Рабочая программа по внеурочной деятельности " Логовичок" 3 класс
методическая разработка по логопедии (3 класс) по теме
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Логовичок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к программе по внеурочной деятельности (логопедия)
«Логовичок»
Программа внеурочной деятельности «Логовичок» разработана на основе примерной программы развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования и авторской программы Елецкой О.В. , Горбачевской Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». Программа соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:
- комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);
- компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);
- поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).
Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.
Цель программы: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся младшего школьного возраста.
Задачи программы:
Развитие фонематического анализа и синтеза;
Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова,
предложения и текста;
Формирование и развитие грамматически правильной речи;
Формирование и развитие выразительной, связной речи;
Обогащение словарного запаса;
Развитие фонематического восприятия;
Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;
Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового,
зрительного, кинестетического.
Развитие познавательных процессов: слухового внимания,
зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти,
логического мышления.
Адресат: обучающиеся 3 классов с нарушением чтения и письма, испытывающие стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических процессов для овладения полноценной учебной деятельностью.
Основные направления работы
1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи: — уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
— уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
3. Формировании связной речи:
— развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
— установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
— устойчивости внимания;
— наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
— способности к запоминанию;
— способности к переключению;
— навыков и приемов самоконтроля;
— познавательной активности;
— произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений:
— планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
— работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
— применение знаний в новых ситуациях;
— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
— умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
— применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
— употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
— обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
— пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
— развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
— формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
— проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
— соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
— составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии)
Планируемые результаты
В результате работы по данной программе у обучающихся будут сформированы следующие навыки:
- расширение словарного запаса;
- осознание значимости правильного говорения для личного развития;
- потребность грамотного и четкого изложения своих мыслей;
- умение планировать грамотную речь,
В ходе реализации данной программы у младших школьников формируются следующие группы УУД:
1. Личностные.
- нравственно-этическая ориентация;
- ориентации на понимание причин успеха в речевой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально-ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность;
- добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
2. Коммуникативные.
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (цели, функции, способы);
- постановка вопросов (поиск и сбор информации);
- умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- умение критично относиться к собственному мнению;
- управление поведение партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);
- организация учебного взаимодействия в группе (распределение ролей, умение договариваться друг с другом и т.д.).
3. Регулятивные.
- целеполагание – постановка учебной задачи;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата:
- прогонозирование – предвосхищение результата;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция – внесение дополнений и корректив в план и способ действий;
- оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
- саморегуляция – способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий.
4. Познавательные.
- умение работать со скороговоркой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- умение классифицировать и обобщать предметы по данному признаку;
Используемые технологии
•Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие образовательные технологии:упражнения, направленные на совершенствование общего моторного развития (игры с мячом, коррекционные игры из «Психогимнастики», развитие чувства равновесия и координации движений) пальчиковая гимнастика и упражнения для развития кистей рук.
•Технология учебного диалога.
•Информационно-коммуникативные технологии.
Программа предназначена для учащихся 3 классов образовательной школы.
Форма обучения: групповые занятия (12-15 человек).
Срок реализации программы- 1 год
Занятие проводится 2 раза в неделю по 40-45 минут.
Количество часов в год: 68 часа.
В процессе занятий используютя различные формы работы и методические приёмы:
- групповая дискуссия;
- беседа;
- ролевая игра;
- импровизация;
- дыхательные, артикуляционные и двигательные упражнения;
- чтение скороговорок;
Основные методы обучения, используемые на занятиях:
- практические,
- наглядно-демонстрационные,
- игровые,
- методы ролевого моделирования типовых ситуаций,
- словесные.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Предметные результаты:
В результате освоения программы обучающиеся должны научиться:
•различать гласные и согласные звуки;
•правильно называть мягкие и твердые звуки в словах, показывать мягкость согласных на письме;
•определять место ударения в слове, выделять безударную гласную;
•графически обозначать звуки, слоги, слова, предложения;
•вычленять слова из предложений;
•применять на письме морфемный анализ и синтез слов;
•дифференцировать словосочетания, предложения, текст;
•дифференцировать написание предлогов и приставок;
2. Метапредметные результаты:
•Познавательные универсальные учебные действия (УУД) – учащиеся научатся анализу и синтезу объектов, выбору оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, построению логической цепи рассуждений, доказательств, самостоятельного создания способов решения проблем творческого и поискового характера;
•Регулятивные УУД – учащиеся будут совершенствовать навык волевой саморегуляции;
•Коммуникативные УУД – учащиеся будут совершенствовать потребность в общении со взрослыми и сверстниками, учет разных мнений и умение обосновать свое, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
3. Личностные результаты
•Личностные УУД – учащиеся будут совершенствовать положительное отношение к учению социальной роли ученика, познавательных и учебных мотивов.
