Методическая разработка к занятию по математическим представлениям по теме: «В гостях у сказки «Маша и медведь»».
методическая разработка

Данная методическая разработка занятия по математическим представлениям ориентирована на учащихся с ОВЗ класса ОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_matematiki_masha_i_medved_1.docx73.22 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Харитонова Светлана Валерьевна

Методическая разработка  к занятию по математическим представлениям

по теме:  «В гостях у сказки «Маша и медведь»».

Цель: Закреплять  навыки  порядкового счета  с использованием здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

  1. Закрепить навыки конструирования, ориентировки на листе бумаги, обведения по точкам.
  2. Повторить основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник), основные цвета.
  3. Повторить правила безопасного  личного поведения.
  4. Корректировать и развивать устную речь учащихся, обогащать словарный запас.
  5. Корректировать и развивать мелкую моторику кистей рук.
  6. Укреплять здоровье и повышать работоспособность детей.
  7. Воспитывать умение сопереживать.
  8. Формировать положительную мотивацию к учению.

Оборудование:

  1. Плоскостной кукольный театр «Маша и медведь».
  2. Карточки с заданием по количеству детей.
  3. Геометрические фигуры.
  4. Цветные карандаши, простые карандаши, ручки.
  5. Наборное полотно, цифры, знаки арифметических действий.
  6. Клей.
  7. «Чудесный мешочек».

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

1 этап.

Организационный

- Ребята,  сегодня мы  идем в гости  к сказке.

(Учитель прикрепляет на доску название сказки.)

- Прочитайте  название сказки.

Дети  сидят за партами, стоящими полукругом.

- « Маша и медведь».

На доске: домик, тропинка, лес

Приложение 1.

«Маша и медведь»

2 этап.

Работа по теме урока.

Динамическая пауза.

- Вспомните, как начинается сказка, я начну рассказывать, а вы мне помогайте:

Жили-были дедушка и...

И была у них внучка…

Собрались раз подружки в лес - по грибы да по ... Пришли звать с собой и...

- Дедушка, бабушка, - говорит Машенька, - отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька - деревце за деревце, кустик за кустик - и ушла далеко-далеко от подружек.

Ориентировка на листе бумаги.

(Учитель раздает детям карточки с заданием«От деревца до ёлочки»)

- Помогите Маше пройти от деревца до елочки.

- Шла-шла Маша по лесу, много интересного она встретила она на пути.

Обведение по точкам.

(Учитель раздает детям карточки с заданием «Обведи по точкам»)

- Обведите по точкам, что и кого увидела Маша.

- Маша собирала…

- Обведите грибы.

- Маша проходила мимо ёлочек. Какие елочки увидела Маша сначала?

- Обведите их.

- Какие ёлочки Маша увидела потом?

- Сосчитайте: сколько больших ёлочек?

- Обведите их.

- Кого встретила Маша в лесу?

- Обведите их.

- Пошла Маша дальше по лесу.

Порядковый счет.

(Учитель раздает детям карточки с заданием «Соедини цифры по порядку»)

- Идет Маша по лесу, под ёлочки заглядывает. Что  нашла под ёлочкой Маша, вы узнаете соединив цифры по порядку.

- Что нашла Маша?

Счет в пределах пяти.

- Маша стала собирать грибы.

Учитель вставляет в корзину 4 гриба.

- Сколько грибов собрала Маша?

- Потом Маша положила в корзину ещё 1 гриб.

Учитель вставляет в корзину ещё 1 гриб.

- Сколько грибов стало в корзине?

Учитель раздаёт карточки «Сосчитай грибы».

-Давайте запишем наши вычисления.

Учитель выкладывает вычисление на наборном полотне.

- А сейчас мы немного поиграем: я буду показывать движения, а вы – повторять.

Раз, два —

Маша в лес пошла,

Три, четыре, пять —

Грибы, ягоды искать.

Их в корзинку собирала

И дорогу потеряла.

Раз, два, три

— Ау, Маша, выходи!

Работа с геометрическим материалом.

