Таблица - тренажер для изучения состава числа в пределах десяти
тренажёр (1 класс)

Гирник Татьяна Владимировна

Таблица предназначена для изучения состава числа с учащимися при подготовке к школе,а также ее целесообразно применять на уроках математики при изучении и закреплении состава числа в пределах десяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_chisla.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Таблица – трансформер.

Таблица- трансформер  для  усвоения  состава числа  в  пределах  десяти.

В  зависимости  от  возраста  и  способностей  детей состав числа можно усвоить за 2-3 занятия, а  можно  за  две- три  недели.  При  объяснении одновременно применяю  таблицу  и квадраты. Сразу же идет  усвоение  сложения  и  вычитания.

Оборудование:  таблица и заготовка, квадраты двусторонние  для  детей 10 шт . с  одной  стороны  красные, с  другой  синие  и  демонстрационные , фломастеры.

Слайд 1

Положите на стол два  красных  квадрата. Один  переверните на другую  сторону.( На таблице  пишу : два- это 1 красный , пишу  красным цветом и 1 синий,  пишу  синим цветом.) Отнимем от двух один (дети  прячут один синий квадрат, на таблице  ладошкой  прикрываю синюю  единицу) Верните назад  синий  квадрат, прибавьте  его  к  красному.  Сколько  получилось?  А  теперь спрячте  красный  квадрат. Сколько  их осталось на  столе ?( На таблице  прикрываем  ладошкой  красный  квадрат, дети  сообщают, что остался  один  синий. Тот красный, который  спрятали, прибавьте к синему, что  на  столе .Сколько  стало ?  1+1=2

Слайд 2 На столе лежат  квадраты  красной стороной  вверх. Прибавьте к  ним  еще один  красный  квадрат. Сколько  получилось? Правильно, три. В  таблице черным фломстером  пишу три,  изображаю  ножки -  рожки. Переверните последний  квадрат  на  другую  сторону. Сколько  красных?  Два. Сколько  синих? Один.Пишу в таблице   на левой  ножке  два(  красным,  на  правой  ножке  один  синим цветом).Повторяем: три – это два и  один. Так  сколько  на столе  квадратов? Три, правильно. Отнимите, спрячте  один  синий квадрат.(Дети убирают под стол квадрат,  на  табличке ладошкой прикрываем  то число,которое  вычли.) Сколько  осталось? Верно, два 3-1=2. А теперь  прибавьте  к  двум  тот, что спрятали. Сколько стало?  2+1=3  .От  трех  отнимите  два красных, спрячте  их. Сколько  квадратов осталось? 3-2=1  Кто прикроет сам  на  таблице тот квадрат, что  спрятали?  Запоминаем: три- это два  и один.

  3

  ˄

2+1

Слайд3  На столе три красных квадрата. Прибавьте еще  один  такого же  цвета. Сколько  квадратов стало? Правильно, четыре. Переверните последний квадрат  на другую  сторонй, пусть  он  станет синим. Так сколько  на  столе  квадратов? Да, четыре (пишу в таблице четыре.) Сколько красных? Правиьно, три (пишу три  красным цветом.) Сколько  синих? Правильно, один( пишу один  синим). Хором  повторяем: четыре- это три и один. Переверните  еще  один  квадрат , сделайте  его  синим. Сколько  сейчас  красных квадратов? Правильно, два( пишу  в  таблице два  красным цветом)  Сколько  на  столе  синих  квадратов? Правильно, два ( пишу  два синим) Хором  повторяем: четыре- это два и два. А сейчас  поиграем  в  прятки. Кто  хочет  на нашей таблице  сам  ладошкой  прикрывать то  число, которое будем  прятать? Так сколько сейчас квадратов  перед  вами? Четыре. Спрячте два. Сколько осталось? 4-2=2  Прибавьте два, которые  прятали, к тем , что  лежат  на  столе. Сколько стало? 2+2=4.  Пускай  на  столе  сейчас будет  три  красных  и  один  синий  квадрат. Заберите три красных и  спрячте их  под стол. Сколько  осталось? Проверяем  по  табличке.4-3=1. Верните их на стол, прибавьте  три  красных  к  одному  синему: 3+1=4. Отнимем один  синий, спрячем его. Сколько осталось? На столе  три . А  на  табличке? Тоже три.  Хором повторяем  и запоминаем:  четыре-  это три и один;  четыре-  это два  и два.

