Оздоровительная направленность уроков физической культуры
план-конспект урока по физкультуре по теме

Мельник Светлана Емельяновна

 

Проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро — в образовательной.

И если совсем недавно главной задачей были фи­зическое развитие и совершенствование учащихся, то теперь на первый план выдвинута забота о поддержа­нии здоровья, сохранении того, что есть. Поэтому урок физической культуры в массовой школе должен нести оздоровительную направленность за счёт оптимального сочетания традиционных и нетрадиционных методик и систем оздоровления,  которое во многом поможет предуп­редить то или иное заболевание, скорректировать функциональное состояние организма школьников, повысить устойчивость организма к воздействию не­благоприятных факторов внешней среды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка202 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №4

г. Асино Томской области

Оздоровительная направленность уроков физической культуры

(Методические рекомендации)

                                                                Мельник Светлана  Емельяновна,                              

                                                                учитель физической культуры,

                                                                высшая квалификационная

                                                                категория                                                                        

2012г.

   Актуальность. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе изменили мотивацию образовательной деятельности детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении. Вот почему проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро — в образовательной.

    Новизна соответствует  новым ФГОСам.

   Инновационные  технологии: использование ИКТ.

   Перспективы использования материалов в работе педагогов ОУ: данную  разработку могут использовать учителя начальных классов, учителя- предметники в своей урочной и внеурочной деятельности; для обсуждения на методическом объединении учителей физической культуры.

   Цель: Ознакомление со здоровьесберегающими технологиями.

   Задачи: 

  • Определить особенности  оздоровительного урока физической культуры в начальной  и основной школе;
  • Рассказать о нетрадиционных средствах физического воспитания;
  • Показать особенности организации и проведения урока лечебной физической культуры.

1.О плохом здоровье населения страны, особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях. (Слайд №2) Статистика показывает: физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей; 25—35% детей, пришедших в I класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания;  90—92% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», то есть они ещё не всё знают о состоянии своего здоровья и своих заболеваниях; только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.

Но современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе изменили мотивацию образовательной деятельности детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении. Вот почему проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро — в образовательной.

И если совсем недавно главной задачей были физическое развитие и совершенствование учащихся, то теперь на первый план выдвинута забота о поддержании здоровья, сохранении того, что есть. Поэтому урок физической культуры в массовой школе должен нести оздоровительную направленность за счёт оптимального сочетания традиционных и нетрадиционных методик и систем оздоровления,  которое во многом поможет предупредить то или иное заболевание, скорректировать функциональное состояние организма школьников, повысить устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.

2.1.Особенностями  оздоровительного урока физической культуры в начальной школе являются знакомство с основными понятиями физической культуры и овладение доступными упражнениями оздоровительного и общеразвивающего характера. Очень важно заинтересовать ребенка, ввести его в мир оздоровительной физической культуры и показать его значимость. Для этой цели, опираясь на знания об оздоровительной физкультурной деятельности, необходимо научить младших школьников тем упражнениям, которые реально позволяют улучшить различные функции организма, способствуют их гармоничному развитию. Это основы дыхательной гимнастики (Приложение № 1), навыки мышечной релаксации, комплексы для психической регуляции (Приложение №2), упражнения на концентрацию внимания, комплексы для профилактики нарушений осанки (Приложение №3). Очень важно использовать игры и упражнения для формирования основных двигательных качеств, научить детей знаниям по основам оздоровительной и развивающей физической культуры, а также использовать на уроках упражнения для профилактики простудных заболеваний, закаливающие мероприятия.

     2.2. В основной школе цель и задачи оздоровительного урока несколько меняются. Здесь уже не только знакомят с основами физической культуры, но и активно ее формируют, приспосабливаясь к индивидуальным особенностям обучащихся. При этом используемые упражнения несут не столько познавательную нагрузку, сколько ориентированы на общеприкладную их направленность. Школьникам уже не только дают задания, но и показывают, как используются оздоровительные и развивающие упражнения в различных ситуациях, с которыми может на практике столкнуться учащийся. 

    Например, мало научить школьников выполнять дыхательные упражнения – нужно еще научить их использовать эти упражнения для разных целей: для быстрого восстановления после умственной или физической работы, при возникновении стрессовых ситуаций или просто плохого настроения, при подготовке к выполнению ответственной работы, требующей повышенного внимания или сложной координации. При этом практические знания должны опираться на четкие и доступные школьникам теоретические сведения.