Ходила, ходила Машенька по лесу - совсем заблудилась.

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит-стоит… избушка.

- А где же избушка?

- Надо помочь – построить избушку. Для этого нам понадобятся геометрические фигуры.

Учитель показывает  образец «избушки». На столе разложены геометрические фигуры: большой красный квадрат, маленький синий квадрат, большой желтый треугольник, маленький зеленый треугольник.

- Какие геометрические фигуры нам понадобятся?

- Какие квадраты и треугольники по цвету и размеру?

- Правильно. Кто хочет помочь строить избушку?

Постучала Машенька в дверь - не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.

Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.

Села и думает:

„Кто же здесь живёт? Почему никого не видно?.." А в той избушке жил …

Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

- Ага, - говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.

Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машенька хозяйством занималась. Накрывала Маша на стол и увидела, что скатертьпрохудилась.Нужно Маше помочь: найти нужную заплатку.

Учитель раздает детям карточки с заданием «Найди заплатку».

- Проведите карандашом линию, соединив скатерть с нужной заплаткой.

Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Думала она, думала и придумала.

Напекла она пирожков.

Учитель раздает детям «пирожки» - круги желтого цвета.

- Какие «пирожки» по форме?

- Какие «пирожки» по цвету?

- Какие «пирожки» по размеру?

- Маша приготовила  большое блюдо для пирожков.

Учитель показывает «блюдо» - круг белого цвета.

- Какое «блюдо» по форме?

- Какое «блюдо» по цвету?

- Какое «блюдо» по размеру?

Учитель прикрепляет белый круг на доску.

- Давайте поможем Маше разложить пирожки на блюде.

- Достала Маша большой-пребольшой короб и говорит медведю:

- Вот, смотри: я в короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

- Ладно, - отвечает медведь, - давай короб! Машенька говорит:

- Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик! Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.

Вернулся медведь, видит - короб готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню.

Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шёл-шёл, устал и говорит:

А Машенька из короба:

- Ишь какая глазастая, - говорит медведь, - всё видит! Поднял он короб и пошёл дальше.

Пришёл в деревню, нашёл дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:

- Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принёс.

А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.

Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.

Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят- короб стоит.

- Что это в коробе? - говорит бабушка.

А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит - живёхонька и здоровёхонька.

Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.И решили Машеньке подарить бусы, но бусинки рассыпались. Нужно помочь Маше собрать бусы.

Учитель раздает детям карточки с заданием «Собери бусы», клей, геометрические фигуры.

- Ребята, вам нужно правильно собрать бусы, внимательно рассмотрите свой образец и приклейте геометрические фигуры в нужном порядке.

-…бабушка.

- Машенька.

-…ягоды

-… Машеньку.

- Иди, только смотри от подружек не отставай - не то заблудишься.

Дети выполняют задание.

- грибы.

(Дети обводят грибы).

(Дети обводят елочки).

- Маленькие.

(Дети обводят маленькие елочки).

- Большие.

- Пять.

(Дети обводят большие елочки).

- Ежей.

(Дети обводят ежей).

Дети выполняют задание

- Грибы.

- Четыре гриба.

- Пять.

Дети записывают вычисления на карточке.

(Дети шагают на месте).

(Наклоны).

(Показывают, как собирают грибы).

(Разводят руки в стороны).

(Хлопают в ладоши).

- Нет избушки.

- Квадраты, треугольники.

- Большой красный квадрат, маленький синий квадрат, большой желтый треугольник, маленький зеленый треугольник.

Дети по желанию выходят к доске и прикрепляют геометрические фигуры.

-   большущий медведь.

Дети выполняют задание.

- Круглые.

- Желтые.

- Маленькие.

- Круглое.

- Белое.

- Большое.

Дети по очереди выходят к доске и прикрепляют геометрические фигуры.

- Сяду на пенёк,

Съем пирожок!

- Вижу, вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

Дети выполняют задание.

На доске появляются

герои сказки: бабушка и дедушка,

Машенька, подружки.

