Тема урока: «Число и цифра 0» Учитель: Комлева Елена Ивановна, учитель начальных классов
план-конспект урока (1 класс)

Комлева Елена Ивановна

Тип урока: урок открытия новых знаний

Содержательная цель: сформировать представление о числе 0, умение его записывать, изображать на числовом отрезке, изучить свойства нуля:

 1. Если к числу прибавить 0 или к 0 прибавить число, то получится тоже число.

 2. Если из числа вычесть 0, то получится тоже число.

3. Если из числа вычесть само число, то получится 0.

Деятельностная цель:

-выявляют свойства нуля с помощью наглядных моделей;

-применяют свойства нуля при сложении и вычитании чисел;

-пишут цифру 0;

-соотносят цифру и число 0;

-записывают свойства нуля в буквенном виде;

-выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 9;

Средства обучения: линейка, цветные карандаши, раздаточный материал (математические модели, эталоны)

Планируемые результаты: осознавать необходимость изучения математики для адаптации к

жизненным ситуациям, мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или

опровергать их; применять математику для решения практических задач в

повседневной жизни, характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться

углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения

трудностей;

Личностные результаты:

1) Создать условия для формирования начальных представлений об учебной деятельности и социальной роли «ученика».

2) Создать условия для формирования опыта успешного сотрудничества со взрослыми и сверстниками и установки на уважительное отношение к учителю, к себе и сверстникам; опыта успешной совместной деятельности в паре, установки на максимальный личный вклад в совместной деятельности.

3) Формировать представление об активности ученика, как ценном качестве, помогающем выйти на более высокий результат, понимание, что успех в учении, главным образом, зависит от самого ученика.

Метапредметные результаты:

1) Тренировать умение фиксировать прохождение двух этапов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения (на основе применения соответствующего эталона).

2) Формировать умение спокойно относиться к затруднениям в своей учебной деятельности и грамотно их фиксировать, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

3) Тренировать умение выявлять причины ошибки и умение корректировать ее, оценивать свою работу.

4) Приобретать первичный опыт анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать, распределять в группы по заданному признаку на основе применения эталонов, выражать в речи результаты этих операций.

5) Приобретать первичный опыт моделировать – использовать буквенную символику и группы предметов в качестве моделей.

6) Тренировать умение проявлять активность в учебной деятельности и оценивать свою активность (на основе применения эталона).

7) Тренировать умение работать в парах при совместной работе в учебной деятельности и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

8) Формировать умение работать в группах при совместной работе в учебной деятельности, и оценивать свои умения это делать (на основе применения эталона).

9) Тренировать умение применять простейшие приемы развития своего внимания и оценивания своего умения это делать (на основе применения эталона).

10) Приобретать опыт проявления терпения в учебной деятельности

11) Приобретать опыт применения правил, позволяющих сохранить здоровье при выполнении учебной деятельности и формировать умение проводить самооценку этого умения (на основе применения соответствующего эталона).

Предметные результаты:

1) Сформировать представление о числе 0, умение его записывать, изображать на числовом отрезке.

2) Сформировать умение складывать и вычитать с 0.

3) Тренировать навыки вычислений в пределах 9.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1_klass_chislo_i_tsifra_0_komleva_e.i.docx192.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Число и цифра 0»

Учитель: Комлева Елена Ивановна, учитель начальных классов

Тип урока: урок открытия новых знаний

Содержательная цель: сформировать представление о числе 0, умение его записывать, изображать на числовом отрезке, изучить свойства нуля:

 1. Если к числу прибавить 0 или к 0 прибавить число, то получится тоже число.

 2. Если из числа вычесть 0, то получится тоже число.

3. Если из числа вычесть само число, то получится 0.

