Мастер-класс для педагогов начальных классов по теме "Ребёнок боится выступать перед классом. Как ему помочь?"
материал

Луткова Марина Валерьевна

Цель: создание условий для снижения школьной тревожности у учащихся

Задачи:

  • снизить уровень тревожности;
  • способствовать повышению самооценки у учеников;
  • способствовать повышению общей коммуникативной культуры учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master3333333.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс для педагогов начальных классов по теме

«Ребёнок боится выступать перед классом. Как ему помочь?»

Цель: создание условий для снижения школьной тревожности у учащихся 

Задачи:

  • снизить уровень тревожности;
  • способствовать повышению самооценки у учеников;
  • способствовать повышению общей коммуникативной культуры учащихся.

Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас, надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

Нередко дети сильно нервничают перед публичными выступлениями, будь то школьный концерт, спортивные соревнования или даже чтение доклада перед классом, и порой стараются избежать их. Такое случается и с детьми, которые дома могут спокойно рассказывать стихи и танцевать. Почему так происходит и как им помочь справляться с этим страхом?

Чем раньше научится ребёнок говорить и не бояться выступать на публике – тем лучше. Тем более современные школьники постоянно отвечают у доски: доклады, презентации, устные экзамены. Я предлагаю упражнения, которые помогут детям раскрепоститься, развить навыки общения и научиться импровизировать. Чтобы не было страха перед публичным выступлением.

Мотивы волнения, страха перед публичным выступлением, как дошкольников, так и учащихся школьного возраста обобщенно можно представить примерно следующим перечнем травмирующих переживаний:

 «Поставят плохую отметку…»;

 «Буду выглядеть смешным – все увидят мою неуверенность, мое незнание…»;

 «Родители (педагоги) будут ругать…»;

  «Меня не будут любить…»;

  «Друзья не будут уважать…»;

 «Не оправдаю надежд…»;

 «Не справлюсь с поставленной задачей…».

 «Установление правил. Сплочение класса».

Установление правил. Ученики предлагают правила. Педагог
записывает их на доске, затем все вместе выбирают несколько самых
важных. Пример:

  • говорить по одному,
  • не перебивать того, кто говорит,
  • не применять физическую силу в адрес других,
  • доверительно общение в классе,
  • ни кого не оскорблять, не дразнить, не над кем не подшучивать,
  • говорить искренне,
  • говорить только о себе, от своего имени.

Упражнения для раскрепощения учащихся и сплочения класса.

Упражнение «Представление».  
Каждый участник должен встать перед группой, назвать свое имя и показать
какой-либо жест.

Упражнение «Настроение».

Каждый по очереди занимает такую позу, которая отражает его настроение в данный момент. Вся группа по сигналу принимает эту позу. Затем свое настроение изображает следующий участник.

Упражнение «Комплименты».                                                                                     Все участники встают в круг. Каждый по очереди выходят в середину круга, а остальные по очереди говорят ему комплименты. В центре круга должны побывать все участники.

Упражнение «Угадай, кто я».                                                                                         Участники по очереди показывают пантомимы, изображая какого-либо музыканта на сцене. Остальные должны догадаться, какой исполнитель загадан.

Упражнение «Счет до десяти».  

Все участники встают в круг. Сначала с открытыми глазами, затем с закрытыми. Задача  - сосчитать до 10, так чтобы считали по одному ребенку, и нельзя считать просто по кругу. Если одну цифру одновременно назвали два человека, игра начинается заново.

Упражнение Обсуждение понятия «страх». Цель: осознание личностного смысла понятия «страх», принятие собственных страхов. Задается вопрос смысла: «Какие ассоциации вызывает у вас это слово?». Все ассоциации записываются на доске. Обсуждаются вопросы о том, зачем страх нужен человеку, а чем он может мешать.

Упражнение «Драка». Цель: расслабление мышц нижней части лица и

кистей рук.

Педагог говорит группе «Представьте, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-крепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько минут затаите дыхание. Задумайтесь: а, может не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовал облегчение?».

Упражнение «Встаньте те, кто ...».                                                                                     Цель: формирование рабочего настроя, установки на рефлексию.                     Ведущий произносит фразу «Встаньте те, кто ...» и называет те качества, которые были определены. Все, кто считает, что у него есть это качество, встают и хором говорят: «Желаем всем хорошего настроения».

