Внеклассная программа по курсу "Подвижные игры" для учащихся начальной школы.
рабочая программа по физкультуре (4 класс) по теме

Внеклассная программа по курсу "Подвижные игры" для учащихся начальной школы.Программа рассчитана на 34 часа в год. Программа подходит для работы школьной спортивной секции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по внеклассной работе в рамках  работы спортивной секции

 «Подвижные игры» рассчитана на 34 часа в год.

 

Пояснительная записка

       Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, достаточно высокий уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать значительные психофизические нагрузки, связанные с новым — школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

      Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, а также дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему для образовательной практики.

      К сожалению, все чаще и громче звучат слова о том, что школьное образование опасно для здоровья, а «свет просвещения» приносит ученикам целый букет вполне конкретных хронических заболеваний.         Современная система обучения такова, что она не только не способствует улучшению здоровья учащихся, но зачастую содействует его ухудшению. Нередко возникает своеобразный порочный круг: ребенок из-за плохого самочувствия не справляется с образовательной программой и еще более ухудшает свое здоровье.

       К окончанию школы у большинства учеников уже существуют те или иные хронические заболевания; в целом же лишь 10% из них можно считать практически здоровыми.

       В связи с этим требования обязательной оздоровительной направленности образовательного процесса диктуют необходимость пристального внимания к тем возможностям игры, которыми она располагает с точки зрения адаптации младших школьников к новому режиму психофизической активности, регуляции и нормирования их интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузки, сохранения и укрепления здоровья. А также предупреждения и устранения  недостатков в физическом развитии.

        Являясь неотъемлемым компонентом оздоровительной среды, игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать в реальной жизни.

        «Маленькие дети, опираясь на инстинкт, сами регулируют и интенсивность, и время своей двигательной активности в игре. Не надо мешать ребенку играть, резвиться. Он гораздо правильнее мамы и бабушки. определит, сколько ему прыгать на одной ножке, сколько крутить скакалку... это заложено в его природе...             Завтрашний интеллект ребенка и его сегодняшняя вялость имеют прямую связь», — подчеркивает уже в наше время И.А. Аршавский, сожалея, что именно в начальной школе обрывается нить «игровых университетов». Ребенок насильно иммобилизуется, его двигательная активность резко уменьшается, а игра перестает носить столь важный для развития детей характер физиологического стресса, который заставлял активно действовать все их органы и системы, но и одновременно позволял соблюдать «разумный дефицит покоя».

       Игра для ребенка — важный момент его развития. Играя, ребенок познает мир, определяет себя в этом мире свою роль в семье, в коллективе. Игры вносят в душу ребенка веселье и радость и одновременно содействуют укреплению его организма. В отличие от гимнастики, в активных играх в полной мере проявляются инициатива ребенка, его творческие способности. За игрой ребенок приобретает множество неоценимых качеств: ловкость, наблюдательность, фантазию, память. Игра стимулирует и самые разные способности: умение сравнивать, комбинировать, размышлять, анализировать.

         В детской игре воображение не только ярко проявляется, но и развивается более эффективно, чем в других видах деятельности. Играя, ребенок создает новые образы, а самое главное, — причудливо комбинирует старые.

Чтобы понять внутренний мир ребенка, нужно изучить язык игры. В игре дети «говорят» с помощью игрушек, игровых действий, сюжета, ролей. По мнению некоторых ученых, у игры есть особый символический язык, который нуждается в специальном толковании.

Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления.

В игре развивается самосознание детей — то, как он относится к самому себе, кем он себя считает, как себя называет.

          В школе и дома, выполняя учебные задания, современные дети большей частью сидят, и это сидение есть не что иное, как некая своеобразная форма комфорта, который вступает в конфликт с естественным инстинктом игрового движения.

          Для обозначения большой группы игр, ведущая цель которых — физическое развитие и оздоровление детей, используется преимущественно термин «подвижные игры». Я.А. Коменский в письме Городской управе Амстердама (1657 г.) называет семь основных условий подвижной игры:

—  движение,

—  физическая раскованность и свобода,

—  общественный характер, «ибо забава исходит из общества, к которому стремится человек»,

—  состязательность, которая приводит к «колебанию духа между надеждой и страхом»,

—  наличие правил, так как без них «игроки разбегаются или пускаются в ссоры и драки, так, что нарушением правил игра противоречит сама себе»,

—  легкость, которую приобретает каждый ее участник,

—  ограниченность во времени — «у каждой игры должен быть свой конец, так как чрезмерно затянувшаяся игра надоедает»

       «Для успехов обучения необходимо, чтобы и ученик и учитель одинаково были бодры», — убеждал учителей И.А. Сикорский. К числу внешних условий, обеспечивающих эту бодрость и «возвышающих» умственную работоспособность он относил:

1)  «свободные движения в форме игр (мышечная работа);

2)  возбуждение сердца и дыхания (удовольствием, движением);

3)  влияние холода на кожу (игры и прогулки на открытом воздухе);

4)  чистый воздух для удаления из организма работных ядов (игры на воздухе).