Деятельностная цель: 

-выявляют свойства нуля с помощью наглядных моделей;

-применяют свойства нуля при сложении и вычитании чисел;

-пишут цифру 0;

-соотносят цифру и число 0;

-записывают свойства нуля в буквенном виде;

-выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 9;

Средства обучения: линейка, цветные карандаши, раздаточный материал (математические модели, эталоны)

Планируемые результаты: осознавать необходимость изучения математики для адаптации к

жизненным ситуациям, мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или

опровергать их; применять математику для решения практических задач в

повседневной жизни, характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться

углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения

трудностей;

Личностные результаты: 

1) Создать условия для формирования начальных представлений об учебной деятельности и социальной роли «ученика».

2) Создать условия для формирования опыта успешного сотрудничества со взрослыми и сверстниками и установки на уважительное отношение к учителю, к себе и сверстникам; опыта успешной совместной деятельности в паре, установки на максимальный личный вклад в совместной деятельности.

3) Формировать представление об активности ученика, как ценном качестве, помогающем выйти на более высокий результат, понимание, что успех в учении, главным образом, зависит от самого ученика.

Метапредметные результаты: 

1) Тренировать умение фиксировать прохождение двух этапов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения (на основе применения соответствующего эталона).

2) Формировать умение спокойно относиться к затруднениям в своей учебной деятельности и грамотно их фиксировать, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

3) Тренировать умение выявлять причины ошибки и умение корректировать ее, оценивать свою работу.

4) Приобретать первичный опыт анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать, распределять в группы по заданному признаку на основе применения эталонов, выражать в речи результаты этих операций.

5) Приобретать первичный опыт моделировать – использовать буквенную символику и группы предметов в качестве моделей.

6) Тренировать умение проявлять активность в учебной деятельности и оценивать свою активность (на основе применения эталона).

7) Тренировать умение работать в парах при совместной работе в учебной деятельности и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

8) Формировать умение работать в группах при совместной работе в учебной деятельности, и оценивать свои умения это делать (на основе применения эталона).

9) Тренировать умение применять простейшие приемы развития своего внимания и оценивания своего умения это делать (на основе применения эталона).

10) Приобретать опыт проявления терпения в учебной деятельности

11) Приобретать опыт применения правил, позволяющих сохранить здоровье при выполнении учебной деятельности и формировать умение проводить самооценку этого умения (на основе применения соответствующего эталона).

Предметные результаты: 

1) Сформировать представление о числе 0, умение его записывать, изображать на числовом отрезке.

2) Сформировать умение складывать и вычитать с 0.

3) Тренировать навыки вычислений в пределах 9.

Ход урока:

Этап (элемент) урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

I. Этап мотивации Самоопределение к деятельности (орг. момент).

1-2 мин.

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке;

2) определить содержательные рамки урока: сложение дробей.

- Здравствуйте.

- Поздоровайтесь с нашими гостями.

- Садитесь.

- Посмотрите всё ли готово к уроку математики.

- Догадаться очень просто, кто пришел к нам нынче в гости? Я модница такая, что всем на удивленье! Люблю я бусы, блестки - любые украшенья. Но на мою, поверьте, великую беду, наряд мне одевают всего лишь раз в году.

- Скоро новый год, поэтому  сегодня на уроке мы будем наряжать ёлочку.

   Учитель вывешивает на доску картинку с изображением

А нарядить её мы сможем, если повторим, чему мы научились на прошлом уроке,  и   справимся с новыми заданиями.

Давайте настроимся на серьёзную работу

Я хочу и могу,

всё на свете я решу,

Постараюсь, потружусь

 и в проблему погружусь.

И найду решение

для самоусвоения.

-Ёлочка

Я хочу и могу,

всё на свете я решу,

Постараюсь, потружусь

 и в проблему погружусь.

И найду решение

для самоусвоения.

II. Этап актуализация знаний и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

4-5 мин.

Цель:

1) повторить смысл дроби, умение читать и записывать дроби;

2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;

3) повторить смысл действия сложения;

4) мотивировать к пробному действию; организовать его самостоятельное выполнение и обоснование;

5) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения.

-Ёлочка в ожидании первой игрушки.

