рабочая программа по внеурочной деятельности " школа общения"
календарно-тематическое планирование (3 класс)

Владимирова Елена Васильевна

Рабочая программа  совместно с календарно- тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_obshcheniya.docx43.88 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №34»

Г.о. Подольск

УТВЕРЖДАЮ

Директор                            И.Г. Горкавая

Приказ № ______ от «        » ___________ 2017 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности кружка

 «Школа общения»

 (социальное направление)

3 КЛАСС

 (34 часа, 1 час в неделю)

Составил:

учитель начальных классов

Владимирова Елена Васильевна

        2017 – 2018 учебный год        

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка ……………………………………………………….3

2. Содержание программы ……………………………………………….……...6

3. Календарно – тематическое планирование ……………………………….....7

4. Планируемые результаты …………………………………………………....13

5.Система оценки достижения планируемых результатов.

   Критерии оценивания…………………………………………………………15

6.Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса ……………………………………………………..16

Пояснительная записка

Программа «Школа общения» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю.

Актуальность курса

На  занятиях проводится коррекция эмоционально-личностной сферы детей, развиваются навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа способствует гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.

На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.

В работе с младшими школьниками отдается предпочтение групповой форме проведения занятий. Данный возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Место курса «Школа общения» в учебном плане: в неделю - 1 час; в год – 34 часа.

Тематическое планирование

Название темы раздела

Количество часов

1

Этикет  

1

2

 Устное и письменное приглашение на день рождения

2

3

Встреча и развлечение гостей

2

4

 Поведение в гостях

2

5

 Как дарить подарки

2

6

 Заповеди норм нравственности

2

7

Дал слово держи

2

8

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна»

2

9

Преданный друг

1

10

О доброте и бессердечие

1

11

Об уважительном отношении к старшим

1

12

О зависти и скромности

2

13

О доброте и жестокосердии

1

14

В мире мудрых мыслей

2

15

Золотые правила

2

16

Учимся понимать настроение другого

2

17

О тактичном и бестактном поведении

2

18

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится

2

19

В мире мудрых мыслей

2

20

Обзор курса этики за год

1

Ценностные ориентиры.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Содержание программы

Я и мое поведение. Правила поведения во время урока. Функция школьного звонка. Понятие «готовность к уроку», «перемена». Функция перемен. Возможные игры во время школьных перемен. Понятие «режим дня школьника». Чем должен заниматься ученик в школе и дома. Знакомство с правилами поведения в школьной столовой, за столом. Ролевая игра. Понятия «старательность», «прилежность», «щедрость» «храбрость». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений.

Я и другие .Понятия «доброжелательность», «вежливость». Отношение человека к окружающим его людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». Содержание понятий «дружба» и «одноклассники». Законы дружбы. Тестирование «мой друг». Знакомство с правилами общения, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Проигрывание ситуаций общения с учителем. Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. Изучение поступков сказочных героев. Умение вести диалог, спор. Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

В мире мудрых пословиц. Понятие «учебный труд». Труд ученика на уроке и дома. Развивающие игры. Понятие «трудолюбие». Польза труда в жизни человека. Элементы культуры труда. Хлеб-всему голова способы бережного отношения к нему, к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Организация труда. Обсуждение литературных произведений Н. Носова. Анализ действий главных героев.

Уроки Ушинского. Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность. Как должен выглядеть ученик. Культура поведения.

Уроки вежливости и доброты. Общение с незнакомыми людьми. Правила поведения в городе, транспорте, гостях. Моделирование ситуаций. Соблюдение правил дорожного движения. Сигналы светофора. Понятие «общественный транспорт». Проигрывание ситуаций поведения в транспорте. Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. Ситуации. Усвоение стандартных приёмов эстетических форм общения. Развитие любви к природе, животным. Распределение ролей, стихотворений, разучивание песен.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения

Скорректиро

ванные сроки прохождения

1

Этикет  

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к предмету;

- чувства сопричастности и гордости за свою деятельность на уроке

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет.

2

 Устное и письменное приглашение на день рождения

-обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем

- планировать учебную деятельность на уроке

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Проявят коммуникативную активность при получении знаний в диалоге.

3

Встреча и развлечение гостей

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Научится слушать и вступать в диалог.

-использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных задач.

4

 Поведение в гостях

-опираться на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

-ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение;

5

 Как дарить подарки

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- осознанно понимать чувства других людей и сопереживать  им.

6

 Заповеди норм нравственности

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению

устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

7

Дал слово держи

 Научится планировать учебную деятельность на уроке.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к предмету;

- чувства сопричастности и гордости за свою деятельность на уроке устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Научатся проявлять самостоятельность, инициативу, лидерские качества.

8

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна»

-обсуждать для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни

- понимать чувства других людей и сопереживать им.

9

Преданный друг

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению,

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;

10

О доброте и бессердечие

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

11

Об уважительном отношении к старшим

Понимать чувства других людей и сопереживать им.

