Плавание стилем "Кроль на груди". Старты и повороты в плавании стилем "Кроль на груди"
методическая разработка по физкультуре на тему

в данном реферате представлена наиболее точная информация о спортивном плавании способом кроль на груди. рассмотрены основные характеристики биомеханических движений при плавании. наиболее подробно изложена и наглядно показана информация относительно стартов и поворотов в плавании данным способом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plavanie.doc245.5 КБ

Предварительный просмотр:

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

по предмету: "Плавание"

на тему: Плавание стилем "Кроль на груди". Старты и повороты в плавании стилем "Кроль на груди"

выполнил: студентка гр. ФК-52

Бессонова Н.В.

проверил: преподаватель Егоров Г.И.

Астрахань 2011

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

1. История развития. Характеристики способа плавания "Кроль на груди"

2. Обучение спортивным способам плавания

 3. Обучение стартам в плавании способом "Кроль на груди"

4. Обучение поворотам в плавании способом "Кроль на груди"

5. Список литературы.

Введение

Плавание – один из наиболее популярных и массовых видов спорта. При движении в воде практически работают все мышцы тела. Плавание способствует развитию выносливости, координации движений. Это – эффективное средство укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Велико и прикладное значение плавания. Переплывать большие расстояния, оказывать помощь терпящему бедствие на воде должен уметь каждый человек. Не случайно даже в древние времена плавание считалось одним из основных признаков культуры.

Плавание по праву можно отнести к народному виду спорта наравне с борьбой, кулачным боем, лыжным спор том и бегом, потому что оно тесно связано с трудов, бытом и военной деятельностью людей. Оно начало развиваться в глубокой древности и высшего развития достигло в тех районах земли, где имелось большое количество морей, рек, озер.

Наибольшего развития плавание достигло во втором и первом тысячелетиях до нашей эры в Древней Греции и Риме. Характерно, что там считали недостаточно культур ным человека, который не умел ни плавать, ни читать. Пла вание входило в программы ежегодных древнегреческих празднеств в Гермионе и Истмийских игр. Начиная с 133 года до нашей эры на Коринфском перешейке в честь бога морей Посейдона раз в два года проводились соревнова ния по плаванию. Лучшими пловцами Греции считались жители островов Делос, Левкал и города Анфедона. При палестрах (местах для занятий гимнастикой) сооружались искусственные бассейны для плавания.

Развитию плавания в нашей стране способствовало большое количество рек, озер и морей. Скифы, населявшие в VII—III веках до нашей эры северные причерноморские земли, и поселенцы восточного Причерноморья были искус ными пловцами. В эпической литературе, в летописных преданиях указывается, что отличительным качеством сла вянских воинов было умение смело действовать в воде, плавать, нырять.

Большого развития плавание в России достигло в XVII—XVIII веках. В период царствования Петра I от рус ских моряков требовалось полное освоение «вольного мо ря», в том числе умение отлично плавать и Долго держать ся на воде. Начиная с 1688 года в учения войск начали включать форсирование водных преград. С 1719 года обу чение плаванию было введено в программу учебных дис циплин сначала в Морской академии, а затем и в других военных училищах. Особенно большое внимание плаванию как прикладному навыку уделял великий полководец А. В. Суворов. Известно, что еще будучи командиром полка он добивался от солдат умения организованно переплывать широкие рвы и реки. В историю войн России вошел подвиг офицера Павла Концова, который в 1770 году совершил проплыв с гибнувшего фрегата. Почти 28 километров до берега он преодолел за 12 часов.

1. История развития. Характеристики способа плавания "Кроль на груди"

Кроль на груди — самый быстрый способ передвижения человека в воде. При хорошо освоенных движениях кро лем можно переплывать большие расстояния и не ощущать усталости в мышцах. Ритмичное дыхание создает благо приятные условия для достаточного насыщения крови кис лородом.

Кроль на груди как спортивный способ плавания сфор мировался в начале нашего века. В 1898 году в австралий ском городе Бранте Алек Викхем на соревнованиях про плыл стоярдовую дистанцию с высокой для того времени скоростью. Его руки выполняли попеременные гребки и проносились над водой, согнутые в локтях. Ноги работали вертикально, тело лежало на воде плоско, с высоко подня той головой. Один из известных тогда тренеров по плава нию Джордж Фармер воскликнул: «Смотрите на этого пол зущего ребенка!» По-английски «ползти» звучит «кроул». Считается, что с этих пор и появилось название этого спо соба.

Стиль Алека Викхема начал быстро распространяться в Австралии. В 1902 году австралиец Дик Кэвилл уже де монстрировал кроль в Европе. Однако стиль Кэвилла имел отличительную особенность: он делал по воде два удара ногами при сильном разгибании коленей. Каждый удар согласовывался с началом гребка противоположной руки.
Стиль Кэвилла стал называться в Европе австралийским кролем.

На Олимпийских играх в 1904 году американец Чарлз
Даниэльз выиграл дистанцию 40 ярдов, применив австралийский кроль, но с малой амплитудой движений ног. Заметный вклад в развитие кроля внес американец, уроженец Гавайских островов Д. Каханомоку. В Стокгольме
в 1912 году он победил на стоярдовой дистанции с высоким для того времени результатом — 1.03,4 с. Особенностью стиля Каханомоку была, работа ног, отличавшаяся мягкими быстрыми движениями, с небольшими сгибаниями коленных суставах. Такая работа ног обеспечивала равномерное продвижение тела вперед.