    На этом этапе подготовки школьников используются комплексы дыхательной гимнастики для укрепления дыхательной системы, совершенствование навыков мышечной релаксации в процессе выполнения физической работы различного характера, комплексы для регуляции эмоционального состояния и противодействия неблагоприятным физическим и психологическим факторам внешней среды, упражнения на концентрацию внимания при выполнении двигательной деятельности различного характера, элементы атлетической гимнастики для устранения недостатков телосложения, комплексы для профилактики простудных заболеваний и закаливания. Школьников обучают основам спортивной деятельности, эффективным упражнениям для формирования двигательных качеств и технической подготовленности, формируют знания по основам физкультурной деятельности с общеприкладной направленностью

    3.Особое место в оптимизации физкультурно-оздоровительного процесса при работе с детьми младшего школьного возраста занимают (слайд №3) нетрадиционные средства физического воспитания    

    3.1.На уроках физической культуры применяются упражнения дыхательной гимнастики (слайд №4) У учащихся младших классов распространены такие заболевания: острый ринофарингит, острый ларингит, ложный круп, ангина, хронический тонзиллит, бронхит,  бронхиальная астма. Упражнения дыхательной гимнастики способствуют повышению как местной, так и общей невосприимчивости организма к вредным воздействиям окружающей среды, снижению чувствительности к аллергенам, оздоровлению организма. Специально подобранные упражнения повысят тонус дыхательного центра, улучшат саморегуляцию акта дыхания (фазы вдоха и выдоха), снимут спазмы мускулатуры в бронхах, в результате чего увеличится их просвет, улучшится прохождение воздуха в лёгкие, дыхательные пути очистятся от мокроты. Под влиянием физических и специальных дыхательных упражнений улучшатся вентиляция и кровоснабжение лёгких. В целом указанные действия будут способствовать выздоровлению учащихся от заболеваний дыхательной системы.

     3.2.К активным нетрадиционным средствам профилактики заболеваний относится и самомассаж (приложение №4), оказывающий многогранное воздействие на организм путём рефлекторного влияния на все органы и системы. Самомассаж способствует оздоровлению и укреплению организма, оказывает благоприятное влияние на центральную нервную систему, гуморальные механизмы регуляции функций, нервно-мышечный аппарат, центральные и периферические звенья кровообращения, кожу и другие функциональные системы. В результате вовлечения всех этих звеньев при воздействии дозированных приёмов самомассажа в соответствующую работу происходят мобилизация и тренировка защитно-приспособительных механизмов организма, что способствует обеспечению терапевтического эффекта при ряде заболеваний дыхательной системы (ангина, фарингит, ларингит, ринит, бронхит, плеврит и др.). Практическое использование на уроках физической культуры дидактического материала по самомассажу позволит улучшить функции внешнего дыхания и будет способствовать насыщению кислородом артериальной крови, углублению дыхательного процесса и расширению лёгких, увеличит выделение углекислоты и потребление кислорода. Тем самым самомассаж будет обеспечивать более быстрое восстановление работоспособности мышц, улучшение функциональных возможностей дыхательной, сердечнососудистой системы и нервной. Может способствовать укреплению и закаливанию организма, являться одним из эффективных средств неспецифической профилактики и стимуляторомгармоничного роста и развития детей младшего школьного возраста.

    3.3.Методом оздоровления, профилактики и лечения, одним из самых простых и доступных, не требующим затрат на приобретение дорогого оборудования, но эффективным, признана «су-джок терапия» («су» — кисть, «джок» — стопа). (слайд №5)

Этот метод был разработан в применении к современным условиям южнокорейским учёным Пак Чже By. В основе методики лежит точечное воздействие на биологически активные точки и зоны, расположенные на кисти и стопе человека (при помощи пальцев рук, твёрдых семян некоторых растений, эластичных металлических колец). Согласно канонам восточной медицины эти точки и зоны располагаются в строгом порядке, отражая (в уменьшенном виде) связь с анатомическим строением всего организма человека (Приложение №5).

