Сборник игр и упражнений для уроков литературного чтения, для учащихся 1-4 классов УМК «Школа России»
учебно-методический материал

Фирулева Карина Александровна

Литературное чтение - один из основных предметов в системе начальной школы. Одновременно с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию.

Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Приобщение к книгеодна из основ духовно-нравственного воспитания школьника.

Как говорил Сухомлинский В.А. «Если с детства у ребёнка не воспитывать любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребёнка будет пустой, на свет Божий выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое». Если мы желаем детям счастья, то научим его любить книгу!

 Книги всегда являлись источником знаний, впечатлений и вдохновения. Чтение и сейчас занимает важное место в жизни человечества. С раннего детства и до глубокой старости мы познаём загадки бытия благодаря литературе различных жанров.

Ценностью особого рода является чтение, т.к. в процессе общения с книгою человек не только познаёт прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом формируется нравственная и культурная основа его личности.

Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребёнка, воспитанию в нём созидательного начала.

Любовь к чтению также проявляется далеко не у всех ребят. Различные виды игровых технологий в начальной школе помогают вызвать интерес к этому предмету.

Наиболее эффективными считаются различные сценки и спектакли, посвященные определенному литературному произведению. Ролевые игры вообще помогают развивать творческие способности ребят. После изучения определенного произведения предлагается обучающимся поставить собственный спектакль. Роли должны получить абсолютно все участники конкретного коллектива.

Можно предложить каждому ученику составить кроссворд или ребус, касающийся содержания произведений, изученных ранее. Здесь можно использовать соревновательный момент. Наиболее интересные и сложные ребусы рассматриваются на уроках, автор получает отметку. Такая игровая технология может применяться во втором или третьем классе, когда ребята уже владеют определенным багажом знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_igr_i_uprazhneniy.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Администрация города Иркутска

Комитет по социальной политике и культуре

Департамент образования

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа №6

(МБОУ г. Иркутска СОШ №6)

м-н Первомайский, 10, г. Иркутск, 664058, факс 36-38-32, тел. 36-07-67, irkschool6@yandex.ru

ИНН 3812008545, КПП 381201001

Сборник игр и упражнений для уроков литературного чтения,
для учащихся 1-4 классов УМК «Школа России»

Выполнила: Фирулева Карина Александровна,
учитель начальных классов,
стаж работы: 3 года

Иркутск, 2023 г.

Аннотация

Литературное чтение - один из основных предметов в системе начальной школы. Одновременно с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию.

Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Приобщение к книге – одна из основ духовно-нравственного воспитания школьника.

Как говорил Сухомлинский В.А. «Если с детства у ребёнка не воспитывать любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребёнка будет пустой, на свет Божий выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое». Если мы желаем детям счастья, то научим его любить книгу!

 Книги всегда являлись источником знаний, впечатлений и вдохновения. Чтение и сейчас занимает важное место в жизни человечества. С раннего детства и до глубокой старости мы познаём загадки бытия благодаря литературе различных жанров. 

Ценностью особого рода является чтение, т.к. в процессе общения с книгою человек не только познаёт прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом формируется нравственная и культурная основа его личности.

Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребёнка, воспитанию в нём созидательного начала.

Любовь к чтению также проявляется далеко не у всех ребят. Различные виды игровых технологий в начальной школе помогают вызвать интерес к этому предмету.

Наиболее эффективными считаются различные сценки и спектакли, посвященные определенному литературному произведению. Ролевые игры вообще помогают развивать творческие способности ребят. После изучения определенного произведения предлагается обучающимся поставить собственный спектакль. Роли должны получить абсолютно все участники конкретного коллектива.

Можно предложить каждому ученику составить кроссворд или ребус, касающийся содержания произведений, изученных ранее. Здесь можно использовать соревновательный момент. Наиболее интересные и сложные ребусы рассматриваются на уроках, автор получает отметку. Такая игровая технология может применяться во втором или третьем классе, когда ребята уже владеют определенным багажом знаний.