Содержание программы
Коррекционная работа условно делится на несколько этапов:
I Этап. Коррекционная работа на фонетическом уровне.
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Речь. Предложение. Слово. Звуки речи. | 13 |
2 | Работа над звуко - слоговым составом слова | 23 |
36 часов |
Основные задачи I этапа:
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова:
Коррекция дефектов звукопроизношения;
Развитие познавательной активности учащихся.
II этап. Коррекционная работа на лексико – грамматическом уровне.
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Состав слова | 15 |
Основные задачи II этапа:
Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
Развитие и совершенствование грамматического строя речи обучающихся за счет усвоения связи слов в предложении (согласование; предложное и беспредложное управление) и овладения моделями предложений различных синтаксических конструкций.
III этап. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Связь слов в предложении | 4 |
2 | Устная связная речь | 10 |
14 часов |
Основные задачи III этапа:
Развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
Установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
Оценочный этап. На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы; проводится повторная проверка навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей.
Тематическое планирование, 3 класс
№ | Тема | Количество часов |
Коррекционная работа на фонетическом уровне. | 37 часов | |
Коррекционная работа на лексико – грамматическом уровне. | 15 часов | |
Коррекционная работа на синтаксическом уровне. | 14 часов | |
Оценочный этап | 2 часа |
Календарно-тематическое планирование
Внеурочной деятельности «Логовичок»
№
| Тема урока | Дата проведения урока | |
План. | Факт. | ||
1 | Звуки речи и буквы. Органы речи. Образование звуков речи. | 1.09-7.09 | |
2 | Слоговой анализ и синтез слов. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. | 1.09-7.09 | |
3 | Слоговой анализ и синтез слов. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. | 8.09-14.09 | |
4 | Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов. | 8.09-14.09 | |
5 | Гласные и согласные звуки и буквы. Алфавит. | 15.09-21.09 | |
6 | Слоговой анализ и синтез слов. Ударение. | 15.09-21.09 | |
7 | Слоговой анализ и синтез слов. Безударные гласные. | 22.09-28.09 | |
8 | Безударные гласные в корне слова. | 22.09-28.09 | |
9 | Безударные гласные в корне слова. | 29.09-5.10 | |
10 | Предложение. Слово. | 29.09-5.10 | |
11 | Антонимы. | 6.10-12.10 | |
12 | Синонимы. | 6.10-12.10 | |
13 | Омонимы. | 13.10-19.10 | |
14 | Однозначные и многозначные слова. | 13.10-19.10 | |
15 | Звуки согласные твердые и мягкие (1 способ смягчения: гласные 2 ряда). | 20.10-26.10 | |
16 | Дифференциация гласных [а-я]. | 20.10-26.10 | |
17 | Дифференциация гласных [о-ё]. | 27.10-9.11 | |
18 | Дифференциация гласных [у-ю]. | 27.10-9.11 | |
19 | Дифференциация гласных [ё-ю]. | 10-16.11 | |
20 | Дифференциация гласных [ы-и]. | 10-16.11 | |
21 | Звуки согласные твердые и мягкие (2 способ смягчения: буква ь). | 17-23.11 | |
22 | Звуки согласные твердые и мягкие (2 способ смягчения: буква ь). | 17-23.11 | |
23 | Буква Ъ | 24-30.11 | |
24 | Звуки согласные звонкие и глухие. | 24-30.11 | |
25 | Дифференциация звуков [в-ф], [в'-ф']. | 1.12-7.12 | |
26 | Дифференциация звуков [п-б], [п'-б']. | 1.12-7.12 | |
27 | Дифференциация звуков [д-т], [д'-т']. | 8.12-14.12 | |
28 | Дифференциация звуков [д-т], [д'-т']. | 8.12-14.12 | |
29 | Дифференциация звуков [с-з], [с'-з']. | 15-21.12 | |
30 | Дифференциация звуков [к-г], [к'-г']. | 15-21.12 | |
31 | Дифференциация звуков [ш-ж]. | 22-28.12 | |
32 | Дифференциация звуков [с-ш]. | 22-28.12 | |
33 | Дифференциация звуков [з-ж]. | 12.01-18.01 | |
34 | Дифференциация звуков [с-ц]. | 12.01-18.01 | |
35 | Дифференциация звуков [ч-т']. | 19-25.01 | |
36 | Дифференциация звуков [ч-щ]. | 19-25.01 | |
37 | Дифференциация звуков [ч-ц]. | 26.01-1.02 | |
38 | Предлоги | 26.01-1.02 | |
