Главные вкладки

    Исследовательская работа по физической культуре. Тема: «Плоскостопие у младших школьников и дальнейшие способы его устранения на уроках физической культуры».
    учебно-методический материал по физкультуре (2 класс) по теме

    Дубовиченко Людмила Анатольевна

    Плоскостопие -  уплощение продольного или поперечного свода одной или обеих стоп; возможны сочетания обеих видов деформации стопы. При этом стопа соприкасается с полом (землёй) почти всей своей поверхностью, а её отпечаток лишен характерной внутренней выемки. Плоскостопие развивается чаще в детстве, когда нагрузка на стопу не соответствует выносливости её мышц. Наиболее ранние признаки плоскостопия - ноющая боль в стопе, мышцах голени, бедра, в пояснице. К вечеру может появиться отёк стопы, исчезающий за ночь. В дальнейшем стопа деформируется, удлиняется и расширяется в средней части. При тяжёлых степенях плоскостопия значительно изменяется походка: становиться неуклюжей, скованной.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota.doc392.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «СОШ с.Горяйновка Духовницкого района Саратовской области»

    Исследовательская работа по физической культуре

    Тема: «Плоскостопие у младших школьников и дальнейшие способы его устранения на уроках физической культуры».

                                                                                                                                 Выполнила :учитель

                                                                                                                                 МОУ «СОШ с.Горяйновка»

                                                                                                                                 Дубовиченко Л.А.

    2012-2013 уч.год

              СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ

    1. ПЛОСКОСТОПИЕ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЯ

    2. ВЫЯВЛЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ

    3. ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ

    4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    ЛИТЕРАТУРА

      

    Задачи:

    1. Изучить строение стопы у ребёнка.   

    2. Применить новые методы и способы устранения плоскостопия у младших школьников на уроках физической культуры.   

    3. Продолжить исследовательскую  работу с учениками 2 класса, имеющими плоскостопие и сделать соответствующие выводы. 

    ВВЕДЕНИЕ

    В отечественной и зарубежной литературе опубликовано много научных трудов по вопросу профилактики и лечения отклонения опорно-двигательного аппарата с помощью физических упражнений.

    Так И.Д. Ловейко, ориентируется на метод движения, как наиболее мощное терапевтическое средство в комплексном лечении деформации позвоночника и нижних конечностей. Главным и действенным средством профилактики дефектов является физическое воспитание ребенка. Поэтому уже в раннем детстве физическое воспитание должно войти составным компонентом в его воспитании. Ловейко И.Д. '' Лечебная физическая культура у детей при плоскостопии '' 

    Так К. Рино и С. Лемираль определяющую роль в оздоровлении детей дошкольного возраста видят в проведении закаливающих мероприятий.

    Развивая данную мысль, Е.Н. Вавилова уточняет, что главным средством предупреждений нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения, которые, вызывают активную работу мышц - разгибателей спины и мышц живота. Вавилова Е.Н.'' Укрепляйте здоровье детей '' М. 1986г. с. 8 Говорит о том, что большое значение в процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели.

    Плоскостопие зависит от состояния мускулатуры ног, поддерживающий свод стопы; оно может возникнуть в результате преждевременной постановки ребенка (в возрасте до 1года) на ножки и обучение его ходьбе, когда и еще не окреп физически.

    Родители должны знать, что не всякое уплощение стопы признак плоскостопия. У детей младшего возраста (1-2года) нередко хорошо развита подкожно-жировая клетчатка в области подошвенной поверхности стопы, и это обычно может быть принято за плоскостопие. Большое значение имеет своевременное выявление родителями небольших изменений в стопе ребенка, так как применение даже простых мер профилактики может привести к благоприятному результату.

    Причинами плоскостопия обычно бывают слабость мышечных стоп и чрезмерное их утомление в связи с длительным пребыванием на ногах, поэтому необходимо включить в занятия специальные упражнения и чередовать их пребывание ребенка на ногах с отдыхом. А также причиной плоскостопия может служить плохой выбор обуви.

     

    1. ПЛОСКОСТОПИЕ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЯ

    Плоскостопие -  уплощение продольного или поперечного свода одной или обеих стоп; возможны сочетания обеих видов деформации стопы. При этом стопа соприкасается с полом (землёй) почти всей своей поверхностью, а её отпечаток лишен характерной внутренней выемки. Плоскостопие развивается чаще в детстве, когда нагрузка на стопу не соответствует выносливости её мышц. Наиболее ранние признаки плоскостопия - ноющая боль в стопе, мышцах голени, бедра, в пояснице. К вечеру может появиться отёк стопы, исчезающий за ночь. В дальнейшем стопа деформируется, удлиняется и расширяется в средней части. При тяжёлых степенях плоскостопия значительно изменяется походка: становиться неуклюжей, скованной.

