Рабочая программа по внеурочной деятельности " Логовичок" 3 класс
методическая разработка по логопедии (3 класс) по теме

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Логовичок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_logovichok.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к программе по внеурочной деятельности (логопедия)

                                             «Логовичок»

Программа внеурочной  деятельности «Логовичок» разработана на основе примерной программы развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования и авторской программы Елецкой О.В. , Горбачевской Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». Программа соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:

- комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);

- компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);

- поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).

Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.

Цель программы: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся младшего школьного возраста.

Задачи программы:

Развитие фонематического анализа и синтеза;

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова,
предложения и текста;

Формирование и развитие грамматически правильной речи;

Формирование и развитие выразительной, связной речи;

Обогащение словарного запаса;

Развитие фонематического восприятия;

Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;

Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;

Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового,
зрительного, кинестетического.

Развитие познавательных процессов: слухового внимания,
зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти,
логического мышления.

Адресат: обучающиеся 3 классов с нарушением чтения и письма, испытывающие стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических процессов для овладения полноценной учебной деятельностью.

Основные направления работы

1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи: — уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

— уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

3. Формировании связной речи:

— развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

— установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

— устойчивости внимания;

— наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

— способности к запоминанию;

— способности к переключению;

— навыков и приемов самоконтроля;

— познавательной активности;

— произвольности общения и поведения.

5. Формирование полноценных учебных умений:

— планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

— работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

— применение знаний в новых ситуациях;

— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

— умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

— применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

— употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

— обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

— пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

— развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

— формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

— проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

— соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);

— составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии)

Планируемые результаты 

В результате работы по данной программе у обучающихся будут сформированы следующие навыки:

- расширение словарного запаса;

- осознание значимости правильного говорения для личного развития;

- потребность грамотного и четкого изложения своих мыслей;

- умение планировать грамотную речь,

В ходе реализации данной программы у младших школьников формируются следующие группы УУД:

1. Личностные.

- нравственно-этическая ориентация;

- ориентации на понимание причин успеха в речевой  деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально-ценных личностных и  нравственных качеств: трудолюбие, организованность;

- добросовестное отношение  к делу, инициативность, любознательность,  потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

2. Коммуникативные.

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (цели, функции, способы);

- постановка вопросов (поиск и сбор информации);

- умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- умение критично относиться к собственному мнению;

- управление поведение партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);

- организация учебного взаимодействия в группе (распределение ролей, умение договариваться друг с другом и т.д.).

3. Регулятивные.

- целеполагание – постановка учебной задачи;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата:

- прогонозирование – предвосхищение результата;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- коррекция – внесение дополнений и корректив в план и способ действий;

- оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

- саморегуляция – способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий.

4. Познавательные.

- умение работать со скороговоркой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- умение классифицировать и обобщать предметы по данному признаку;

Используемые технологии

•Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие образовательные технологии:упражнения, направленные на совершенствование общего моторного развития (игры с мячом, коррекционные игры из «Психогимнастики», развитие чувства равновесия и координации движений) пальчиковая гимнастика и упражнения для развития кистей рук.

•Технология учебного диалога.

•Информационно-коммуникативные технологии.

Программа предназначена для учащихся 3 классов образовательной школы.

Форма обучения: групповые занятия (12-15 человек).

Срок реализации программы- 1 год

Занятие проводится 2 раза в неделю по 40-45 минут.

Количество часов в год: 68 часа.

В процессе занятий используютя различные формы работы и методические приёмы:

- групповая дискуссия;

- беседа;

- ролевая игра;

- импровизация;

- дыхательные, артикуляционные и двигательные упражнения;

- чтение скороговорок;

Основные методы обучения, используемые на занятиях:

- практические,

- наглядно-демонстрационные,

- игровые,

- методы ролевого моделирования типовых ситуаций,

- словесные.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Предметные результаты:

В результате освоения программы обучающиеся должны научиться:

•различать гласные и согласные звуки;

•правильно называть мягкие и твердые звуки в словах, показывать мягкость согласных на письме;

•определять место ударения в слове, выделять безударную гласную;

•графически обозначать звуки, слоги, слова, предложения;

