Развитие памяти у детей младшего школьного возраста
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Прокопенко Светлана Михайловна

Комплекс упражнений для развития памяти учащихся младшего школьного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pamyati.docx227.95 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений для развития памяти учащихся младшего школьного возраста.

Память – это сложный психический процесс. Существует два вида памяти: кратковременная и долговременная. Кратковременная память поверхностна и непрочна. Чтобы информация из неё не исчезла уже через несколько секунд, приходится повторять её про себя. Долговременная память имеет глубокие корни в сознании. Она подкрепляется поисками значения запоминаемого. Этот вид памяти связан со сложными мыслительными операциями. Далее предлагаются упражнения, рекомендуемые для занятий со школьниками.

Упражнения для развития памяти:

1.Упражнение "Запоминай-ка". Внимательно в течение 5 секунд рассмотрите рисунок.

https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/resize/vesna-500x340.jpg

Ответьте на вопросы:

 - Что изображено на картинке?

- Чем занимается каждый ребенок?

- Какое время года, почему?

2. Упражнение «Фигуры».

Дети разбиваются на пары. Сначала один в паре раскладывает спички на столе и накрывает их листом бумаги, затем, подняв его на 1-2 секунды, показывает своему товарищу полученную фигуру. Посмотрев, второй игрок закрывает глаза и старается посчитать количество использованных спичек. Затем открывает глаза и выкладывает из своих спичек «сфотографированную» фигуру. После этого первый игрок поднимает лист и сверяет количество и правильность расположенных спичек с оригиналом. Затем играющие меняются ролями. По мере тренированности к количеству и месту расположения добавляется для запоминания ещё и цвет.

http://masterclassy.ru/uploads/posts/2013-08/1376860218_7_1500x997_640x425.jpg

3. Упражнение "Запомни слова".

Детям предлагается несколько слов. Слова необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчить запоминание; а потом придумать историю, которая свела бы их вместе.

Медведь   воздух

 Тележка   ваза

 Пчела   кот

 Колокольчик   солнце

 Ромашка   вода

4.Упражнение "Найди предмет".

Ученику предлагают запомнить предметы, изображённые на трёх-четырёх картинках, и назвать их по памяти. Затем ребёнок должен отыскать их изображения на 10-12 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных. Это же упражнение можно использовать для узнавания букв или цифр, применяя специально изготовленные карточки или 4 кассу букв и цифр. Постепенно количество запоминаемых картинок можно увеличивать.

https://i0.wp.com/englishinn.ru/wp-content/uploads/2016/01/Opishite-komnatu-ispolzuya-there-is-there-are.jpg

5. «Запоминание слов».

 Ученикам предлагается для запоминания несколько логически несвязанных слов. Начните с десяти слов, например, дерево, стол, река, корзина, расчёска, мыло, ёжик, резинка, книга, солнце. Эти слова надо связать в рассказ. Постепенно количество слов, предназначенных для запоминания, увеличивается.

6. Запоминание стихов

Любой текст можно представить мысленными образами, на этом и основана предлагаемая техника.

В огороде чучело

Шляпу нахлобучило

Рукавами машет –

 И как будто пляшет!

 Это чучело – оно

Сторожить поставлено,

Чтобы птицы не летали

Чтоб горошек не клевали.

Вот какое чучело

Шляпу нахлобучило,

Синий шарф на палке –

Пусть боятся галки!

                              (И. Михайлов)

а) Прочитайте внимательно первую строчку

б) Закройте глаза и попробуйте зримо представить себе содержание этой строки в уме. Постарайтесь нарисовать картину яркой, почувствовать, как вы к ней относитесь: нравится вам её содержание или нет.

в) Перейдите к следующей строчке. Прочитайте её вслух и представьте в своём воображении. Продолжайте то же самое со следующими строчками. 5 У детей в голове должна получиться очень ясная картина образов, содержащихся в стихотворении. Дайте им задание прочитать всё стихотворение вслух без остановок, подкрепляя слова возникающими зрительными образами.

г) Теперь говорит учитель: - «Попробуйте вспомнить стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов. Закройте глаза и воспроизведите те образы, которые вам запомнились. Опишите их своими словами».

д) Проверьте себя, повторно перечитывая стихотворение вслух. Если нужно, подправьте образы, перечитывая стихотворение ещё раз внимательно. Исправьте также последовательность, в которой эти образы у вас возникают.

