Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Глагол – как часть речи"
план-конспект урока (3 класс)

Хибатуллина Нариса Тимергалиевна

Конспект урока по русскому языку в 3а классе

Тема: Глагол – как часть речи.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели:

образовательные: сформировать четкое грамматическое понятие «глагол», закрепить знания уч-ся о существенных признаках глагола, вывести алгоритм нахождения глагола среди других частей речи, развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать;

воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, способствовать развитию речи обучающихся;

Задачи:

образовательные: обобщение, систематизация и актуализация имеющихся знаний о глаголе, формирование умения выделять глагол среди других частей речи;

развивающие: развитие устной и объяснительной речи обучающихся , умение сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, формировать свои мысли, высказывать их вслух;

воспитательные: создание условий для коммуникативных умений, воспитывать учебную активность, учить ставить цели своей деятельности.

УУД.

Познавательные: уметь выделять признаки глагола как части речи, делать выводы, выделять главное.

Личностные: самооценка на основе критериев спешности, применять навыки делового сотрудничества в группе.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью.

Регулятивные: планировать учебное сотрудничество, оценивать результаты своей деятельности

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация; для обучающихся: учебник, тетрадь, карточки с заданиями, символы для рефлексии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 3а классе

Тема: Глагол – как часть речи.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели:

образовательные: сформировать четкое грамматическое понятие «глагол», закрепить знания уч-ся о существенных признаках глагола, вывести алгоритм нахождения глагола среди других частей речи, развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать;

воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, способствовать развитию речи обучающихся;

Задачи:

образовательные: обобщение, систематизация и актуализация имеющихся знаний о глаголе, формирование умения выделять глагол среди других частей речи;

развивающие: развитие устной и объяснительной речи обучающихся , умение сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, формировать свои мысли, высказывать их вслух;

воспитательные: создание условий для коммуникативных умений, воспитывать учебную активность, учить ставить цели своей деятельности.

УУД.

Познавательные: уметь выделять признаки глагола как части речи, делать выводы, выделять главное.

Личностные: самооценка на основе критериев спешности, применять навыки делового сотрудничества в группе.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью.

Регулятивные: планировать учебное сотрудничество, оценивать результаты своей деятельности

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация; для обучающихся: учебник, тетрадь, карточки с заданиями, символы для рефлексии.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята! Давайте улыбнемся друг другу, подарим улыбки весеннего дня, мысленно пожелаем себе и всем, кто рядом, доброго здоровья.

2. Чистописание. Орфографическая минутка.

Начинаем урок с чистописания. Сначала напишем сегодняшнюю дату:

Двенадцатое апреля.

Классная работа.

Назовите орфограммы:

- Двенадцатое – заглавная буква в начале предложения,ударение падает на 2 слог,

непроизносимая согласная д,безударные гласные е, а.

Апреля- ударение падает на 2 слог, непроверяемая безударная гласная, словарное слово.

Классная- орфограмма: удвоенные согласные.

Работа – ударение на 2 слог, непроверяемая безударная гласная в корне. Словар.слово

- Вспомните порядок написания буквы Г. Не забываем следить за последовательностью и правильным соединением букв. Обязательное правило при письме – следи за осанкой.Правильное письмо зависит от осанки.

-Что вы можете сказать об этой букве? (Обозначает звуки [г],[г'], [к],[к']. Парный по глухости-звонкости когда буква Г стоит в конце слова или в середине слова перед глухой согласно;, парный по твердости-мягкости.)

Пишут:

Гг Гг Гг

Гагарин герой

Гагарин-заглавная буква в именах собственных

Герой-словарное слово, ударение падает на 2 слог,безударная гласная е.

Прочитайте пословицу:

Герой никогда не умрёт – он вечно живёт.

-Что она обозначает? (Поступки великих людей мы будем помнить всегда).

Запишите эту пословицу в тетрадь.

#1057;ловарная работа.

