Переходное портфолио для ребенка с ОВЗ из сада в начальную школу
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Переходное портфолио(шаблон) для ребенка с ОВЗ
«Речевой мостик: из сада в школу»
(рекомендации от логопеда)
1. Титульный лист
- ФИО ребенка: Иванов Иван
- Дата рождения: 15.05.2018
- ДОУ/Школа: МОУ «Лицей №1 им.К.С.Отарова» ДО → МОУ «Лицей №1 им.К.С.Отарова» начальная школа
- Логопед ДОУ: Иванова А.А.
- Учебный год: 2025–2026
2. Индивидуальные данные
- Диагноз: ОНР III уровня, дизартрия (заключение ПМПК № 123 от 10.09.2025).
- Особенности речевого развития:
— Нарушены звуки: [Р], [Л], шипящие;
— Аграмматизмы в предложениях («мама купила яблоко» → «мама купить яблоко»);
— Словарный запас ограничен бытовой лексикой.
- Цели на переходный этап:
— Автоматизация звука [Р] в спонтанной речи;
— Формирование фразы из 5–6 слов;
— Развитие навыка пересказа.
3. Динамика речевого развития
Таблица достижений:
| Период | Успехи | Трудности |
| Сентябрь 2024 | Поставлены звуки [Ш], [Ж] |Неразборчивое звукопроизношение |
| Март 2025 | Составляет рассказ из 3 предложений | Путает предлоги («на»/«в») |
Приложения:
- Аудиозапись речи (пример: «Это кошка. Она спит на диване»).
- Скан рабочей тетради с заданиями (обводка букв, графические диктанты).
4. Методические рекомендации
Коррекционные методики, которые использовались в ДОУ:
- Артикуляционная гимнастика:
— Упражнения «Барабанчик», «Часики» (3 раза в день по 5 минут).
- Игры для развития фонематического слуха:
— «Поймай звук [Р]» (хлопнуть, когда услышит в слове);
— «Собери слово» (из слогов: «ма-ши-на»).
- Визуальные схемы для составления рассказов (карточки: «Кто? Что делает? Где?»).
Рекомендуемые материалы для школы:
- Пособие: «Логопедические игры для детей 6–7 лет» Т.А. Ткаченко.
- «Звуковичок» (тренажер для автоматизации звуков).
5. Адаптационные рекомендации для школы
- Организация учебного процесса:
— Разрешить устные ответы вместо письменных при утомлении.
— Использовать цветные маркеры для выделения ключевых слов в тексте.
- Коммуникация:
— Применять знакомые ребенку жесты (например, поднятая ладонь — «стоп», если он перебивает).
— Использовать карточки PECS для невербальных просьб («могу выйти?», «помогите»).
- Режимные моменты:
— Проводить артикуляционную разминку перед уроками (5 минут).
— Снижать уровень шума в классе (наушники с шумоподавлением при аутизме).
6. Совместные мероприятия
План преемственности:
| Дата | Мероприятие | Участники |
| Апрель 2025| Экскурсия в школу + встреча с учителем| Ребенок, родители, логопед ДОУ |
| Май 2025 | Консилиум специалистов ДОУ и школы | Логопед, дефектолог, психолог |
7. Обратная связь
Рекомендации для родителей:
- Ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику (см. приложение).
- Использовать игры «Опиши предмет» (цвет, форма, назначение) для расширения словаря.
- Вести дневник наблюдений за речью ребенка (пример: «10.05 — начал использовать предлог „под“»).
Контакты:
- Логопед ДОУ: Иванова А.А., тел. +7-XXX-XXX-XX-XX.
- Школьный логопед: Сидорова А.А., тел. +7-XXX-XXX-XX-XX.
8. Приложения
1. Копия заключения ПМПК.
2. Выписка из ИПРА (индивидуальная программа реабилитации).
Важно!
Портфолио передается в школу за 3 месяца до поступления. Обновляется по мере развития ребенка.
Цель: Сохранить преемственность коррекционной работы и снизить стресс от перехода в новую среду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "преемственность д/сада и начальной школы"
Презентация содержит материал по теме "Преемственность д/сада и начальной школы" .План совместной работы д/сада и учителей начю школы. Отчёт о проделанной работе . Фотографии....

Преемственность в работе детского сада и начальной школы.
В работе проведено сравнение ФГТ и ФГОС НОО, предложен план проведения совместных педагогических мероприятий....
Развитие прогнозирования как фактора готовности к обучению выпускников детского сада в начальной школе.
Изучении особенностей развития прогнозирования как фактора готовности выпускников детского сада к обучению в начальной школе, разработке методики формирования у выпускников детского сада умения прогно...

Сценарий утренника для детей детского сада и начальной школы «Праздник осени, или путешествие в осеннее царство».
Цель праздника: Углубление эмоциональн...

Преемственность между детским садом и начальной школой.
Доклад на заседание объединенной кафедры учителей начальных классов и воспитателей ДОУ. О проблемах преемственных связей между детским садом и начальной школой в целях, содержании, методах...
Открытый урок по русскому языку в первом классе к педсовету по преемственности между детским садом и начальной школой проведён в апреле 2015года. УМК "Школа России". Учебник В. П. Канакиной.
Открытый урок по русскому языку в первом классе к педсовету по преемственности между детским садом и начальной школой. УМК "Школа России" по учебнику В. П. Канакиной. Проведен в апреле 2015 года....

Реализация программы преемственности детского сада и начальной школы в условиях комплекса «начальная школа – детский сад»
Это текст выступления на городском форуме "Августовские чтения" с презентацией...