    Чем же характеризуется плоскостопие как заболевание?

    Кости скелета стопы, соединенные многочисленными связками, создают единое по форме образование, напоминающее арку. Опорными участками являются: сзади - пяточный бугор, а спереди - головки плюсневых костей. Выпуклая часть арки обращена в тыльную сторону стопы. Она образует продольный свод, который при ходьбе, беге, прыжках сглаживает толчки и сотрясения всего тела, придает мягкость и эластичность походке, делает ее легкой и пружинящей.

    Кроме того, различают еще и поперечный свод стопы, который в области головок плюсневых костей очень легко изменяет свою форму при ходьбе: в момент нагрузки всякий раз уплощается до полного исчезновения.

    Арочная форма строения скелета стопы с выраженным продольным сводом поддерживается не только связками. В укреплении сводов большое значение имеют мышцы, которые расположены на подошвенной поверхности стопы, а также мышцы голени, имеющие прикрепление в среднем отделе стопы или на ее подошвенной поверхности. Мышцы вместе со связками образуют так называемую динамическую силу, которая препятствует уплощению стопы под влиянием нагрузки.

    Стопа функционирует нормально как единый анатомо-физиологический комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее (статическая сила), полностью уравновешивается динамическими силами (крепкими связками и мышцами). Если под влиянием каких-то причин происходит ослабление мышечно-связочного аппарата, то начинает нарушаться нормальная форма -- стопа оседает, становится плоской. При этом возникают и другие деформации: расширяется передний отдел стопы, а пятка отклоняется кнаружи. Стопа приобретает вид распластанной, утрачивается одна из основных ее функций-- пружинящая (рессорная). Такая деформация называется плоскостопием.

    Тяжесть заболевания плоскостопием  может быть различной.

    Несостоятельность связочного аппарата - наиболее ранняя стадия заболевания. Форма стопы при этом не изменена, но в результате  перерастяжения  связок возникают боли, которые появляются после длительной ходьбы или к концу дня. После отдыха боли в стопах проходят.

    Простое плоскостопие - это 1-я стадия заболевания. Стопа представляется уплощенной, что хорошо бывает видно со стороны внутреннего продольного свода. Боли становятся более постоянными, отмечается усталость при ходьбе, утрачивается эластичность походки.

    Комбинированное плоскостопие - следующая, 2-я стадия болезни. Своды стопы исчезают, стопа распластана. Боли в стопах постоянные, они распространяются на голень (от перенапряжения мышц) и коленный сустав (от неправильной нагрузки при ходьбе). Отмечается значительное затруднение ходьбы.

    2. ВЫЯВЛЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ

    Распознавание заболеваний плоскостопием у детей имеет некоторые особенности, так как стопа растущего организма проходит определенные этапы формирования, которые следует учитывать.

    Анатомические исследования показывают, что у новорожденных своды стоп хорошо выражены. Однако сводчатое строение маскируется обильно развитой подкожной жировой клетчаткой, и при осмотре подошвы стопа кажется плоской.

    Со второго года жизни, когда ребенок начинает ходить и учится бегать, наблюдается истинное уменьшение продольного свода стопы под влиянием нагрузки на еще неокрепшую стопу. С 3-летнего возраста происходит значительное развитие и укрепление связок и мышц, благодаря чему отмечается постепенное увеличение высоты сводов. Тем самым сводчатая структура строения стопы все более и более получает свои внешние очертания. Чем старше ребенок, тем лучше при осмотре у него выражены своды стопы. Таким образом, внешне плоская форма стопы у младших детей не может быть отнесена к истинному заболеванию плоскостопием, а является лишь фазой нормального развития. Массовые обследования здоровых детей подтверждают фазность  формирования сводов стопы. Например, по данным С.Ф. Годунова, основанным на изучении стоп у 4821 ребенка, внешне плоские стопы в возрасте 2 лет были у 97,6% обследованных, а в 9-летнем возрасте плоские стопы отмечены лишь в 5,1% случаев. Следует помнить, что плоская стопа как вариант нормы может сохраниться на всю жизнь и не вызывать при этом никаких функциональных расстройств (человек может выполнять любую работу на ногах, с подъемом тяжестей, и при этом боли отсутствуют).

