Русская грамота
рабочая программа (1 класс)

Екатерина Владимировна Балашова

Русская грамота

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_shbp_russkaia_gramota.docx50.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение Гимназия  № 4 г. Химки

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ Гимназия  № 4    

____________/Н.Н. Козельская /

Приказ _____ ____  от  «____» ____2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ

Подготовка детей к школе

«Школа будущего первоклассника»

«Обучение  грамоте и развитие речи»

Направленность – развивающая

Уровень – начальный

Возраст детей – 6 лет

Срок реализации – 1 год

                   

     

 Авторы составители:            

   учитель начальных классов

            Афанасьева Г.Ф.

                                                                                 

   

    учитель начальных классов

    Балашова Е.В.

   

     

   

Химки 2022 г.

Программа  курса «Обучение грамоте и развитие речи» для детей дошкольного возраста на 2022-2023г. ориентирована на работу с пособием «Русская грамота», (для детей 6 – 7 лет),  автор Т.И. Исаева, В.Ю.Лузакова, Москва 2017

Программа рассчитана на  3 занятия в неделю, 90 часов за указанный период.

Основные задачи - развитие звукобуквенного анализа, развитие фонематического восприятия, подготовка руки к письму - решаются на протяжении всего периода обучения. Через систему увлекательных игр и упражнений дети познакомятся со звуками и буквами, слогами, словами и предложениями, овладеют первоначальными навыками чтения. Включение ребенка в самостоятельное решение проблемных игровых заданий является эффективным средством подготовки к обучению в школе.

Деятельность курса способствует формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, умению рассуждать, объективно оценивать свои результаты. Реализуемая программа строится на принципе личностно- развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Основная дидактическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебной деятельности ребенка предшкольного возраста, что осуществляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста.

Принципы и подходы в организации работы по программе

Процесс обучения урокам русской грамоты включает два периода: первый - ориентировка и овладение ребёнком звуковой стороны речи, второй - освоение знаковой системы языка. Цель курса подготовки к обучению чтению: выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка и на этой основе - интереса и способности к чтению.

В пособии «Уроки русской грамоты» заложен принцип деятельностного подхода к обучению, реализация которого происходит через практические действия учащихся.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По завершению работы по данной программе могут быть достигнуты следующие

целевые ориентиры:

  • Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
  • Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
  • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
  • Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации;
  • умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
  • Проявляет ответственность за начатое дело.
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
  • склонен наблюдать, экспериментировать.
  • Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
  • Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.
  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  • Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания.
  • Положительно относится к обучению в школе.
  • Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
  • Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

Обучающиеся научатся:

  • различать понятия «звук», «буква», выделять их из состава слова;
  • различать гласные и согласные звуки (буквы);
  • различать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки;
  • подбирать слова к заданным звуковым схемам;
  • обогащению словарного запаса, умению правильно строить предложение, составлять связный рассказ;
  • умению переключаться с одного вида на другой, запоминать 10 не связных между собой слов, группированию предметов;
  • чтению слогов, маленьких слов, предложений.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Добуквенный период (9 часов)

Обучение речи (говорению, слушанию, поведению во время разговора). Речь как способ общения людей; устная и письменная; накопление детьми опыта разграничения этих видов речи и их практического использования.

Первоначальное освоение языковых понятий. Предложение как способ выражения мысли; оформление предложений в устной и письменной речи, их вычленение на слух и составление; наблюдения за интонацией конца предложений.

Слово как название чего-либо, разграничение слов и называемых ими явлений действительности; наблюдения за значениями слов, постановка вопросов к словам; раздельное написание слов, использование большой буквы в именах, фамилиях, кличках и т. Д.

Слог как минимальная произносительная единица, выделение слогов с помощью приёма скандирования; деление слов на слоги и подбор слов заданной слоговой структуры.