Я предлагаю вам поиграть в игры, которые очень любят дети, в которые мы играем в детском саду и вы можете поиграть с детьми в классе.
Игра «Шаги» ("Только зелёные слова".)
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

Игра "Волшебная цепочка" или «Ассоциации» 
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?
Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться?
Мёд - пчела - цветок - лето - море - кит и т. д.
А сейчас давайте составим новую словесную цепочку. Повар 
Игра "Сказочные антонимы".
Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить какое-либо название, а дети должны будут угадать истинное название - антоним, истинное название Сказки.
Примеры заданий:
• "Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");
• "Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");
• "Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке");
• "Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе");
• "Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");
• "Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");
• "Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино");
• "Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине");
• "Деревянный замочек" - ("Золотой ключик");
Игра «Сочиняем сказку» 
На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук(а). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц)
У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук(а). Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки). Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей-зайчат, в названии которых был звук(а). Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка и т.д.) Зайчатки были рады! 
 

Игра «Слепой и поводырь».                                                                                                        Цель: формирование чувства социального доверия.                                                    Учащиеся формируют пары, в каждой из которых один – «слепой», другой – «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее (шкафы, столы, стулья). У «слепого» завязаны глаза. Задача «поводыря» – провести «слепого» так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса участников игры можно менять маршрут.

Игра «Тень»                                                                                                                                      Звучит фонограмма спокойной музыки. Учащиеся разбиваются на пары. Один ребенок – «путник», другой – его «тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения «путника», который ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается сорвать цветок, подобрать красивый камушек, кивает головой, скачет на одной ножке и т.п.

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»                                                     Задача этой детской игры – без слов показать какое-либо действие. Если ребят много, можно разделиться на две команды. Одна показывает, другая отгадывает. Затем они меняются местами.

Игра «Зайцы и слоники»                                                                                                                 Цель: сохранение самообладания в условиях волнения (страха).                                                                                                                                                       В игре, которая называется «Зайцы и слоники», учащиеся сначала представляют себя зайками-трусишками. Когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Дети показывают, как он дрожит. Поджимает уши, весь 7 сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся. Дети показывают, что делают зайцы, если слышат шаги человека: разбегаются по классу, прячутся. А что делают зайцы, если видят волка?..                                                                                                                                                 А потом педагог  просит ребят представить себя слонами – большими, сильными, смелыми. Ребята показывают, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, если видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Ребята показывают, что делают слоны, когда видят тигра, в течение нескольких минут изображают бесстрашных слонов.

Упражнение «Четыре стихии»
Упражнение называется "Четыре стихии". Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. 

 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА МАСТЕР - КЛАССА: В заключении мне хотелось бы рассказать одну притчу. “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. Так все в наших руках. Именно мы можем сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.

Приведенные мною  упражнения и игры – лишь малая часть  известных на сегодняшний день. Надеюсь, мой мастер-класс был вам полезен. Благодарю вас за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов и учеников начальных классов

Знакомство с народной нитяной куклой мартиничкой, другими народными куклами, их назначением, с праздником Сороки....

Интеллектуальные игры в начальной школе. Логические задачи для детей первого класса. Логические задачи для детей второго класса.

Логические задачи для детей первого и второго класса. Материал может использоваться на уроках математики, во внеклассной работе учителями и родителями для развития логического мышления детей 6-8 лет....

«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.

Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...

Мастер- класс для педагогов начальной школы по теме: «Комплексное развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста»

Как известно, моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: на­рушение произвольной регуляции движений, недостаточная коорди...

Семинар-практикум для педагогов начальной школы "Особенности школьной мотивации обучающихся младших классов"

Методическая разработка посвящена проблематике школьной мотивации обучающихся и раскрывает теоретические аспекты мотивационной сферы младших школьников: становление мотивации к учебе, ее содержательны...

Мастер- класс для педагогов «Методы и приёмы работы по развитию навыков сотрудничества в начальной школе».

В рамках педсовета, в целях повышения уровня профессиональной компетентности педагогов по  развитию навыков сотрудничества нами был проведен мастер-класс для педагогов: «Методы и приёмы раб...