Применяя этот же стиль, Дюк Каханомоку одержал победу на стоярдовой дистанции и на Олимпиаде 1920 года. На этой же Олимпиаде австралиец Н. Росс, победитель на дистанциях 400 и 1500 ярдов, продемонстрировал новый вариант австралийского кроля. Он первым применил многоударный вариант согласования движений рук и ног, при котором на два гребка руками выполнялось шесть ударов ногами.

В 1922 году американец Джони Вейсмюллер показал технику кроля, близкую современной. Этот выдающийся пловец преодолевал дистанцию 100 м с феноменальным результатом для того времени — 57,4 с. Он был победителем;': Олимпийских игр 1924 и 1928 годов, установив мировые рекорды на дистанциях от 100 до 800 м. Джони Вейсмюллер был известен и как киноактер, снимавшийся в 30-х годах в многосерийном фильме «Тарзан». Его атлетическое тело сложение, отличная физическая подготовка позволили со здать образ юноши, способного ловко передвигаться по вет вям деревьев и, что самое удивительное, плавать быстрее нильских крокодилов.

Благодаря, высокой скорости передвижения кроль на груди стал наиболее распространенным способом плавания. В соревнованиях вольным стилем кролем плавают дистан ции 100, 200, 400, 800 и 1500 м. Кроме того, этим способом плавают в эстафетах 4 x 100 и 4 x 200 м. Он входит в комп лексное плавание на 200 и 400 м и в комбинированную эстафету 4 x 100 м. Кролем плавают сверхдлинные дистан ции и при сдаче норм комплекса ГТО.

Положение тела при плавании способом "кроль на груди"

В современном кроле тело находится у поверхности во ды, причем плечи располагаются несколько выше, чем таз. При таком положении туловища появляется так называ емый угол атаки, способствующий возникновению подъем ных сил, уменьшающий миделевое сечение пловца, его гид родинамическое сопротивление. Угол атаки определяется как угол между продольной осью тела и горизонталью. В кроле на груди он может быть равным 3—5°. На спринтер ских дистанциях угол больше, чем на длинных дистанциях. Положение головы в кроле естественное, она располагается в плоскости туловища. Туловище при выполнении гребковых движений не только движется вперед. Грудная часть его совершает повороты вокруг продольной оси на 23 – 25° в одну и в другую сторону. Повороты грудной части туло вища создают благоприятные биомеханические условия для выполнения гребка руками.

Работа ног при способе плавания "кроль на груди"

Несмотря на ка жущуюся простоту, является сложной кинематической це пью последовательно связанных между собой движений бедра, голени и стопы. Доказательством этого могут слу жить примеры, когда люди, освоившие технику движений ногами, способны передвигаться легко, свободно и практи чески не уставая. И наоборот, неправильные движения вы зывают быстрое утомление мышц бедра, голени при малом или отсутствующем движении тела вперед.

Движения ног в кроле на груди совершаются попе ременно в вертикальной плоскости (рис. 1). Когда одна но га делает удар, другая начинает подготовительное движе ние. Ударное движение (его еще называют гребковым) про изводится вниз, а подготовительное— вверх.

Анализ кинематики движения ног надо начинать из ис ходного положения, когда закончился удар. В этом поло жении ноги всегда выпрямлены в коленном суставе и на ходятся под определенным углом к туловищу пловца.

Подготовительное движение состоит из двух фаз. В пер вой фазе движение совершается прямой ногой по достиже нию ею горизонтального положения. В этот момент мыш цы бедра расслаблены и работают главным образом ягодичные мышцы. Для второй фазы характерно изменение направления движения бедра. Бедро в начале останавливается, а затем колено начинает опускаться вниз. Стопа в этот момент продолжает движение вверх до положения, когда пятка сравняется с поверхностью воды или немного поднимется выше ее. В этой фазе мышцы ног отдыхают, Они максимально расслаблены, идет подготовка к ударному движению

В ударном движении также различаются две фазы. В первой фазе ударного движения бедро с нарастающей скоростью движется вниз и колено занимает крайнее нижнее положение. Голень также движется вниз, но по скорости отстает от движения бедра. Нога сгибается в коленном су ставе на 10—15°, а стопа принимает вытянутое положение носком вовнутрь. В этой фазе часто встречается вариант движения бедра вниз без сгибания в коленном суставе. Такое движение характерно для людей с сильными мышца ми бедра и с небольшой длиной бедра и голени. Во второй фазе ударного движения бедро меняет направление, под нимаясь вверх, а голеностоп продолжает движение вниз.

Нога разгибается в коленном суставе. Стопа также разги бается и заканчивает движение в направлении изнутри — вниз — наружу. Эта фаза ударного движения самая эффективная, так как она создает наибольшую движущую силу.

Главной задачей ног при плавании кролем на груди яв ляется обеспечение равновесия тела, и создание подъемной силы, которая позволяет уменьшить объем погруженной части тела.