 Для первоклассников, которые только начинают учебный процесс, эффективны, подойдут игры-путешествия. Можно заранее продумать сценарий нестандартного урока, на котором ребята отправятся в гости в страну Сказок или в Библиотечную страну. Такое путешествие можно провести на открытом воздухе. Игры-путешествия помогают развивать фантазию ребят, закреплять учебный материал. Учащиеся гораздо быстрее запомнят сюжет, героев, автора, если они будут ассоциироваться с положительными эмоциями.

Использование игровых технологий в такой форме позволяет развивать память у детей, творческие способности. Кроме того, таким образом, учащиеся отлично разбираются в пройденном материале. Они буквально проживают жизнью конкретного литературного персонажа. Хорошие результаты также дает игра-импровизация.

 На одном из уроков предлагается ребятам сочинить собственную сказку. Каждый ученик по очереди составляет предложение. Каждое высказывание должно быть продолжением предыдущего. Сказка фиксируется на диктофон. Затем ребята прослушивают свое произведение, анализируют его.

Закрепить выученный материал помогут также игры-соревнования. Педагог разделяет класс на две команды. Далее ребятам предлагается решить поставленные задачи (сопоставить литературного героя с названием произведения, составить ребус по названию, решить кроссворд). За каждое правильно выполненное задание команда получает баллы. Побеждает та, которая к концу игры имеет больше баллов.

Виды литературных игр.

Литературные игры – специально создаваемые или приспособленные для целей обучения литературе игры.

Существуют такие виды литературных игр, как викторины, кроссворды, шарады, ребусы, головоломки, КВНы, аукционы, инсценировки, «отгадай писателя», литературные «прятки», ученый совет, различные конкурсы (чтецов, рисунков, на лучший вопрос по теме произведения, на лучшую литературную игру) и другие. Рассмотрим примеры игровых технологий, которые целесообразно использовать на уроках литературного чтения.

«Отгадай писателя» - командная игра, когда одна команда загадывает фамилию писателя, а другая команда определяет его по вопросам, на которые может получить только ответ «да» или «нет». За неверную отгадку засчитывается одно штрафное очко. За три штрафных очка игрок выбывает. За три правильных ответа – награда.

Литературные «прятки» - игра, где ученик готовит рассказ, в который «прячет» слова из прочитанного произведения. Другие учащиеся внимательно вслушиваются в рассказ, определяя, какое произведение задумано их товарищем.

Литературный КВН – образовательно-развлекательная игра, проводящаяся между двумя или несколькими командами и включающая в себя ряд конкурсов (приветствие, турнир капитанов, разминка, домашнее задание и др.) литературного содержания.

Литературный аукцион – массовая игра, построенная по принципу аукциона. Предметом «продажи» являются литературные вопросы и задания.

Литературная игра по одному произведению или творчеству одного писателя, имитирующая какую-либо известную телевизионную игру («Звездный час», «Умники и умницы», «Своя игра», «Самый умный» и др.) - ролевая игра, правила которой известны учащимся по любимым теле - проектам.

 Инсценировка – подготовка литературного произведения или его части к показу на сцене.

 «Каждый – писатель» - игра, в которой учитель начинает рассказ несколькими придуманными им фразами, а каждый последующий ученик продолжает рассказ предыдущего. В результате должен получиться связный рассказ.

Весь интерес и смысл игры заключается в том, что каждый из «авторов» и свободен в своем вымысле и связан с предшествующим рассказчиком. Можно таким образом сочинять сказки, рассказы, фельетоны.

Ученый совет – ролевая игра с учебным текстом. Учащиеся читают текст, распределяют роли автора, редактора, критика, незнайки, специалиста, членов ученого совета. Каждый в своем амплуа оценивает текст, говорит о его содержании; члены ученого совета добавляют, поправляют выступающих.

Все представленные игры могут быть обучающими или контрольными, составленными по одному произведению или по определенной теме, циклу.

Школьное детство как особый период в жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет каждый человек. Заложенные в этом возрасте образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь не только одного человека, но и поколений. Для формирования интереса к чтению в есть разнообразные формы организации занятий:

-литературная гостиная, 

-занятие-спектакль,

-конкурсы,

-занятие-праздник,

-занятие-интервью,

-интегрированное занятие,

-конференция,

-устный журнал,

-литературные встречи,

-литературный ринг

-занятие-диспут,

Образовательные технологии:

Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии:

- компьютерные технологии;

- технология развивающего воспитания и обучения;

- здоровье сберегающие технологии, игровые технологии;

- проектные технологии.

