«Приемы работы по профориентационной пропедевтической подготовке обучающихся с ОВЗ в начальной школе»
консультация

Профориентация в начальной школе способствует расширению знаний и формированию интереса к познанию о мире профессий. В том числе формированию у детей ценностного отношения к труду, осознание роли труда в жизни человека и обществе. Все это говорит о необходимости введении в образовательный процесс различные виды практической деятельности о профориентации, в том числе социальную, трудовую, игровую.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Приемы работы по профориентационной пропедевтической подготовке обучающихся

с ОВЗ в начальной школе»

2 слайд.

Профориентация в начальной школе способствует расширению знаний и формированию интереса к познанию о мире профессий. В том числе формированию у детей ценностного отношения к труду, осознание роли труда в жизни человека и обществе. Все это говорит о необходимости введении в образовательный процесс различные виды практической деятельности о профориентации, в том числе социальную, трудовую, игровую.

3 слайд.

Трудовое обучение в школе начинается с 1 класса, и оно играет очень важную роль, как и в каждом классе. Ведь именно с первого класса происходит формирование у учащихся первоначального трудового опыта.

4 слайд

Профессиональная ориентация в школе – это система педагогического воздействия на учащихся для подготовки их к сознательному выбору профессии с учетом личных и общественных интересов. С перового образовательного дня в школе закладывается фундамент понимания, на которой основывается профориентационная деятельность, происходит расширение кругозора у детей младшего школьного возраста.

5 слайд

Профориентационная работа в школе осуществляется в четыре этапа.

Первый этап (I-IV классы) – пропедевтический – формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего производственного окружения, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности.

Второй этап (V–VII классы) – поисково-зондирующий – формирование у подростков начальных представлений о многообразии мира профессий, профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

Третий этап (VIII-IX классы) – активно-поисковый этап. Цель – помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников 9-го класса.

У школьников VIII—IX классов формируются представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Учащимся оказывается индивидуальная консультационная помощь в выборе профессии, определении стратегии действий по освоению запасного варианта.

На этом этапе ведется активная информационно-просветительская работа на классных часах (знакомство с миром профессий, с учебными заведениями начального специального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда), проводят первые профессиональные пробы в период летней трудовой практики и в каникулярное время.

Четвёртый этап (X-XI классы) – профессиональное определение учащихся – подготовка выпускников школы к адекватному выбору профессии, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда. Профориентационная деятельность осуществляется через углубленную трудовую подготовку. Внимание старшеклассников сосредоточивается на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, осуществляется оценка и коррекция профессиональных планов; учащиеся знакомятся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности.

6 слайд

К приемам работы по профориентации относятся просмотр и обсуждение видеосюжетов, дидактические и сюжетно-ролевые игры, профориентация через учебные предметы, внеурочная профориентационная работа, профессиональные мини-пробы.

7 – 8 слайд.

Профориентация через учебные предметы.

Исходя из содержания занятия или урока, можно провести короткие рассказы и беседы, устные и письменные упражнения, выполнение практических работ и опытов, решение задач, чтобы пробудить или усилить интерес учащихся к предмету, к определенной профессии, познакомить их с отраслями народного хозяйства, предприятиями, учреждениями, с условиями труда и другими вопросами.

На уроках чтения формируются первоначальные представления детей о роли труда в жизни людей. На уроках окружающего мира с первого класса в программу включены такие темы как: «Зачем нужны автомобили?», «Зачем нужны поезда?», «Зачем строят корабли?», «Зачем строят самолеты?» и т.д.,

9 слайд

Внеурочная профориентационная работа, т.е. осуществление профориентации через внеурочную деятельность. Это могут быть анкетирование, кружки, факультативы, экскурсии, праздники Профессиональные пробы дают ребѐнку возможность попробовать себя, свои силы в разных видах деятельности, творчества

10 – 11 – 12 слайд.

Организация экскурсий на предприятия и организации – это наблюдение за деятельностью специалиста на рабочем месте. В проведении экскурсии главное – сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий.

13 – 14 слайд

Игра еще некоторое время после начала обучения в школе продолжает оставаться ведущей деятельностью учащегося. В игре совершенствуются ручные движения и умственные операции. Поэтому в профориентационные занятия для первоклассников должны включаться игры, связанные с какими-то простыми операциями, касающимися темы занятия.

Сюжетно – ролевые игры способствуют расширению знаний учеников о многообразии профессий, обогащают представления о действиях представителей той или иной профессии, о материалах и инструментах врача, автослесаря, художника, летчика, программиста и т.д. Это отличный способ попробовать свои силы в какой то определенной профессии.

15 слайд

Просмотр и обсуждение видеосюжетов. или использование икт технологий в профориентационной работе. Этот прием может осуществляться в классе с помощью интерактивной доски или в кинозале. Используются такие материалы о профессиях, как видеоролики, презентации и отрывки из кинофильмов. Затем ведется беседа и обсуждается и разъясняется суть просмотренного материала. Развитие представлений младших школьников о мире профессий осуществляется при помощи такого приема, как профориентационные интерактивные игры.

16 слайд.

Таким образом, представленные приемы профориентационной работы в начальных классах знакомят учащихся с миром профессии, позволяют ребѐнку лучше понять, что именно ему нравится, к чему лежит душа, что у него лучше получается, а что не нравится, не интересно или получается не очень хорошо. Педагог в увлекательной для детей форме решает образовательные и воспитательные задачи в ходе профориентационной работы.

В современных условиях профессиональная ориентация особенно важна. Школа готовит детей к тому, чтобы они могли смело вступить в самостоятельную жизнь, чтобы понимали, что труд в их жизни занимает важное место, это основа жизни. В начальных классах очень важно создать широкую картину впечатлений о мире профессий. Чем больше профессий будет знать ребенок, тем меньше ошибок он совершит при выборе профессии.

Профориентационная работа младших школьников с ограниченными возможностями здоровья – это одно из приоритетных направлений в учебной и воспитательной работе с данной категорией учащихся. Учим труду, обучая необходимым навыкам с учетом их возможностей. Работая в этом направлении, мы имеем возможность дать им представление о том, что труд, профессиональная деятельность имеют огромное значение в жизни человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование приемов работы со справочной литературой на уроках русского языка в начальной школе в рамках новых требований ФГОС

Педагогический проект. "Совершенствование приемов работы со справочной литературой на уроках русского языка в начальной школе в рамках новых требований ФГОС"...

Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Освоение словарного сост...

Презентация "Использование приемов мотивации с обучающимися на уроках в начальной школе"

Презентация "Использование приемов мотивации с обучающимися на уроках в начальной школе"...

Приемы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

Это мастер-класс по работе со словарными словами на уроках русского языка....

Формы, методы и приемы работы с одаренными детьми на уроках английского языка в начальной школе.

Одаренный ребенок – это ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к...

Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»

Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Материал может быть использован учителями начальных классов для работы по развитию информационно – образовательной среды, направленной на формирование функциональной грамотности учащихся, необхо...