Звуки речи: гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, парные и непарные (общее представление), глухие и звонкие, парные и непарные по глухости-звонкости; приёмы вычленения звуков и выяснения признаков каждого; характеристика отдельных звуков, а также выполнение полного звукового анализа целых слов из 3—5 звуков. Представление о слогообразующей роли гласных как основа обучения слоговому чтению. Смыслоразличительная роль звуков и ударения, формирование умения легко разграничивать (на слух) слова, отличающиеся отдельными звуками или ударением. Совершенствование орфоэпических умений.

Основной период (81ч.)

Чтение принадлежит к числу сложных психофизиологических процессов и осуществляется при взаимодействии ряда механизмов, среди которых решающую роль играют:

  • зрительный;
  • речедвигательный;
  • речеслуховой;
  • смысловой.

Учитывая эти особенности процесса чтения, содержание данного курса направлено на развитие определённых компетенций дошкольника и решает следующие задачи:

  • развитие артикуляционного аппарата (работа с чистоговорками и скороговорками, проведение артикуляционной гимнастики, направленной на развитие и укрепление мышц губ, языка, челюстей, рта);
  • развитие фонематического слуха (выделение звуков в звучащем слове, определение последовательности звуков, характеристика звуков: гласный, согласный, твёрдый, мягкий);

-работа со звуковыми и слоговыми моделями слова, выделение ударного слога, деление слов на слоги, хоровое и индивидуальное размеренное произнесение слогов и слов;

-работа с рифмами;

  • знакомство со зрительным образом всех букв русского алфавита, запоминание букв (только печатный шрифт);
  • обогащение и активизация словаря и, что особенно важно,

работа над пониманием смысла слова.

Особое внимание в данном курсе уделено механизму обучения чтению. Используется позиционный принцип, сущность которого состоит в требовании выработать у ребёнка ориентацию на последующую букву. При этом важной задачей является дифференциация, с одной стороны, гласных и согласных, с другой - мягких и твёрдых согласных фонем. Развитие речи. Совершенствование умения говорить и слушать, соблюдать правила поведения при общении в различных ситуациях.

Формирование диалогической и монологической речи - как деловой, так и картинной. Наблюдение за значением слов; расширение словарного запаса детей и обогащение их речи; работа над построением различных видов предложений, а также деловых сообщений (по моделям-опорам) и рассказов по картинкам на основе имеющихся у детей впечатлений, воспоминаний.

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий: занятие-игра; занятие-путешествие; занятие-исследование; занятие-конкурс; занятие-экскурсия; занятие-соревнование

Формы организации и видов деятельности

В основе изучения курса положен игровой принцип.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, звуковыми моделями фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, умение работать с раздаточным и демонстрационным материалом, пользоваться тетрадью и др.

Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения в будущем программного материала начальной школы.

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий: занятие-игра; занятие-путешествие; занятие-исследование; занятие-конкурс; занятие-экскурсия; занятие-соревновани

Календарно-тематическое планирование

курса «Развитие речи и обучение грамоте»  (90 часов)

№ /№

Тема занятия

По плану

По факту

1 часть

сентябрь

1

Речь. Укажи на рисунках источники звука. Нарисуй картинки для обозначения речи.

15.09

2

У тебя есть любимая игрушка? Нарисуй ее.

20.09

3

Рассмотри картинки. Объясни правильно ли ведет себя волк?

20.09

4

Расскажи, что нарисовал художник. Составь предложения по картинкам.

22.09

5

Вспомни сказку. Составь предложения к картинкам.

27.09

6

Назови предметы, которые относятся к школе.

Найди лишний предмет.

27.09

7

Объедини рисунки по темам.

29.09

октябрь

8

Расскажи по картинкам. Какие звуки ты слышишь?

04.10

9

Расскажи сказку по картинкам. Придумай, как ее завершить. Загадки и пословицы.

04.10

10

На что похожа буква А. Придумай слова со звуком {а}.

06.10

11

Как ты помогаешь старшим? Подчеркни в словах букву А.

11.10

12

На что похожа буква О. Сочини свой сюжет по картинке

11.10

13

Найди слова с буквой О. Загадки.