Считаю, что более глубокое и подробное знакомство с книгой, особенностями её создания, библиотекой будет способствовать более частому обращению детей к книгам, к бережному отношению к ним, к желанию изучать книги, к желанию больше читать книги самостоятельно.

Литературные игры на уроках чтения

1. Детский театр

Дидактическая цель. Учить детей выделять в произведении основные события, передавать свои мысли без слов.

Содержание. Учитель знакомит детей с произведением и даёт задание: показать услышанное при помощи жестов и мимики.

Например: «Репка» – дети стараются передать содержание сказки без слов, имитируя движения главных героев, и т.п.

2. Опорные слова

Дидактическая цель. Развивать умение запоминать в тексте детали сюжета, воссоздавать их в устных пересказах.

Содержание. I вариант
Учитель даёт ряд слов из недавно прочитанного произведения. Например: пшеничной колосок, зерно, мельница, мука, тесто, пирожки. Дети должны назвать произведение, о котором идёт речь, и пересказать его с использованием опорных слов.
II вариант
Дети должны прочитать произведение и определить опорные слова, с помощью которых можно полнее всего воссоздать заданный отрывок произведения.
Например: после чтения сказки «Волк войтом» ученики выписывают ряд слов – осёл, волк, войт, люди, хлоп.
Выиграет тот, по чьим словам легко воссоздать сказку.


3. Что вначале, что в конце

Дидактическая цель. Развивать умение анализировать, учить, запоминать последовательность событий в произведении.
Содержание. Учитель читает отрывок произведения с определённым событием, а дети называют те события, которые происходили раньше или позже. Выиграет команда, которая назовёт точный порядок событий.
Например: «Вдруг бедняк увидел на обочине дороги дедушку. Тот быстро подошёл к бедняку, спросил: «Чего ты, друг, печальный?»
- Что было до того?
- Что было позже?

4. Нарисуем мультфильм

Дидактическая цель. Учить определять главные события, которые вплетаются в основное содержание произведения, различать главное и второстепенное, развивать умение анализировать и синтезировать.

Содержание. Дети делятся на группы, получают задания на карточках, выполняют его, обмениваются мнениями. Задание:
- Какие рисунки можно нарисовать к сказке «Колобок», чтобы дети, которые её не читали, поняли содержание?
- Выберите среди представленных иллюстраций наименьшее количество, по которым можно воссоздать содержание сказки.
- Выберите из произведения или придумайте подписи к иллюстрациям.
В результате выполнения задания должен получиться мультфильм.


5. С циферблатом я дружу – сразу и ответ скажу

Дидактическая цель. Учить детей ориентироваться в сюжете, дать знания о жанровых особенностях сказки.
Содержание. У участников игры имеются модели циферблатов с часовой стрелкой.
Учитель задаёт детям вопрос по смыслу прочитанных произведений. Ответом должна стать цифра: ученики ставят стрелку циферблата на соответствующее число.
Например (сказка «Котигорошко»):
- Сколько было сыновей у отца Котигорошка? (6)
- Сколько суток летела первая булава? (12 суток)
- Какая булава подошла мальчику? (2)
- Каким ударом Котигорошко убил Змея? (3)
- Сколько друзей было у Котигорошка? (3)


6. Литературный музей

Дидактическая цель. Закреплять знание о жанровых особенностях сказки. Содержание. Учитель проводит воображаемую экскурсию по залам музея. Каждый зал получит название согласно жанровым особенностям произведения. Например: сейчас мы побываем в музее, где есть Зал Сказок. В этом зале выставлены волшебные предметы. Догадайтесь, кому они принадлежат. Шкатулка с деньгами («О бездельнике Юрке, мамином сынке»), яйцо-райцо («Яйцо-Райцо»), перстень («Змеев перстень»).