е) Произнеся стихотворение, вслушайтесь в звучание слов. Обращайте внимание на ритм и рифму. Каждый раз обсуждайте заучиваемое стихотворение; опишите и охарактеризуйте с детьми стихи, попросите их поделиться впечатлениями от самого текста.

7. "Запоминание чисел".

Система основана на использовании визуальных образов и их элементов – контуров, форм, геометрических фигур, цветов и оттенков.

Каждой цифре присваивается свой визуальный код, например:

0 – круг (или овал)

 1 – столб (кол, свеча)

 2 – близнецы (пара ботинок)

 3 – треугольник (трёхколёсный велосипед)

4 – квадрат (4 лапы животного)

 5 – звезда (пятиугольник)

 6 - открытый навесной замок

7 – коса (Белоснежка и 7 гномов)

8 – песочные часы (очки)

 9 – улитка

 10 – пальцы двух рук

Нетрудно связать такие образы в цепочку, соответствующую ряду цифр, который нужно запомнить, например:6 2x2=4

Пара ботинок папы, пара ботинок мамы стоят на квадратном коврике.

8. "Особый путь "зубрёжки".

Хотелось бы остановиться на традиционном методе запоминания – повторении. Без повторения невозможно продолжительное сохранение информации

1) Повторение слова или фразы, которую надо запомнить, про себя.

2) Подождать одну секунду и повторить снова.

3) Подождать две секунды и повторить снова.

4) Подождать четыре секунды и повторить снова.

 5) Повторить через 10 минут (необходимо для запечатления)

6) Для уверенного перевода в долговременную память повторить через 2- 3 часа.

7) При необходимости повторить через 1-2 месяца; через 1 год.

9. "Шифровальщик".

Используя шифр, быстро найди слова, спрятанные за этими цифрами:

А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И   Й К   Л  М  Н  О  П  Р  С   Т  У  Ф   Х  Ц  Ч  Ш  Щ Ъ  Ы   Ь   Э  Ю  Я

1 23 4 56 7 8 910 11 12 13 14 1516 17 18 1920 21 22 23 24 25 26 27 28 29 3031 3233

13 16 5 12 1 –

12 1 25 6 13 10 –

12 16 18 1 2 13 30 –

22 21 20 2 16 13 –

20 18 1 12 20 16 18 –

19 14 6 20 1 15 1 –

 17 1 18 16 23 16 5 -

                                              10. "Зарисуй и запомни".

Я называю словосочетания или слова, а вы их схематично зарисовываете. Нельзя писать ни букв, ни слов, ни цифр. Время ограничено.

 1. Весёлый праздник

 2. Тяжёлая работа

 3. Развитие

4. Вкусный ужин

5. Смелый поступок

6. Болезнь

7. Счастье

8. Разлука

9. Дружба

10.Тёмная ночь

Пока листочки отложим, вернёмся к ним позже. Через некоторое время предлагается вспомнить какие слова и словосочетания вы обозначили схематично. Проверяем.

11.«Инопланетяне».

Для занятия вам потребуется рисунок, на котором изображены 3 инопланетянина, цветные карандаши, лист бумаги. Вы говорите ребенку, что в город прилетели 3 инопланетянина и необходимо внимательно изучить их портреты, запомнив все детали внешнего вида гостей. После этого демонстрируется рисунок с изображением инопланетян. На запоминание дается 30 секунд и рисунок убирается. Вы даете ребенку задание: «К тебе в гости спешит второй инопланетянин. Закрой глаза, представь его внешний вид и точно нарисуй портрет второго по счету инопланетянина».

https://n.raskraski.link/uploads/1/9/6/19634.jpg

Портреты инопланетян составляются из геометрических фигур. По аналогии вы сможете сами составить подобные фигуры для последующих занятий. Также можно раскрасить фигуры, это усложнит задание. Но не используйте при этом более трех цветов. После выполнения задания рисунок, сделанный ребенком, сравнивается с образцом. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданием, то можно предложить ему нарисовать в следующий раз двоих или всех троих инопланетян. Также можно варьировать время, отведенное на запоминание рисунка, в зависимости от количества допускаемых ошибок. Не забывайте, что ребенку нужно напоминать, чтобы он закрывал глаза и мысленно рисовал образ. В этом и состоит суть зрительной памяти — таким способом предмет фиксируется и запоминается.

