Кружок «Час здоровья».
рабочая программа по физкультуре (1 класс) на тему

Наталья Александровна Дмитриева

 

Кружок «Час здоровья» рассчитан на 1 год обучения, возраст детей – 7-8 лет.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_chas_zdorovya.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

г. Светлограда Петровского муниципального района Ставропольского края

Кружок

«Час здоровья»

рассчитан на 1 год

обучения,

возраст детей –

7-8 лет  

                                                Составитель:

                                                учитель начальных классов

высшей категории

                                                        Дмитриева Наталья Александровна                                                

г. Светлоград, 2011 г.

Пояснительная записка

                                                      Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто.

Сократ.

Как безжалостно порой человек относится к своему организму, загружая его стрессами, неумеренным питанием, чрезмерными нагрузками. С ранних лет нам твердят о том, что тело – это помощник человека в обеспечении его самого материальными благами. Тело нужно тренировать, загружать работой, учить выполнять максимально возможное количество движений, помогающих в достижении цели. И редко-редко, когда среди этих авангардных призывов звучало понятие «любить своё тело, быть с ним в содружестве, помогать ему в сохранении здоровья и молодости». Чтобы что-то любить, надо это знать. И чтобы помочь разобраться в основах здорового образа жизни, его принципах и составляющих разработана данная программа. Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Это чётко оговорено в п. 51 «Закона об образовании». Высокая общественная потребность в технологиях, укрепляющих и сохраняющих здоровье участников образовательного и воспитательного процессов, обусловлена, прежде всего, тем, что уровень здоровья детских коллективов в 90-х годах резко снизился по сравнению с 60-70-ми годами. Ухудшение здоровья детей и подростков связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисом в стране.  Основная  цель  школы -  развитие  ребенка  при  сохранении  душевного  здоровья  и  эмоционального  благополучия.  По  данным   статистики  в последнее  время  наблюдается  резкое  ухудшение  здоровья  детей.  Причин  много: 

  • малоподвижный  образ  жизни,
  • перегрузка  учебного  процесса,
  • несбалансированное  питание,
  • отсутствие  здорового  образа  жизни  во  многих  семьях,
  • неблагополучная  экологическая  ситуация  и  т.д. 

     От  здоровья  детей  напрямую  зависит  их  успеваемость. Ещё  В.А.Сухомлинский  писал: «Опыт  убедил  нас в  том,  что  примерно  у  85%  всех  неуспевающих  плохое  состояние  здоровья,  какое-то  недомогание  или  заболевание,   чаще  всего  совершенно  незаметное   и  поддающееся излечению  совместными   усилиями  матери,  отца, врача  и  учителя». Всем  известно: здоровый  ребенок – лучший ученик! Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью – актуальная задача современного образования. В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье - это физическое, психическое и социальное благополучие. Другими словами здоровье является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом, включая влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов.

Программа состоит из разделов:

Характеристика образовательной программы

1. По ориентации на сферы и структуры индивида: эмоционально – нравственная.

2.По виду социально – педагогической деятельности: социализация.

3.По организационным формам социально – воспитательного процесса: групповая, подгрупповая, коллективная.

4. По подходу к ребенку и воспитательной ориентации: дифференцированная, личностно – ориентированная.

5. По преобладающим методам и средствам: развивающая, игровая.

7. Программа рассчитана  на один  год обучения: 37 часов. Занятия проводятся один раза  в неделю по 1 часу.

8. Деятельность педагога и детского ученического объединения строится на следующих принципах:

  • принцип опоры на позитив;
  • принцип гуманизации;
  • принцип доступности;
  • принцип добровольности;
  • принцип личного подхода.

Цель программы:  воспитание у детей привычек здорового образа жизни, творческое развитие личности учащихся, приобщение к  культуре здорового образа жизни, воспитание любви и интереса к  различным видам спорта; развитие стремления творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, разучивая спортивные игры.

Задачи:

1. Формирование  у  ребёнка  основ   физиологической,   физической,  психической,  интеллектуальной,  гигиенической  культур.

2. Формирование   важнейших   социальных  навыков,  способствующих  успешной  социальной  адаптации,  а  также  профилактика  вредных  привычек.

3.  Формирование  у  детей   потребности   вести  здоровый  образ  жизни. 

     

Обучающие задачи:

- знакомить учеников с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;
- создать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;
- способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом.

Развивающие задачи:

- развивать силу, быстроту, ловкость, выносливость.

Воспитательные задачи:

- воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом с целью ежедневного оздоровления своего организма;
- стремление к воспитанию в человеке воли, характера

Главные идеи:
- сохранение собственного здоровья - одна из основных обязанностей человека;
- сохранение физического и психического здоровья;
- воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом с целью ежедневного оздоровления своего организма;
- стремление к воспитанию в человеке воли, характера.

Формы работы:


- беседы, игры, викторины, практикумы, диалоги, рассуждения, спортивные игры.


Ожидаемые результаты

  

         По итогам проведения программы предполагается, что у учеников будут динамично развиваться навыки по формированию здорового образа жизни;   в  результате  они   узнают,  что  формирование  здорового  образа  жизни  включает  в  себя:  физическое  совершенство,  психическое  здоровье,  социальную  безопасность,   правила  гигиены  и  др. 