    Они называются основными системами соответствия, потому что в них всё тело целиком проецируется на кисть или стопу; большой палец соответствует голове, ладонь и подошва — туловищу, 3-й и 4-й пальцы кистей и стоп соответствуют ногам, а 2-й и 5-й пальцы кистей и стоп - рукам. Соответствующие части принято обозначать на рисунках одними и теми же цифрами.

    Поскольку всё тело человека проецируется на кисть и стопу, то, естественно, массаж пальцев кистей и стоп может стать эффективным способом профилактики и лечения болезней. Массаж также рекомендуется для поднятия общего тонуса, повышения работоспособности и нормализации энергетического состояния.

    Колечко - массажёр надевают на кончик пальца и противоположной рукой перекатывают его вперёд и назад до покраснения и появления ощущения тепла в массируемой зоне (слайд №6)  (Приложение №6). Затем массируют другие пальцы кисти. Если дети «правши», то для девочек эффективнее массировать правую кисть, а для мальчиков — левую, а если «левши» — наоборот.

Считается, что, массаж 1-го пальца (большого) способствует профилактике и лечению заболеваний лёгких; массаж 2-го (указательного) — регуляции функции кишечника; массаж 3-го (среднего) -— улучшению памяти, повышению работоспособности, снятию головной боли; массаж 4-го пальца (безымянного) — улучшению состояния опорно-двигательного аппарата; массаж 5-го пальца (мизинца) применяют при аритмии и болях в области сердца.

Массаж пальцев рук оказывает благотворное влияние и на весь организм человека в целом. Он помогает нормализации психического состояния, предотвращает развитие утомления в центрах коры головного мозга.

Освоив в начальных классах правила выполнения приёмов массажа эластичными кольцами, а также гигиенические требования по уходу за ними, дети в основной и средней школе уже самостоятельно могут выполнять данные несложные процедуры. А они, бесспорно, оказывают положительное влияние на гармонизацию здоровья детей, подростков и молодежи, как в комплексной программе оздоровления, так и отдельно от неё.

3.4.Хатха-йога - одно из оздоровительных средств, элементы которой можно применять на уроке (слайд № 7). Слово «йога» происходит от санскритского корня «йуг» что означает «соединение, связь, слияние» (т.е. имеется в виду «единство, гармония физического и психического состояний»). Слайд № 8) Хатха-йога – система, которая дает:

1)совершенное здоровье – отсутствие болезней;

2)гармоническое развитие организма (тела, ума, психики);

3)управление всеми системами организма и всеми органами тела (полный контроль над телом);

4)омоложение организма;

5)нравственное и психическое успокоение, успокоение нервной системы;

    6)вырабатывает большую волю и уверенность в себе (приучает к каждодневному преодолению трудностей);

   7)высокий жизненный тонус, бодрость, работоспособность;

   8)хорошее настроение, жизнерадостность.

4.Лечебная физическая культура - часть здоровьесберегающего компонента образовательной программы школы. (Слайд №9-11)

    Учащиеся СМГ занимаются физической культурой отдельно от остальных школьников. Уроки физической культуры для учащихся специальной медицинской группы планируются до(начальные классы) или после основных занятий (9-11классы) из расчета два раза в неделю.  Комплектуются эти группы по классам  (1-4 класс, 5-8, 9-11).

     На занятиях СМГ целесообразно придерживаться общепринятой структуры занятий по физическому воспитанию. Но в методике их проведения есть особенность: занятие состоит не из трех, а из четырех частей.

Содержание и продолжительность частей урока зависит от характера заболевания, его течения и частоты обострений, возраста и пола ребенка. Вводная часть (3-4 мин.): наблюдение за частотой пульса, дыхательные упражнения. Подготовительная часть урока ЛФК может длиться от 7—8 до 12—14 мин. и включает ОРУ, выполняемые в чередовании с дыхательными упражнениями, ходьбу, бег.   Основная часть - ОРУ, ходьбу, бег, дыхательные упражнения; специфические упражнения для данной патологии, подвижные игры, элементы спортивных игр, В заключительной части урока, длительность которой определяется исходя из интегральной физической нагрузки (от 5 до 7 мин), выполняются восстановительные упражнения, а также предусматривается время на объяснение домашнего задания. В качестве восстановительных  используются упражнения на расслабление и внимание, спокойная ходьба с выполнением дыхательных и ОРУ.  

