Квест “В логове шахматного дракона”
методическая разработка (1 класс)

София Демоновна Шамрицкая

Увлечение современных детей компьютерными играми позволяет нам использовать похожее развлечение непосредственно во время занятий, не используя компьютер, а заменив его настольной игрой. Данная игра представляет собой упрощённую сессию по мотивам системы Dungeons&Dragons. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest.docx15.78 КБ

Предварительный просмотр:

Квест “В логове шахматного дракона”

Актуальность: Увлечение современных детей компьютерными играми позволяет нам использовать похожее развлечение непосредственно во время занятий, не используя компьютер, а заменив его настольной игрой. Данная игра представляет собой упрощённую сессию по мотивам системы Dungeons&Dragons. 

Возраст учащихся: Принимать участие в квесте могут дети 6-10 лет. Ученики начальной школы. В случае усложнения и углубления сюжета, возраст участников можно поднять.

Необходимые материалы: два кубика, нарисованная карта класса, фишки, обозначающие учеников, шахматы, полный комплект фигур, демонстрационная доска. Данная сюжетная игра-квест представляет собой поощрительное, развлекательное действо для детей, которая проводится после основного блока урока. В случае плохого поведения учеников, в основном блоке, их время на квест уменьшается, что мотивирует их вести себя прилежно.

Задачи квеста:

-В игровой форме повысить навыки детей в шахматной игре

-Так как игра командная, улучшить сплоченность коллектива группы

-Научить детей отстаивать интересы не только свои, но и своей команды

-Развить фантазию и образное мышление.

Количество учащихся Участников квеста может быть разное количество. Но для комфортной работы желательно наличие минимум 10 участников.

Длительность квеста Вследствие высокой вариативности игра-квест “В логове дракона” может длиться практически не ограниченное количество занятий, на усмотрение учителя. Это обуславливается сюжетностью квеста. Длинные истории ученики могут провести за много занятий. Сюжет истории может изменяться непосредственно на самом занятии в зависимости от того, что решит учитель.

Неизменяемые аспекты

Класс-это карта, на которой происходит действие игры

Учитель-шахматный дракон

Ученики-искатели приключений, пришедшие получить сокровища дракона. Для этого им необходимо добраться по карте  до логова и победить дракона в шахматной баталии. 

Первое (вводное) занятие: учитель объясняет основы игры и знакомит учеников с созданной картой. Детям предлагается добавить на карту свои придуманные места интереса, например, лес, речку или вулкан. Работать можно в формате круглого стола. Ребята с удовольствием придумают название всех пунктов на карте. Чтоб не забыть название сразу же записываем их.

Создание персонажа. Желательно, в качестве домашнего задания, дать детям свободу придумать себе персонажа, которого они будут отыгрывать в ходе квеста. Персонаж может иметь свой характер имя и внешний вид. Ребёнок записывает всё что он придумал на листе и приносит это на следующее занятие.

Следующее занятие можно провести начав его с согласования и утверждение персонажей. На каждое утверждение достаточно потратить не более минуты.

После утверждения персонажей, начинается движение ребят через карту к логову дракона. Для наглядности можно использовать фишки. 

Учитель описывает погодные условия, время суток, различные ситуации, в которые попадают участники квеста в пути. 

Например: “Вечер. Достаточно тепло. Вы движетесь по лесной тропе. Внезапно на дороге появляется волк. Ваши действия?" 

Если ребята решают напасть на волка, они разыгрывают шахматную партию, которая определяет победителя.

Если же они попытаются убежать, учитель предлагает им бросить кубик, чтоб определить успешность побега. Подобная вариативность очень привлекает детей.

Учитель может придумать множество способов интеграции шахмат в подобную систему. Например "Ты можешь применить заклинание! Для этого расскажи шахматный алфавит в обратном порядке."в случае если ученик правильно отвечает на вопрос, заклинание срабатывает.

Пример интеграции шахматной задачи в урок-квест: 

“Вы движетесь по берегу реки и внезапно за большим камнем видите деревянный сундук. Ваши действия? “Скорее всего, ребята ответят “Подойти к сундуку”

“Вы пытаетесь открыть сундук. После первой попытки вы понимаете, что сундук закрыт на замок. Вы видите вот эту шахматную задачу…” После подобной формулировки дети сразу понимают, что для того чтобы открыть сундук, им необходимо решить задачу. И решить её правильно.

В конце сюжетной линии, ученики обязательно доходят до логова дракона. Здесь происходит главная шахматная партия, разворачивающаяся на демонстрационный доске. Все ребята  играют за белых, делают ходы по очереди. Учитель, он же шахматный дракон, играет за чёрных.

Учитель может придумать вид и количество бонусов, которые даёт ученикам. Например, если в команде есть персонаж-маг, он может попытаться отменить плохой ход.  Успешность, опять же, может определить бросок кубика или шахматный вопрос.

Естественно, в этой партии должны победить ученики. Это даёт им доступ к "сокровищнице дракона ". Это может быть набор наклеек или что-то ещё на усмотрение учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытия шахматного турнира "В стране шахматных чудес"

Формирование творчески мыслящей личности, развитие умственной культуры детей.  Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся. ...

Разработка шахматного урока по проекту В.Зарецкого "Шахматы для общего развития" по теме "Шахматные комбинации в дебюте". 3 класс.

Шахматный проект "Шахматы для общего развития" под руководством кондидата психологических наук, профессора МГППу Зарецкого В.К....

Сценарий шахматного КВН «В шахматном королевстве Старика Хоттабыча»

Закрепление новых знаний о шахматах , привитие интереса к шахматной игре....

Презентация интеллектуально - развлекательная шахматная викторина (в рамках фестиваля "Шахматное королевство" 2 тур)

Интеллектуально - развлекательная шахматная викторина (в рамках фестиваля "Шахматное королевство" 2 тур)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Логовичок" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Логовичок"...

Шахматный квест

   Квесты – это игры с большим числом головоломок и испытаний. Задания связаны между собой какой-либо тематикой, общей целью. Шахматные квесты нужны  для разнообразия форм ...