Задание 1:

 Откройте рабочие тетради на стр. 34, найдите задание № 1 (РТ). Что надо сделать?

 Какие свойства сложения и вычитания вы использовали при выполнении задания?

Вторая игрушка Задание 2:        

№ 2, стр. 34 (РТ). Нужно заполнить пустые места в таблице.

Третья игрушка  Задание 3:        

№ 3 (а), стр. 34 (РТ). Это задание вы выполните в парах.

 Что вы повторили? (...)

 Какое следующее задание вы будете выполнять дальше?

Четвёртая игрушка

Задание на пробное действие.

 Продолжаем работать в рабочей тетради с заданием № 3 (б), стр. 34 (РТ). Вам надо записать значение выражения 5 – 5 с помощью точек, с помощью цифры и отметить его на числовом отрезке.

 Попробуйте выполнить это задание.

 У кого нет ответа?

 Что показало выполнение пробного действия?

(Надо выполнить действия с мешочками и с числами.)

Учащиеся работают самостоятельно. После выполнения задания проверка проводится фронтально.

Переместительное

Вычитание слагаемых

Учащиеся работают самостоятельно. После выполнения задания проверка проводится фронтально.

Учащиеся выполняют задание в парах. Проверка организуется фронтально, при необходимости проводится коррекция.

(Мы будем выполнять задание на новое знание.)

(Я не смог записать значение выражения 5 – 5 с помощью точек, с помощью цифры и отметить на числовом отрезке. Я не могу обосновать свои действия к записи выражения 5 – 5 с помощью точек, с помощью цифры и к выделению его на числовом отрезке.)

III.

Этап выявления места и причины затруднения

4-5 мин.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Цель:

выявить и зафиксировать место и причину затруднения: новый случай сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

  Какое задание выполняли?

 Чем это задание отличалось от предыдущего?

 Почему возникло затруднение?

(Надо было записать значение выражения 5 – 5 с помощью точек, с помощью цифры и отметить его на числовом отрезке.)

(Мы вычитаем из числа само число.)

(Я пока не знаю, как записать значение выражения 5 – 5 с помощью точек, с помощью цифры и отметить его на числовом отрезке.)

IV

Этап построения проекта и выхода из затруднения

Цель:

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа средств их реализации.

 Какую цель поставите перед собой на уроке?

 Вспомните, по какому плану вы знакомились с новым числом?

Учитель показывает пустой целлофановый пакет.

 Сколько яблок у него в пакете?

 Сколько груш может вырасти на яблоне?

  Сколько точек на кости домино «пусто-пусто»?

 Что общего во всех вопросах?

  Какое же число обозначает отсутствие предметов?

  Сформулируйте тему урока?

Учитель записывает тему на доске.

 Есть ли у числа 0 графическая модель?

Учитель убирает первый пункт плана.

 Что вам нужно сделать дальше?

Нам цифру нуль в тетради написать,

как колобок нарисовать.

Да только нуль

Не колобок,

А просто он

Пустой кружок.

И значит цифра эта,

Что ничего здесь нету.

 Откройте рабочие тетради на стр. 35. Рассмотрите образец написания цифры 0 и расскажите, как вы будете это делать.

 «Ставлю ручку чуть ниже верхнего правого угла клетки. Веду плавную округлую линию к центру клетки. Не доходя до нижней границы клетки, делаю поворот вправо. Поднимаюсь вверх к верхнему правому углу клетки».

Пятая игрушка

  А теперь найдите место числа 0 на числовом отрезке.

Учитель на доске ставит 0 у начальной точки. В плане рядом с пунктом 2 ставится «+».

 Есть ли такая геометрическая фигура, у которой 0 сторон?

 Можете вы найти геометрический образ числу 0?

 Может ли быть состав у числа 0?

 Почему?  Сейчас вы будете открывать правила действий с нулем.

У людей говорят:

«Не шути с огнем!»

А у чисел говорят:

«Не шути с нулем!»