Работа рук при плавании способом "кроль на груди"

Задачу же продвижения тела вперед решают

До настоящего времени среди исследователей техники плавания нет единого мнения о наиболее рациональном ва рианте гребка рукой. При создании его модели поиски спе циалистов направлены на изучение техники плавания наи более выдающихся пловцов и последующего внедрения в практику плавания этих движений. На определенных эта пах развития теории спортивного плавания такой метод се бя оправдывал. Однако на современном уровне развития спорта, когда физиологические резервы организма прибли жаются к пределам, особое значение приобретают глубокие исследования и поиск неиспользованных возможностей в технической подготовке с учетом индивидуальных особен ностей спортсмена.

В спортивном плавании, и в частности в способе кроль на груди, пока еще не решен вопрос о рациональных тра екториях движений кистей рук, о задачах первой части гребка и о других действиях, по-разному проявляющихся в технике высококвалифицированных пловцов. В связи с этим здесь будут изложены те понятия, которые встречаются в учебно-методических изданиях и находят, применение в практической работе преподавателей, тренеров-методистов и инструкторов по плаванию.

Гребки руками в кроле на груди выполняются пооче редно. Когда одна рука заканчивает рабочее движение, другая начинает развивать усилие. Перед началом гребка кисть входит в воду ладонью вниз впереди одноименного плечевого сустава. При этом локоть находится выше, а кисть с предплечьем составляют одну линию. В этот мо мент рука расслаблена, но при входе в воду не падает вниз. Войдя в воду, кисть с предплечьем движутся в направле нии вперед и немного вниз. При этом движении кисть начинает медленно выполнять ладонное сгибание в запястном суставе.

Некоторые пловцы выполняют движение кисти вперед и вниз без выраженного сгибания в лучезапястном суставе. Такое движение называют наплывом или опорной частью гребка. Функция такого движения — вывести ладонь кисти в положение, благоприятное для развития усилия в направлении спереди назад и произвести опору о воду, чтобы поддержать тело в более высоком положении. Другие пловцы гораздо быстрее сгибают кисть в лучезапястном суставе. Это позволяет им раньше развивать усилия в направлении движения, но при этом уменьшается опора о воду. После того как кисть будет готова к работе, начинается гребок. Первая часть гребка заметно отличается от второй, конечной части движения. Большинство пловцов в первой части гребка выполняют так называемое опережающее движение кистью и предплечьем в направлении назад, то есть такое движение, при котором угловая скорость кисти больше, чем у предплечья, а скорость движения предплечья больше скорости движения плеча. При этом кисть и предплечье занимают близкое к вертикали положение, создавая благоприятные условия для появления силы тяги.

В вертикальном положении рука оказывается согнутой в локтевом суставе до угла 100 —110°, а кисть, плечо т предплечье располагаются в одной фронтальной плоскости.

Во второй половине гребка, после пересечения вертикали, скорость движения по отношению к телу пловца продолжает увеличиваться. Кисть разгибается в лучезапястном суставе, все время сохраняя вертикальное положение. После пересечения вертикали плечо обгоняет предплечье.

 И рука движется по направлению назад вверх. В этот момент
появляется топящая гидродинамическая сила, погружающая тело вниз. Чтобы уменьшить эту силу и ее вредное влияние, предплечье и кисть постоянно стремятся сохра нить вертикальное положение. При этом локоть прибли жается к туловищу и согнутая в локтевом суставе рука уже располагается не во фронтальной плоскости, а в про дольной.

После прохождения вертикали сила тяги руки начинает; уменьшаться и с появлением плеча на поверхности воды исчезает. Поднимая локоть, пловец выводит руку из воды и маховым движением проносит ее по воздуху вперед.

Движение руки по воздуху пловцы совершают по-раз ному. Мужчины чаще выполняют это движение с высоко поднятым локтем, женщины—почти прямой рукой через сторону. Многие специалисты считают, что пронос с высоко поднятым локтем является предпочтительнее, так как при нем меньше инерционные силы от махового движения руки. Но пронос руки с высоким локтем вызывает увели чение угла поворота плеч, что влечет за собой поворот та за и ног пловца. А это отрицательно сказывается на ско рости передвижения. После окончания проноса руки над водой кисть и предплечье занимают положение для входа в воду, и цикл повторяется.

Для кроля на груди свойственно равномерное продви жение тела вперед, что позволяет пловцу развивать вы сокую среднюю скорость движения. Главным фактором, обеспечивающим равномерное продвижение тела в воде, яв ляются поочередные движения, рук. За счет большей ско рости движения по воздуху рука, заканчивающая подгото вительное движение, успевает развивать усилие в началь ной части гребка в тот момент, когда противоположная еще не закончила гребок.

Дыхание в кроле на груди 

Как и в других способах плавания, трехфазное. Пловец выполняет вдох, задерживает дыхание на вдохе, а затем делает выдох. Считается, что задержка дыхания на вдохе обеспечивает лучшее насыще ние крови кислородом, так как в этот момент повышается
внутрилегочное давление, способствующее увеличению диф фузии кислорода через легочную мембрану в плазму кро ви. Частота дыхания кролиста определена темпом движе ния. Для вдоха пловец поворачивает голову в тот момент, когда рука, в сторону которой пловец повернул голову, закончила гребок.