7. Машина времени

Дидактическая цель. Учить детей определить зависимость между сюжетом и временем, в котором происходят события, развивать фантазию, творческие литературные способности.
Содержание. Учитель даёт детям задания в группах. Выиграет та группа, которая наиболее быстро и интересно составит самое короткое новое произведение по известному сюжету.
Например: представьте себе, что события произведения и герои переносятся в другое время…
- Что в произведении должно измениться?
- Что может остаться таким же?
- Какие события станут невозможными?


8. Нарисуй карту

Дидактическая цель. Учить детей понимать мысль автора произведения, запоминать детали сюжета.
Содержание. Учитель читает художественное произведение, после чего дети делятся на группы и получают задание – нарисовать карту-схему событий. Выиграет группа, которая лучше всего составит карту произведения.
Например: нарисовать карту к сказке «Колобок». Цветом обозначить характеры персонажей.

9. Соавторы

Дидактическая цель. Учить детей определять зависимость между элементами сюжета, запоминать их.
Содержание. Учитель читает произведение или дети самостоятельно знакомятся с ним.
Задание:
- Придумай продолжение произведения. Какие события могли состояться в будущем?
- Кто из героев сильнее всех повлиял на события? Если его забрать, как изменится сюжет произведения?
- Какое событие повлияло на дальнейшее развитие сюжета?

10. Одинаковое начало

Дидактическая цель. Учить детей понимать построение произведения, находить общее в разных произведениях жанра.
Содержание. Играть могут как отдельные ученики, так и группы детей. Учитель даёт задание.
I вариант
Вспомните, какие сказки начинаются одинаково. (Например, «Жили-были дед и баба».)
II вариант
Вспомните, какие сказки заканчиваются одинаково. (Например, «Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец».)
III вариант
Вспомни сказки:
- Которые заканчиваются свадьбой.
- Где младший брат лучше всех выполняет все задания.

11. Появился – исчез

Дидактическая цель. Учить определять взаимосвязь между присутствием героев в произведениях и изменениями в сюжете, развивать творческое воображение.
Содержание. После ознакомления с произведением дети работают в группах. Каждой группе предлагаются задания:
I вариант
Представьте себе, что в центре событий, которые происходят в произведении, оказался персонаж из другого произведения. Меняется ли сюжет, как развиваются события дальше?
Выиграет группа, которая расскажет лучший вариант сказки.
Например: сказка «Дрозд и голубь»
II вариант
Представьте себе, что один из героев произведения по приказу волшебника исчез. Изменится ли сюжет, как будут развиваться события дальше?
Например: сказка «Колобок» (изменение: исчезнувшая Лисичка).


12. Найди мне пару

Дидактическая цель. Учить детей определять основную сюжетную линию, сравнивать сюжеты разных произведений.
Содержание
I вариант
Учитель предлагает ученикам вспомнить произведения с подобными сюжетами.
II вариант
К названному произведению подобрать произведения с подобными сюжетами.
III вариант
Выбрать из группы произведений лишь те, которые имеют подобный сюжет.
Например: выберите среди названных произведения с подобными сюжетами: «Рукавичка», «Зайчишкин домик», «Железный волк», «Летающий корабль».
Задания после игры:
- Подобны ли сюжеты этих сказок?
- Что общего во всех сказках?
- Чем отличаются именно эти сказки?

13. Юный сказочник

Дидактическая цель. Формировать представление о сюжете, развивать творческое представление о сюжете, развивать творческое воображение и литературные способности.
Содержание. Прочитав ряд произведений, дети должны написать своё: одно действующее лицо взяв из одного произведения, второе из другого, а ход событий воссоздать, как в третьем.
Например: главный герой – Колобок, второй герой – Соломенный бычок, сюжет «Козы-Дерезы».

14. Что было перед тем? Что произошло после того?

Дидактическая цель. Дать представления о композиции, развивать творческое воображение, формировать навыки письменной речи с элементами фантазирования.
Содержание. Дети должны придумать и записать, что могло случиться с героями после окончания произведения, составить концовки или придумать события, которые могли предшествовать изложенным в произведении.
Например: «Лисичка-Сестричка и Волк-Панибрат».
(Вовка отомстил Лисичке за обман.)

15. О чём расскажут непрочитанные произведения?

