Разработка урока по русскому языку (развитие речи) "Учимся сочинять загадки"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Васильева  Елена  Викторовна

Урок русского языка направлен на формирование умения составлять загадки. Образовательный процесс ориентирован на расширение кругозора учащихся. В ходе урока формируются умения сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать, находить ошибки и исправлять их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_sochinyat_zagadki.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: учить приёмам конструирования загадок.

Задачи:

образовательные:

познакомить с особенностями загадок, включающих признаки предметов;

формировать умение конструировать загадки;

развивающие:

развивать образное мышление, речь;

совершенствовать навыки грамотного письма;

воспитательные:

развивать коммуникативные качества (навыки работы в группе);

воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Сегодня на уроке будем учиться проявлять свою фантазию, творческие способности, сообразительность и умение сочинять загадки. - Как вы думаете, что такое загадка? (Открывается на доске заголовок схемы)ЗАГАДКА

- На этот вопрос мы попытаемся ответить и научимся сочинять загадки. А поможет нам в этом медвежонок Мишутка (прикрепить на доску картинку медвежонка рядом с деревом и рассказать историю Мишутки).

II. Работа в парах.

Откройте тетрадь-задачник: стр.49 упр.175.

- Чем эти тексты похожи?

- Познакомьтесь с 1-м и 2-м текстами.

- Чем эти тексты похожи?

- О чём говорится в первом тексте?

- Как вы догадались?

- А во втором тексте о ком говорится?

- Как догадались?

- Возьмите в руки синюю ручку. Если перед вами загадка, у цифры поставьте “+”, если не загадка, то поставьте “-”. Объясните своё решение соседу по парте.

Проверяем.

У стола четыре ножки,

 По две с каждой стороны,

 Но сапожки и калоши

 Этим ножкам не нужны. С.Маршак

III. Наблюдение и постановка проблемы

- Что это? Загадка?

- Почему?

- Читаем второй текст:

Эти яблочки румяные

 Дружат с зимними полянами

 И поют среди берёз,

 Невзирая на мороз.

- Это загадка? (Нет, открывается карточка на схеме – нет)

- Почему? (Наэван предмет, открывается карточка на схеме – предмет)

- Читаем второй текст:

Эти яблочки румяные

 Дружат с зимними полянами

 И поют среди берёз,

 Невзирая на мороз.

- Это загадка? (Да, открывается карточка на схеме – да)

- Почему? (Назван другой предмет, открывается карточка на схеме – другой предмет)

- А ещё что? (Назван признак предмета, открывается карточка на схеме - признак предмета)

На доске появляется схема:

- Как можно изменить стихотворение, чтобы получилась загадка?

- Измените стихотворение так, чтобы получилась загадка.

- Запишите получившуюся загадку.

- Найдите слова с орфограммой парные согласные в корне слова и подберите проверочные слова.

IV. Закрепление.

1. Игра “Что у тебя?”.

Ученик получает корзиночку, в котором находится небольшой предмет. Остальные учащиеся задают вопросы чтобы ответы были: да или нет.

- Вопросы можно задавать относительно формы, цвета или размера предмета. Можно спросить съедобно или не съедобно.

- Это съедобное?

- Круглое?  

- Красного цвета?

- Это яблоко?

- А скажите, называется ли в загадке предмет, о котором она придумана?

- А называется ли другой предмет, на него похожий? (Работа с таблицей)

- Указаны ли в загадке признаки, по которым можно догадаться, о чём идёт речь? (Работа с таблицей)

2. Индивидуальная работа.

- Каждый из учеников получает карточку для индивидуальной работы, на которой напечатаны задания трёх уровней:

1) текст зелёного цвета – лёгкий (предполагается один вариант ответа);

2) синего цвета – посложнее (несколько вариантов ответов),

3) красного цвета – самый сложный, дописать самим две строчки в рифму.

- Уровень трудности выберите себе сами. Если не получится более сложное задание, обратитесь к простому.

Удивительный ребёнок!

Только вышел из _______ (пелёнок)

 Может плавать и нырять,

 Как его родная ________ . (мать)

С ветки на ветку,

 Быстрый, как мяч,

 Скачет по _______ (лесу)

 Рыжий _________ . (циркач)

3. Вывод.

- Какие секреты загадки вы узнали? (Работа с таблицей)

IV. Коллективное составление загадок.

Работа по учебнику с.79, упражнение № 177.

- Что это за предмет нарисованный в окошке?

- Зачем он нужен?

- Из какого материала сделан?

- На что похож?

- Если вам понравилось сравнение, назовите признаки этой “ладошки”. Подберите рифму и попробуйте сочинить загадку.

- Запишите загадку в тетрадь.

V. Самостоятельная работа учащихся.

- Мишутка, сегодня вам приготовил много интересных заданий. Порадуйте и вы его.

- Выберите любой предмет находящийся в классе и попробуйте самостоятельно составить загадку, используя памятку и таблицу.

- Кто готов загадать свою загадку нам?

- А теперь давайте загадки на листочках мы прикрепим к дереву на волшебной полянке, чтобы Мишутке небыло скучно и он мог читать ваши загадки.

VI. Обобщение.

- Чем отличается стихотворение от загадки?

- Можно ли стихотворение превратить в загадку?

- Какова особенность загадок?