4                 4                                  

˄                ˄

3+1          2+2

Слайд  4   На столе четыре  красных  квадрата. Как образовать следующее число? Правильно, прибавим еще  один  красный  квадрат .Сколько стало квадратов? Пять. Пишу пять квадратов. Переверните один  квадрат на  синюю сторону. Количество  квадратов изменилось? Нет, их пять. Сколько  красных? Сколько синих? Пишу :  пять- это четыре  красных( красным) и один синий ( синим).Запоминаем, повторяем хором несколько  раз.  Играем в игру «Прятки». 5-1=4       4+1=5      5-4=1       5-3=2       2+3=5        5-2=3

Закрепляем: пять- это четыре  и  один; пять- это три  и два.

5                     5

˄                    ˄

4+1               3+2

Слайд 5  На столе пять красных  квадратов . Как образовать следующее  число? Правильно, прибавим еще  один  красный  квадрат. Стало шесть .Перевернем один  квадрат  на  другую  сторону. Количество  их  изменилось? Нет, их шесть. Сколько  красных? Сколько  синих? Пишу  в таблицу: шесть –это пять(красным) и один(синим). Переверните  на синюю сторону еще  один квадрат. Сколько сейчас перед вами красных  квадратов?  Сколько  синих? Вписиваем в  таблицу: шесть-это четыре красных  и два синих. Повторяем хором несколько раз, чтобы  запомнить.  Перевернем  на  синюю  сторону еще один квадрат. Сколько сейчас красных  квадратов? Сколько  синих? Вписываем  в  таблицу: шесть- это три  красных  и  один  синий квадрат. Повторяем , запоминаем. Играем  в игру « Прятки». Во  время игры  дети  учатся  складывать  и  вычитать :

6 -1=5           5+1=6                  6-5=1              1+5=6                 6-2=4  

 4+2=6           6-4=2                  4+2=6              6-3=3                 3=3=6

Закрепляем: шесть- это  пять и один;  шесть- это  четыре  и  два; шесть- это три  и три.

6                   6              6

˄                  ˄              ˄

5+1            4+2         3+3

Слайд 6   На  столе шесть красных  квадратов. Образуем  следующее  число. Прибавляем  еще  один красный  квадрат. Сколько стало  квадратов?   Семь. Перевернем один  квадрат  на  синюю  сторону. Сколько красных квадратов? Сколько  синих?  В таблицу вписываем: семь- это  шесть красных  и  один  синий. Переворачиваем еще  один квадрат на  синюю  сторону, пишем:   семь- это пять красных и два  синих. Переворачиваем еще  один квадрат и пишем в  таблице: семь- это четыре  и  три. Повторяем и запоминаем  состав  числа. Играем  в  игру «Прятки».Играя, учимся складывать  и  вычитать: 7-1=6    6+1=7        7-6=1           6+1=7         7- 2=5        5+2=7      7-5=2           5+2=7      

7-4=3         3+4=7        7-3=4  

Закрепляем  состав  числа:  семь- это шесть    один; семь- это пять  и  два;  семь- это четыре  и  три.

7                     7                   7

˄                   ˄                    ˄

6+1             5+2                4+3

Слайд7   На  столе семь  красных  квадратов. Образуем следующее  число, прибавив еще  один  красный  квадрат. Перевернем один  красный  квадрат  на  синюю  сторону. Сколько  красных квадратов  стало?  Сколько  синих? Вписываем  в  таблицу:  восемь- это семь красных( красным цветом) и  один  синий ( синим). Перевернем еще  один  квадрат  на  синюю  сторону. Сколько  красных  квадратов стало?  Сколько  синих? Вписываем в таблицу: восемь-это шесть красных  и  два  синих.

Переворачиваем  еще  один  квадрат .Сколько стало  красных квадратов? Сколько синих? В таблицу  пишем: восемь- это пять  красных  и  три синих. Переворачиваем  еще  один  квадрат  на  синюю  сторону. Сколько  сейчас  красных  квадратов?  Сколько  синих? Вписываем  в таблицу: восемь- это четыре  красных и  четыре  синих. Повторяем хором  несколько раз уже  по таблице. Играем  в  игру « Прятки». Ирая, учимся складывать  и  вычитать:    8-1=7       7+1=8       8- 7=1        7+1=8        8-2=6        6+2=8         8-6=2        6+2=8

8-3=5      5+3=8       8-5=3          8-4=4         4+4=8

Закрепляем  состав  числа : восемь- это семь и один; восемь- это шесть  и два; восемь- это пять и три;  восемь- это  четыре  и  четыре.

8                      8               8                8

˄                      ˄              ˄               ˄

7+1                6+2          5+3           4+4            

Слайд 8    На  столе восемь  красных  квадратов. Образуем  следующее  число, прибавив еще  один красный  квадрат.  Сколько  стало квадратов?

