Выступление на родительском собрании "Развитие внимания и памяти у детей младшего школьного возраста"
учебно-методический материал (2, 3 класс) по теме

Воликова Ирина Владимировна

Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют у школьников способность к интеллектуальной деятельности. Родители получат ряд рекомендаций по развитию внимания и памяти детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие внимания и памяти детей младшего школьного возраста

Приветствие. Вступительное слово.

-Уважаемые родители! Тема нашей сегодняшней встречи – «Развитие внимания и памяти у детей младшего школьного возраста». СЛ. 1

Сегодня мы собрались вместе, чтобы обсудить проблемы, связанные с успешностью учебной деятельности наших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют у школьников способность к интеллектуальной деятельности. И сегодня мы постараемся решить проблему, связанную с двумя из этих процессов.

Внимание

Первый важный процесс – это внимание. Есть известное выражение: «Гений – это внимание. Не важно, кто это сказал, важно, что это так».

Что же такое «внимание»? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определённом объекте и явлениях. СЛ.2

К.Д. Ушинский когда-то верно подметил, что внимание – «это та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».

И действительно, внимание – это основа любой интеллектуальной деятельности. Оно, как подсобный рабочий, обречено на обслуживание мышления, памяти, воображения.

Основные свойства внимания:  концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение. О них мы поговорим чуть позже.

Выделяют следующие виды внимания:  СЛ.3

-непроизвольное (характеризуется отсутствием цели и волевого усилия; возникает под влиянием как внешних – сильный звук, яркий цвет, так и внутренних факторов – чувства, интересы);

- произвольное (характеризуется наличием цели и активным поддержанием этой цели посредством силы воли; его формула такова: «Мне нужно быть внимательным, я могу заставить себя быть внимательным, я внимателен несмотря ни на что»).

Снова вернемся к свойствам внимания.

  • Концентрация внимания -  это умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу.    СЛ. 4    При высокой концентрации внимания ребенок замечает в предметах и явлениях значительно больше, чем в обычном состоянии сознания. А при недостаточно концентрированном внимании его сознание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них.
  • Объем внимания - характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов.       СЛ.5           К 7-8 годам количество объектов, которые ребенок способен воспринимать одновременно, равно трем.
  • Устойчивость внимания - это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме.                       СЛ. 6        В 7-8 лет ребенку еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности. Устойчивость повышается, когда ребенок активно взаимодействует с предметом, например, рассматривает его и изучает, а не только смотрит.
  • Распределение внимания - это одновременное внимание к одному или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними.      СЛ.7      Например, ребенок с высоким уровнем распределения внимания может слушать учителя и одновременно письменно фиксировать какие-то фрагменты объяснения.
  • Переключение внимания -  это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другой в связи с постановкой  новой задачи.    СЛ.8        Неумение быстро переключать внимание может приводить детей к затруднениям тогда, когда нужно, например, от игры перейти к учебному заданию или чтению книги.

Обратите внимание на результаты диагностики произвольного внимания, проведенной во 2 А классе.     СЛ.9     В красном домике у нас находятся дети с высоким уровнем развития внимания, в оранжевом – с уровнем развития внимания выше среднего. В зеленом домике – ученики со средним уровнем развития внимания, в синем – с уровнем развития внимания ниже среднего, а в фиолетовом – с недостаточным уровнем развития внимания.

Самое главное – понять, что внимание – это не раз и навсегда данное качество, его можно и нужно развивать.   СЛ. 10

Посмотрите на типичные ошибки ребят с недостаточно сформированными параметрами внимания.

  •  СЛ.11    Если у детей не сформировано произвольное внимание, то они будут заменять буквы – гласные или согласные, близкие по  акустическим признакам.
  •   СЛ.12    Если  у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут пропускать буквы в словах; в примерах  пропускают цифры и знаки.
  • СЛ.13     Если ребёнок переставляет слоги в словах, то это связано с неустойчивостью внимания.
  • СЛ.14        Если ребёнок добавляет в слова гласные, то это связано с неустойчивостью произвольного внимания.

Для того, чтобы помочь своему ребенку стать более внимательным , нужно выполнять следующие рекомендации:   СЛ.15

  • Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых  можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.
  • В основе внимания лежит интерес. Играйте вместе с детьми  в различные игры, развивающие все свойства внимания.
  • Научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «Школой внимания».
  • Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления.
  • Учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое - в знакомом.
  • СЛ.16     Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, походы, любую возможность.
  • Стимулируйте интерес к развитию внимания собственными примерами и примерами из жизни других людей.
  • В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.
  • Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.