Приложение 2

«От деревца до ёлочки»

Сказка "Маша и медведь"

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

«Сосчитай грибы»

http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=17996882-38-72&n=21http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=17996882-38-72&n=21http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=17996882-38-72&n=21http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=17996882-38-72&n=21http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=17996882-38-72&n=21

Приложение 6.

Приложение 7.

На доске появляется

герой сказки: медведь.

Приложение 8.

Приложение 9.

Приложение 10.

3этап.

Итог урока.

- Ребята, у какой  сказки сегодня мы были в гостях?

- А что случилось с Машей?

- Почему Машапопала в беду?

- Ребята, а можно не слушаться родителей, бабушек, дедушек?

- Ребята,  назовите геометрические фигуры, о которых мы говорили на уроке.

- Правильно, а сейчас мы поиграем в игру «Кто лишний?»

Учитель раздает карточки с заданием «Кто лишний?».

- Назовите героев сказки «Маша и медведь».

- Назовите и зачеркните лишнего героя.

Сосчитайте: сколько героев сказки «Маша и медведь»?

- Ребята, вы сегодня очень старались, помогали Машеньке, и она приготовила вам сюрпризы в «Чудесном мешочке».

- «Маша и медведь»

- Маша попала в беду, она заблудилась, её хотел съесть медведь.

- Потому что Маша не послушалась бабушку и дедушку, она далеко ушла от подружек.

- Нет, нельзя. Это опасно.

- Круг, квадрат, треугольник.

Дети выполняют задание.

- Бабушка, дедушка, Маше, медведь.

- Колобок.

-Четыре.

Приложение 11.

Приложение №1.

«Маша и медведь»

Приложение №2.

«От деревца до ёлочки»

Посмотри на картинку и пройди весь путь Машеньки в лесу: от  деревца до кустика, от кустика до ягодки, от ягодки до цветочка, от цветочка до грибочка, от грибочка до ёлочки.

Проведи дорожку красным цветом, и тогда ты увидишь весь путь Машеньки от деревца до ёлочки.

Сказка "Маша и медведь"

Приложение №5.

            «Сосчитай грибы»

http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=17996882-38-72&n=21http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=17996882-38-72&n=21http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=17996882-38-72&n=21http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=17996882-38-72&n=21http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=17996882-38-72&n=21

Приложение №6.

Динамическая пауза

Раз, два — Сказка "Маша и медведь"

Маша в лес пошла, (Дети шагают на месте)

Три, четыре, пять —

Грибы, ягоды искать.(Наклоны)

Их в корзинку собирала (Показывают, как собирают грибы)

И дорогу потеряла. (Разводят руки в стороны)

Раз, два, три

— Ау, Маша, выходи! (Хлопают в ладоши)

Приложение №11.

«Кто лишний?»

Найди и сосчитай на картинке всех героев сказки «Маши и медведь». Назови, кто здесь лишний.

Сказка "Маша и медведь"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие "по страницам русско-народной сказки Маша и медведь""

данное занятие входит в курс Л.В. Мищенковой "36 занятий для отличников"...

УРОК МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ "МАША И МЕДВЕДЬ"

Нетрадиционный урок - путешесвие по  математике для 1 класса по теме: "Повторение изученного материала за 1 полугодие". Он включает в себя как индивидуальные задания, так и групповые и ...

Сценарий музыкальной сказки "Маша и медведь"

Драматизация музыкальной сказки «Маша и медведь»Персонажи: Сказочница, баба, дед, Маша, 1- подружка, 2- подружка, 3- подружка, 4-подружка, Лесовичок, Гриб- боровик, медведь, 1 –пирож...

Тема: «Сложение и вычитание с переходом через десяток». Путешествие в сказку ” Маша и медведь” закрепление темы.

Цель: формирование умения складывать однозначные числа с переходом через десяток.Задачи:- образовательные: развивать вычислительные навыки, продолжать формировать умение решать задачи, закреплять назв...

Слушание и выполнение действий русской народной сказки «Маша и медведь» с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации (программа «Макатон»)

Формирование понимания сказочного сюжета   с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации...