Главные вкладки

    Мастер- класс для педагогов начальной школы по теме: «Комплексное развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста»
    учебно-методическое пособие по логопедии на тему

    Флягина Наталья Сергеевна

    Как известно, моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: на­рушение произвольной регуляции движений, недостаточная коорди­нированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Т.е мы с вами сталкиваемся на уроках с проблемой,   когда детям приходится  что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать.   

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master_klass.docx26.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное казённое общеобразовательное учреждение Свердловской области

    «Сухоложская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

      Мастер- класс

    для педагогов начальной школы по теме:  

    «Комплексное развитие    мелкой моторики и координации движений рук у детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста»

    Подготовила учитель-логопед

    высшей квалификационной категории

    Флягина Наталья Сергеевна

    г. Сухой Лог

    2017 год

    Слайд 1  Добрый день. Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию мастер-класс по теме «Комплексное развитие    мелкой моторики и координации движений рук у детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста»

    Слайд 2  Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логопедических технологий при обучении  детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

    Слайд 3   Задачи:

     - показать значимость развития кистевой моторики у детей, заинтересовать представленной проблемой;

    - представить опыт работы через  последовательности действий, методов и приемов при использовании пособия «Звуковое деревце»;

    - провести рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

    Планируемый результат:

    - применение участниками мастер-класса представленного пособия в работе с детьми;

    -  положительные отзывы участников мастер-класса через этап рефлексии;

    - получение чувства удовлетворённости от проведённого мероприятия.

    Ход мероприятия:

    Вступительная часть

        Слайд 4   Актуальность вопроса о важности развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития определяется тем, что данное направление обеспечивает развитие познавательной, волевой и эмоциональной сфер психической деятельности. Именно эти аспекты влияют на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 

    Как известно, моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Т.е мы с вами сталкиваемся на уроках с проблемой,   когда детям приходится  что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать.   И,  конечно же, отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.  Именно эти трудности,  порой заставляют педагога отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий. С введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования меняются и задачи, встающие перед школой: интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться.

    Слайд 5    Моя задача как учителя-логопеда состоит в том, чтобы помочь учителю начальных классов в работе по  развитию двигательных и познавательных способностей учащихся, формируя универсальные ууд.

    В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью.

    Основная часть.

    Слайд  6      Существуют множества различных видов упражнений по формированию и развитию мелкой моторики.

    Слайд 7       Я бы хотела Вам предложить пособие, которое я использую    для комплексного развития детей.  В это понятие входит развитие мелкой моторики, пространственной ориентировки, формирование навыков звукового анализа слова, слоговой структуры слова, соотнесения звука и буквы, и многое другое.

    (представление пособия «Звуковое дерево»)

    Слайд 8       Пособие используется как на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Благодаря пособию дети выполняют звуковой анализ слова, прилепляя звуки на деревце. Тут же можно звуки обозначить буквой. Из предложенных слогов составить слово, соединив слоги шнурком. Для формирования многоэтапной деятельности использую волшебный сундучок (очень эффективно в работе с детьми обучающимися по аооп для детей с расстройством аутистического спектра). Картинку  с изображением предмета прикрепляем на определённую цветовую сторону. Затем можно отправиться в путешествие по лесу. На деревце сделать звуковой анализ слова. На ёлочке разделить слово на слоги. С данным словом придумать предложение. Схему слова прошнуровать на деревце. В итоге отработать понятие звук, буква, слог, слово, предложение. Через работу с пособием я  формирую  у детей универсальные учебные действия:

    - регулятивные (включение в деятельность, прикладывание волевых усилий в процессе выполнения заданий, следование инструкции учителя, принятие и следование цели, контролирование и оценивание своих действий);

    -  познавательные (умение классифицировать, анализировать, составляли целое из частей, наблюдать и делать выводы,  освоение алгоритма выполнения определённого задания, перенос устной работы в письменную, развитие мыслительных операций);

    - коммуникативные  (сотрудничать с педагогом и сверстниками, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь других, творчески работать в парах, в группе).

    - личностные    (проявлять познавательный интерес, самостоятельность в  работе с пособием, научатся оценивать свою деятельность, формирование усидчивости)

    При формировании личностных ууд благодаря данному пособию  я имею возможность создать условия для овладения  определёнными  навыками для учащихся   более   осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они  направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Например, привитие ребёнку бережного отношения к природе; сравнение дерева как объекта природы и изготовленного руками человека; использование вещей в соответствии с их функциями, умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. (т.е. через использование пособия я формирую   основы жизненной компетентности),   использование пособия при работе над лексической темой; при автоматизации звуков; отработка словообразования.

    Практическая часть.

    (участники мастер-класса выполняют предложенные задания)

    Лиса (работа в паре) – согласные звуки и гласные обозначить буквами, работаем в верхней левой стороне  дерева. Назовите лису ласково. Разделите слово на слоги, из представленных слогов выберите нужное, прошнуруйте к дереву. Со словом лиса составьте предложение. Прилепите под картинкой. (проговариваются нормы написания предложения). Работа над понятийным аппаратом: где звук, буква, слог, слово, предложение.

    Заключительное слово.

    Организация  обмена  мнениями присутствующих.

    Вывод: данные упражнения развивают у детей не только тонкую моторику, точную координацию, но и формирует зрительно - двигательные и слуховые связи, пространственную ориентировку, что обеспечивает быстрое и правильное развитие не только навыков письма, но и чтения.

     Итог:

    В результате моей работы у детей совершенствовалась ручная умелость, что стало стимулирующим толчком для развития речи и формированию психических процессов.

    Рефлексия  

    Предлагаю участникам мастер – класса оформить дерево цветными листочками.  Рефлексия: зеленый – было интересно, мне понравилось, синий – не очень интересно, красный – зря потрачено время.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа воспитательной работы «Радуга здоровья» для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

    Программа "Радуга здоровья" ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья. чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков...

    Развитие коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в младшем школьгом возрасте посредством игровой деятельности

         Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни  школьника....

    Особенности общения со сверстниками у детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста

    Материал выступления на I Международной научно-практической конференции "Детство-мир без границ. Образование и социализация детей с ОВЗ в современных условиях"...

    Гимнастика – как средство формирования координационных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного и младшего школьного возраста.

    В статье мы рассмотрим актуальность занятий гимнастикой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения ( с легкой и умеренной умственной отсталостью). Осно...

    практические рекомендации "Развитие внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста".

    Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего м...

    "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в школьную среду на основе инклюзивного образования"

    Проект «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в школьную среду на основе инклюзивного образования» состоит из двух частей. В первой части работы дается теоретико-методолог...

    Рекомендации для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

    Вы совершенно правы, если считаете, что одних учебных занятий в школе ребёнку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) недостаточно. Очень важно организовать занятия в условиях семьи. Думаю, что п...