АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
консультация

Башкирова Галина Викторовна

       Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон речи, особенно звукопроизношения, что говорит о недостаточном развитии мышц речевого аппарата. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, нёбо. Артикуляционная гимнастика – это специальный комплекс упражнений, цель которых - это выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.                                                                                                                                                                                                                 Существуют определённые правила выполнения артикуляционной гимнастики. 1.Выполнять упражнения каждый день, т. е. регулярно. 2.Выполнять упражнения в течение 5-10 минут, чтобы ребёнок не уставал. 3.Упражнения должны нравиться малышу, поэтому желательно знакомить ребёнка с новым упражнением в форме игры, сказки. 4.Упражнения выполнять сидя перед зеркалом. 5.Выполнять не более 5 упражнений за одно занятие. 6.Выполнять движения губами и языком чётко, под счёт. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс артикуляционных упражнений. 

Упражнение «ЛОШАДКА» 

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Кончик языка при этом не вытянут и не заострен. Следить, чтобы язык не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.                    Язычок трудился и устал, На лошадке поскакал: «Цок, цок, цок».

Упражнение «КОМАРИК» 

Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произнести звук [з] (если ребенок умеет его правильно произносить). Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как в упражнении «Барабан» Язычок я подниму, за зубки спрячу, удержу, и комариком звенеть начну: «Дз-з-з-з».

Упражнение «ЛЯГУШКА»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.                                                                                   Вот понравится лягушкам – тянем губы прямо к ушкам. Потяну и перестану, И нисколько не устану.

Упражнение «ЛОПАТКА» 

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.                                                                                                                Язычок лопаткой положу. И под счет его я так держу. Раз, два, три, четыре, пять, Язычок мы будем расслаблять!

Упражнение «БАРАБАНЩИКДЯТЕЛ» 

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук [д]. Язык при произнесении звука [д] упирается в верхние

Упражнение «МОТОРЧИК»                                                                                               

Во время длительного произнесения звука Д или З (см. упражнения «Барабан», «Комарик») производить частые колебательные движения зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами шпатель шириной 1 см.                                                                                                                     Дятел, дятел тук-тук-тук. Ты чего стучишь, мой друг! -Я не зря во рту стучу, звукам правильным учу. «Д-д-д-д!» деревянным шпателем (на шпатель надета обычная соска). Волшебный ключик я возьму, язычок вверх подниму, ему немножко помогу, и моторчик заведу: «Д-д-д, др-р-р-р!»

Упражнение «ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБКИ» 

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.                                                                                                 В щеточку язык преврати. Чисти зубы, чисти зубы и снаружи, и внутри.

Упражнение «СЧИТАЕМ НИЖНИЕ ЗУБКИ» 

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.                                                                                                            Язычок лопаткой побывал, и ямку выкопать мечтал. Каждый зубик посчитал.

Упражнение «ХОБОТОК» 

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении на счет до пяти.                                                Подражаю я слону: губы хоботком тяну. А теперь их отпускаю, и на место возвращаю. 

Упражнения «ЛЯГУШКА» - «ХОБОТОК»                                   

На счет «один – два» чередовать упражнения «Лягушка» и «Хоботок». Улыбнусь я как лягушка – растяну свои губки к ушкам. А теперь слоненок у меня – хоботком губки тяну я.

Упражнение «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК» 

Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно его высовывая и втягивая.                                                              Непослушный язычок на губу ты положи, «Пя-пя-пя» произнеси. Хорошенько накажи. 

Упражнение «ТРУБОЧКА» 

Открыть рот, свернуть язык «трубочкой». Длительно подуть в получившуюся «трубочку».                                                                                                                      Язычок сложили в «трубочку» - стали похожи на дудочку. Сильно подули, даже пушинки все сдули.

Упражнение «ЧАШЕЧКА»

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Упражнение «БУБЛИК» 

Выполнять упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удерживать губы в таком положении на счет до пяти.                                                                                                   Язык широкий положи, а края приподними. Получилась чашка, кругленькая чашка. Бублик мы изобразили – плавно губы округлили. Их теперь нельзя смыкать, бублик надо удержать.

Упражнение «КИСКА СЕРДИТСЯ» 

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «один» выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы, на счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.                                                                 Кошка на скамейке спала, шерстку на солнышке грела она. Вдруг мышка прошла. Кошка проснулась, спинку прогнула и за мышкой пошла. 

