«Приемы работы по профориентационной пропедевтической подготовке обучающихся с ОВЗ в начальной школе»
консультация

Профориентация в начальной школе способствует расширению знаний и формированию интереса к познанию о мире профессий. В том числе формированию у детей ценностного отношения к труду, осознание роли труда в жизни человека и обществе. Все это говорит о необходимости введении в образовательный процесс различные виды практической деятельности о профориентации, в том числе социальную, трудовую, игровую.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Приемы работы по профориентационной пропедевтической подготовке обучающихся

с ОВЗ в начальной школе»

2 слайд.

Профориентация в начальной школе способствует расширению знаний и формированию интереса к познанию о мире профессий. В том числе формированию у детей ценностного отношения к труду, осознание роли труда в жизни человека и обществе. Все это говорит о необходимости введении в образовательный процесс различные виды практической деятельности о профориентации, в том числе социальную, трудовую, игровую.

3 слайд.

Трудовое обучение в школе начинается с 1 класса, и оно играет очень важную роль, как и в каждом классе. Ведь именно с первого класса происходит формирование у учащихся первоначального трудового опыта.

4 слайд

Профессиональная ориентация в школе – это система педагогического воздействия на учащихся для подготовки их к сознательному выбору профессии с учетом личных и общественных интересов. С перового образовательного дня в школе закладывается фундамент понимания, на которой основывается профориентационная деятельность, происходит расширение кругозора у детей младшего школьного возраста.

5 слайд

Профориентационная работа в школе осуществляется в четыре этапа.

Первый этап (I-IV классы) – пропедевтический – формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего производственного окружения, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности.

Второй этап (V–VII классы) – поисково-зондирующий – формирование у подростков начальных представлений о многообразии мира профессий, профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

Третий этап (VIII-IX классы) – активно-поисковый этап. Цель – помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников 9-го класса.

У школьников VIII—IX классов формируются представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Учащимся оказывается индивидуальная консультационная помощь в выборе профессии, определении стратегии действий по освоению запасного варианта.

На этом этапе ведется активная информационно-просветительская работа на классных часах (знакомство с миром профессий, с учебными заведениями начального специального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда), проводят первые профессиональные пробы в период летней трудовой практики и в каникулярное время.

Четвёртый этап (X-XI классы) – профессиональное определение учащихся – подготовка выпускников школы к адекватному выбору профессии, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда. Профориентационная деятельность осуществляется через углубленную трудовую подготовку. Внимание старшеклассников сосредоточивается на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, осуществляется оценка и коррекция профессиональных планов; учащиеся знакомятся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности.

6 слайд

К приемам работы по профориентации относятся просмотр и обсуждение видеосюжетов, дидактические и сюжетно-ролевые игры, профориентация через учебные предметы, внеурочная профориентационная работа, профессиональные мини-пробы.

7 – 8 слайд.

Профориентация через учебные предметы.

Исходя из содержания занятия или урока, можно провести короткие рассказы и беседы, устные и письменные упражнения, выполнение практических работ и опытов, решение задач, чтобы пробудить или усилить интерес учащихся к предмету, к определенной профессии, познакомить их с отраслями народного хозяйства, предприятиями, учреждениями, с условиями труда и другими вопросами.

На уроках чтения формируются первоначальные представления детей о роли труда в жизни людей. На уроках окружающего мира с первого класса в программу включены такие темы как: «Зачем нужны автомобили?», «Зачем нужны поезда?», «Зачем строят корабли?», «Зачем строят самолеты?» и т.д.,

9 слайд

Внеурочная профориентационная работа, т.е. осуществление профориентации через внеурочную деятельность. Это могут быть анкетирование, кружки, факультативы, экскурсии, праздники Профессиональные пробы дают ребѐнку возможность попробовать себя, свои силы в разных видах деятельности, творчества

10 – 11 – 12 слайд.

Организация экскурсий на предприятия и организации – это наблюдение за деятельностью специалиста на рабочем месте. В проведении экскурсии главное – сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий.

13 – 14 слайд

Игра еще некоторое время после начала обучения в школе продолжает оставаться ведущей деятельностью учащегося. В игре совершенствуются ручные движения и умственные операции. Поэтому в профориентационные занятия для первоклассников должны включаться игры, связанные с какими-то простыми операциями, касающимися темы занятия.

Сюжетно – ролевые игры способствуют расширению знаний учеников о многообразии профессий, обогащают представления о действиях представителей той или иной профессии, о материалах и инструментах врача, автослесаря, художника, летчика, программиста и т.д. Это отличный способ попробовать свои силы в какой то определенной профессии.

15 слайд

Просмотр и обсуждение видеосюжетов. или использование икт технологий в профориентационной работе. Этот прием может осуществляться в классе с помощью интерактивной доски или в кинозале. Используются такие материалы о профессиях, как видеоролики, презентации и отрывки из кинофильмов. Затем ведется беседа и обсуждается и разъясняется суть просмотренного материала. Развитие представлений младших школьников о мире профессий осуществляется при помощи такого приема, как профориентационные интерактивные игры.

16 слайд.

Таким образом, представленные приемы профориентационной работы в начальных классах знакомят учащихся с миром профессии, позволяют ребѐнку лучше понять, что именно ему нравится, к чему лежит душа, что у него лучше получается, а что не нравится, не интересно или получается не очень хорошо. Педагог в увлекательной для детей форме решает образовательные и воспитательные задачи в ходе профориентационной работы.

В современных условиях профессиональная ориентация особенно важна. Школа готовит детей к тому, чтобы они могли смело вступить в самостоятельную жизнь, чтобы понимали, что труд в их жизни занимает важное место, это основа жизни. В начальных классах очень важно создать широкую картину впечатлений о мире профессий. Чем больше профессий будет знать ребенок, тем меньше ошибок он совершит при выборе профессии.

Профориентационная работа младших школьников с ограниченными возможностями здоровья – это одно из приоритетных направлений в учебной и воспитательной работе с данной категорией учащихся. Учим труду, обучая необходимым навыкам с учетом их возможностей. Работая в этом направлении, мы имеем возможность дать им представление о том, что труд, профессиональная деятельность имеют огромное значение в жизни человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование приемов работы со справочной литературой на уроках русского языка в начальной школе в рамках новых требований ФГОС

Педагогический проект. "Совершенствование приемов работы со справочной литературой на уроках русского языка в начальной школе в рамках новых требований ФГОС"...

Использование современных образовательных технологий. Обучение приемам самоконтроля на уроках математики в процессе решения задач в начальной школе /из опыта работы /

Воспитание самоконтроля  включает в себя множество аспектов, необходимых для его формирования. Но, чтоб ученику легче было работать  с задачей, ему необходимо дать алгоритм действий, который...

Приемы и формы работы над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями в начальной школе.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача ...

Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Освоение словарного сост...

Презентация "Использование приемов мотивации с обучающимися на уроках в начальной школе"

Презентация "Использование приемов мотивации с обучающимися на уроках в начальной школе"...

Приемы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

Это мастер-класс по работе со словарными словами на уроках русского языка....

Формы, методы и приемы работы с одаренными детьми на уроках английского языка в начальной школе.

Одаренный ребенок – это ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к...