12.«Опиши картинку»

Для занятия вам потребуются любые незнакомые для ребенка картинки. Это могут быть иллюстрации к книгам или вырезки из журналов. Желательно, чтобы на картинке было не менее 5—6 предметов. Ребенок должен в течение 30 секунд внимательно рассмотреть картинку, стараясь в деталях запомнить то, что на ней изображено, и вернуть ее ведущему. После этого ребенок, закрыв глаза, пробует представить картинку перед своим мысленным взором. А затем он должен максимально подробно описать то, что увидел и запомнил. По окончании рассказа вновь демонстрируется картинка и обсуждаются упущенные элементы изображения. В случае, если ребенок легко справляется с описанием простых картинок, вы можете давать ему наглядный материал посложнее, где больше мелких деталей и используются разные цвета. Ваш сын или дочь, со своей стороны, тоже могут составить для вас аналогичные задания. Тогда их целью будет проверка вашего рассказа, что тоже для них полезно, занимательно и поучительно

https://i1.wp.com/postcard.ucoz.ru/_ph/25/2/539314817.jpg

Развитие слуховой памяти

Для развития слуховой памяти советуем приучить ребёнка слушать аудиокниги. Просите его пересказать услышанный рассказ, помогайте ему вопросами. Ну и, конечно, учите с ним стихи.

1.«Запомни и повтори»

Медленно продиктуйте ребёнку цифры, слова или фразы (от 4 до 10 и более) и попросите повторить их в том же или обратном порядке. Разрешите ему к каждому слову или фразе сделать схематичный рисунок (значок). Эти рисунки помогут ему потом вспомнить продиктованные слова. На следующий день снова попросите ребёнка повторить слова, глядя на свои записи.

2."Игра в слова на разные буквы".

Сейчас я назову много слов. Постарайся их запомнить.

 Внимание! Арбуз, медведь, арфа, муравей, арка, мыло, аптека, музыка, алмаз, малина.

Задание 1. Назови те слова, которые ты запомнил.

Задание 2. Назови слова, которые начинаются с буквы А. Назови слова, которые начинаются с буквы М.

 Задание 3. Назови все слова, которые я просил тебя запомнить.

  1. «Разноцветная лесенка»

Вариант 1

 Для занятия вам потребуется 5 разноцветных карточек.

Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов. После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы просите ребенка закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки. Затем ребенок должен перечислить, как располагались цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходным образцом

ЗЕЛЕНЫЙ

ЗЕЛЕНЫЙ

ЖЕЛТЫЙ

ЧЕРНЫЙ

КРАСНЫЙ

ЧЕРНЫЙ

КРАСНЫЙ

ЧЕРНЫЙ

ЗЕЛЕНЫЙ

СИНИЙ

СИНИЙ

КРАСНЫЙ

ЖЕЛТЫЙ

ЖЕЛТЙ

СИНИЙ

Далее таким же образом для запоминания предлагаются 2, а затем и 3 комбинации цветных карточек. На последующих занятиях комбинации цветов меняются.

Вариант 2

Для занятия вам потребуется 5 разноцветных карточек, цветные карандаши или фломастеры тех же цветов, лист бумаги.

Карточки демонстрируются по одной с интервалом в 3 секунды и складываются последовательно, чтобы потом можно было бы проверить правильность ответа. После демонстрации всех карточек ребенок на несколько секунд закрывает глаза и мысленно представляет себе последовательность цветов. Затем он на листе бумаги должен восстановить ее при помощи карандашей или фломастеров. Проверка правильности производится путем повторной демонстрации карточек. Затем демонстрируется другая комбинация.

Если занятие проводится в группе, то правильность выполнения определяется путем самоконтроля или в парах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа на тему "Психологические условия развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста"

Научно-исследовательская работа на тему "Психологические условия развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста".Стимульный материал отправлю по электронной почте, так как не могу по т...

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Формирование и развитие памятиОсобенности развития памяти у детей младшего школьного возрастаПсихологические основы совершенствования памяти младших школьников...

Лёгкий способ развития памяти у детей младшего школьного возраста.

1. Статья о пользе заучивания стихов. 2. Методы заучивания стихов.3. Список стихов для заучивания в 1 классе.4. Список стихов для заучивания во 2 классе....

Один из способов развития памяти у детей младшего школьного возраста

1.  О пользе заучивания стихов. 2. Методы заучивания стихов.3. Список стихов для заучивания в 1 классе.4. Список стихов для заучивания во 2 классе....

Выступление на родительском собрании "Развитие внимания и памяти у детей младшего школьного возраста"

Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют у школьников способность к интеллектуальной деятельности. Родители получат ряд рекомендаций по развитию вни...

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Особенности памяти детей младшего школьного возраста, приемы и способы запоминания, приемы развития памяти...