 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  1. оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время;
  2. познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
  3. формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
  4. развивать: сообразительность, речь,  воображение,  коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
  5. воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

 Календарно – тематическое планирование

 

  1. Игры наших бабушек:  «12 палочек», «Заря», «Горелочки», «Звери» (сентябрь – 4 часа)
  2. Игры народов Дальнего Востока: «Ручейки, озёра», «Оленьи упряжки», «Каюр и собаки», «Нарты-сани» (октябрь-ноябрь 4часа)
  3. Игры разных народов: «Аисты»- украинская игра, «Золотое зернятко»-Белоруссия, «Аист и лягушки»- Япония, «Лиса и квочка»- Турция, «Молотилка» - Йемен, «Буйволы в загоне» -Судан (ноябрь-декабрь-  6 часа)
  4. Игры в зимнее время: «Два Мороза», «Льдинка», «Тяни- толкай», «Бег в оленьей упряжке», «Пчёлы и медвежата», «Космонавты» (январь-февраль – 4 часа)
  5. Конкурсы и эстафеты: «Бег по кочкам», «Выгоны», «Бег в линию», «Последний выбывает», «Баба- Яга», «Переправа», «Кажется дождь начинается!» и др.(февраль-март -4 часа )
  6. Конкурсы и эстафеты: «Бег по кочкам», «Выгоны», «Бег в линию», «Последний выбывает», «Баба- Яга», «Переправа», «Кажется дождь начинается!» и др.(апрель – 2 часа)
  7. Летние игры: «Круговые пятнашки», «Общипанная курочка», «Домики и гномики», «Летучая мышь и мотыльки» (май - 2 часа)
  8.  Контрольное тестирование – 4 ч
  9.  Теоретические тестирование-4 ч.

Тематический план занятий на 2012 -2013 г.

(для учащихся 1-4 класс )

 

    


 

 

 

Наименование темы

 

Количество часов

 

Всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия

 1.


2.



3.

4.


5.



6.



7.

8.

Краткие сведения о подвижных играх

Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм, самоконтроль.

Правила игры.

Общая и специальная физическая подготовка.

Подготовительные игры для игры волейбол .


Подготовительные игры для игры баскетбол .


Контрольные игры

Контрольные испытания.

 

1

 

1



2

10


10



10



2

2

 

1

 

1



2

 

 

 

 

 

 


10


10



10



2

2

 

Итого

34

4

30

  

Физическое развитие и физическая подготовленность.

 

Содержание требований (вид испытаний)

Девочки ,мальчики

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

Бег 30 м с высокого старта (сек.)

 

Челночный бег 10 * 10 м (сек.)

 

Прыжок в длину с места (см)

 

Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см)

 

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками:

         сидя (м)

      

5,8

 

30,0

 

175

 

40

 

 

 

5,5

 

                                                 Используемая литература

1.       «Игра и оздоровительная работа в школе» - О.А Степанова, серия «Игровые технологии», Москва

ООО «ТЦ Сфера», 2004 г., ISBN 5-89144-323-6,- 144 с.;

2.       «Игры на свежем воздухе для детей и взрослых» - Е.А.Ковалёва, серия «Азбука развития», Москва,  ООО «ИД РИПОЛ классик», ISBN 978-5-7905-4426-2, ООО «. ДОМ. XXI век, 2007 г.,-189 с.,

       ISBN 978-5-91213-003-8;

3.       «Любимые детские игры» - составитель Г.Н.Гришина, серия «Вместе с детьми», Москва, ООО «ТЦ Сфера», 1999 г.,-96 с., ISBN 5-89144-012-1;

4.       «Детские подвижные игры народов СССР» - составитель А.В.Кенеман; под ред. Т.И.Осокиной, Москва, Просвещение, 1989 г.- 239 с., ISBN 5-09-002913-X.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

Внеклассное мероприятие по информатике для учащихся начальной школы «Путешествие по острову числовой информации»

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Острову числовой информации. Вам предлагается изучить этот Остров и определить лучшую команду исследователей. Путешествовать мы будем двумя командами. Ваш...

Внеклассное мероприятие "Тренировка памяти" для учащихся начальной школы

Память человеку необходима для всех проявлений души.Содержит материалы для тренировки слуховой и зрительной памяти....

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Веселые старты» для учащихся начальной школы

Методическая разработка внеклассного мероприятия«Веселые старты»для учащихся начальной школыпо предмету: «Физическая культура»...

Внеклассное занятие по математике для учащихся начальной школы (малокомплектная школа) МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КВН

Активация познавательной деятельности обучающихся на уроках и внеклассных занятиях по математике.Способствует формированию интереса детей к математике младших школьников, формирует умение использовать...

Коррекционно-развивающая программа для работы с учащимися начальной школы, имеющими трудности в усвоении учебной программы.

Целью коррекционно-развивающих занятий является развитие познавательных процессов у учащихся начальной школы (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления) и психологических предпосылок ...

Сценарий внеклассного мероприятия по ЗОЖ для учащихся начальной школы

Сценарий внекласного мероприятия: беседа- практикум "Здорово жить здорово"предназначен для учащихся начальной школы. Основная цель проведения этого мероприятия: пропаганда здорового образа ж...