По полям, по болотам идёт.

И чайник шепнул утюгу:

« Я дальше идти не могу».

И заплакали блюдца:

«Не лучше ль вернуться?»

И зарыдало корыто:

«Увы, я разбито, разбито!»

Но блюдце сказало: «Гляди,

Кто это там позади?»

И видят: за ними из тёмного бора

Идёт - ковыляет Федора.

Но чудо случилось с ней:

Стала Федора добрей.

Тихо за ними идёт

И тихую песню поёт…

Собирались лодыри на урок,

А попали лодыри на каток.

Толстый ранец с книжками на спине,

А коньки под мышками на ремне.

Видят, видят лодыри:

Из ворот хмурый и ободранный

Кот идёт.

Спрашивают лодыри у него:

- Ты чего нахмурился, отчего?

Замяукал  жалобно серый кот:

- Мне, коту усатому, скоро год.

И красив, я лодыри, и умён,

А письму и грамоте не учён…

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он, это он,

Ленинградский почтальон.

У него сегодня много

Писем в сумке на боку-

Из Ташкента, Таганрога,

Из Тамбова и Баку

В семь часов он начал дело,

В десять сумка похудела.

А к двенадцати часам

Всё разнёс по адресам.

Письмо само

Никуда не пойдёт,

Но в ящик его опусти-

Оно пробежит, пролетит,

Проплывёт тысячи вёрст пути.

Нетрудно письму

Увидеть свет:

Ему не нужен билет.

На медные деньги

Объедет мир

Заклеенный пассажир…

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Вот он хлебушко душистый,

Вот он – тёплый, золотистый.

В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал – пришёл.

В нём – здоровье наше сила.

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило.

Охраняло, берегло!...

Вот об этом – то как раз

Начинается рассказ…

Я с бабушкой своею

Дружу давным – давно.

Она во всех занятиях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И мне всё любо в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

Латают, вяжут, метят,

Всё что – то мастерят…

Ко сну ночник засветят

И тут замолкнут вдруг.

Умнее нет на свете

И нет добрее рук.

Смотрит Света сквозь стекло,-

На дворе светлым – светло.

Поздний вечер за окном, а кругом светло, как днём!

Это в небо голубое

В честь Победы пушки бьют,

И звучит над всей страною

Майский праздничный салют.

Над домами, над садами

Песня звонкая слышна.

Разноцветными огнями

Вся Москва озарена.

Длиннохвостые ракеты

Отражаются в реке

И за улицами где – то

Исчезают вдалеке.

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,-

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки.

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

Спи, дитя моё, усни!

Сладкий сон к себе мани!      

В няньки я тебе взяла

Ветер, солнце и орла.

Улетел орёл домой;

Солнце скрылось за горой;

Ветер после трёх ночей

Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:

«Где изволил пропадать?

Али звёзды воевал?

Али волны всё гонял?»

«Не гонял я волн морских,

Звёзд не трогал золотых,

Я дитя оберегал,

Колыбелечку качал».

На старой липе во дворе

Большое оживление.

Повесил кто – то на заре

Такое объявление:

«Открыта ШКОЛА ДЛЯ ПТЕНЦОВ!

Занятия -  с пяти часов,

Здесь можно даже летом

Учиться всем предметам».

И ровно в пять часов утра

Слетелась птичья детвора:

Воробушки, галчата, чижи, стрижи, щеглята,

Сороки, воронята,

Синицы и скворцы.

Щебечут и смеются,

Пищат, галдят, клюются,

Толкаются, дерутся…

Что сделаешь – птенцы!

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей  лазурию живой

Слепил мне очи он.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Люблю я канарейку,

Что в клетке на окне,

Вытягивает шейку

И ластится ко мне.

Как холю я упорно

Любимицу мою:

В кормушку сыплю зёрна,

В бадейку воду лью,

Не забываю клетку

Я чистить по утрам:

Порой – поставлю ветку,

Порой – орешек дам.

Меня признала птичка,

Я ей родная мать.

У ней теперь привычка

Меня поутру ждать.

Увидит и заскачет,

И свищет мне привет,

А может быть, и плачет,

Когда меня с ней нет.

И знаю я наверно:

Чуть вечер настаёт,

Она так нежно, мерно

Лишь для меня поёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа на тему "Психологические условия развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста"

Научно-исследовательская работа на тему "Психологические условия развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста".Стимульный материал отправлю по электронной почте, так как не могу по т...

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Формирование и развитие памятиОсобенности развития памяти у детей младшего школьного возрастаПсихологические основы совершенствования памяти младших школьников...

Один из способов развития памяти у детей младшего школьного возраста

1.  О пользе заучивания стихов. 2. Методы заучивания стихов.3. Список стихов для заучивания в 1 классе.4. Список стихов для заучивания во 2 классе....

«Дидактическая игра как способ развития внимания у детей младшего школьного возраста». (методическое пособие)

Пояснительная записка.Решающее значение в развитии ребёнка младшего школьного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний ,умений и навыков .Но совершенно особое место в жизни ребёнка з...

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Особенности памяти детей младшего школьного возраста, приемы и способы запоминания, приемы развития памяти...

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Комплекс упражнений для развития памяти учащихся младшего школьного возраста....