•вычленять слова из предложений;

•применять на письме морфемный анализ и синтез слов;

•дифференцировать словосочетания, предложения, текст;

•дифференцировать написание предлогов и приставок;

2. Метапредметные результаты:

•Познавательные универсальные учебные действия (УУД) – учащиеся научатся анализу и синтезу объектов, выбору оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, построению логической цепи рассуждений, доказательств, самостоятельного создания способов решения проблем творческого и поискового характера;

•Регулятивные УУД – учащиеся будут совершенствовать навык волевой саморегуляции;

•Коммуникативные УУД – учащиеся будут совершенствовать потребность в общении со взрослыми и сверстниками, учет разных мнений и умение обосновать свое, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

3. Личностные результаты

•Личностные УУД – учащиеся будут совершенствовать положительное отношение к учению социальной роли ученика, познавательных и учебных мотивов.

Содержание программы

Коррекционная работа условно делится на несколько этапов:

I Этап. Коррекционная работа на фонетическом уровне.

Тема занятия

Количество часов

1

Речь. Предложение. Слово. Звуки речи.

13

2

Работа над звуко - слоговым составом слова

23

36 часов

Основные задачи I этапа:

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова:

Коррекция дефектов звукопроизношения;

Развитие познавательной активности учащихся.

II этап. Коррекционная работа на лексико – грамматическом уровне.

Тема занятия

Количество часов

1

Состав слова

15

Основные задачи II этапа:

Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

Развитие и совершенствование грамматического строя речи обучающихся за счет усвоения связи слов в предложении (согласование; предложное и беспредложное управление) и овладения моделями предложений различных синтаксических конструкций.

III этап. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Тема занятия

Количество часов

1

Связь слов в предложении

4

2

Устная связная речь

10

14 часов

Основные задачи III этапа:

Развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

Установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

Оценочный этап. На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы; проводится повторная проверка навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей.

 

                         Тематическое планирование, 3 класс

Тема

Количество часов

Коррекционная работа на фонетическом уровне.

37 часов

Коррекционная работа на лексико – грамматическом уровне.

15 часов

Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

14 часов

Оценочный этап

2 часа

Календарно-тематическое планирование

Внеурочной деятельности «Логовичок»

 

                                      Тема урока

Дата проведения урока

План.

Факт.

1

Звуки речи и буквы. Органы речи. Образование звуков речи.

1.09-7.09

2

Слоговой анализ и синтез слов. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.

1.09-7.09

3

Слоговой анализ и синтез слов. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.

8.09-14.09

4

Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов.

8.09-14.09

5

Гласные и согласные звуки и буквы. Алфавит.

15.09-21.09

6

Слоговой анализ и синтез слов. Ударение.

15.09-21.09

7

Слоговой анализ и синтез слов. Безударные гласные.

22.09-28.09

8

Безударные гласные в корне слова.

22.09-28.09

9

Безударные гласные в корне слова.

29.09-5.10

10

Предложение. Слово.

29.09-5.10

11

Антонимы.

6.10-12.10

12

Синонимы.

6.10-12.10

13

Омонимы.

13.10-19.10

14

Однозначные и многозначные слова.

13.10-19.10

15

Звуки согласные твердые и мягкие (1 способ смягчения: гласные 2 ряда).

20.10-26.10

16

Дифференциация гласных [а-я].

20.10-26.10

17

Дифференциация гласных [о-ё].

27.10-9.11

18

Дифференциация гласных [у-ю].

27.10-9.11

19

Дифференциация гласных [ё-ю].

10-16.11

20

Дифференциация гласных [ы-и].

10-16.11

21

Звуки согласные твердые и мягкие (2 способ смягчения: буква ь).

17-23.11

22

Звуки согласные твердые и мягкие (2 способ смягчения: буква ь).

17-23.11

23

Буква Ъ

24-30.11

24

Звуки согласные звонкие и глухие.

24-30.11

25

Дифференциация звуков [в-ф], [в'-ф'].

1.12-7.12

26

Дифференциация звуков [п-б], [п'-б'].

1.12-7.12

27

Дифференциация звуков [д-т], [д'-т'].