13.10

14

На что похожа буква И. Составь рассказ по картинке.

18.10

15

Герои каких сказок у нас в гостях.

18.10

16

На что похожа буква Ы. Игра «Один-много».

20.10

17

Вспомни сказку.

25.10

18

На что похожа буква У. Назови слова со звуком {у}.

25.10

19

Вспомни названия птиц. Помоги птенцам найти своих родителей.

27.10

ноябрь

20

На что похожа буква Н. Составь рассказ по картинке.

01.11

21

Игра «Перевертыши».

01.11

22

На что похожа буква С. Пословицы.

03.11

23

Расскажи по картинке, где мальчик ведет себя правильно. Игра «Один-много».

08.11

24

На что похожа буква К. Расскажи по картинке о жизни водоема.

08.11

25

Составь рассказ о наших домашних любимцах.

10.11

26

Какие слова спрятались в колесе. На что похожа буква Т.

14.11

27

Расскажи по картинке о разных видах транспорта.

14.11

28

Игра «Перевертыши». Составь слова с помощью стрелок.

17.11

2 часть

29

Загадки.

22.11

30

На что похожа буква Л. Назови животных на картинке.

22.11

31

Герои каких сказок собрались на олимпиаду. Пословицы.

24.11

декабрь

32

На что похожа буква Р. Повтори чистоговорки.

01.12

33

Составь из слова новые слова. Составь предложения по картинкам.

06.12

34

Какие бывают деревья? На что похожа буква В.

06.12

35

Соотнеси сюжеты из сказок с главными героями.

08.12

36

Назови на картинке слова с буквой е. Расскажи, что делают ребята.

13.12

37

Расскажи, кто пришел к Пьеро в гости. Кто из них ведет себя неправильно.

13.12

38

На что похожа буква П. Назови профессии людей.

15.12

39

Времена года.

20.12

40

На что похожа буква М. Игра «Один-много».

20.12

41

Правила поведения в подземном транспорте.

22.12

42

Кого можно увидеть в зоопарке. Назови животных, в названии которых есть буква З.

27.12

43

Составь рассказ по картинке про девочку Зину.

27.12

январь

44

Игра «Один-много». На что похожа буква Б.

10.01

45

Сочини по картинке свою сказку про колобка. Составь слова с буквой Б.

10.01

46

Составь по картинкам свою сказку. Придумай слова с буквой Д.

12.01

47

Считалки. Составь рассказ по теме «В гости к дедушке».

17.01

48

На что похожа буква Я. Составь рассказ по картинке на тему: «Лесная ярмарка».

17.01

49

Пословицы. Придумай слова с буквой Я.

19.02

50

Отгадай загадки. На что похожа буква Г.

24.02

51

Составь рассказ на тему «Птичий праздник».

24.02

52

Чистоговорки. Составь предложения из слов.

26.02

53

На что похожа буква Ч. Соотнеси загадки с картинками.

31.02

54

Игра в слова. Какие ты знаешь времена года.

31.02

февраль

55

Игра один-много. Буква Ь.

02.02

56

Устное народное творчество. Стихи, потешки.  Пальчиковые игры.

07.02

57

На что похожа буква Ш. Найди на картинке отгадки к загадкам.

07.02

3 часть

58

Веселые стихи. Закончи слова по образцу.

09.02

59

Отгадай «Кто-как». На что похожа буква Ж.

14.02

60

Чистоговорки. Чего на свете не бывает.

14.02

61

Назови родителей и их детенышей. На что похожа буква Е.

16.02

62

Образуй новые слова. На что похожа буква И.

21.02

63

Цвета радуги. Веселые стихи.

21.02

64

Составь рассказ по картинке, используя слова с буквой Х.

28.02

65

Совершим экскурсию по хлебозаводу.  Пословицы о хлебе.

28.02

март

66

На что похожа буква Ю. Игра :Разгадай кроссворд».

02.03

67

Чистоговорки. Составь рассказ по картинкам на тему: «Семейные будни».