39 | Предлоги | 2.02-8.02 | |
40 | Морфемный анализ и синтез слов. Окончание и основа. | 2.02-8.02 | |
41 | Морфемный анализ и синтез слов. Корень слова. Однокоренные слова. | 9.02-15.02 | |
42 | Морфемный анализ и синтез слов. Сложные слова. | 9.02-15.02 | |
43 | Морфемный анализ и синтез слов. Суффикс. | 16.02-22.02 | |
44 | Морфемный анализ и синтез слов. Приставка. | 16.02-22.02 | |
45 | Дифференциация предлогов и приставок. | 23.02-1.03 | |
46 | Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. | 23.02-1.03 | |
47 | Двойные согласные. Непроизносимые согласные. | 2.03-8.03 | |
48 | Имя существительное. Категория числа, рода. Склонение. | 2.03-8.03 | |
49 | Имя прилагательное. Категория числа, рода. Склонение в единственном числе. | 9.03-15.03 | |
50 | Имя прилагательное. Категория числа, рода. Склонение во множественном числе. | 9.03-15.03 | |
51 | Глагол. Неопределенная форма. Изменение глаголов по временам. | 16.03-22.03 | |
52 | Глагол. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. | 16.03-22.03 | |
53 | Словосочетание. Согласование в числе. | 23.03-5.04 | |
54 | Словосочетание. Согласование в роде. | 23.03-5.04 | |
55 | Падежное управление. | 6.04-12.04 | |
56 | Падежное управление. | 6.04-12.04 | |
57 | Работа над текстом. План к каждой части рассказа. | 13.04-19.04 | |
58 | Работа над текстом. Рассказ по серии картинок. | 13.04-19.04 | |
59 | Работа над текстом. Рассказ по сюжетной картинке. | 20.04-26.04 | |
60 | Работа над текстом. Рассказ-повествование. | 20.04-26.04 | |
61 | Работа над текстом. Рассказ-описание. | 27.04-3.05 | |
62 | Работа над текстом. Рассказ-рассуждение. | 27.04-3.05 | |
63 | Работа над текстом. Выборочный пересказ. | 4.05-10.05 | |
64 | Работа над текстом. Рассказ по началу, по концу. | 4.05-10.05 | |
65 | Работа над текстом. Деление рассказа на законченные части. | 11.05-17.05 | |
66 | Работа над текстом. Краткий пересказ. | 11.05-17.05 | |
67 | Диктант. | 18.05-25.05 | |
68 | Исследование процесса восприятия и чтения. | 18.05-25.05 |
68 часов.
Учебно-методическое обеспечение:
Данилов И.В. «Система упражнений». – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
Ишимова О.А., Бондарчук О. А. Логопедическая работа в школе. – М.: Просвещение, 2012.
Козырева Л.М. «Развитие речи и внимания», «Развитие речи и памяти». Академия развития, 2007.
Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.
Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. – М,: Парадигма, 2011.
Ушакова О.Д. 95 упражнений на все правила русского языка. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013.-64 с.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: Когито – Центр, 1996 – 47 с.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. – М.: АРКТИ, 2007.
Эдигей В. «Новое чтение». Учебный центр ПЕРСПЕКТИВА.
Список литературы
Аманатова М.М., Андреева Н.Г., Тосуниди О.М. Справочник школьного логопеда. –Ростов н/Д: Феникс, 2010.
Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Просвещение,1989.
Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991.
Козырева Л.М. «Развитие речи и внимания», «Развитие речи и памяти». Академия развития, 2007.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2003.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.
Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: Просвещение, 1983.
Мазанова Е.В.Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
Милостивенко Л.Т. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. –СПб., 1995.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.,1994.
Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1969.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.
Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. – М,: Парадигма, 2011.
Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1995.
Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2000.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. – М.: АРКТИ, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...