Разработка урока по русской грамоте(развитие речи).
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме

Егорова Анна Владимировна

Сочиняем сказку «Умный ёжик»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinyaem_skazku.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русской грамоте       1 класс              

Тип урока: развитие речи

Тема: Сочиняем сказку «Умный ёжик»

Цель:

- познакомить детей с особенностями композиции сказок (зачин, середина, конец); учить детей сочинять сказку про ёжика;

-  развивать воображение, мышление и творческую активность;

-  воспитывать любовь к народным сказкам, красоте родного языка.

Словарная работа: зачин; середина; концовка; сказочники.

 Дидактическое обеспечение урока:

Модели ёжика, утят , ягоды, фигуры-заместители персонажей сказки

Ход урока

I.Психологический настрой

Учитель держит в руках “волшебную палочку” и приглашает детей:

- Раз, два, три, четыре, пять.
Приглашаю всех играть.
Кто быстрее подойдет, тот быстрей секрет найдет.
Всем расскажет и покажет, объяснит и путь укажет
Во что дальше поиграть и кто будет начинать….

1.1Игра «Следопыт»

К доске выходят мальчик и девочка и и по указанию учителем направления находят секрет (шаблон ёжика).Дети дают объяснение загадочной фигуре.

II. Мотивационно – целевой этап.

 (Звучит спокойная мелодия.)

В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них
В сказке может все случиться
Ваша сказка впереди
Сказка в двери к нам стучится
Скажем гостю заходи.

2.1. Игра «Одень гостя»

- Ребята, нашему гостю грустно и очень холодно. Давайте опишем его, т.е. создадим словесный портрет. Только уговор: будем стараться составлять целые предложения, а не отдельные слова.

Начнем с мордочки…

Теперь перейдем к тельцу ёжика, как вы опишете его?

А посмотрите, какие у ёжика ножки…  и т.д.

( появляется фигура персонажа)

2.2 Путешествие по сказкам.(выставка книг)

- Наш герой очень любит сказки. В каких сказках вы встречали ёжика?

2.3. Викторина «Звери в лесу»

-Где живёт ёжик?

По моему описанию животного, вы узнаете, кто живет с ним рядом.

1.Хищная красавица, с большим пушистым хвостом. (лиса)

2.Пушистый зверёк с длинными ушами. (заяц)

3. Маленький грызун, живущий в дупле дерева. (белка)

4. Хозяин леса, который очень любит малину. (медведь)

III. Операционно – деятельностный этап.

3.1 Беседа.

- Ребята, кто придумывает сказки? (Сказочники).

- Давайте поиграем в сказочников, придумаем сказку про ёжика. Но в сказке есть свои законы. Для того, чтобы рассказать сказку, нужно знать, что происходило в ее начале, середине и конце. Начало в сказке называется зачином, конец сказки – концовка.

3.2. Работа по учебнику.

Стр. 104

- Назовите главных героев нашей сказки.

- Как в сказках называют ёжика?

- Какими словами можно сказать про ёжика, какой он?

 (учитель  одновременно показывает модель персонажей:
ёжик – коричневый треугольник; утята – жёлтые прямоугольники; ягода – перевёрнутый красный треугольник)

Фигурки для новых героев сказки мы с вами подобрали.

3.3 Игра «Калейдоскоп слов»

Попробуем сочинить сказку с помощью слов - помощников.

- Как может начинаться сказка?

(“Жил – был…”, “Много лет тому назад…”, “В некотором царстве…”).

- Что происходит в сказке дальше?

(Происходит встреча героев сказки).

- А что самое интересное в сказке?

(происходит борьба между глупыми персонажами).

- Что в сказке всегда побеждает?

(умный совет).

- Кто дал этот совет?

- Как может закончиться сказка?

(“И стали они жить – поживать...” и другие концовочки, которые дети знают).

3.4.Творческая работа.( в группах)

Учащиеся должны ввести нового героя сказки, придумать модель персонажа и сочинить свою концовку.

- Молодцы, ребята, конец сказки у каждого получился веселым, поучительным  и интересным. Вы настоящие сказочники!

3.5 Ролевая игра.

Приглашаю вас немного поиграть. Давайте  изобразим  и озвучим героев сказки.

3.6.Развивающая игра «Чудесное животное»

- Предлагаю вам, ребята, придумать чудесное животное. Какие полезные части возьмем от разных лесных животных?

От лисы — пушистый хвост. Она будет заметать следы .

От зайца — длинные ушки, чтобы хорошо слышать.

От белочки —ножки с цепкими коготочками , чтобы наше животное умело прыгало.

От медведя — тёплую шубу, чтобы всегда было тепло.

- Чем хорошо такое животное? (Ответы детей.)

- Чем плохо такое необыкновенное животное? (Ответы детей.)

3.7. Коллаж «Нарисуем чудесное животное и расскажем о нем».

Дети рисуют, рассказывают о своих животных, затем рассматривают рисунки на выставке.

IV. Рефлексивно – оценочный этап.

- На этом наше путешествие по сказке закончилось. Понравилось ли вам игра в сказочников?

- Вы все были прилежными учениками и справились со всеми заданиями. Придумали интересные, поучительные концовки и нарисовали диковинное животное. Чтобы вы запомнили это путешествие, я хотела бы вам подарить одного из героев сказки – ёжика. Пусть эта частичка сказки сохранится у вас на долгую память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку (развитие речи) "Учимся сочинять загадки"

Урок русского языка направлен на формирование умения составлять загадки. Образовательный процесс ориентирован на расширение кругозора учащихся. В ходе урока формируются умения сравнивать, обобщать, де...

Разработка урока по русской грамоте(развитие речи).

Составление рассказа по серии картинок «Как Дина искала друга»...

Методическая разработка урока по русскому языку (развитие речи) во 2 классе. Тема "Сочинение "Легко ли быть джентльменом?"

Тема: Сочинение по теме «Легко ли быть джентльменом?»  Цели: Предметные: развитие умения писать тематическое сочинение, развитие письменной и устной речи; расширить словарный запас; уме...

Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».

Тема урока:  «Знакомство со  звуком [ч’]  и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...

Методическая разработка урока по русскому языку "Части речи". Технологическая карта. Учитель - Титова Е.В.

Технологическая карта урока по теме "Части речи" с представленной презентацией нацелены на  эффективное усвоение материала по определению, использованию в речи частей речи....

Методическая разработка урока по русскому языку "Части речи" 4 класс

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием новых образовательных технологий на тему "Части речи"4 класс....

Методическая разработка урока по русскому языку "Части речи" 3 класс

Методическая разработка "Части речи" предназначена для уроков русского языка в 3 классе. Программа "Школа России". Цель: закрепить и обобщить знания о частях речи, научиться примен...