-Сейчас запишем слова: Юрий, космос, орбита, корабль.

- Определить части речи, подчеркнуть орфограммы.

Юрий – имя собственное, в этом слове звуков больше чем букв;

Космос – сущ, безударная гласная о. Словарное слово

Орбита – существительное женского рода,безударная гласная о, словарное слово.

Корабль – сущ, мужского рода.безуд.гласная о в корне, словарное слово.

- Что такое космос? (Это греческое слово, одно из его значений – вселенная, мир) -Подберите однокоренные словак слову космос. (космический, космонавт, космодром).

- Что такое орбита? (Путь небесного тела)

- Что вы можете сказать про слово корабль? (Летательный аппарат, морское судно).Это слово многозначное.

- Как вы думаете, почему мы записали эти слова?(12 апреля отмечаем День космонавтики)

Кто был первым космонавтом? (Первым космонавтом был Ю.А.Гагарин. года на корабле «Восток» он совершил первый полёт в космос).

4. Самоопределение к деятельности.

Сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Знаний. Чтобы определить, что мы сегодня будем изучать, выполним следующее задание:

Прочитайте часть 1 задания №1

1. 12 апреля 1961 года космический корабль «Восток» с космодрома Байконур. Ракета планету Земля за 108 минут. Этот полет Юрий Алексеевич Гагарин.

Прочитайте 2 часть задания №1.

2. 12 апреля 1961 года космический корабль «Восток» стартовал с космодрома Байконур. Ракета облетела планету Земля за 108 минут. Этот полет совершил Юрий Алексеевич Гагарин.

- Сравните их между собой.

- В какой части записан текст? (Во второй)

– Назовите слова, которые делают по-настоящему возможным понимание текста? (стартовала, облетела, совершил)

- Что общего у всех этих слов? (Обозначают действие предмета, эти слова одной части речи)

– Кто сформулирует тему сегодняшнего урока. (Глагол.)

Эта тема для нас новая?(нет, глагол изучали во 2 классе)

Тогда какие задачи мы перед собой поставим? (Повторить все, что изучали о глаголе ранее.Что обозначает глагол, на какие вопросы отвечает, роль глаголов в речи)

5. Открытие новых знаний.

Почему же эта часть речи получила такое название? Вам хотелось бы узнать откуда взялось это слово? Послушайте своего товарища.

- Слово «глагол» в старославянском языке означало слово, речь. Предки наши рассматривали его как слово из слов – важнейший вид слова. Ведь глагол - одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений. По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного.

-Спасибо. Глагол занимает второе место после существительного по частоте употребления.

6. Работа по теме урока

Для чего же нужны глаголы, какую роль играют они в речи? Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся к тексту.

В первой части задания нет глаголов и мир предстает застывшим, неподвижным. Мир без движения это мертвый мир. Смог ли тогда Юрий Гагарин совершить свой полет? (нет)

Какую же роль выполняют глаголы?( Передают точно и достоверно все действия и события).

- ГЛАГОЛ – самая живая часть речи.

– С помощью глаголов мы сегодня попробуем сделать жизнь настоящей.

Давайте сделаем вывод, что же такое глагол? Что обозначают глаголы? На какие вопросы отвечают?

-Сверим наши выводы с учебником. Прочитайте правило на стр.101.

#1055;ервичное закрепление.

Сейчас выполним упражнение 169, стр.100.

А что обозначают слова 1 группы? (Профессии).

В мире очень много разных профессий. Все они по–своему интересны и увлекательны. Каждая профессия важна и нужна.

Ваша задача – составить и записать нераспространенные предложения и подчеркнуть основу.

Итак, каким членом предложения являются глаголы? (сказуемым).

А сейчас запишем в тетради предложение.

Народ гордится нашими космонавтами. Найти глагол. Подчеркнуть главные члены предложения.

8. Физкультминутка.