У нуля про запас

сто каверз и проказ,

Нужен глаз за ним да глаз!

 Я предлагаю поработать в парах. Назовите правила работы. (...)

 Вам нужно попробовать выполнить в рабочей тетради задание № 5, стр. 35 (РТ), объяснить решение примеров с помощью мешков или числового отрезка. Каждый выбирает модель по своему желанию.

На выполнение задания отводится 3 минуты. Полученные варианты согласовываются. В случае затруднений в организации групповой работы, работа организуется фронтально. С помощью моделей рассматривается каждое свойство.

- Если к нулю прибавить число, то получится ………

Прикрепляю табличку на доску:

0+а =а

2).

 - Если к числу прибавить ноль, то получится ………

Прикрепляю табличку на доску:

а+0 =а

3).

 - Если от числу вычесть ноль, то получится ………

Прикрепляю табличку на доску:

а -0 =а

4).

 - Если от числа отнять то же самое число, то получится ………

Прикрепляю табличку на доску:

а -а =0

 Всегда ли при сложении числа с нулем получается то же самое число?

 Приведите свои примеры.

Учитель раздает учащимся эталоны (Р16.1).

 Сделайте вывод.

 Вспомните, в чем было затруднение у каждого из вас. Смогли вы его преодолеть?

 Что теперь вы можете делать?

(Узнать, как записать значение выражения

5 – 5 с помощью точек, с помощью цифры и отметить его на числовом отрезке.)

Дети называют шаги, учитель фиксирует план на доске: пошагово

Нисколько.)

(Нисколько.)

(Нисколько.)

(В ответе ничего нет.)

(0.)

(Число и цифра 0.)

(Нет.)

(Познакомиться с цифрой 0.)

ВИДЕО

Остальные ученики работают в прописи обратной стороной ручки или пальчиком по образцу цифры. Аналогично с комментированием записывают в прописи четыре цифры.

(Нет.)

(Нет.)

(Нет.)

(Нуль обозначает отсутствие предметов.)

(Да.)

(Мы все открыли правильно.)

(Да.)

(Решать примеры с 0.)

V.

Этап реализации построения проекта.

7-8 мин.

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач таково типа.

Что теперь вам нужно сделать?

Работа организуется фронтально с проговариванием свойств нуля.

 Найдите в рабочей тетради задание№ 6, стр. 35 (РТ), прочитайте задание.

 Найдите в учебнике задание № 3, стр. 32 (У). Работать будете в парах, но не устно, а в тетрадях. Договоритесь, как будете работать.

После выполнения задания учащимся предлагается проверить свои работы по образцу 

Шестая игрушка

 Кто из вас ошибся?

 В чем ваша ошибка?

 Сделайте вывод.

 Что интересного вы заметили в этом задании?

(Научиться применять новые знания.)

Физическая пауза

1 мин.

Один.два,три. четыре, пять,

Я чочу успешным стать.

Буду я стараться,

Будет получаться

VI.

Этап первичного закрепление с проигрыванием во внешней речи

4-5 мин.

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типичных задач

 Молодцы! Вы очень хорошо потрудились все вместе. Но можно ли сказать, что новые знания усвоены вами?

 Тогда предлагаю вам попробовать свои силы в самостоятельной работе.

Седьмая игрушка

 Найдите в учебнике задание № 2, стр. 32|

 Какое задание будете выполнять?

На выполнение задания отводится 1 минута.

 Результаты выполнения учащиеся могут проверить по ЭФУ (вызов всплывающего окна с образцом выполнения задания) или по образцу :

 У кого нет ошибок? Поставьте себе «5». Молодцы!

 У кого есть ошибки? грустного смайлика.

 Исправьте ошибку. В чем причина?

 Не расстраивайтесь, вы еще будете тренироваться, и у вас все получится.

(Нет, надо попробовать выполнить задание самостоятельно.)

(Складывать и вычитать числа, используя свойства 0.)

VII.

Этап Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

4-5 мин.

