Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме:
    Разработка урока по русскому языку (развитие речи) "Учимся сочинять загадки"

    Васильева  Елена  Викторовна

    Урок русского языка направлен на формирование умения составлять загадки. Образовательный процесс ориентирован на расширение кругозора учащихся. В ходе урока формируются умения сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать, находить ошибки и исправлять их.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uchimsya_sochinyat_zagadki.docx16.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цель урока: учить приёмам конструирования загадок.

    Задачи:

    образовательные:

    познакомить с особенностями загадок, включающих признаки предметов;

    формировать умение конструировать загадки;

    развивающие:

    развивать образное мышление, речь;

    совершенствовать навыки грамотного письма;

    воспитательные:

    развивать коммуникативные качества (навыки работы в группе);

    воспитывать любовь к родному языку.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    - Сегодня на уроке будем учиться проявлять свою фантазию, творческие способности, сообразительность и умение сочинять загадки. - Как вы думаете, что такое загадка? (Открывается на доске заголовок схемы)ЗАГАДКА

    - На этот вопрос мы попытаемся ответить и научимся сочинять загадки. А поможет нам в этом медвежонок Мишутка (прикрепить на доску картинку медвежонка рядом с деревом и рассказать историю Мишутки).

    II. Работа в парах.

    Откройте тетрадь-задачник: стр.49 упр.175.

    - Чем эти тексты похожи?

    - Познакомьтесь с 1-м и 2-м текстами.

    - Чем эти тексты похожи?

    - О чём говорится в первом тексте?

    - Как вы догадались?

    - А во втором тексте о ком говорится?

    - Как догадались?

    - Возьмите в руки синюю ручку. Если перед вами загадка, у цифры поставьте “+”, если не загадка, то поставьте “-”. Объясните своё решение соседу по парте.

    Проверяем.

    У стола четыре ножки,

     По две с каждой стороны,

     Но сапожки и калоши

     Этим ножкам не нужны. С.Маршак

    III. Наблюдение и постановка проблемы

    - Что это? Загадка?

    - Почему?

    - Читаем второй текст:

    Эти яблочки румяные

     Дружат с зимними полянами

     И поют среди берёз,

     Невзирая на мороз.

    - Это загадка? (Нет, открывается карточка на схеме – нет)

    - Почему? (Наэван предмет, открывается карточка на схеме – предмет)

    - Читаем второй текст:

    Эти яблочки румяные

     Дружат с зимними полянами

     И поют среди берёз,

     Невзирая на мороз.

    - Это загадка? (Да, открывается карточка на схеме – да)

    - Почему? (Назван другой предмет, открывается карточка на схеме – другой предмет)

    - А ещё что? (Назван признак предмета, открывается карточка на схеме - признак предмета)

    На доске появляется схема:

    - Как можно изменить стихотворение, чтобы получилась загадка?

    - Измените стихотворение так, чтобы получилась загадка.

    - Запишите получившуюся загадку.

    - Найдите слова с орфограммой парные согласные в корне слова и подберите проверочные слова.

    IV. Закрепление.

    1. Игра “Что у тебя?”.

    Ученик получает корзиночку, в котором находится небольшой предмет. Остальные учащиеся задают вопросы чтобы ответы были: да или нет.

    - Вопросы можно задавать относительно формы, цвета или размера предмета. Можно спросить съедобно или не съедобно.

    - Это съедобное?

    - Круглое?  

    - Красного цвета?

    - Это яблоко?

    - А скажите, называется ли в загадке предмет, о котором она придумана?

    - А называется ли другой предмет, на него похожий? (Работа с таблицей)

    - Указаны ли в загадке признаки, по которым можно догадаться, о чём идёт речь? (Работа с таблицей)

    2. Индивидуальная работа.

    - Каждый из учеников получает карточку для индивидуальной работы, на которой напечатаны задания трёх уровней:

    1) текст зелёного цвета – лёгкий (предполагается один вариант ответа);

    2) синего цвета – посложнее (несколько вариантов ответов),

    3) красного цвета – самый сложный, дописать самим две строчки в рифму.

    - Уровень трудности выберите себе сами. Если не получится более сложное задание, обратитесь к простому.

    Удивительный ребёнок!

    Только вышел из _______ (пелёнок)

     Может плавать и нырять,

     Как его родная ________ . (мать)

    С ветки на ветку,

     Быстрый, как мяч,

     Скачет по _______ (лесу)

     Рыжий _________ . (циркач)

    3. Вывод.

    - Какие секреты загадки вы узнали? (Работа с таблицей)

    IV. Коллективное составление загадок.

    Работа по учебнику с.79, упражнение № 177.

    - Что это за предмет нарисованный в окошке?

    - Зачем он нужен?

    - Из какого материала сделан?

    - На что похож?

    - Если вам понравилось сравнение, назовите признаки этой “ладошки”. Подберите рифму и попробуйте сочинить загадку.

    - Запишите загадку в тетрадь.

    V. Самостоятельная работа учащихся.

    - Мишутка, сегодня вам приготовил много интересных заданий. Порадуйте и вы его.

    - Выберите любой предмет находящийся в классе и попробуйте самостоятельно составить загадку, используя памятку и таблицу.

    - Кто готов загадать свою загадку нам?

    - А теперь давайте загадки на листочках мы прикрепим к дереву на волшебной полянке, чтобы Мишутке небыло скучно и он мог читать ваши загадки.

    VI. Обобщение.

    - Чем отличается стихотворение от загадки?

    - Можно ли стихотворение превратить в загадку?

    - Какова особенность загадок?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока по русскому языку «Развитие умения ставить вопросы кто? и что? к словам». (2 класс)

    УМК "Школа 2100". Цель урока: развивать у детей умения ставить вопросы кто? и что? к словам....

    Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс

    Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс...

    Разработка урока по русскому языку "Буквы русского языка. Алфавит.»

    Проект урока по русскому языку в 1 классе по программе УМК "Гармония"...

    Методическая разработка урока по русскому языку (развитие речи) во 2 классе. Тема "Сочинение "Легко ли быть джентльменом?"

    Тема: Сочинение по теме «Легко ли быть джентльменом?»  Цели: Предметные: развитие умения писать тематическое сочинение, развитие письменной и устной речи; расширить словарный запас; уме...

    Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

    Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...

    Проект урока по русскому языку Тема: Имя прилагательное в загадках" 3 класс

    Тип: творческий проектПрограмма: Школа РоссииЦель: закрепить знания учащихся по теме имя прилагательное с помощью создания проекта «Имена прилагательное в загадках»Задачи: образовательные: - обоб...