Я хочу стать космонавтом, (поднять руки вверх)

Надеваю я скафандр, (присесть и постепенно вставать)

Полечу я на ракете (соединить руки над головой)

И открою все планеты! (обвести руками большой круг)

Один, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте)

В космос мы летим опять. (соединить руки над головой)

Отрываюсь от Земли, (подпрыгнуть)

Долетаю до Луны. (руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим, (покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим. (ходьба на месте)

9. Закрепление изученного материала.

Следующее задание выполняем в парах.

Выписать глаголы

Кормят, корм, кормовой. Солёный, соль, солить.

Сон, спать, сонный. Свет, светлый, светить.

Бегут, бег, беговая. Цветёт, цвет, цветная.

Итак, на какие вопросы отвечают глаголы?

- А теперь поработаем в группах. Заранее выберите командира. Он будет отвечать у доски.

Необходимо составить предложение из слов. Найти глаголы. Подчеркнуть главные члены предложения.

  • небе, В, светят, звёзды, тёмном

В тёмном небе светят звёзды.

  • Ракеты, мчатся, к , звёздам, огромной, на скорости

Ракеты мчатся к звёздам на огромной скорости.

  • ракете, Космонавт, в, летит

Космонавт летит в ракете.

-Молодцы! Что обозначают глаголы?

Работа с фразеологизмами.

Выходить из себя –

Ломать голову –

Чесать языки –

Водить за нос –

Унести ноги –

Надуть губы –

Заговаривать зубы –

злиться

думать

болтать

обманывать

убежать

обидеться

отвлекать

- Доп.материал: подобрать к словам однокоренные глаголы

Подарок, помощь, просьба, сторож, обед, дежурный, морозный.

10. Итог урока.

- Ребята, давайте вспомним тему урока? (Глагол)

- Что такое глагол? Какую роль играет в предложении? (Является сказуемым)

11. Рефлексия.

А сейчас я попрошу вас, подвести итог урока, оценить свою работу на уроке и прикрепить свою звездочку на НАШЕМ ЗВЕЗДНОМ НЕБЕ «УСПЕХА».

Желтая звезда – понравился урок, усвоили новый материал.

Красная – остались вопросы по теме урока, были затруднения.

Синяя – не понравился урок, не усвоили новый материал.

#1044;омашнее задание.

Упр.171, стр.101, выписать из текста глаголы.

Урок хочу закончить словами Ю.А.Гагарина:

«Хорошо учитесь! Путь к знаниям начинается с таблицы умножения и первого диктанта. Часто говорят, что космический полёт- это подвиг. А к подвигу нужно готовиться. И на утренней зарядке, и за партой, и в походе, и в лагере.»

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку "Обобщение и систематизация знаний о частях речи" 3 класс

Игра является необходимым средством обучения учащихся начальных классов. Специально подбираемые к тому или иному уроку игры помогают решению многих учебных задач.На протяжении четырех лет я провожу не...

Конспект урока по русскому языку на тему: Анализ глагола как части речи. 3 класс

В конспекте урока показана работа со словарными словами. Составление с этими словами предложений. Дальнейшая работа с предложениями: нахождение глаголов, их разбор как часть речи....

Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК Школа России "Части речи"

Русский язык в 3 классеУМК «Школа России» Тема: Части речиТип урока: урок общеметодологической направленностиТехнологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, личностно-ориентиров...

Конспект урока по русскому языку 2 класс. "Имя прилагательное как часть речи". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление с именем прилагательным как частью речи, углубление представлений учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов; развитие коммуникативных ...

Конспект урока по русскому языку Наши проекты «В словари – за частями речи» 2 класс (УМК «Школа России»)

Тема: Наши проекты «В словари – за частями речи»Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о словарях, совершенствование навыков работы со словарями.Предметные-зн...

Конспект урока по русскому языку (2 класс). Тема: Предлог как часть речи. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- формирование знаний о правописании предлогов;Планируемые результатыПредметные:- знать, что такое предлог;- знать какую роль играет предлог в речи;- уметь правильно употребл...