Цель: 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить с помощью эталона для самопроверки свое умение складывать дроби с одинаковыми знаменателями.

Работа организуется фронтально.

Восьмая игрушка

 Найдите в учебнике задание №4, стр. 30 (У).

 Какое задание нужно выполнить?

 Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

(Надо составить слова и найти лишнее.)

VIII.

Этап включение нового знания в систему знаний и повторение.

7-8 мин

Цель: тренировать способность к решению задач на сложение дробей с одинаковыми знаменателями.

С.30 учебник №1.2

IX.

Рефлексия деятельности (итог урока).

  • 2-3 мин.

Цель:

1) зафиксировать достижение поставленных целей;

 2) оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса;

 3) обсудить домашнее задание.

 Вспомните, какой была тема урока?

 Какую цель ставили перед собой на уроке? (...)

 Вы поняли, как записать графическую модель числа 0?

- Как правильно писать цифру 0?

- Где его  место на числовом луче?

 А как ученику понять – усвоил он урок или нет.

 Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите.

Учитель раздает карточки для проведения самооценки

Зажгите огоньки на ёлочке

 Оцените свою работу и раскрасьте:

пять огонёчков, если легко справлялись с заданиями, не встретили затруднений и смогли сделать два шага в учебной деятельности;

четыре огонёчка, если смогли сделать два шага в учебной деятельности, встретили 1 – 2 затруднения и смогли их преодолеть;

три огонёчка, если сделали 1 шаг в учебной деятельности, встретили 2 – 3 затруднения; и смогли их преодолеть;

два огонёчка, если было трудно, не успевали за классом, встретили затруднения, но не смогли с ними справиться;

один огонёчек, если не включились в работу с классом.

Учащиеся оценивают себя, после чего учитель проводит рефлексию оценивания.

 Какие трудности остались на конец урока?

 Елочка говорит спасибо вам за новогодний наряд! Спасибо за сотрудничество!

Домашнее задание (Слайд 15): Macintosh HD:Users:ag:Desktop:Manual Yuventa:Android:Screenshot_2015-01-17-13-32-04.png прослушать аудио файл на стр. 69 (ЭФУ), задание № 4, стр. 33|71 (У|ЭФУ) , задание № 7*, стр. 33 (У) – по желанию

- И предлагает всем вместе спеть песенку!

.

(«Число и цифра 0».)

(Да.)

(Мы выполнили задание самостоятельной работы без ошибок.)

Елка с кружками

Новогодняя песня с движениями

Дети читают:

Сколько лет в яйце цыпленку,  

 Сколько крыльев у котенка,

 Сколько в алфавите цифр,

 Сколько гор проглотит тигр,

 Сколько мышка весит тонн,

 Сколько в стае рыб ворон,

 Сколько зайцев съела моль,

 Знает только цифра…

-(Ноль).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Статья. Тема: "Роль педагога в развитии личности ребёнка" Сизых Елена Викторовна, учитель начальных классов

На   Земле   много   профессий,  но  самой   важной  (по моему   мнению)  является   профессия   -...

Эссе. " Моё призвание -учитель ". Сизых Елена Викторовна - учитель начальных классов МОУСОШ№6 г. Петровск-Забайкальский

Истоки   моей профессии   уходят в середину прошлого века.Мой будущий  дедушка, четырнадцатилетним мальчиком, закончил  семь классов .Он и несколько таких же его одноклас...

Родительское собрание " Ваш ребёнок в 3 классе" Учитель Сизых Елена Викторовна, учитель начальных классов, МОУСОШ №6 город Петровск-Забайкальский

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.Но вместе ...

Развитие творчества и умственной активности на уроках русского языка. (Из опыта работы Колесниковой Елены Вячеславны , учителя начальных классов ГБОУ Школы № 2045 г. Зеленограда)

Способность предполагается заранее, но она должна стать умением.     Иоганн Вольфганг ГетеВ данной презентации представлены методы, формы и приёмы, используемые в практике на ...