Развитие памяти у детей младшего школьного возраста
учебно-методический материал (2 класс)

Гутник Любовь Аркадьевна

Особенности памяти детей младшего школьного возраста, приемы и способы запоминания, приемы развития памяти

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pamyati_mladshih_shkolnikov.docx13.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие памяти младших школьников

Память составляет основу интеллекта человека. По этой причине обязательным условием высокой успеваемости в школе является хорошая память.

На этапе перехода от дошкольного периода к младшему школьному у ребенка отмечаются такие особенности памяти и процесса запоминания:

-преобладает наглядно-образная память

-отмечается склонность к механическому заучиванию путем многократного повторения

-легче запоминается конкретная информация

- дети долго помнят тот материал, который вызывает у них эмоциональный отклик

За время обучения в начальной школе происходят существенные изменения:

-отмечается переход от непроизвольного к произвольному запоминании

-начинается формирование словесно-логической памяти

Младшие школьники учатся использовать различные способы, облегчающие заучивание.

Приемы и способы запоминания

  1. Группировка. Учебный материал делится на логические части, группы.
  2. Классификация. Например, разделить слова по тематической принадлежности, по частям речи и т.п.
  3. Придумывание ассоциаций
  4. Мнемотехника
  5. Установление аналогий
  6. Схематизация
  7. Достраивание материала
  8. Систематизация
  9. Установление последовательности

Работа по развитию памяти у детей  младшего  школьного возраста должна быть специально организована.

Творческие задания

В этом направлении рекомендуется выполнять упражнения, которые способствуют увеличению объема памяти, скорости воспроизведения, формированию устойчивых ассоциативных цепочек.

Что изменилось? : ребенку предлагается внимательно рассмотреть рисунок и запомнить все, что он видит. Через 30 секунд  рисунок переворачивается. Затем школьнику предлагается другой рисунок, на котором изображение отличается от предыдущего только отдельными деталями. Нужно вспомнить содержание первой картинки и назвать отличия.

Что запомнил? : школьнику в течение 20 секунд показывают картинку, на которой изображено несколько разных предметов. Ему дается установка: все внимательно рассмотреть и постараться запомнить как можно больше объектов. По окончании отведенного времени картинка убирается, а ребенку предлагается нарисовать, ) написать, назвать) те предметы, которые он запомнил.

Назови, что видел или слышал : во время прогулки ребенку предлагается закрыть глаза и постараться назвать как можно больше предметов, которые он запомнил. Чтобы тренировать слуховую память, ученика просят назвать звуки, которые он слышал за это время.

Запах дождика: Игра проводится в виде беседы. Ученика просят дать ответы на вопросы: представь, что за окном идет дождь.  Ты стоишь и смотришь на улицу. Расскажи, что ты видишь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа на тему "Психологические условия развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста"

Научно-исследовательская работа на тему "Психологические условия развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста".Стимульный материал отправлю по электронной почте, так как не могу по т...

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Формирование и развитие памятиОсобенности развития памяти у детей младшего школьного возрастаПсихологические основы совершенствования памяти младших школьников...

Лёгкий способ развития памяти у детей младшего школьного возраста.

1. Статья о пользе заучивания стихов. 2. Методы заучивания стихов.3. Список стихов для заучивания в 1 классе.4. Список стихов для заучивания во 2 классе....

Один из способов развития памяти у детей младшего школьного возраста

1.  О пользе заучивания стихов. 2. Методы заучивания стихов.3. Список стихов для заучивания в 1 классе.4. Список стихов для заучивания во 2 классе....

Выступление на родительском собрании "Развитие внимания и памяти у детей младшего школьного возраста"

Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют у школьников способность к интеллектуальной деятельности. Родители получат ряд рекомендаций по развитию вни...

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Комплекс упражнений для развития памяти учащихся младшего школьного возраста....