Упражнение «УПРЯМЫЙ ОСЛИК» 

Губы растянуть в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание «ие». Кончик языка при этом упирается в нижние зубы. Ослик встретился в пути, предложил нас подвезти. Язычок наш согласился, широко всем улыбался, песню он в пути запел: «Ие! Ие! Ие!» 

Упражнение «ФОКУС» 

Положить на самый кончик носа маленький комочек ваты. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть комочек ваты с кончика носа.                                                                                                                          На носик – ватку, язычок – наверх. Подуй хорошенько, развесели всех. 

Упражнение «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» 

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).                                                                                                                          Ох и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму и остатки оближу.

Упражнение «ПАРОХОД» 

Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук [ы]. Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.                                                                                                                                                     Вот Денискин пароход смело по морю плывёт. Не боясь крутой волны, весело гудит он: «ы – ы –ы»

Упражнение «ПРИЧЕШЕМ ЯЗЫЧОК» 

Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка. Зубки в расческу вдруг превратились и язычок хорошо причесали, и тщательно его размяли.

Упражнение «ПОЙМАЕМ МЫШКУ» 

Улыбнуться. Произносить звук [а], одновременно прикусывая зубами широкий кончик языка. Постепенно увеличивая темп

Упражнение «ИНДЮК» 

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким кончиком языка по верхней движения, вы услышите звук [л]. Кошка пошла на охоту: Возле норки лежит – Мышку в норке сторожит. Вылезет мышка из норки, а кошка ее хвать – и поймает. 

Упражнение «ЛОПАТКА – ИГОЛОЧКА» 

Улыбнуться, открыть рот. На счет «один» положить широкий язык на нижнюю губу, на счет «два» высунуть язык, острым как жало.                                   Язык лопаткой положи и спокойно подержи. Язык иголочкой потом потянем тонким острием.

Упражнение «ОКОШКО» 

На счет «один» широко открыть рот («окошко» открыто), на счет «два» закрыть рот («окошко» закрыто).                                                                                       Кто в домике сидит и в окошечко глядит? Это язычок сидит и в окошечко глядит. 

Упражнение «ЧАСИКИ» 

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «один – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.                                                                                                            Маятник туда, сюда делает вот так: «Раз – два» 

Упражнение «ТЯНИСЬ ДО НОСА» 

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.                                                                                                        Язычок лопаточкой вверх потянем и до носика достанем.

Упражнение «КАТУШКА» 

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Кончик языка не отрывать от резцов, губы и нижняя челюсть не должна двигаться.                              Наш веселый язычок – он совсем не новичок. В зубки упирается и в катушку превращается.

Упражнение «КАЧЕЛИ» 

Улыбнуться, открыть рот. На счет «один – два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.                                                                                                                                  Рот пошире открываю – я зарядку выполняю. Язычок вверх – вниз поднимаю, будто качели я качаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида

Презентация комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида....

Особенности формирования двигательной функции артикуляционного аппарата и произносительной стороны речи у детей с аномалией уздечки языка.

Особенности формирования двигательной функции артикуляционного аппарата и произносительной стороны речи у детей с аномалией уздечки языка.Признаки короткой уздечки языка....

Комплексы дыхательной, зрительной, пальчиковой, артикуляционной гимнастики, физкультминутки, и релаксации для детей дошкольного возраста.

Комплексы дыхательной, зрительной, пальчиковой, артикуляционной гимнастики, физкультминутки, и релаксации для детей дошкольного возраста....

Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 2)

Существует множество игр на развитие моторики и на закрепление знаний о форме, цвете и размерах с помощью пуговиц. Эти игры для ребенка являются не только полезными, но и занимательными.Работу следует...

Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 1)

Всем известно, что речь и движения связаны между собой. Многие ученые, изучающие  деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции рук. Сотрудниками Инс...

Развитие артикуляционной моторики у детей с СНР как эффективное средство коррекции звукопроизношения

В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у детей с СНР с большим трудом формируются все языковые обобщения,замедленно усваиваются все закономерности языка.У таких детей ...

Ежедневная артикуляционная гимнастика для детей ТНР

Детям всегда проще воспринимать  информацию через игры, сказки и истории....