Консультация "Коррекция темпа общих движений тела на занятиях дефектолога" - 1 часть.
консультация (1 класс)

Ойцева Лариса Геннадьевна

В данном материале педагоги могут найти упражнения первого этапа (без речевого сопровождения) корекции темпа  общих движений тела, без речевого сопровождения , с использованием музыкальных отрывков с разным темпо-ритмическим рисунком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для   родителей и педагогов.

Тема: Коррекция    темпа   общих  движений  тела  на  занятиях дефектолога .

     Большое влияние на организацию познавательной и речевой деятельности   учащегося с ОВЗ имеет  верно простроенная и развитая общая моторика. Вялость, заниженный темп деятельности, или   неуправляемость, бесконтрольная подвижность – все это мешает   успешному овладению учебным материалом у младшего школьника с ОВЗ. Одним из   параметров общей моторики является ее темп деятельности, управлению которым   ребенку желательно научиться еще в конце дошкольного возраста перед школой. Если мы видим нарушение баланса в этом параметре общей моторики, то задача педагогов  научить ребенка справляться с собственными   темповыми трудностями  и управлять   ими.

В данном материале мы предлагаем музыкальные   игры для подгруппы   учащихся 1-х классов на занятиях   воспитателя, учителя-дефектолога.

Коррекция темпа движений помогает формировать  правильный  речевой темп,  переключение  темпа  общих движений тела от быстрого к медленному ,  и наоборот., согласовывать движения тела с темпом речи.

Темп усваивается на таких простых движениях как ходьба, прыжки, взмахи руками в медленном и умеренном темпе. Когда используются слова, словосочетания, считалки, скороговорки, то характер движений становится более разнообразным: включаются отхлопывание,  дирижирование в такт,   подскоки.

Сегодня мы рассмотрим  самый простой - первый комплекс упражнений.

  1. Упражнение  «В полете»

Учащиеся под быструю музыку, изображая самолеты, двигаются по залу (кабинету). Руки расставлены в стороны, как крылья самолета. С замедлением музыки ученики опускают руки и переходят на ходьбу. С окончанием музыки дети останавливаются. Игра проводится несколько раз.

  1. Упражнение «Повтори за ним»

 Ученики сидят на стульях полукругом перед педагогом. По музыку,  звучащую в медленном темпе. Ребенок в медленном темпе, под руководством педагога танцует, а ученики медленно в такт музыки хлопают ему в ладоши. С окончанием музыки и танца ученики кладут руки на колени. Далее музыка убыстряется, дети сопровождают танец уже хлопками в быстром темпе. С окончанием музыки дети кладут руки на колени. Игру можно повторить несколько раз с другими детьми.

  1. Упражнение   «Шаг и бег»

  Дети идут друг за другом  (в колонне) под музыку умеренного темпа (спокойная музыка). После смены музыки с умеренного темпа на музыку с быстрым темпом, дети переходят на легкий бег. Вновь звучит музыка с умеренным темпом-дети переходят на ходьбу. Смена музыки производится 3-4 раза. Ходьба длится 20 сек., а бег -12 секунд. С окончанием музыки дети останавливаются.

  1. Упражнение  «Поезд и пассажиры»

Ученики становятся друг за другом в колонну по росту, кладут руки на плечи впереди стоящего ребенка – это «поезд». Педагог спрашивает каждого ребенка: «За кем ты стоишь?» и просит запомнить место своего «вагончика». Под музыку ученики начинают ходьбу топочущим шагом в быстром темпе. «Поезд» едет всю первую быструю часть музыки. Затем характер музыки меняется на медленный темп. Со сменой быстрого темпа музыки на медленный темп звучит команда: «Остановка!» и выходят на «перрон» гулять под медленный темп музыки. Можно в это время перестраиваться по парам, тройкам, четверкам –по сигналу педагога, соблюдая темп музыки. По команде : «Поезд в путь!», ученики снова строятся в своем порядке друг за другом. Снова звучит быстрая музыка (возобновляется ходьба топочущим шагом). Темп музыки меняется 3-4 раза.

  1. Упражнение  «Ну-ка, кони!»