8.12-14.12

28

Дифференциация звуков [д-т], [д'-т'].

8.12-14.12

29

Дифференциация звуков [с-з], [с'-з'].

15-21.12

30

Дифференциация звуков [к-г], [к'-г'].

15-21.12

31

Дифференциация звуков [ш-ж].

22-28.12

32

Дифференциация звуков [с-ш].

22-28.12

33

Дифференциация звуков [з-ж].

12.01-18.01

34

Дифференциация звуков [с-ц].

12.01-18.01

35

Дифференциация звуков [ч-т'].

19-25.01

36

Дифференциация звуков [ч-щ].

19-25.01

37

Дифференциация звуков [ч-ц].

26.01-1.02

38

Предлоги

26.01-1.02

39

Предлоги

2.02-8.02

40

Морфемный анализ и синтез слов. Окончание и основа.

2.02-8.02

41

Морфемный анализ и синтез слов. Корень слова. Однокоренные слова.

9.02-15.02

42

Морфемный анализ и синтез слов. Сложные слова.

9.02-15.02

43

Морфемный анализ и синтез слов. Суффикс.

16.02-22.02

44

Морфемный анализ и синтез слов. Приставка.

16.02-22.02

45

Дифференциация предлогов и приставок.

23.02-1.03

46

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

23.02-1.03

47

Двойные согласные. Непроизносимые согласные.

2.03-8.03

48

Имя существительное. Категория числа, рода. Склонение.

2.03-8.03

49

Имя прилагательное. Категория числа, рода. Склонение в единственном числе.

9.03-15.03

50

Имя прилагательное. Категория числа, рода. Склонение во множественном числе.

9.03-15.03

51

Глагол. Неопределенная форма. Изменение глаголов по временам.

16.03-22.03

52

Глагол. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

16.03-22.03

53

Словосочетание. Согласование в числе.

23.03-5.04

54

Словосочетание. Согласование в роде.

23.03-5.04

55

Падежное управление.

6.04-12.04

56

Падежное управление.

6.04-12.04

57

Работа над текстом. План к каждой части рассказа.

13.04-19.04

58

Работа над текстом. Рассказ по серии картинок.

13.04-19.04

59

Работа над текстом. Рассказ по сюжетной картинке.

20.04-26.04

60

Работа над текстом. Рассказ-повествование.

20.04-26.04

61

Работа над текстом. Рассказ-описание.

27.04-3.05

62

Работа над текстом. Рассказ-рассуждение.

27.04-3.05

63

Работа над текстом. Выборочный пересказ.

4.05-10.05

64

Работа над текстом. Рассказ по началу, по концу.

4.05-10.05

65

Работа над текстом. Деление рассказа на законченные части.

11.05-17.05

66

Работа над текстом. Краткий пересказ.

11.05-17.05

67

Диктант.

18.05-25.05

68

Исследование процесса восприятия и чтения.

18.05-25.05

68 часов.

Учебно-методическое обеспечение:

Данилов И.В. «Система упражнений». – М.: ТЦ Сфера, 2007.

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

Ишимова О.А., Бондарчук О. А. Логопедическая работа в школе. – М.: Просвещение, 2012.

Козырева Л.М. «Развитие речи и внимания», «Развитие речи и памяти». Академия развития, 2007.

Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.

Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. – М,: Парадигма, 2011.

Ушакова О.Д. 95 упражнений на все правила русского языка. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013.-64 с.

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: Когито – Центр, 1996 – 47 с.

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. – М.: АРКТИ, 2007.

Эдигей В. «Новое чтение». Учебный центр ПЕРСПЕКТИВА.

Список литературы

Аманатова М.М., Андреева Н.Г., Тосуниди О.М. Справочник школьного логопеда. –Ростов н/Д: Феникс, 2010.

Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Просвещение,1989.

Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991.

Козырева Л.М. «Развитие речи и внимания», «Развитие речи и памяти». Академия развития, 2007.

Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2003.

Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968.

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.

Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: Просвещение, 1983.

Мазанова Е.В.Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.

Милостивенко Л.Т. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. –СПб., 1995.

Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.,1994.

Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1969.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.

Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. – М,: Парадигма, 2011.

Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1995.

Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2000.

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. – М.: АРКТИ, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...