Практические занятия с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, нельзя сводить к лечебной физкультуре. Они должны носить преимущественно комплексный характер. При подборе средств и методов необходимо неукоснительно соблюдать основные принципы физического воспитания: постепенность, систематичность, доступность, разносторонность.

Ведущим принципом в работе является         дифференцированный   подход,  дозирование нагрузки на уроке с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

    Планомерные занятия, проводимые в соответствии    с учетом индивидуальных особенностей, способствуют улучшению здоровья и показателей физического развития учащихся, они создают положительный эмоциональный заряд для дальнейшей учебы и занятий физкультурой.

5.Необходимо соблюдать технику безопасности  на уроках физической культуры.  Это очень важный момент урока. Это здоровье наших детей! 

    Только соблюдая технику безопасности, можно избежать заболеваний и травм, повысить значимость уроков физической культуры, получить максимум двигательной активности для развития качеств, умений и навыков.

    Очень важным условием для проведения занятий физическими упражнениями является правильный выбор одежды и обуви, которые предохраняют организм от переохлаждения, перегревания, ушибов и травм. Для занятий в спортивном зале лучше всегда иметь трусы (шорты) и футболку, на открытом воздухе летом — тонкий тренировочный костюм, а если позволяет температура — трусы и футболку.  Особое внимание следует обратить на обувь. В настоящее время, каких только кроссовок ни покупают родители своим детям! Но для занятий физической культурой годны лишь кроссовки на тонкой подошве, кеды, спортивные тапочки строго по размеру. Недопустима высокая подошва, которая вовсе не гнётся, а ногу подвернуть легко.

Часто дети приходят на урок лыжной подготовки, одетые во что угодно, кроме спортивной одежды, например в пальто, в шубы. Ребенок в сверхтеплой неспортивной одежде или перекутанный, как правило, сильно перегревается и потеет. В этом случае срабатывает охранительное торможение в его нервной системе, и у него пропадает желание двигаться. Ему хочется охладиться (поэтому дети расстегиваются или едят снег). Продолжение передвижения на лыжах в этих условиях может привести к перегрузкам. В результате ребенок не получает удовольствия от выполняемых заданий (упражнений), а после урока чувствует себя уставшим, обессиленным и «сырым». К тому же некоторые дети не переодеваются после урока и ходят потом во влажной одежде. Неудивительно, что после подобных занятий дети заболевают, а родители винят в этом занятия на улице и еще больше укутывают своих детей. И выходит — ребенок покатался один урок, но затем по болезни пропустил 6 или 8 уроков, да еще получил много неприятных впечатлений, не способствующих популярности занятий лыжной подготовкой.

    (Слайд № 12) Одежда на занятиях лыжной подготовкой должна защищать от холода и ветра, быть легкой, удобной, не сковывающей движений,  соответствовать климатическим условиям: в безветренную погоду при рекомендуемых для занятий температурных нормах одежда состоит из нижнего хлопчатобумажного белья, фланелевой рубашки, спортивного костюма. В ветреную погоду следует надеть легкую с капюшоном куртку, а на руки — варежки. Запрещается заниматься без головного убора. Следует надеть спортивную шапочку, прикрывающую уши. Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру: тесная или очень свободная обувь может привести к потертостям или травме голеностопного сустава. Надевать обувь лучше на два носка (хлопчатобумажный и шерстяной).. При сильном морозе можно к тому же обернуть пальцы ног газетной бумагой. Не зашнуровывать ботинки слишком туго и не обвязывать шнурки вокруг голени — из-за этого ухудшается кровообращение и ноги быстрее мерзнут (слайд № 13) (Приложение № 7).

      6.Занятия на свежем воздухе (слайд № 14)способствуют оздоровлению детей, их закаливанию. Условия занятия на  свежем воздухе, особенно  в холодное время года, резко отличаются  от  условий характерных для спортивного зала, и оказывают существенное влияние на тепловое состояние организма занимающихся, которое сохраняется нормальным только в том случае, когда отдача тепла во внешнюю среду компенсируется его выработкой внутри организма.

    Так, в жару появляется чувство усталости и разбитости, снижаются внимание, быстрота реакции, точность и координация движений. При высокой влажности воздуха, независимо от его температуры, отмечается вялость, движения становятся более медленными. Это следует учитывать, предлагая школьникам те или иные задания. Например, в жару надо отказаться от трудных упражнений, требующих сложной координации движений. В холодную погоду целесообразно предлагать к выполнению упражнения, вызывающие у детей большой интерес и эмоциональный подъем и, как следствие, увеличение подвижности.