Согласование движений рук и ног в кроле на груди бы вает шести-, четырех- и двухударное. В настоящее время пловцы чаще делают шесть или четыре удара ногами на два гребка руками. При начальном обучении используется только шестиударный вариант согласования, так как при этом обучающийся меньше совершает ненужных колеба тельных движений телом.

В шестиударном кроле гребковые движения рук и уда ры ногами согласуются следующим образом. В момент ка сания кистью правой руки воды и начала ее движения вниз, удар выполняет правая нога. Когда кисть правой руки на чинает развивать усилие вниз, удар делает левая нога. В средней части гребка рукой рабочее движение совершает правая нога, и в конце гребка правой руки удар делает левая нога. В начале подготовительного движения руки над водой выполняет удар правая нога, и после пересечения рукой линии плеча левая лога движением вниз заканчива ет цикл.

2. Обучение спортивным способам плавания

Общая схема изучения техники спортивных способов плавания не отличается от схемы, применяемой для обучения облегченным способам. В таком же порядке, как в облегченных способах, изучаются и отдельные элементы спортивных способов и их согласования.

Если приступить к изучению техники спортивных способов после овладения облегченными способами, то последовательность изучения каждого из них выглядит следующим образом: движения руками, дыхание, согласование движений руками с дыханием, движения ногами, согласование движений ногами с дыханием, согласование движений руками и ногами при задержанном дыхании, согласование движений руками и ногами с дыханием.

Изучение техники движений руками

При изучении движений на суше указываются направление движений, примерные углы сгибания рук в суставах, расположение основных гребущих звеньев, места наибольшего приложения усилий во время гребка, скорость движения руки во время рабочего и подготовительного движений, особенности выполнения подготовительного движения в зависимости от способа плавания. На суше следует выполнять такое количество имитационных упражнений, которое полностью раскрывает перед учащимися упомянутые выше положения.

Все эти положения в равной степени относятся к разделу изучения техники движений в воде в опорном положении (стоя на месте и продвигаясь вперед). При выполнении движений в опорных положениях дыхание должно быть сначала произвольным (подбородок у поверхности воды), а затем задержанным на вдохе (лицо опущено в воду). Это позволяет занимающимся сосредоточить внимание на особенностях движения.

В безопорном положении нужно выполнять большое количество упражнений, направленных на овладение формой (направление и амплитуда) и характером (усилие и скорость) каждого движения. Различные исходные положения помогают приобрести навыки для сохранения равновесия и устойчивости тела в за висимости от различных положений конечностей во время движения, способствуют правильному выполнению рабочих и подготовительных движений руками как по элементам, так и в полной координации.

Упражнения для изучения техники движений руками

При плавании кролем на груди. На суше. Стоя в положении наклона вперед, - имитационные движения руками кролем, дыхание произвольное. В воде. 1. Стоя в положении наклона вперед, голова над водой, - движения руками кролем, дыхание произвольное. 2. То же, но подбородок касается воды. 3. То же, но лицо опущено в воду, дыхание задержано. 4. Те же движения руками при ходьбе по дну в положении наклона вперед. 5. Те же движения в безопорном положении, ноги выпрямлены, но не напряжены.

Изучение техники дыхания

Изучение техники дыхания начинается в опорном положении (стоя в положении наклона вперед). Если дыхание изучается в способе кроль на груди, то голова поворачивается в сторону настолько, чтобы рот вышел из воды, после чего выполняется вдох. При повороте голову не следует поднимать вверх, а лишь поворачивать вокруг горизонтальной оси. После вдоха принивается в исходное положение настолько, чтобы уровень воды был приблизительно на середине лба.

Упражнения для изучения техники дыхания

При плавании кролем на груди. В воде. Стоя в положении наклона вперед, лицо опущено в воду, - повернуть голову (вдох), опустить лицо в воду (выдох) и т. д.

Изучение согласования движений руками с дыханием

С целью ознакомления с этим согласованием выполняется целый ряд имитационных упражнений на суше. Затем упражнения выполняются в воде в опорных положениях, стоя на месте и продвигаясь в положении наклона вперед. Здесь главное внимание должно быть обращено на выполнение полного, активного и быстрого выдоха в воду и своевременного движения головы для вдоха (в зависимости от особенностей техники изучаемого способа плавания). Движения руками нужно выполнять медленно, чтобы занимающиеся успели сделать энергичный выдох и глубокий вдох. Указанные правила используются при изучении этого согласования в безопорном положении.

Упражнения для изучения согласования движений руками с дыханием.

При плавании кролем на груди. На суше. 1. Стоя в положении наклона вперед, - имитация согласования движений одной руки с дыханием. 2. То же, но двух рук с дыханием (вдох выполняется под указанную руку). В воде. 1. Стоя в положении наклона вперед,- согласование движений одной руки с дыханием. 2. То же, но двух рук4с дыханием (вдох выполняется под указанную руку). 3. Те же согласования движений руками с дыханием при ходьбе по дну в положении наклона вперед. 4. Те же согласования в безопорном положении, ноги выпрямлены, но не напряжены.