07.03

68

Составь предложения по словам-помощникам. На что похожа буква Ц.

07.03

69

Игра «Составь слово».

09.03

70

Составь предложения по картинке. На что похожа буква Э.

14.03

71

Электроприборы.

14.03

72

На что похожа буква Щ. Расскажи по картинке о профессиях строителей.

16.03

73

Придумай название к рисунку. Составь предложения по картинке.

21.03

74

На что похожа буква Ф. Загадки.

21.03

75

Рассмотри рисунки. Дай название каждому предмету. Игра «Один-много».

23.03

76

Тест

28.03

77

Игра «Разгадай кроссворд».

28.03

78

Пальчиковые игры.

30.03

апрель

79

Составь рассказ по теме: «Съемка кино».

04.04

80

Игра «Разгадай кроссворд».

   04.04

81

Игра «Разгадай кроссворд».

06.03

82

Составь новые слова. Чистоговорки.

11.04

83

Составь рассказ по картинке на тему «Моя семья».

11.04

84

Тест

13.04

85

Читаем сказки.

18.04

86

Читаем сказки, пословицы

18.04

87

Тест

20.04

88

Читаем сказки, поговорки

25.04

89

Веселый праздник  «Веселый алфавит».

25.04

90

Подводим итоги.

27.04

ЭЛЕМЕНТЫ АДАПТАЦИИ И МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ

Данная рабочая программа может быть скорректирована с учетом контингента и успеваемости обучающихся. Для более мотивированных детей используется технология дифференцированного обучения (задания повышенной сложности,  задания творческого  и поискового характера), увеличение объёма заданий по темам, возможно выполнение проектных работ с учётом меры трудности ученика.

Для работы с отстающими обучающимися предусмотрен индивидуальный подход в обучении. Для работы с отстающими обучающимися можно предусмотреть увеличение объёма выполнения упражнений за счёт методических ресурсов официального сайта издательства «Просвещение».

Методы оценивания:

Самооценивание. Данный метод предполагает самостоятельное оценивание обучающимся ряда письменных и устных работ, выполненных им самим по заранее известным критериям. Последующая проверка работ учителем и обсуждение результатов обязательны.

Взаимооценивание. Данный метод используется при парной /групповой работе, оценивании публичной презентации ответа. Критерии известны всем участникам процесса оценивания, предполагается совместное обсуждение результатов. Отдельное оценивание учителем необязательно при данном виде работы.

Оценивание учителем подразумевает использование заранее известных критериев при оценивании письменных и устных работ. При разработке критериев учитываются лексическая наполненность ответа, его грамматическая оформленность, организационная адекватность, эмоциональная окрашенность, манера публичного представления.

  

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________/___Огоноченко С.С._/

 «____» _____________ 2022г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русской грамоте(развитие речи).

Составление рассказа по серии картинок «Как Дина искала друга»...

Урок русской грамоты в 1 классе

Тема: «Правовписание сочетаний -ча, -ща»Цели: закреплять правило написания слов с сочетаниями ча – ща в словах;упражнять детей в написании слов со всеми изученными буквами;повторять знания детей ...

Русская грамота Тема: Сколько слогов в слове. 1 класс

Конспект урока по русской грамоте....

урок русской грамоты 1 класс Правописание жи - ши

Урок позволит учащимся актуализировать свои знания по  теме; анализировать, предполагать, фантазировать по картинкам, творчески мыслить , рефлексировать по поводу совпадения или несовп...

Урок русской грамоты "Алфавит"

Урок русской грамоты по теме « Алфавит» 1 класс разработан в соответствии с  требованиями учебной программы Министерства образования и науки Республики Казахстан, Национальной академии образовани...

Методические рекомендации по изучению из раздела букварного периода по русской грамоте 1 класс

Методические рекомендации составлены с учетом возрастных особенностей учащихся и соблюдением основных требований ,предявляемый к уроку русской грамоте. В этом материале четко обозначены цели,задачи ка...