1 часть. Звучит музыка в умеренном темпе. Дети становятся в круг друг за другом. Дети стоят по кругу, держа руки на «поводьях», готовятся отправиться в путь. Педагог дает команду: «Но-о!». Дети отправляются в путь по кругу, высоко поднимая колени, изображая лошадей. При этом спина прямая, голова высоко поднята, руки на «поводьях». По команде педагога: «Тпру!» дети останавливаются.

2 часть.   Педагог говорит: «А теперь гоп-гоп полетим в галоп!». После этих слов звучит музыка в быстром темпе. Педагог говорит: «Но!» и дети отправляются в путь в быстром темпе- бег по кругу с подскоками с высоко поднятыми коленями, держа руки на «поводьях».

3 часть . Звучит музыка в умеренном темпе. Педагог говорит: «Кони устали и шагом зашагали». После этого повторяется 1 часть этого упражнения. Игра проводится 2-3 раза.

  1. Упражнение  «Дирижер и оркестр»

Оборудование: Шумовые музыкальные инструменты (бубны, колокольчики, маракасы, треугольники и т.п).

До начала музыки учащиеся сидят на стульях по кругу с шумовыми инструментами в руках. Перед началом упражнения педагог выбирает «дирижера», выводит его в центр круга, сопровождая словами:

Он назначен дирижером,

Держит весь оркестр в руках,

Без него не начинайте,

Палочкой взмахнет-вступайте!

Звучит музыка в умеренном темпе, ребенок в кругу «дирижирует», дети изображают оркестр, отбивая ритм в этом темпе на шумовых инструментах до окончания музыки. Далее «дирижер» меняется, меняется и темп музыки на более быстрый. Дети отбивают ритм в темпе музыки. В третий раз «дирижер» может менять темп музыки от быстрого к медленному и наоборот, следя за своим «оркестром».

Другой вариант: когда меняется темп музыки с медленного на быстрый, то ученики вместе с дирижером бегут по кругу, как только музыка останавливается ,  дети должны найти себе место на стульях (педагог убирает один стул во время бега). Кому стул не достается, тот становится дирижером.

  1. Упражнение  « Змейка»

Оборудование: бубен для педагога.

Под  умеренные ритмичные удары бубна дети идут «змейкой» по залу (кабинету), держась за руки, между стульями, поставленными на расстоянии от одного метра по прямой линии. На быстрые удары бубна дети начинают бег по кругу вокруг стульев. Когда бубен замолкает, ученики садятся на стулья. Когда вновь зазвучат умеренные удары в бубен, дети возобновляют движение «змейкой» между стульями. В быстром темпе-бег по кругу вокруг стульев. Игра повторяется 3-4 раза со сменой ритма движения.

 В следующей консультации мы разберем упражнения   второго комплекса, где к  темпу движений добавится речевое сопровождение  в упражнениях.

Удачи вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка .Тема. Общее понятие об имени существительном как части речи.

Предмет русский языкТема. Общее понятие об имени существительном как части речи.Класс 2Цель: способствовать ознакомлению с существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; ...

Консультация "Правила дорожного движения"

Правила дорожного движения"...

Планы-конспекты коррекционно-образовательных занятий дефектолога в начальной школе (интегрированное обучение)

Интеграция в системе образования обозначает создание единого образовательного пространства, сближение общего и специального образования, обучение детей с особенностями психофизического развития в усло...

Логопедическая консультация для родителей: «Движение и речь»

Показать родителям, что движение как основа формирвоания здорового, крепкого, хорошо владеющего своими движениями ребенка способствует коррекции речевых нарушений....

Конспект занятия по развитию общих движений для детей раннего возраста

Конспект проведения индивидуального  занятия по развитию общих движений для детей раннего возраста....

Индивидуальное коррекционное занятие дефектолога, 1 класс, ЗПР

Предлагаю вам конспект индивидуального занятия дефектолога. Данный конспект индивидуального занятия будет полезен учителям-дефектологам, классным руководителям классов КРО, рассчитан на  детей с ...

Занятие дефектолога по развитию речи "Золотая осень"

Специалисты предложили конструктор коррекционного интегрированного занятия по развитию речи (была представлена тема «Золотая осень»), на котором, развивая внимание, память, мыслительную де...