    В ветреные дни для занятий следует выбирать места, наиболее укрытые от ветра (лес, сад, парк, за оградой, зданием и др.). В ясные солнечные и безветренные дни занятия надо проводить на открытых, освещенных солнцем местах.

    Необходимым условием для проведения уроков на свежем воздухе является систематичность занятий. После вынужденных перерывов (неблагоприятная погода, болезнь учащегося и др.) возобновлять занятия в холодные месяцы надо с непродолжительного пребывания на воздухе (25-30 мин.), постепенно доводя его до 40-45 мин

7. (слайд №15)Правильно организованный урок физической культурой выполняет свое прямое и главное назначение - способствует укреплению здоровья, всестороннему развитию личности. К этому мы должны стремиться.

Занятия физической культурой, прежде всего это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера – будь то учеба в школе, занятия музыкой, будущая профессия. Вот здесь и пригодятся навыки, полученные на  уроке физической культуры оздоровительной направленности. Навыки эти различаются для школьников разного возраста, но ведут к единой цели – возможности самостоятельно подобрать и использовать необходимые оздоровительные и восстановительные упражнения.

Литература:

  1. Безменова Г.С. Техника безопасности на уроках физической культуры. Республика Коми. Журнал «Физическая культура в школе»  №3, 2009.
  2. Гуляев А.И. Зональный конкурс в Самарской области. Журнал

«Физическая культура в школе» №3, 2007.

3.  Ишмухаметов М.Г. Дыхательная гимнастика и самомассаж на третьем      

 уроке. Пермь. Журнал «Физическая культура в школе» №3, 2010.

4.  Ильин В.А. На физкультминутках- су-джок терапия. г.Пенза.

        Журнал «Физическая культура в школе» №2, 2009.

5. Лепешкин В.А. Обучение классическим лыжным ходам. г.Дубна.

        Журнал «Физическая культура в школе» №8, 2005.

6. Фомичева Е.И. Сберечь здоровье- задача урока. г. Новый Уренгой.    

        Журнал  «Физическая культура в школе» №1, 2010.

     7. Шафранская А.Н. Оптимизация условий занятий физической культурой.  

         Журнал «Физическая культура» №4, 2007

                                                                                              Приложение №1

Комплексы дыхательных упражнений. Для успешного обучения правильному дыханию во время выполнения физических упражнений необходимо вначале освоить приводимый далее комплекс дыхательных упражнений. Обычно для выполнения дыхательных упражнений отводят 3—5 мин в одной из частей урока (по усмотрению учителя). Хорошо усвоенные дыхательные упражнения можно также рекомендовать в виде домашних заданий. При этом важно помнить о дозировке во время выполнения дыхательных упражнений. Так, независимо от возраста занимающихся начинать нужно с одного-двух повторений и постепенно, в течение 8—12 недель, довести число повторений каждого упражнения до указанной в комплексе соответствующей дозировки. Дыхание осуществляется через нос, кроме тех случаев, которые оговорены специально.

    В предлагаемых комплексах исходное положение является одинаковым для всех упражнений.

Комплекс I. И.п. — стойка ноги врозь, руки на поясе (большой палец вперёд, четыре пальца назад — это необходимо, чтобы постоянно сохранять правильную осанку во время выполнения упражнений), подбородок и грудь слегка приподняты, лопатки сведены; 1—2 — медленный глубокий вдох; 3—4 — медленный полный выдох. Выполнить 2—4 раза.

Комплекс II. И.п. — то же; 1—2—3 — медленный глубокий вдох; 4 — быстрый полный выдох ртом; 5—8 свободное дыхание. 2—4 раза.

Комплекс III. И.п. — то же; 1 — быстрый полный вдох ртом; 2—3—4 — медленный глубокий выдох; 5—8 — свободное дыхание. 2—4 раза.

Комплекс IV. И.п. — то же; 1 — вдох небольшой порцией; 2 — пауза на вдохе; 3 — не выдыхая, выполнить вновь вдох небольшой порцией; 4 — свободный полный выдох; 5—8 — свободное дыхание. 2-4 раза.

Комплекс V. И.п. — то же; 1—2—3—4 — медленный глубокий вдох; 5—6—7—8 — медленный полный выдох; 9—16 — свободное дыхание. 2—4 раза.

