"Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей школьного возраста"
консультация
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей школьного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад №11 г.Туймазы
«Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»
ВВЕДЕНИЕ
Поступление ребёнка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа.
В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова - необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом на языках, письменность которых построена по звукобуквенному принципу [5;10].
Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой деятельности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляют одну из основных задач специальной подготовки к обучению грамоте.
Фонематический слух — это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Однако, первичного фонематического слуха достаточного для повседневного общения, и недостаточно для овладения навыком чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова. Д.Б.Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. Действия звукового анализа, как показали исследования, не возникают спонтанно. Задача овладения этими действиями ставится взрослым перед ребенком в связи с обучением грамоте, а сами действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа [5].
Р.М. Боскис, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина отводят большую роль формированию фонематического восприятия - это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова [6;10].
Фонематическое восприятие - первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ - вторая. Фонематическое восприятие - способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ - способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
По данным Т.А.Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов [12;13].
Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.
Звуковой анализ - это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. Р.Е.Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ» [10].
У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.
Р.М.Боскис, Р.Е.Левина, А.Р.Лурия, Н.Х.Швачкин, Л.Ф.Чистович считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие [9].
Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.
Первый этап - узнавание неречевых звуков
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
1. Игра "Угадай, что звучало". Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.
2. Ребенок сидит на стуле, глаза закрыты. Взрослый звенит в колокольчик, держа его перед ребенком, за, вверху, внизу, справа, слева. Нужно правильно сказать, где звенит.
3. Игра "Шумящие мешочки". Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
4. Игра "Волшебная палочка". Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску… Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
5. Игра "Жмурки". Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
6. Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
Второй этап- различение звуков речи по тембру, силе и высоте
1. Игра "Узнай свой голос". Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит.
2. Игра "Громко-тихо". Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры "Далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко.
3. Игра "Три медведя". Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
Третий этап - различение сходных по звучанию слов.
1. Игра "Слушай и выбирай". Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
2. Игра "Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Четвертый этап - различение слогов
1. Игра "Похлопаем". Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
2. Игра "Что лишнее?". Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Пятый этап - различение звуков
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки.
1. Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.
Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр…
2. Игра "Похлопаем". Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
3. Игра «Отбери картинки». Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, предлагает назвать их, а потом отобрать только те, в названии которых есть заданный звук, например звук [м].
4. Игра «Будь внимателен». Взрослый произносит несколько слов, например: санки, нос, рак, маска. Ребенок должен запомнить и назвать только те слова, в названии которых есть звук [с].
5. Игра «Чудесный мешочек». Ребенок берет из мешочка мелкий предмет, называет его, определяет и называет первый звук в слове.
6. Игра «Цепочка из слов». Взрослый называет слово (например, лес). Ребенок называет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Например: лес— сок—кот—тапки ...
7. Игра «Внимательные глазки». Взрослый предлагает ребенку в окружающей обстановке (сюжетной картинке) найти предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
8. Игра «Подбери словечки». Ребенку предлагают придумать и назвать слова, в названии которых есть заданный звук. Например, звук [к] - кот, молоко, корова, потолок и т.п.
9. Игра «Отгадай и назови звуки». Взрослый называет слияния звуков, слогов, слов. Например: иуа, ап, ма, кот и т.п. Ребенку определяет последовательность и количество звуков в слоге (слове).
10. Игра «Подружи звуки». Взрослый произносит каждый звук отдельно и просит ребенка назвать получившееся слово (слог). Например: [м], [а], [к] - мак. Запомните: слово произносится по звукам, а не по буквам: [м], а не эм!
Таким образом, для того чтобы результат работы по формированию фонематического слуха был успешным, необходимо, чтобы коррекционная работа носила не эпизодический, а системный, комплексный характер.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Варенцова Н.С., Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М.: Мозаика – Синтез, 1997. – 195 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996. – 235 с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Наука, 1961. – 270 с.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1985. – 280 с.
- Журова Л.Е., Эльконин, Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1963. – 274 с.
- Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. - М.: Просвещение, 1978. – 290 с.
- Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М.: Флинта, 2002. - 157 с.
- Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. - СПб.: Дельта, 1997. – 194 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. - М.: Наука, 1975. – 236 с.
- Основы теории и практики логопедии // Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1986. – 230 с.
- Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. - СПб.: Питер, 1996. – 170 с.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет. - М.: «Гном и Д», 2002. – 216 с.
- Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. - М.: «Гном и Д», 2000. – 190 с.
- Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: ЕГУ, 1996. – 158 с.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М.: Просвещение, 1969. – 236 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста
Данный файл содержит набор игр и упражнений с фонемами....
Роль театрально-игровой деятельности в развитии фонематического слуха и слухового внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Содержание Введение ...

Специальные упражнения по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия.
Фонематический слух – умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох – вход, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по с...

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
Проблема развития у детей фонематического восприятия является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты....
Особенности и система логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В презентации представлены материалы по развитию фонематического восприятия у детей на логопедических занятиях....

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
Статья, ранее опубликованная в сборнике ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ XХII БУШЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, содержит рекомендации по развитию значимых фонематических процессов у младших школьников....

Консультация для родителей "Фонематический слух и фонематическое восприятие - что это?"
Ваш ребёнок плохо разговаривает, меняя звуки в словах, допускает множество ошибок на письме. В чём дело? Что не так? Какова причина? Давайте разбираться!...