Изучение и совершенствование техники движений ногами

Движения ногами в кроле на груди и в кроле на спине как в облегченных, так и в спортивных способах плавания не имеют технических различий.

Движения ногами в кроле на груди и кроле на спине можно сразу выполнять в безопорном положении на задержанном дыхании.

Упражнения для изучения и совершенствования техники движений ногами

При плавании кролем на груди. На суше. Лежа на скамейке, - имитационные движения ногами кролем, дыхание произвольное. В воде. 1. Удерживаясь согнутыми руками за опору или опираясь о дно, подбородок у воды, - движения ногами кролем на груди, дыхание произвольное. 2. То же прямыми руками. 3. То же левой (правой) рукой. 4. Те же движения ногами, но лицо опущено в воду, дыхание задержано. 5. Плавание в безопорном положении с помощью идних ног кролем на груди с различными положениями рук (руки впереди, прижаты к туловищу, одна впереди, другая прижата), лицо опущено в воду, Г дыхание задержано. 6. Плавание с опорой о доску, дыхание - произвольное.

Изучение согласования движений ногами с дыханием

Изучение этого согласования начинается в опорном положении. Здесь следует научить занимающихся выполнению полного и энергичного выдоха в воду без задержки дыхания после вдоха и выдоха, т. е. учить его непрерывному дыханию. В целях создания облегченных условий для формирования этого согласования надо на первых порах движения ногами выполнять с небольшой амплитудой (укорочено) без излишнего напряжения. По мере усвоения согласования движений ногами с непрерывным дыханием следует изменять как амплитуду, так и темп движений. Далее следует усложнение условий выполнения упражнений (уменьшение опоры и безопорное плавание).

Упражнения для изучения согласования движений ногами с дыханием

При плавании кролем на груди. В воде. 1. Удерживаясь согнутыми руками за опору или опираясь о дно, - согласование движений ногами с дыханием. 2. То же прямыми руками. 3. То же левой (правой) рукой. 4. То же в безопорном плавании с разным положением рук (руки впереди, одна впереди, другая прижата к туловищу, обе прижаты к туловищу); то же с опорой о доску.

Изучение согласования движений руками и ногами при задержанном дыхании

Как и в облегченных способах плавания, согласование изучается лишь в воде. На суше проводится лишь общее ознакомление с формой движений.

В зависимости от техники изучаемого способа и правил соревнований необходимо научить занимающихся последовательности выполнения движений в различных способах плавания. В кроле на груди и кроле на спине первыми начинают активные движения ноги, тело должно принять устойчивое горизонтальное положение у поверхности воды и только после этого следует начинать движения руками. Все остальные замечания изложены в разделе изучения облегченных способов плавания.

Упражнения для изучения согласования движений руками и ногами при задержанном дыхании

При плавании кролем на груди. На суше. 1. Согласование движений руками и ногами при ходьбе на месте мелкими быстрыми шагами. 2. То же при ходьбе вперед. В воде. В безопорном положении: 1. Согласование движений левой (правой) руки с движениями ногами, свободная рука вытянута вперед (прижата к туловищу), лицо опушено в воду, дыхание задержано. 2. Согласование движений ногами с поочередным выполнением гребков руками и задержкой их в исходном положении (впереди или у туловища). 3. Плавание кролем на груди при задержанном дыхании.

3. Обучение стартам в плавании способом "Кроль на груди"

Обучение старту из воды

Старт из воды изучается как целостное действие. Вначале выполняются подготовительные упражнения на суше, далее скольжение на спине, а затем старт из воды.

Упражнения для изучения старта из воды

На суше. 1. Из основной стойки руки дугами вперед-вверх, голову запрокинуть, подняться на носки, прогнуться. 2. То же, но выполнить прыжком. 3. Выполнить прыжок вверх из положения полуприседа.

В воде. 1. Из положения старта, удерживаясь за пенное корытце, отпустить руки, выпрямить их за голову, погрузить туловище в воду, выполнить толчок и скольжение. 2. То же, но удерживаясь за стартовый поручень. 3. Стартовый прыжок по правилам соревнований. 4. То же с последующим проплыванием до 10 м кролем на спине. 5. То же по команде по правилам соревнований.

 Старт с тумбочки при плавании "кролем на груди"

За последние 20 лёт техника стар та при плавании кролем на груди существенно изменилась. «Торпе-доподобное» плоское «приводне ние» заменил «чистый» вход в во ду, что существенно уменьшило сопротивление, действующее на тело пловца в момент погружения, и повысило скорость на стартовом отрезке дистанции. Почти все се годня отдают предпочтение старту с «захватом», выполняя прыжок вверх и вперед. В этом случае пер выми погружаются в воду кисти, а затем в том же месте голова, пле чи, грудь, бедра и ноги. Сразу же после погружения тело при помо щи небольшого сгибания кистей принимает горизонтальное поло жение, затем выполняются ударные попеременные движения ногами в согласовании с  первым гребком, для того чтобы плавно и вместе с тем быстро выйти на по верхность. При выполнении старта следует как можно быстрее среа гировать на стартовый сигнал, вы полнить «гладкий» вход в воду и преодолеть с максимальной ско ростью первые метры дистанции. После погружения скорость самая высокая, и ее следует максимально использовать.

