Артикуляционная гимнастика основа правильного звукопроизношения
картотека (1, 2, 3, 4 класс)
Комплексы артикуляционной гимнастики для правильного произношения звуков речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика - основа правильного звукопроизношения
- Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ. Для этого и существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.
- Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Упражнения подбирают в соответствии с тем какие звуки нарушены у ребёнка.
Методика выполнения упражнений артикуляционной гимнастики
- Упражнения выполняются от простого к сложному.
- Сначала упражнения выполняются перед зеркалом в медленном темпе.
- На первых занятиях каждое упражнение выполняют два раза. Затем каждое упражнение выполняют
10-15 раз. - Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно.
- Если у ребёнка не получается какое-то движение можно использовать механическую помощь.
- Занятия должны проходить в игровой форме. Можно привлечь любимую игрушку. Очень нравится малышам игра «Рыбки», которую можно сделать самостоятельно. Так же любима детьми Сказка о Весёлом Язычке.
Сказка о Весёлом Язычке
- Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.
- Первая дверь - это губы. Давай её откроем (упражнение «Лягушки»).
- Вторая дверь- это зубы. Откроем и её (упражнение «Окошко»).
- Что же делает наш язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губка (упражнение «Лопаточка»).
- Наконец он проснулся, высунулся на улицу (упражнение «Иголочка»).
- Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»).
- Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»).
- Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней покататься (упражнение «Лошадка»).
- Нагулялся язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь - зубы (упражнение «Лягушки»), а затем первую- губы (сомкнуть губы)
Развитие речевого дыхания
- Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и правильное произношение звуков. Необходимо перед выполнение артикуляционной гимнастики делать 1-2 упражнения для развития речевого дыхания. Дыхательная гимнастика поможет выработать длительный плавный выдох и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. Каждое упражнение выполняется не более
3-5 раз.
Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания
- Футбол
- Снегопад
- Листопад
- Бабочка
- Кораблик
- Шторм в стакане
Основной комплекс артикуляционной гимнастики
- 1. Лягушка
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти. - 2. Хоботок
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой и удерживать на счёт до пяти. - 3. Лягушка – хоботок
На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лягушка» - «Хоботок». - 4. Окошко
На счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто). - 5. Лопаточка
Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать на счёт до пяти. - 6. Иголочка
Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх. - 7. Лопаточка-иголочка
На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лопаточка» и «Иголочка». - 8. Часики
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть – неподвижна. - 9. Качели
Улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз – два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть – неподвижна. - 10. Лошадка
Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Язык должен быть широким и кончик языка не должен подворачиваться внутрь. Нижняя челюсть – неподвижна.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад, звуков с-сь-з-зь-ц
- Вначале выполняются упражнения на развитие речевого дыхания, чтобы ребёнок научился направлять выдыхаемый воздух посередине языка.
- 1. Лягушка – хоботок
- 2. Лопаточка
- 3. Накажем непослушный язычок
Положить широкий язычок между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя»
- 4. Киска сердится
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счёт «раз»-выгнуть язык горкой, на счёт «два» - вернуться в исходное положение. Кончик языка не отрывается от нижних зубов, рот не закрывается - 5. Упрямый ослик
Губы в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, с силой произносить сочетание ИЕ.
- 6. Трубочка
Открыть рот, свернуть язык трубочкой и длительно подуть в эту трубочку. - 7. Качели
- 8. Чистим нижние зубы
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть – неподвижна. - 9. Посчитай нижние зубки
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Нижняя челюсть – неподвижна.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад, звуков ш-ж щ-ч
- 1. Лягушка – хоботок
- 2. Лопаточка
- 3. Накажем непослушный язычок
- 4. Чашечка
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы. - 5. Бублик
Выполнить упражнение «Хоботок». Округлить губы так, чтобы были видны зубы. Удерживать губы на счёт до пяти. Зубы должны быть сжаты. - 6. Фокус
Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно прилегает к верхней губе. Нужно сдуть ватку с кончика носа. - 7. Лошадка
8. Маляр
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть – неподвижна. - 9. Вкусное варенье
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху-вниз (намазать) губку вареньем - 10. Грибок
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. - 11. Гармошка
Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка открывать и закрывать рот.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад, звуков л-ль
- 1. Лягушка – хоботок
- 2. Лопаточка
- 3. Накажем непослушный язычок
- 4. Вкусное варенье
- 5. Качели
- 6. Пароход.
Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук «Ы-Ы-Ы». Следить - кончик языка должен быть опущен и находиться в глубине рта.
- 7. Индюк.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы. Темп убыстрять, добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить – язык должен быть широким.
- 8. Маляр
- 9. Чистим верхние зубки.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка двигать вправо-влево с внутренней стороны. - 10. Посчитай зубки.
В этом комплексе «считаем» верхние зубы. - 11. Поймаем звук «л»
Улыбнуться, во время произнесения звука «а» широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно убыстряя темп движения, вы услышите звук «л».
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад, звуков р-рь
- 1. Качели
- 2. Маляр
- 3. Чистим верхние зубы
- 4. Посчитай верхние зубы
- 5. Лошадка
- 6. Грибок
- 7. Гармошка
- 8. Барабан
Улыбнуться, открыть рот. Произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться
- 9. Комарик
Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук з. Следить чтобы рот не закрывался.
- 10. Моторчик
Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука д-д-д или з-з-з (за верхними зубами) быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки или просто чистым указательным пальцем самого ребёнка производить частые колебательные движения из стороны в сторону
Упражнения для развития подъязычной уздечки
Подъязычная уздечка должна иметь длину 1,5 см. Если уздечка укороченная, то нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх. Это звуки ш – ж – щ – ч – л – ль – р – рь. Не спешите подрезать уздечку. Она очень эластичная и растягивается от специального комплекса упражнений. Однако если уздечка слишком укорочена, возможно, и понадобится хирургическое вмешательство, т.к. это может стать причиной неровного роста зубов.
Если уздечка слегка укорочена и это является причиной дефектного произношения звуков, выполняйте каждый день следующие упражнения:
- 1. Маляр
- 2. Барабан
- 3. Лошадка
- 4. Грибок
- 5. Гармошка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-430749-1403195388.jpg)
Артикуляционная гимнастика - как средство формирования правильного звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика - как средство формирования правильного звукопроизношенияХорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/14/picture-986652-1513276128.jpg)
Роль артикуляционной гимнастики в развитии правильного звукопроизношения.
Данная статья раскрывает всю важность артикуляционой гимнастики в развитии речи ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/14/picture-986652-1513276128.jpg)
РОЛЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
В ДАННОЙ СТАТЬЕ СОБРАНЫ АРТИКУЛЯЦИОНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/10/picture-1217383-1581334040.jpg)
Долгосрочный педагогический проект «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/01/picture-1424493-1664608878.jpg)
Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков
В работе «Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков» уделяется внимание трудностям звуковой стороны речи. Коррекцию звукопроизношения предлагается ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/25/picture-557192-1422191536.jpg)
МАСТЕР – КЛАСС «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»
Данная работа содержит методические рекомендации педагогам по проведению артикуляционной гимнастики...
Сценарий родительского собрания на тему: «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»
Повышение логопедической компетенции родителей в преодолении нарушений звукопроизношения у детей Ознакомить родителей с результатами диагностики речи детей;Познакомить с направлениями работ...