Общеразвивающие упражнения с элементами дыхательной гимнастики.

1.  Ходьба с подниманием рук в стороны на вдохе и опусканием на выдохе.

2.  Дыхательные упражнения при ходьбе: на 1 шаг — вдох, на 2 шага — выдох; затем на 2 шага — вдох, на 4 шага — выдох.

3. Бег трусцой (в течение 1—2 мин) — на 3 шага — вдох, на 5 шагов — выдох. Следить за дыханием.

4.  И.п. — о.с; 1—2 — скользя ладонями по бокам, подтянуть их до подмышек, поднять плечи — вдох через нос; 3—4 — выдох через рот, и.п.

5. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову (локти вперёд, плечи опущены); 1—2 — локти в стороны, подняться на носки — вдох через нос; 3—4 — выдох через рот, и.п.

6. И.п. — стойка ноги врозь; 1—2 — руки на пояс, наклон назад — вдох через нос; 3—4 — выдох через рот, и.п.

7. И.п. — стойка ноги врозь; 1—2 — дугами наружу руки вверх, подняться на носки — вдох через нос; 3—4 — выдох через рот, и.п.

8.  И.п. — стойка ноги врозь, руки на пояс; 1 — поворот туловища вправо, правая рука в сторону — вдох через нос; 2 — выдох через рот, и.п.; 3—4 — то же в другую сторону.

9.  И.п. — стойка ноги врозь; 1 —- наклон вправо, правая рука на пояс, левая вверх — вдох через нос; 2 — выдох через рот, и.п.; 3—4 — то же с другой руки.

10. И.п. — стойка ноги врозь; 1 — руки в стороны назад — вдох через нос; 2 — рывком обнять себя за плечи с энергичным выдохом через рот.

11.  И.п. — стойка ноги врозь; 1 — руки в стороны, пальцы к плечам, наклон назад — вдох через нос; 2—3 — два наклона вперёд — выдох через рот; 4 — и.п.

12.  И.п. — руки на пояс; 1—2 — подняться на носки — вдох через нос; 3 — выпад правой — выдох через рот; 4 — и.п.; 5—8 — то же с другой ноги.

13. И.п. — стойка ноги врозь, руки на пояс; 1—2 — присед, руки вперёд — вдох через нос; 3—4 — выдох через рот, и.п.

14.  И.п. — упор сидя сзади; 1—2 — сед в группировке, выдох через рот; 3—4 — вдох через нос, и.п.

15.  И.п. — лёжа на спине; 1—2 — вдох через нос; 3—4 — сокращая мышцы брюшного пресса (живот сильно втянуть), выполнить выдох через рот; 5—6 — диафрагмальный вдох (выпятить живот); 7 — за счёт быстрого напряжения мышц брюшного пресса, глухо кашлянуть — выдох; 8 — и.п.

                      Приложение №2

Упражнения для психорегуляции.

Поза для расслабления мышц лежа. Лечь на спину, раздвинув стопы ног примерно на 40 см. Голова затылком касается пола. Руки положить ладонями вверх и отодвинуть их от туловища. Закрыть глаза и расслабиться.

Дышать ритмично. Впоследствии дыхание станет легким и медленным. Сосредоточиться на глубоких и легких выдохах. Оставаться в этом положении 3-5 мин. Данная поза полезна для расслабления мышц всего тела.

Стойка на плечах («березка»)  Лечь на спину, руки положить вдоль туловища ладонями вниз. Поднимать обе выпрямленные в коленях ноги вверх, пока они не окажутся запрокинутыми над головой, а нижняя и средняя части туловища не оторвутся от пола. Когда ноги окажутся над головой, согнуть руки в локтях и  положить ладони на спину. Затем медленно поднимать ноги, чтобы подошвы были обращены к потолку. Ноги и туловище должны составлять прямую линию, а подбородок должен быть прижат к верхней части груди. Оставаться в этом положении 15-30 сек., не перенапрягаясь. Потом медленно опустить ноги, а руки положить на пол ладонями вниз. Далее медленно опустить туловище на пол так, чтобы выпрямленные ноги были направлены вверх. Затем медленно опустить выпрямленные ноги на пол, расслабить их. Эффект упражнения: благоприятное воздействие на центральную нервную систему, на кровеносные сосуды; увеличение сопротивляемости простудным заболеваниям.