При старте с «захватом» в ис ходном положении пальцы ног за хватывают передний край тумбоч ки (рис. 2). Туловище согнуто так, чтобы спортсмен мог касаться ру ками переднего края тумбочки между стопами ног. Расстояние между стопами должно быть удобным, а расположение бедер та ким, чтобы оба тазобедренных сус тава находились над соответствую щими голеностопными суставами. Голова наклонена вперед—вниз, взгляд направлен к стопам ног, но ги слегка согнуты в коленях, а руки — в локтях.

После стартового сигнала действия выполняются в следую щей последовательности: спорт смен упирается кистями в тумбоч ку, подавая тем самым тело вперед, голова также подается вперед, вследствие чего взгляд направлен вниз (рис. 3, а); руки выпрямляют ся, «нацеливаясь» на точку вхожде ния в воду, а ноги «спружинива ют», обеспечивая максимальное от талкивание тела вверх и вперед над водой (рис. 3, б); голова опуска ется вниз между руками и фикси руется в этом положении (рис. 3, в), а предплечья касаются затылка; осуществляется полет (3, в, г); те ло входит в воду в одной точке (рис. 3, д, е).

При погружении тело занимает обтекаемое положение, положение кистей меняется с дугообразного на строго горизонтальное, что обеспечивает эффект «выстрели вания» тела вперед в воде. После погружения в воду, как только на метится замедление скорости дви жения, должно быть выполнено ударное движение ногами. Почти сразу после этого движения нару шится обтекаемость тела вслед ствие начала первого гребка, при котором  одна рука располагается вдоль бедра, а другая выходит на поверхность.

Первый вдох делается после вы полнения двух — четырех гребков, что зависит от подготовленности пловца и длины дистанции. Старт можно считать завершенным после того, как установится ритм гребков и будет достигнуто высокое поло жение тела в воде.

Приведем некоторые советы: • концентрируйте внимание на первом движении, когда кисти упира ются в тумбочку, а не на том, когда прозвучит стартовый сигнал. На сиг нал следует реагировать, а не думать о том, когда он прозвучит. Концен трируйте внимание на пальцах рук;

захватите пальцами рук пе редний край тумбочки, при этом большие пальцы должны находить ся впереди, а не развернутыми во внутрь, что позволит быстрее среа гировать на сигнал и выполнить первое движение;

выполнение в момент погру жения ног в воду одиночного дви жения «дельфином» способствует дополнительному ускорению;

обтекаемое положение тела при его вхождении в воду повыша ет эффективность скольжения;

целесообразно, чтобы кисть одной руки находилась над кистью другой более сильной руки, которая первой начинает гребок. Большой палец руки, находящейся сверху, «запирает» край нижней руки, удерживая их вместе в момент по гружения;

при погружении ноги должны быть плотно сжаты, что способству ет обтекаемости тела.

4. Обучение поворотам в плавании способом "Кроль на груди"

Обучение поворотам

Сначала учащихся обучают правильному подплыванию к поворотному щиту и касанию его рукой. Эти два элемента изучаются одновременно. Следующая задача - изучение вращения.

Несмотря на то, что существуют подготовительные упражнения для изучения этого элемента отдельно, все же лучше изучать его одновременно с двумя первыми, но акцентируя внимание школьников на технике выполнения вращения. Учащиеся подплывают к щиту (стенке), устанавливают на него руку (руки) и далее выполняют основное задание - стараются правильно сделать вращение и своевременно поставить ноги на стенку (щит). Поскольку вращение является наиболее трудным элементом поворота, его следует многократно повторить и убедиться в том, что школьники его освоили.

Затем обучают толчку. Учащиеся подплывают к щиту, выполняют все предшествующие толчку элементы и после постановки ног на щит и придания голове и туловищу соответствующего положения сильно отталкиваются обеими ногами одновременно, акцентируя внимание на качестве толчка.

Следующая задача - изучение скольжения и первых плавательных движений. Пловец выполняет все элементы поворота, сосредоточивает внимание на правильно выполненном скольжении (тело вытянуто, носки ног оттянуты, голова между руками) и своевременном начале плавательных движений.

Упражнения для изучения поворотов

На суше. 1. Подходя к стенке в положении наклона вперед, рука (руки) впереди, - поставить руку (руки) на стенку. То же, но поставить руку (руки) на стенку, приблизиться лицом к стенке, приподнять туловище и выполнить поворот, стоя на одной ноге, другую согнуть и прижать к туловищу.

В воде. 1. Стоя на мелком месте в положении наклона вперед, рука (руки) впереди на воде, - подойти к поворотному щиту, коснуться его рукой (руками) и выполнить поворот на одной ноге, другую согнуть и поставить на щит (поочередно выполнить поворот в разные стороны). 2. То же после скольжения.

То же, подплывая к стенке за счет движений одними ногами.

То же, подплывая к стенке изучаемым способом в полной координации.

Техника выполнения поворотов

Поворот при плавании кролем на груди представляет собой сальто вперед с боковым вращением на 45° и последующим отталкиванием от бортика бассейна (рис. 4). При этом остальная часть враще ния вокруг продольной оси выпол няется во время отталкивания и скольжения. Поворот при плавании кролем на груди можно условно разделить на следующие фазы: приближение к стенке бассейна; вращение; отталкивание; скольже ние и выход на поверхность.