Работоспособность

Кроме внимания, у учеников 2 А диагностировалась и работоспособность. СЛ.17

В красном солнышке у нас дети, у которых работоспособность высокая, в оранжевом – выше среднего. СЛ.18

В зеленом солнышке - детки со средним уровнем работоспособности, в синем  - ребенок, который быстро утомляется. Детей с низким уровнем работоспособности среди учеников 2 А нет.

Вы все слышали о таких характеристиках,  как «совы», «жаворонки», «голуби».  Сейчас я назову основные признаки такой классификации, а вы попробуете определить, к какому типу относится ваш ребенок.   СЛ.19

«Совы» - встает позже, очень активен вечером.

«Жаворонки» - рано просыпается, рано ложится спать.

«Голуби» - не любит рано вставать, но ложиться предпочитает не очень поздно.

В зависим ости от биоритмов для «сов» пиком работоспособности являются 9-10 часов утра, 16-17 часов вечера; для «жаворонков» - 11-12 часов утра, 18-20 часов вечера, а для «голубей» - 10-12 часов утра, 15-18 часов вечера.

Для повышения работоспособности ребенка необходимо выполнять следующие рекомендации:   СЛ.20

1.Без нормального сна невозможна высокая работоспособность, а системное недосыпание даже опасно - это влияет на психику ребенка (рассеян, легко отвлекается, неадекватно реагирует на замечания, легко возбудим), поэтому важно, чтобы ребенок не только спал достаточное количество часов, но и чтобы сон его был глубоким, спокойным.
Для этого:

          ·  пусть ребенок ложится спать и встает в одно и тоже время;

          ·  время перед сном должно быть спокойным, без шумных игр, без просмотра боевиков и, тем более, без семейных скандалов;

          ·  обязательны водные процедуры, свежий воздух в комнате;

          ·  учитывайте, что потребность в сне у ребенка 7-12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно 9-10 часов, в 13-14 лет - 9-9,5 часов; в 15-17 лет - 8,5-9 часов.

 СЛ.21 2. Работоспособность школьника меняется не только в течение суток, но и в течение недели, месяца, года. К концу недели снижается умственная и физическая работоспособность. Во вторник и среду, как правило, школьники работают наиболее продуктивно. В течение года умственная и мышечная работоспособность у детей выше всего с октября по январь. Потом эти показатели снижаются (третья четверть самая трудная), а с апреля до июня возрастают. С возрастом общий уровень работоспособности нарастает.

3. Если работоспособность ребенка снижена и при хорошо налаженном режиме дня, то, возможно, он заболел. Даже легкая простуда на несколько недель ухудшает внимание, усидчивость, т.е. общую работоспособность, ребенок быстро утомляется. А более серьезные заболевания выбивают из колеи на более длительное время, в таком случае необходим щадящий режим, укрепление иммунитета и, конечно, понимание взрослых.

Память

А теперь давайте поговорим о таком важном психическом процессе, как память. Говорят, что «память человеку необходима для проявления души». Роль памяти трудно переоценить. С помощью памяти ребенок усваивает знания об окружающем мире, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки.

Память – это способность к запечатлению, сохранению и последующему воспроизведению полученной информации и прошлого опыта.   СЛ.22

Можно выделить следующие виды памяти:  СЛ.23

  • Смысловую (направлена на выделение главного, установление связи с уже имеющимися знаниями).
  • Зрительную (характеризуется запоминанием зрительных образов, объектов).
  • Комбинированную (при запоминании видят написанное слово или предмет, слышат и произносят вслух его название).

Обратите внимание на развитие смысловой памяти у учеников 2 А. СЛ.24

А теперь – результаты диагностики зрительной памяти. СЛ.25

Сейчас вы видите результаты диагностики комбинированного типа памяти. СЛ.26

Улучшить способности ребенка к запоминанию можно следующим образом:  СЛ.27

  • Убедите свое дитя, что память у него хорошая, и он может запомнить все, что необходимо. Научите вашего школьника верить в себя в свой успех. Для этого утром, затем перед приготовлением уроков и вечером перед сном ребенок дает сам себе установку: "Я могу запомнить все, что нужно! У меня прекрасная память!"
  • Необходимо определить какой у вашего школьника ведущий тип памяти, и научить его использовать и опираться на данный тип. Имеются в виду зрительная, смысловая и комбинированная память. То есть один человек запоминает лучше то, что увидел, другой – то, что осмыслил, а некоторые запоминают, когда в придачу к вышеперечисленным способам еще и проговорят вслух название предмета или явления.
  • Не пытайтесь повысить эффективность запоминания многократным повторением. Если ребенок привыкнет при приготовлении уроков пользоваться приемами активной умственной обработки учебного материала, специальные усилия по запоминанию просто не понадобятся.