Знать основные моральные нормы и ориентация на их выполнение; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

-формулировать собственное мнение и позицию;

- оценивать поведение других людей и собственно

12

О зависти и скромности

13

О доброте и жестокосердии

14

В мире мудрых мыслей

Научится планировать учебную деятельность на уроке, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

-понимать чувства других людей и сопереживать им.

15

Золотые правила

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

16

Учимся понимать настроение другого

Научится планировать учебную деятельность на уроке.

-оценивать результат своей работы на уроке и работы своих товарищей.

Развивать этические чувства— стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

17

О тактичном и бестактном поведении

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-договариваться;

-приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

18

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится

19

В мире мудрых мыслей

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;

-использовать полученную на уроках информацию во внеурочной и внешкольной деятельности.

20

 Устное и письменное приглашение на день рождения.

-обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем

- планировать учебную деятельность на уроке

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Проявят коммуникативную активность при получении знаний в диалоге.

21

Встреча и развлечение гостей.

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Научится слушать и вступать в диалог.

-использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных задач.

22

 Поведение в гостях

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-опираться на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

-ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение;

23

 Как дарить подарки

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- осознанно понимать чувства других людей и сопереживать  им.

24

 Заповеди норм нравственности

-строить понятные для партнера высказывания;

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению

устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

25

Дал слово держи

 Научится планировать учебную деятельность на уроке.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к предмету;

- чувства сопричастности и гордости за свою деятельность на уроке устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Научатся проявлять самостоятельность, инициативу, лидерские качества.

26

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна»

-обсуждать для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни

- понимать чувства других людей и сопереживать им.

27

О зависти и скромности

Понимать чувства других людей и сопереживать им.

Знать основные моральные нормы и ориентация на их выполнение; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

-формулировать собственное мнение и позицию;

- оценивать поведение других людей и собственно

28

В мире мудрых мыслей

Научится планировать учебную деятельность на уроке, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

-понимать чувства других людей и сопереживать им.

29

Золотые правила

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

30

Учимся понимать настроение другого

Научится планировать учебную деятельность на уроке.

-оценивать результат своей работы на уроке и работы своих товарищей.

Развивать этические чувства— стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

31

О тактичном и бестактном поведении

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-договариваться;

-приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

32

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-договариваться;

-приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

33

В мире мудрых мыслей

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;

-использовать полученную на уроках информацию во внеурочной и внешкольной деятельности.

34

Обзор курса этики за год

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к предмету;

- чувства сопричастности и гордости за свою деятельность на уроке

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению

- строить сообщения в устной и письменной форме;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

      1.Изменения в модели поведения школьника:

-        проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге    (высказывать    свои    суждения,    анализировать    высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

-        соблюдение   культуры   поведения   и   общения,   правильных взаимоотношений;     проявление     доброжелательности,     взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

-  активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

  2.Изменения   объема   знаний,  расширение  кругозора   в   области нравственности и этики:

-        использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

-краткая      характеристика     (высказывание       суждений) общечеловеческих   ценностей   и   осознанное   понимание   необходимости следовать им;

-        объективная    оценка    поведения    реальных    лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

    3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

-        способность объективно оценивать поведение других людей и собственное;

-        форсированность   самоконтроля   и   самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

 Узнают:

1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.

2. Заповеди и правила этикета.

3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).

Уметь:

1.  Пользоваться этикетом в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

2. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.

  • Личностные универсальные учебные действия:

У ученика будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных задач;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Главный показатель оценивания учебных достижений – личностный рост каждого учащегося, умения работать в команде, способность решать проблемы, развитие творческих и коммуникативных способностей.

Проверка эффективности данного курса может осуществляться через:

  • результаты тестирования, организованного в рамках мониторинга качества образования, согласно плану внутришкольного контроля;
  • оценку публичных защит проектов;
  • качественную характеристику занятий и их результатов детей, родителей, педагогов;
  • эффективность участия учащихся на различных конкурсах.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методическая литература

  1. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
  2. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
  3. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
  4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
  6. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, акустические колонки,

документ камера.

Согласовано

Протокол заседания МО учителей начальных классов

От «___» __________________ 2017г. № __________

Согласовано

Заместитель директора по УВР __________________

От «___» __________________ 2017г. № __________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа - наш дом. Калейдоскоп проектов". (Проектная деятельность)

Конечно, как и у всех рабочих программ, данная программа имеет свои серьезные цели. В данной аннотации я хотела бы раскрыть цель, которую мы ставим перед детьми.   "Посмотрите н...

программа по внеурочной деятельности "Школа общения"

Программа по внеурочной деятельности "Школа общения"...

Программа курса внеурочной деятельности «Школа общения» 3 класс .

Общение – основное условие развития ребѐнка, важнейший фактор формированияличности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познаниеи оценку самого себя через посредство других лю...

рабочая программа по внеурочной деятельности " Этика общения и этикет" для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура общения"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура бощения"...

Программа курса внеурочной деятельности "Школа общения"

Программа курса внеурочной деятельностиНаправление: обществоведческое, психологическоеНаименование программы: «Школа общения»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа будущего – школа проектов» для 3 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Школа будущего – школа проектов»  для  3   класса  на 2023-2024 учебный год...