Стойка на одной ноге. Встать на правую ногу, положив лодыжку левой стопы у основания правого бедра. Ладони сложить вместе перед грудью. Сохранять равновесие. Медленно выходить из данного положения (позы) и повторить упражнение на другой ноге. Эффект упражнения: развивается чувство равновесия, укрепляются мышцы ног и туловища, формируется  чувство уверенности в своих силах.

Приложение №3

Упражнения для формирования правильной осанки

Исходное положение (И.П.) –стоя у гимнастической стенки или стены.

Принять правильную осанку у стены или гимнастической стенки: затылок, лопатки, ягодицы, пятки касаются стены - удержать с напряжением на счет 4-6 - повторить 10 раз.

Принять правильную осанку, отойти от стены на 1-2 шага, сохраняя принятое положение с напряжением всех мышц - повторить 10 раз.

Принять правильную осанку у стенки, сделать 2 шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку с напряжением всех мышц- повторить 10 раз.

Принять правильную осанку у стенки, сделать 1-2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плечевого пояса и туловища. Принять правильную осанку с напряжением мышц - повторить 10 раз.

Принять правильную осанку у стенки, приподняться на носки, удерживаясь в этом положении 3-4 секунды. Вернуться в исходное положение - повторить 10 раз.

И.П. -лежа на спине в правильном положении

(голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к полу).

Приподнять голову и плечи, проверить правильное положение тела, вернуться в И.П. - 6-8 раз.

Прижать поясницу к полу. Встать, принять правильную осанку, сохраняя в пояснице то же положение напряжения, что и в положении лежа -повторить 6-8 раз.

Упражнения в ходьбе (И.П. — стоя).

Принять правильную осанку в И.П. стоя. Ходьба с остановками, поворотами, изменением положения рук и сохранением правильной осанки 1-2 минуты.

Ходьба с мешочком на голове с сохранением правильной осанки. Выполнить 1 круг.

Ходьба с мешочком на голове, перешагивая через препятствия (веревку, гимнастическую скамейку), остановки для проверки правильной осанки перед зеркалом или партнером. Выполнить 1-2 круга.

Ходьба с мешочком на голове с одновременным выполнением различных движений - в полуприседе, с высоким подниманием бедра (чередование 4-8 шагов) 1-2 минуты.

Приложение №4

Самомассаж (по А.А. Уманской)                                          

     На рис. 1 изображена схема точечного массажа. Та или иная точка с прилегающим участком кожи образует зону.

    Точка 1 связана со слизистой оболочкой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой точки уменьшается кашель.

    Точка 2 «отвечает» за иммунные функции организма. Массаж данной точки повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.

    Точка 3. Её массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки глотки и гортани.

    Точка 4 связана со слизистой оболочкой задней стенки глотки.

    Точка 5. Массаж точки 5 способствует нормализации деятельности сосудов, сердца, бронхов, лёгких.

    Точка б. Массаж этой точки улучшает кровоснабжение слизистой оболочки носа.

    Точка 7. Массаж данной точки улучшает кровоснабжение слизистой оболочки верхних отделов полости носа, а также области глазного яблока и лобных отделов головного мозга.

    Точка 8. Массаж точки 8 положительно воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.

    Точка 9. Массаж этой точки нормализует многие функции организма, так как руки через шейные отделы спинного мозга и определённые области коры больших полушарий головного мозга связаны со всеми перечисленными точками 1—8.

    Массаж. Кончиком указательного или среднего пальца следует надавить на участок кожи соответствующей зоны до появления незначительной болезненности. Затем выполнить девять вращательных движений по часовой стрелке и девять движений против. Продолжительность воздействия на каждую точку должна быть не менее 18—20 с. Далее надо постепенно увеличивать интенсивность воздействия.

    Симметричные зоны 3 и 4 массируют иначе, для этого осуществляют растирающие движения пальцами сверху вниз, от задней к передней поверхности шеи, одновременно двумя руками. Другие симметричные зоны б, 7, 8 также массируют одновременно двумя руками. Если у школьника обнаружатся точки с повышенной или резко пониженной болевой чувствительностью — это сигнал о неблагополучии в организме.