Существуют так называемые приемы мнемотехники – науки запоминания. С двумя из них я вас сейчас познакомлю.

  • метод пиктограммы.  СЛ.28  Пиктограмма - изображение содержания текста с помощью рисунков. Например, каждое слово стихотворения изображается особым значком. Важно, чтобы этот значок придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше. Потом ему достаточно взглянуть на свою пиктограмму, чтобы восстановить в памяти текст.

Например, рисунок треугольника и звездочки помогает запомнить состав числа 8.

  • метод «Яркие образы».   СЛ.29   Например, нужно запомнить набор слов:

 карандаш, очки, люстра,  стул, звезда, жук.

Представьте их в своем воображении в виде мультфильма, где стройный франт – «карандаш» в «очках» общается с полной дамой «люстрой», которая сидит на красном «стуле», оббитом блестящими «звездами». Кажется глупо? Но поверьте, этот сюжет мультика вы не забудете.

Завершение собрания. Прощание. СЛ.30


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие внимания и памяти у детей младшего школьного возраста

Слайд 2

Внимание – это способность человека сосредоточиться на определённом объекте и явлениях. Основные свойства: концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение.

Слайд 3

Внимание может быть: Непроизвольным (не имеющим цели и волевого усилия). Произвольным (наличие цели и активное её поддержание посредством силы воли).

Слайд 4

Концентрация внимания - это умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу.

Слайд 5

Объём внимания - характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов.

Слайд 6

Устойчивость внимания - Это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме.

Слайд 7

Распределение внимания - это одновременное внимание к одному или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними.

Слайд 8

Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другой в связи с постановкой новой задачи

Слайд 9

Результаты диагностики внимания учащихся 2 а класса .

Слайд 10

Внимание – это не раз и навсегда данное качество! Внимание можно и нужно развивать! Самому ребёнку это сделать трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребёнку могут стать мама и папа.

Слайд 11

Если у детей не сформировано произвольное внимание, то - Они будут заменять буквы – гласные или согласные, близкие по акустическим признакам: дети –теди, дети – бети , з вуки – ж вуки.

Слайд 12

Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут: Пропускать буквы в словах – тава –трава, трва – трава; В примерах пропускают цифры и знаки: 12-6=5 1 -6=5 12- 6 5;

Слайд 13

Если ребёнок переставляет слоги в словах, то: - это связано с неустойчивостью внимания, например, стройка – сытыройка, проходили – прох олиди, собрались – собрасьли, трава - твара.

Слайд 14

Если ребёнок добавляет в слова гласные, то - это связано с неустойчивостью произвольного внимания, например, дрова –дорова, стройка – сытыройка.

Слайд 15

Рекомендации родителям: Помогите вашим детям стать внимательными. Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания. В основе внимания лежит интерес. Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания. Научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «Школой внимания». Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления. Учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое- в знакомом.

Слайд 16

Рекомендации родителям: Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, походы, любую возможность. Стимулируйте интерес к развитию внимания собственными примерами и примерами из жизни других людей. В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания. Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.

Слайд 17

Результаты диагностики работоспособности учащихся 2 а класса

Слайд 18

Результаты диагностики работоспособности учащихся 2 а класса

Слайд 19

Работоспособность детей в зависимости от биоритмов «Совы» « Жаворонки» «Голуби» Встает позже, очень активен вечером. 9-10 часов утра, 16-17 часов вечера Рано просыпается, рано ложится спать. 11-12 часов утра, 18-20 часов вечера Не любит рано вставать, но ложиться предпочитает не очень поздно. 10-12 часов утра, 15-18 часов вечера

Слайд 20

1.Без нормального сна невозможна высокая работоспособность, а системное недосыпание даже опасно - это влияет на психику ребенка (рассеян, легко отвлекается, неадекватно реагирует на замечания, легко возбудим), поэтому важно, чтобы ребенок не только спал достаточное количество часов, но и чтобы сон его был глубоким, спокойным. Для этого: · пусть ребенок ложится спать и встает в одно и тоже время; · время перед сном должно быть спокойным, без шумных игр, без просмотра боевиков и, тем более, без семейных скандалов; · обязательны водные процедуры, свежий воздух в комнате; · учитывайте, что потребность в сне у ребенка 7-12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно 9-10 часов; в 13-14 лет - 9-9,5 часов; в 15-17 лет - 8,5-9 часов. Рекомендации родителям по повышению работоспособности школьников

Слайд 21

Рекомендации родителям по повышению работоспособности школьников 2. Работоспособность школьника меняется не только в течение суток, но и в течение недели, месяца, года. К концу недели снижается умственная и физическая работоспособность. Во вторник и среду, как правило, школьники работают наиболее продуктивно. В течение года умственная и мышечная работоспособность у детей выше всего с октября по январь. Потом эти показатели снижаются (третья четверть самая трудная), а с апреля до июня возрастают. С возрастом общий уровень работоспособности нарастает. 3. Если работоспособность ребенка снижена и при хорошо налаженном режиме дня, то, возможно, он заболел. Даже легкая простуда на несколько недель ухудшает внимание, усидчивость, т.е. общую работоспособность, ребенок быстро утомляется. А более серьезные заболевания выбивают из колеи на более длительное время, в таком случае необходим щадящий режим, укрепление иммунитета и, конечно, понимание взрослых.

Слайд 22

Память – это способность к запечатлению, сохранению и последующему воспроизведению полученной информации и прошлого опыта.

Слайд 23

Память может быть: Смысловой (направлена на выделение главного, установление связи с уже имеющимися знаниями). Зрительной (характеризуется запоминанием зрительных образов, объектов). Комбинированной ( при запоминании видят написанное слово или предмет, слышат и произносят вслух его название).

Слайд 24

Результаты диагностики смысловой памяти учащихся 2 а класса

Слайд 25

Результаты диагностики зрительной памяти учащихся 2 а класса

Слайд 26

Результаты диагностики комбинированного типа памяти учащихся 2 а класса

Слайд 27

Убедите свое дитя, что память у него хорошая, и он может запомнить все, что необходимо. Научите вашего школьника верить в себя в свой успех. Для этого утром, затем перед приготовлением уроков и вечером перед сном ребенок дает сам себе установку: "Я могу запомнить все, что нужно! У меня прекрасная память!" Необходимо определить какой у вашего школьника ведущий тип памяти, и научить его использовать и опираться на данный тип. Имеются в виду зрительная, смысловая и комбинированная память. То есть один человек запоминает лучше то, что увидел, другой – то, что осмыслил, а некоторые запоминают, когда в придачу к вышеперечисленным способам еще и проговорят вслух название предмета или явления. Не пытайтесь повысить эффективность запоминания многократным повторением. Если ребенок привыкнет при приготовлении уроков пользоваться приемами активной умственной обработки учебного материала, специальные усилия по запоминанию просто не понадобятся. Рекомендации родителям по улучшению способностей к запоминанию

Слайд 28

Необходимо находить яркие образы для нужных слов. Например, нужно запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук. Представьте их в своем воображении в виде мультфильма, где стройный франт – «карандаш» в «очках» общается с полной дамой «люстрой», которая сидит на красном «стуле», оббитом блестящими «звездами». Кажется глупо? Но поверьте, этот сюжет мультика вы не забудете. Приемы мнемотехники

Слайд 29

пиктограммы, то есть изображение содержания текста с помощью рисунков. Например, каждое слово стихотворения изображается особым значком. Важно, чтобы этот значок придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше. Потом ему достаточно взглянуть на свою пиктограмму, чтобы восстановить в памяти текст. Приемы мнемотехники 8

Слайд 30

С П А С И Б О ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа на тему "Психологические условия развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста"

Научно-исследовательская работа на тему "Психологические условия развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста".Стимульный материал отправлю по электронной почте, так как не могу по т...

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Формирование и развитие памятиОсобенности развития памяти у детей младшего школьного возрастаПсихологические основы совершенствования памяти младших школьников...

Лёгкий способ развития памяти у детей младшего школьного возраста.

1. Статья о пользе заучивания стихов. 2. Методы заучивания стихов.3. Список стихов для заучивания в 1 классе.4. Список стихов для заучивания во 2 классе....

Один из способов развития памяти у детей младшего школьного возраста

1.  О пользе заучивания стихов. 2. Методы заучивания стихов.3. Список стихов для заучивания в 1 классе.4. Список стихов для заучивания во 2 классе....

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Особенности памяти детей младшего школьного возраста, приемы и способы запоминания, приемы развития памяти...

Упражнения для развития внимания и памяти у детей младшего школьного возраста

В данном пособии представлен комплекс упражнений, с помощью которых развиваются такие необходимые в учёбе навыки, как внимание и память....