    Развитию истинного плоскостопия у детей способствуют некоторые неблагоприятные факторы, ослабляющие в первую очередь мышцы и связки.  Сюда  могут  быть  отнесены: врожденная  слабость  связочного  аппарата,  снижение  силы мышц после длительного пребывания в постели в результате болезни, вследствие перенесенных  инфекций, при ожирении, диатезе, упадке питания и общем плохом  физическом  развитии; ослабление  связочно-мышечного  аппарата в результате перегрузки увеличенным весом тела в периоде  усиленною роста, при  поднятии  тяжестей (например, ношение младших братьев и сестер), при усиленных занятиях балетом.  На  развитие  плоскостопия  оказывает  влияние  ношение  нерациональной обуви:  с  чрезмерно жесткой или чрезмерно мягкой подошвой, при пользовании обувью без каблука, от перегрева тканей стопы в теплое время года в  валеной  обуви, кедах, резиновых туфлях, при  стаптывании  обуви и т. п.  Неблагоприятным фактором является ходьба с излишне разведенными   носками  или  широко расставленными ногами. Среди подростков иногда наблюдаются случаи так называемой мышечно-спастической стопы, которая развивается под влиянием перегрузки и гормональных воздействий: имеется резкое напряжение мышц, тугоподвижность и резкая болезненность в суставах предплюсны.

    Рис.1. Отпечатки стоп у взрослых:

    а - нормальная стопа,

    б - плоская стопа.

    Отпечатки стоп: а — стопа здорового человека, б — стопа больного плоскостопием.

    1. ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ

    Предупреждение статического плоскостопия у детей проводится в направлении улучшения состояния мышц и связок, выработки правильного режима нагрузки и рационального снабжения обувью.

    Прежде  всего,  необходимо проводить общее закаливание организма, воспитывать у детей правильную осанку, научить ходить, не разводя слишком  широко  носки стоп. Совершенно необоснованно стремление родителей рано обучать детей стоянию и ходьбе. Необходимо бороться со стремлением девочек-подростков рано носить обувь с высоким каблуком, а также с очень узким носком. При пользовании такой обувью происходит перегрузка переднего отдела стопы. В области головок плюсневых костей недостаточно крепкие еще связки не могут выдержать чрезмерную нагрузку, они  перерастягиваются  и ослабевают окончательно. В результате у девочек развивается так называемое поперечное плоскостопие с отклонением 1-го пальца стопы кнаружи. Последнее сопровождается подвывихом в первом  плюсне - фаланговом сочленении, значительными болями, больные вынуждены, носить обувь на 2-3 размера больше. Излечение выраженного отклонения 1-го пальца кнаружи возможно уже только оперативным методом. В качестве профилактических мероприятий очень полезна ходьба детей босиком по мягкому грунту (рыхлая почва, песок), по неровной (галька, гравий) поверхности - стопа при этом рефлекторно «подбирается», происходит активное формирование сводов, укрепляются  мышцы - сунинаторы стопы.  Этому же способствуют ходьба босиком по бревну, лазание по канату или шесту, упражнения на равновесие с опорой на одну ногу и т. п. Занятия детей могут быть организованы в детских садах и в кабинетах лечебной физкультуры детских поликлиник. Специальные упражнения целесообразно включать в игры, что особенно важно при организации занятий с детьми младшего возраста.

    Не меньшее значение в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви. Обувь должна плотно охватывать стопу (не быть тесной, и не болтаться), иметь небольшой каблук (1/14 длины стопы), с правильной продольной осью стопы (середина пятки  - второй межпальцевой промежуток).  Обувь должна иметь умеренную плотную выкладку внутреннего свода, на которую стопа «садится» (отдыхает) в случае утомления мышечно-связочного аппарата.

    Упражнения,  рекомендуемые  детям с плоскостопием:

    Продолжительность занятий 10 минут. Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скакалку - на одной и на двух ногах.

     

    Упражнение "КАТОК" - ребенок катает вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

     

    Упражнение "РАЗБОЙНИК" - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги он старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

     

    Упражнение "МАЛЯР" - ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами (колени выпрямлены), большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой по направлению от большого пальца к колену. "Поглаживание" повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

     

    Упражнение "СБОРЩИК" - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки и др.), и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падения предметов при переносе.

     

    Упражнение "ХУДОЖНИК" -  ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

     

    Упражнение "ГУСЕНИЦА" - ребенок сидит на полу с согнутыми коленями. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед (пятки прижаты к пальцам), затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы).

    Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно.

     

    Упражнение "КОРАБЛИК" - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).

     

    Упражнение "СЕРП" - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.

     

    Упражнение "МЕЛЬНИЦА" - ребенок, сидя на полу с выпрямленными ногами, описывает ступнями круги в разных направлениях.

     

    Упражнение "ОКНО" - ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

     

    Упражнение "БАРАБАНЩИК" - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, стучит по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

     

    Упражнение "ХОЖДЕНИЕ НА ПЯТКАХ" - ребенок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

    Упражнения, использованные на уроках физической культуры:

    Продолжаем исследовательскую работу с учениками теперь уже 2-ого класса, у которых было обнаружено плоскостопие.