    Особый интерес вызывает массаж точек, расположенных на ушной раковине, которые связаны со многими жизненно важными органами. Проекционные зоны таких органов, находящиеся на ушной раковине, показаны на рис. 2.

Рис.2

Желчный пузырь

Почки

Желудок

Кишечник

Аппендикс Рот

нос

^Сердце ^Легкие Надпочечники

Глаз

Гишофиз

Ухо Яичники Миндалины

Мочевой пузырь

    Массаж ушной раковины необходимо начинать с поглаживания сверху вниз, сзади и спереди ушной раковины, создавая постепенно ощущение приятного тепла. Затем переходить к лёгкому разминанию, выполняя его щипцеобразным методом: ушная раковина захватывается с обеих сторон подушечками первого и третьего-четвёртого пальцев и разминается между ними. Последовательность дальнейших массажных процедур такова:

    быстро загнуть уши вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижать ушные раковины к голове, затем отпустить. Повторить процедуру несколько раз так, чтобы ребёнок ощущал в ушах лёгкий хлопок. Улучшение гибкости ушных раковин способствует общему укреплению здоровья;

     захватить кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей. С силой потянуть их вниз, потом отпустить так, как это делают с именинниками. Повторить 5-6 раз. Процедура особенно полезна при закаливании горла и полости рта, поскольку на ушной мочке расположены рефлексогенные зоны нёбных миндалин и полости рта; 

    ввести большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижать находящийся спереди выступ ушной раковины. Сдавливать и поворачивать его во все стороны в течение 20—30 с. Настоятельно рекомендую сделать столь простой приём массажа регулярным: он стимулирует функцию надпочечников, укрепляет слизистые оболочки носа, горла и гортани. Результаты не замедлят сказаться -отступят простуда, насморк, кашель, аллергия.

                                                                                                  Приложение № 5






                                                                                                                                                              Приложение № 6

                               

                                                                                                  Приложение №7

Температурный режим  при занятиях лыжной подготовкой.

Погода








класс

Тихий ветер до 2 м/сек. Снег падает тихо, деревья спокойны, дым из труб поднимается прямо или слегка отклоняется

Ветер умеренный

(2  7 м/сек.) Снег сдувает

с крыш, деревьев,

метет по земле, дым

отклоняется

в направлении ветра

Сильный ветер

(8-15 м/сек.). Снег бьет в лицо, затрудняет дыхание и ходьбу, деревья резко качаются. Дым прибивает к

земле

Штормовой ветер (более 15 м/сек.). Пурга, ломаются ветки деревьев

1-2

Не ниже -12°С

Не ниже -10°С

Не ниже -4°С

Вне зависимости от температуры занятия не проводятся

3-5

Не ниже-14°С

Не ниже-12°С

Не ниже-6°С

6-7

Не ниже -16°С

Не ниже -14°С

Не ниже -8°С

8-9

Не ниже -18°С

Не ниже -16°С

Не ниже -10°С

10-11

Не ниже- 20°С

Не ниже- 18°С

Не ниже- 12°С


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактическая и коррекционная направленность уроков физической культуры и занятий ОФП для специальных медицинских групп в общеобразовательных учреждениях

Проект     «Профилактическая и коррекционная направленность уроков физической культуры и занятий ОФП дл...

Оздоровительная направленность урока физической культуры

Презентация к методической разработке....

Интегрированные уроки здоровья или как провести третий оздоровительный урок физической культуры

Методические разработки интегрированных  уроков по физической культуре для учащихся 1-4 классов по авторской программе «Оздоровление радостью», направлены на укрепление природных ресурсов з...

Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления "Общая физическая подготовка" для учащихся I ступени обучения

Рабочая программа «Общефизическая подготовка школьников (с элементами баскетбола)» составлена для Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная ГИМНАЗИЯ №9 города Комсомольска...

Рабочая программа третий час урока физической культуры с гимнастической направленностью

Рабочая программа третий час урока физической культуры с гимнастической направленностью...

Статья: "Уроки физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности"

Уроки физкультуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и фи...

Методические основы построения урока физической культуры, направленных на подготовку школьников 7-8 лет по выполнению нормативов ГТО.

Учитывая имеющиеся научные данные о низком базовом уровне физической подготовленности и низкой мотивации детей 7 – 8 лет к занятиям физической культурой и спортом, можно утверждать, что без пред...