Дидактическая цель. Учить детей настраиваться на книгу и правильно начинать знакомство с ней, определить тему, возможное содержание книги.
Содержание. Учитель демонстрирует ученикам незнакомую книгу. Дети раскладывают обложку, титульную страницу, иллюстрации, содержание. Выиграет тот, кто быстрее догадается, о чём может рассказываться в этой книге.
Задание после игры. Прочитай произведение, проверь, правильно ли ты определил содержание непрочитанной книги.

16. Вспомни заглавие

Дидактическая цель. Формировать умение определять заглавие как отражение идеи и темы произведения, расширять читательские интересы.
Содержание. Учитель предлагает дать названия произведениям художественной литературы, в заглавиях которых есть разделительные знаки.
Например:
Запятая (Будь осторожна, Маша).
Три точки (Не то лето, после войны…).
Кавычки («Не хочу богатства»).
Дефис (Лисичка-Кума).
Вопросительный знак (Как пауки путешествуют?).
Восклицательный знак (Украина!).
Задание после игры. Вспомнив заглавие, ученик должен сказать, что оно раскрывает, о чём рассказывает автор или что он хотел сказать своим произведением.

17. Присказка-сказка

Дидактическая цель. Учить детей понимать прочитанное, смотреть на события глазами автора.
Содержание. На доске записаны пословицы, учитель читает произведение и просит выбрать те из них, которые соответствуют основной мысли произведения.
Например: «Колосок» – Землю красит солнце, а человека – труд.

18. Мы авторы

Дидактическая цель. Учить детей составлять свои произведения по законам определённого жанра.
Например: составить рассказ, сказку, басню по сюжету сказки «Курочка Ряба».
Составить такую концовку к известной всем истории, которая бы вам больше понравилась.

19. «Подбери пару»

Ученик должен закончить логическую цепочку, ориентируясь на предложенный образец. Варианты заданий можно придумать самостоятельно. Для пояснения приведу несколько примеров:

Ребенок – дети, человек – …

Мать – отец, дочь – …, бабушка – …

Пустыня – верблюд, тундра – …

Стол – деревянный, стены – …

Самолет – самолетик, пароход – …, лодка – …

Шофер – автомобиль, летчик – …, космонавт – …

Соль – солонка, сахар – …, хлеб – …, масло – …

Чашка – чашки, чайник – …, тарелка – …, кастрюля – …

Список литературы:

1. Милюгина Е. Г. Детское литературное творчество: принципы и приемы развития // Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве: сб. науч. тр. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013. — Вып. 3 (9). — С. 182–187.

2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1987. — 144 с. — С. 81.

3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — Т. 1. — 816 с. — С. 127.

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. — М.: Просвещение, 2012. — 223 с. — С. 53–55


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения "Люблю природу русскую" 2 класс УМК "Школа России"

МКОУ  «Мостовская средняя общеобразовательная школа»     Конспект урока Литературного чтения/ чтения и развития речи 2 класс...

Технологическая карта урока литературного чтения «Песенка Винни-пуха» 2 класс, УМК "Школа России"

Предмет: литературное чтениеТема урока: «Песенка Винни-пуха»Цели урока: познакомить учащихся с «Песенками Винни-Пуха» Б. Заходера; учить читать стихотворения с помощью различных интонаций и темпа чтен...

Учебно методический комплект к уроку литературного чтения "В. Осеева. Хорошее" 2 класс УМК "Школа России"

Представляю вашему вниманию презентацию и конспект к уроку чтения во втором классе "В.Осеева. Хорошее"...

Конспект урок литературному чтению "Стихи И. Токмаковой" 2 класс УМК "Школа России"

Дата: 29.04.2020                                                     ...

Конспект урока литературного чтения. Тема: "Золотая осень", 4 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Цели деятельности учителя: формирование представления о сказочном герое через изучение произведения Б.Л. Пастернака «Золотая осень»...

Технологическая карта урока литературного чтения «И. Бунин «Матери» 2 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения И. Бунина «Матери», понимания текста и специфики его литературной формы.Тип урока: &la...

Технологическая карта урока литературного чтения - "Стихи И. Токмаковой" (2 класс, УМК "Школа России")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство учащихся с творчеством И.Токмаковой; развитие и совершенствование навыков выразит...