    На уроках физической культуры им было предложено выполнять новые упражнения:

    • «Каток»
    • «Художник»
    • «Гусеница»
    • «Разбойник»
    • «Сборщик»
    • «Серп»
    • «Мельница» и другие.

     

     

    Данные упражнения выполнялись на каждом  уроке,  и результат был положительный:

    1. Столяров Даниил – улучшение на 1 мм.

    2. Тюмкин Даниил – улучшение на О,9 мм.

    3. Андриянов Никита  -  улучшение на 1 мм.

    4.Глинкина Полина  -  улучшение на 0,9 мм.

     

    Вывод: Необходимо продолжать использовать различные упражнения по устранению плоскостопия у детей. Следует и в домашних условиях заниматься гимнастикой для стоп ног.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Чтобы избавиться от плоскостопия, следует восстановить нормальный тонус мышц, которые поддерживают своды стоп и удерживают кости ног в их естественном положении. Массаж и пассивные движения для этого недостаточно эффективны.

    Восстановить нормальный тонус мышц можно только их активным сокращением и расслаблением. Для этого существуют специальные коррекционные физические упражнения.

    Для профилактики и лечения плоскостопия приемы массажа необходимо сочетать с рядом упражнений.

    При занятиях с детьми следует применять упражнения, оказывающие воздействие на укрепление всего организма, так и мускулатуры ног.

    Профилактикой плоскостопия также считается и закаливание. Т.е. ходьба босиком по траве, песку, гальке или гравию - все это является укреплением стопы ребенка и служит мерой профилактики плоскостопия.

    Наибольший эффект оказывают упражнения, если их надо выполнять босиком и по возможности несколько раз в день: утром, как только ребенок встал с постели, и после дневного сна. Врачи рекомендуют ежедневно перед сном в течение 5минут держать стопы ног в воде комнатной температуры.

    Зарядка должна занимать не менее 30 минут ежедневно. При выполнении упражнений следите, чтобы активно тренировались обе ноги, но избегайте перенапряжения и сильного дискомфорта.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Боген М.М. Обучение двигательным действиям - М Физкультура и спорт 1985.

    2. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. М. 1986г.

    3. Васичкин В.И. Справочник по массажу. - Л.: Медицина, 1991.

    4. Введение в теорию физической культуры. Под редакцией Л.П. Матвеева - М Физкультура и спорт 1983.

    5. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. - М.: ФиС, 1989.

    6. Доленко Ф.Л. Берегите суставы. - 2 из п.- М.: ФиС, 1990.

    7. Куничев Л.А. Лечебный массаж. - Л.: Медицина, 1979.

    8. Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура у детей при плоскостопии. Л. 1982.

    9. Лосева В.С Плоскостопие у детей 6-7 лет: Профилактика и лечение. Издательство: "Сфера", 2004.

    10. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техн. Физ. Культ. Под редакцией А.А. Гужаловского. - М Физкультура и спорт 1986.

    11. Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж: Учебник для техн. Физкульт. Под редакцией С.Н. Попова - М Физкультура и спорт 1985.

    12. Справочник по детской лечебной физической культуре / Под. ред. М.И.Фонарева. - Л.: Медицина, 1983.

    13. Теория и методики физического воспитания: Учебник для студентов факультета физической культуры пед. Институтов по специальности 03.03 “Физ. Культура” Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др. Под редакцией Б.А. Ашмарина. - М Просвещение 1990.

    14. Теория и методика физического воспитания: Учебник пособие для студентов пед. Институтов и педучилищ по специальности № 2115 “Начальная военная подготовка и физ. Воспитание” № 9; № 10

    15. Физическая культура. Б.М. Шиян, Б.А. Ашмарин, Б.Н Минаев и др. Под редакцией Б.М. Шияна - М Просвещение 1988.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Способы повышения учебной активности школьников на уроках физической культуры (статья по теме самообразования)

    Рассматриваются следующие основные способы повышения учебной активности школьников на уроках физической культуры:1.     Создание положительного эмоционального фона на уроке;2....

    Работа по самообразованию на тему:"Патриотическое воспитание младших школьников"

    Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойны...

    Исследовательская работа на тему: «Формирование экологической культуры у младших школьников»

    Исследовательская работа на тему: «Формирование экологической культуры у младших школьников»...

    Профилактика плоскостопия на уроке физической культуры в начальной школе.

    В данной теме затронуты вопросы формирования правильной стопы....

    План-конспект урока физической культуры во 2 «В» классе на тему «Броски мяча через волейбольную сетку на точность, с дальних дистанций»

    План-конспект урока физической культуры во 2 «В» классе на тему «Броски мяча через волейбольную сетку  на точность, с дальних дистанций»...