Приближение к стенке бассей на. Пловец должен увидеть стенку за несколько гребков до нее, чтобы успеть скоординировать движения на оптимальном от нее расстоянии (для большинства сильнейших пловцов — 1,7 — 2,0 м) и без потери скорости продвижения начать вы полнение       последнего       гребка удобной для этого рукой, — для большинства правой, а для левшей, естественно, левой. При плавании на короткие дистанции в связи с большей скоростью расстояние до бортика бассейна, при котором на чинается выполнение последнего перед поворотом гребка, несколько больше, чем при плавании на сред ние и тем более длинные дистан ции. Вдох при этом последнем греб ке не выполняется, поскольку он задержал бы начало кувырка.

Вращение. Кувырок «сальто» вы полняется одновременно со второй половиной последнего гребка. При этом другая рука остается у бедра (рис. 4, б, в), ноги поджаты к жи воту, а дельфинообразное движение, сопутствующее заключительной час ти гребка, помогает вытолкнуть вверх бедра. По завершении послед него гребка обе руки остаются у бе дер повернутыми к ним тыльной стороной (рис. 4, б). Во второй по ловине  «сальто» ладони обеих рук поворачиваются вниз (рис. 4, г), руки выпрямляются вперед, голо ва поднимается между ними и, ког да стопы приближаются к стенке, туловище выравнивается и пловец готов выполнить отталкивание, как только стопы достигнут стенки (рис. 4, д, е). Кисти при этом на ходятся под головой, руки согнуты в локтевых суставах. Небольшое вра щение в результате поворота голо вы (обычно в противоположную сторону от руки, выполняющей пос ледний гребок) во второй половине «сальто» способствует правильному расположению стоп, при котором носки «смотрят» в сторону враще ния туловища. Быстрота вращения задается движением головы, и ее движение вниз, назад, а затем вверх к поверхности, чтобы расположить ся между руками, выполняется как можно быстрее.

Отталкивание выполняется как только стопы достигнут стенки, что, обычно,   происходит   на   глубине 30 — 40 см (рис. 4, е). С возмож но большим усилием пловец сразу же выпрямляет ноги, лежа при этом почти на спине, а в последую щий момент, когда ноги уже оттол кнулись от стенки, на боку. Пере ворот на грудь завершается при скольжении (рис. 4, ж, з).

Скольжение. После отталкива ния пловец также, как и после стар тового прыжка, скользит, пока ско рость движения не снизится до со ревновательной, а затем выполняет несколько движений ногами и с первым гребком появляется на по верхности.

Скольжение выполняется в обте каемом положении с выпрямленны ми руками и расположенной между ними головой, выпрямленной спи ной, соединенными и выпрямленны ми ногами и вытянутыми стопами.

Выход на поверхность воды про исходит, когда пловец выполнит примерно половину первого после поворота гребка (рис. 4, и). При этом должно сохраниться обтекае мое положение, а голова быть опу щенной до тех пор, пока не появит ся на поверхности, после чего зани мает свое обычное положение. За держка дыхания при первом после поворота цикле движений оправда на лишь на коротких дистанциях.

Поворот при плавании "кролем на груди"

Техника поворота при плавании кролем на груди претерпела значи тельные изменения и сегодня су ществуют разные ее варианты. Рас смотрим два наиболее распростра ненных. Первый показан на рис. 5. При приближении к стенке бассейна выполняется кувырок впе ред «сальто» с поворотом на спину, затем - отталкивание ногами от стенки бассейна и принятие обтека емого положения тела, вытянув ру ки вперед за головой. В момент от талкивания пловец осуществляет переворот на одну сторону, выпол няет ударное движение ногами и гребок рукой, находящейся снизу, что обеспечивает при выходе на по верхность положение тела на груди. При втором варианте, который многие считают более простым, вместо кувырка вперед выполняет ся кувырок на боку через плечо, а после «выброса» стоп к стенке бас сейна  для  выполнения  отталкивания пловец сразу же оказывается на боку.

Оба варианта при правильном выполнении одинаково эффективны.

«Сальто» вперед начинают, ос тавляя кисти у бедер после выпол нения гребка обеими руками (рис. 5, а, б). В момент группиров ки руки повернуты ладонями вниз. Когда ноги подтягиваются к тулови щу, а затем опускаются на стенку бассейна, выполняя отталкивание, руки остаются вытянутыми (рис. 5, в), пловец оказывается на спине с вытянутыми за головой ру ками. При этом его затылок прижат к предплечьям, что способствует обтекаемости тела (рис. 5, г). Оттал кивание происходит при снижении скорости, что является сигналом для выполнения быстрого толчка нога ми и четверти вращения вокруг продольной оси в любую сторону (рис. 5, д). За отталкиванием сле дует скольжение с началом движе ний ногами, и в начале снижения скорости выполняется первый гре бок, завершающий плавный пере ход в положение на груди и этим заканчивается поворот (рис. 5, е). Первому вдоху предшествуют от двух до восьми гребков, что во мно гом зависит от длины дистанции и подготовленности пловца.

Этот вариант поворота имеет два преимущества: мощное выполнение вращения вперед сохраняет потен циал скорости, а довольно глубокое погружение позволяет избежать «столкновения» с волнами, образо ванными плывущими рядом или навстречу или идущими от стенки бассейна. Одним из недостатков этого варианта можно считать то, что он состоит из целого ряда дви жений — вращательного движения, удара ногами, выброса, постановки ног на стенку и двух вращений в одну четверть оборота, что делает поворот «расточительным» с энерге тической точки зрения.

При повороте через плечо пло вец, приближаясь к стенке бассей на, ориентируется, когда ему начи нать   поворот,   оставляет   правую руку у бедра с ладонью, несколько повернутой ко дну бассейна и та ким образом занимает положение для начала выполнения кувырка на боку через левое плечо. Затем под тягивает подбородок к правой под мышке, направив левое плечо к стенке бассейна в то место, где бу дет выполнен поворот. Левая рука, выполняющая гребок, «финиширу ет» у правого бедра и в момент группировки выполняется кувырок в наклонной боковой плоскости с одновременным вращением вокруг продольной и поперечной осей с последующим выпрямлением ног по направлению к стенке бассейна. Левая кисть «проскальзывает» под правой, что способствует выполне нию вращения благодаря опоре о воду. Теперь пловец находится на боку и в момент отталкивания от стенки бассейна выполняет те же действия, что и при повороте «сальто». Расположение правой руки под левой обеспечивает плавное начало первого гребка.

Преимуществами этого варианта являются простота, т. к. нет сложных движений, легкость усвоения и эко номичность, поскольку энерготраты намного меньше, чем при выполне нии «сальто». Основным недостат ком является неглубокое погруже ние, вследствие чего пловец оказыва ется в турбулентных потоках воды.

Большое значение имеет пра вильная оценка расстояния до стен ки бассейна и скорость, с которой пловец к ней приближается, и в этом плане спортсмену помогает метод проб и ошибок. Очень важно также отработать наиболее обтекае мое положение тела после отталки вания. Кисти должны располагаться одна над другой, а большой палец кисти, которая находится сверху, удерживает   их   вместе,   выполняя роль замка. Руки максимально вы тянуты, голова прижата к их тыль ной части, но находится не между руками, что нарушило бы обтекае мость тела. Первый после поворота гребок выполняется рукой, находя щейся снизу. В случае, когда почти прямые ноги, быстро ударяясь о стенку, мгновенно от нее отталкива ются, эффективность поворота сни жается. По сути необходимо «при сесть» и мощно «отпрыгнуть» от стенки. И еще, очень важны своев ременное восстановление ритма ды хания и высокое положение тела после отталкивания.

Целесообразно ограничить ды хание после поворота, пока тело не займет высокое положение, позво ляющее быстро установить ритм гребков, прибавить скорость после отталкивания и обеспечить обтека емое положение тела при переходе к дистанционному плаванию.

Список литературы

1. Плавание6 пер. с англ.- М.: Астрель;АСТ.-2010.-32с.: ил.-(Спорт от А до Я)

2. Спорт. Большая иллюстрированная энциклопедия .- М.: Астрель; АСТ-2003.-375с.

3. Плавание под редакцией Платонова В.Н..- Киев.: Олимпийская литература.- 2000.-497с.

4. Ганчар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания: Учеб.— Мн.: Четыре четверти, Экоперспектива, 1998. — 352 с. Ганчар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания: Учеб.— Мн.: Четыре четверти, Экоперспектива, 1998. — 352 с.

5. Платонов В.Н., Вайцеховский СМ. Тренировка пловцов высокого класса.— М.: Физкультура и спорт.- 1985.- С.119-132.

6. Каунсилмен Дж. Спортивное плавание. — М.: Физ культура и спорт, 1982. — 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по плаванию. Тема:«Совершенствование техники способа плавания «кроль на груди»

Задачи:Образовательная1. Совершенствовать техник гребка кролем на груди с дыханием.2. Совершенствовать технику кролем на груди в полной координации.Развивающая1. Развивать силу мышц, выносливость2. Сп...

Конспект занятия по плаванию "Изучение техники плавания кроль на груди и на спине."

Конспект занятия по плаванию "Изучение техники плавания кроль на груди и на спине."...

Конспект открытого занятия по плаванию на тему: «Кроль на груди»

Конспект занятия предназначен для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Обучение согласованию работы ног, рук при плавании способом кроль на груди....

Изучение техники плавания способом кроль на груди и кроль на спине. (Технология деятельностного подхода)

Тема урокаИзучение техники плавания способом кроль на груди и кроль на спине. (Технология деятельностного подхода)Тип урокаУрок ознакомления и изучения нового материалаЦельОсвоение техники плавания сп...

План-конспект учебного занятия по сухому плаванию для учеников начальной школы( 7-8 лет), проводится с целью ознакомления детей с плаванием как с видом спорта и физической подготовки детей к плаванию.

План-конспект урока по сухому плаванию в группе начальной подготовки.Тема урока:  физическая подготовка учеников 1 класса по плаванию.Цель: Закрепление знаний, навыков и умений п...