Правильно, девять. Перевернем  один  квадрат  на синюю  сторону.  Сколько  сейчас красных  квадратов ? Сколько синих?  Вписываем в таблицу: девять- это восемь красный квадрат  и один  синий.  Переворачиваем  еще один квадрат и вписываем в таблицу: девять- это семь  красных  и два  синих  квадрата.  Переворачиваем еще  один квадрат  и в таблицу вписываем:  девять- это  шесть  красных  и три  синих. Переворачиваем еще один квадрат и пишем:  девять- это пять красных  квадратов  и  четыре  синих. Играем в игру  «Прятки». Считаем примеры  на сложение  и  вычитание.

9-1=8      8+1=9        9-8=7          8+1=9         9-2=7         2+7=9       9-7=2        2+7=9

9-3=6        6+3=9      9-6=3         6+3=9          9-4=5           4+5=9         9-5=4     4+5=9

Закрепляем    состав  числа: девять- это восемь и один; девять- это семь и два; девять- это  шесть и три; девять- это пять и четыре.

9               9                9                9

˄             ˄                 ˄               ˄

8+1         7+2           6+3            5+4

Слайд 8   На  столе девять  красных квадратов. Образуем  число 10, прибавив  к девяти еще  один  красный  квадрат.  Перевернем один квадрат на синюю сторону.Сколько  перед  вами красных  квадратов? Сколько синих? Пишем  в таблицу: десять - это девять красных и один синий квадрат. Переворачиваем еще один квадрат на  другую сторону и пишем в таблицу: десять- это восемь  красных  квадратов  и два  синих. Переворачиваем еще один квадрат и пишем: десять- это семь красных и три синих квадрата. Переворачиваем еще  один  квадрат и пишем: десять-это шесть красных    квадратов и четыре  синих. Переворачиваем  еще  один  квадрат  и пишем: десять- это пять красных квадратов  и пять синих. Повторяем  хором по таблице. Играем в игру «Прятки».Учимся складывать и вычитать. Проверяем себя по таблице и  на квадратах  наглядно:  10-1=9 ,      9+1=10,     10-9=1 ,    10-2=8,       8+2=10 ,  

10-8=2,      10-3=7,     3+7=10,     10-7=3,      10-4=6,     6+4=10,     10-6=4,     6+4=10,       10-5=5,      5+5=10

Закрепляем  состав  числа: десять- это   девять и один; десять- это восемь  и два; десять- это семь и три; десять- это шесть  и четыре; десять- это пять  и пять.

10                 10                   10                     10                   10

˄                   ˄                    ˄                         ˄                    ˄

9+1           8+2                  7+3                   6+4                  5+5

В итоге получаем  таблицу:

10                  10                      10                    10                       10

˄                    ˄                         ˄                      ˄                         ˄

9+1             8+2                      7+3                 6+4                      5+5

9                    9                         9                     9

˄                   ˄                          ˄                   ˄

8+1             7+2                     6+3               5+4

8                  8                           8                      8

˄                 ˄                           ˄                      ˄

7+1            6+2                      5+3                  4+4

6                  6                          6

˄                  ˄                          ˄

5+1               4+2              3+3

4                    4  

˄                  ˄

3+1           2+2            

3                    

˄

2+1                        

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе на тему Закрепление случаев сложения и вычитания в пределах десяти. Нумерация в пределах 20.

ЦЕЛЬ: способствовать актуализации и закреплению полученных на предыдущих уроках знаний, упражнять в навыках счета. Задачи образовательные: 1. Закрепить и обобщить изученные приёмы сложения и вычита...

Таблица-тренажер по математике "Счет в пределах 10". 1 класс.

Таблицу-тренажер целесообразно использовать при закреплении счета в пределах 10. Осуществлять работу можно по-разному: отдельно разрезав карточки по одному столбику, включать работу с тренажером на ка...

Урок по здоровьесбережению " Друзья вода и мыло. Закрепление таблицы сложения и состава числа в предела 10 ".

Урок построен так , что дети в процессе выполнения заданий повторяют правила личной гигиены. Идёт закрепление таблицы сложения в пределах первого десятка. Знание состава числа, умение решать задачи. Р...

Тренажер для изучения таблицы умножения

Игра-тренажер для изучения таблицы умножения...

Математические круги для изучения состава числа

Математические круги для изучения состава числа. Необходимы для формирования у младших школьников вычислительных навыков....

Таблица сложения и вычитания в пределах десяти

Таблица сложения и вычитания в пределах десяти...