      Использование и реализация предложенных форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование потребности в здоровом образе жизни:

  • Будет создана мотивация на активную жизненную позицию в
    получении конкретного результата от своей деятельности.
  • Обогащение ребенка знаниями по здоровому образу жизни.
  • У детей сформируются умения и навыки, приобретенные в процессе воспитательной работы, которые будут способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни; развитию и росту ребенка.
  • Актуализация желаний у ребенка сохранить, сберечь своё здоровье в широком смысле слова.
  • Повышение  навыков и привычек здорового образа жизни, познаний на основе традиций и ценностей  культуры здоровья, через саморазвитие, самообразование, самоопределение, самореализацию.

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью – актуальная задача современного образования. В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении.

    Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье - это физическое, психическое и социальное благополучие. Другими словами здоровье является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом, включая влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов.

Данные занятия необычны, их можно назвать школой -  уроками здоровья. На этих уроках  даются младшим школьникам знания о том, как надо заботиться о себе, об особенностях своего организма, о том, как нужно заботиться о своем здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и здоровыми, как сберечь  зрение и слух, как правильно закаливаться, использовать игры для укрепления и сохранения своего здоровья.

Основные результаты обучения и способы их проверки

Первый год обучения

Знания:

культура здорового образа жизни.

Умения:

гибкость, скорость, произвольность движений, сила, быстрота, выносливость.

Итоговая аттестация проводится в форме спортивных эстафет «Быстрее, выше, сильнее».

Учебно-тематический план

   №

п/п

           

         Основные темы

       Количество

           часов

 

 Всего

теория

практика

1.

Игры малой подвижности

20мин

7ч40мин

2.

Игры средней подвижности

13ч

14ч

3.

Игры большой подвижности

20мин

6ч40мин

4.

Коррекционно-профилактические игры

50мин

7ч10мин

                                                                    Итого:

2ч30мин

34ч30мин

37ч

                                                          Содержание программы

1. Игры малой подвижности (8ч)

Теория (20мин)

Беседы-практикумы: «Уход за руками и ногами», « Уход за ушами».

Практика (7ч40мин) 

Игры на быстроту реакции, координацию и произвольность движений, на тренировку мышц лица, рук, ног, на развитие ловкости рук, точной координации движений,  на слуховое восприятие, на развитие скорости и точности двигательных реакций, на развитие равновесия.

2. Игры средней подвижности (14ч)

Теория (1ч)

Диалог «Культура поведения в школе». Викторина «Представление о цвете». Беседа «Представление о цвете, форме, размере предметов». Практикум «Режим дня». Рассуждение «Эмоциональное здоровье». Практикум «Оказание первой помощи».

Практика (13ч)

Игры на творческое воображение, на развитие навыков в бросках и ловле мячей, на представление о цвете, форме, размере предметов, на тренировку быстроты реакции, произвольности движений, игры с мячом, на координацию движений,  на тренировку слухового восприятия, на развитие ловкости, на тренировку гибкости, произвольности и  координацию движений, на развитие точности и быстроты движений.

3. Игры большой подвижности (7ч)

Теория (20мин) 

Викторина «Золотые правила питания». Лекция «Простудные и вирусные заболевания».

Практика (6ч40мин)

Игры на развитие внимания, быстроты и ловкости, точности движений, на формирование имитационных способностей, на развитие быстроты реакции, подвижности, на развитие навыков передвижения.

4. Коррекционно-профилактические игры (8ч)

Теория (50мин)

 Беседа «Осанка». Беседа «Забота о глазах». Диалог «Правила закаливания». Практикум «Движение в жизни человека». Практикум «Прыжки и воспитание характера».

Практика (7ч10мин)

Игры для профилактики дефектов осанки,  для профилактики нарушения зрения, бег с преодолением препятствий, прыжки, игры на природе, эстафеты.

Методическое обеспечение программы

1. Игры малой подвижности (8ч)

Формы занятий: беседа-практикумы, игры.

Методы: репродуктивный, объяснительный, практический.

Приемы: сообщение, беседа, использование наглядности. 

Информационное оснащение: литературная подборка, иллюстрации.

2. Игры средней подвижности (14ч)

Формы занятий: диалог, викторина, беседа, практикум, рассуждение, игры.

Методы: репродуктивный, объяснительный, практический.

Приемы: сообщение, беседа, использование наглядности. 

Информационное оснащение: литературная подборка, иллюстрации.

3. Игры большой подвижности (7ч)

Формы занятий: викторина, лекция, игры.

Методы: репродуктивный, объяснительный, практический.

Приемы: сообщение, беседа, использование наглядности. 

Информационное оснащение: литературная подборка, иллюстрации.

4. Коррекционно-профилактические игры (8ч)

Формы занятий: беседа, диалог, практикум, игры.

Методы: репродуктивный, объяснительный, практический.

Приемы: сообщение, беседа, использование наглядности. 

Информационное оснащение: литературная подборка, иллюстрации.

               

                 

                     Календарно-тематическое планирование

кружка «Час здоровья»

№п/п

Наименование тем и разделов

Количество часов

Дата

теория

практи-ка

всего

     1. Игры малой подвижности                   20мин       7ч40мин         

1.

1. Игры на быстроту реакции, координацию и произвольность движений: «Схвати».

2.

2. Уход за руками и ногами. Игры на тренировку мышц лица, рук, ног: «Настроение».

10мин

50мин

3.

3. Игры на развитие произвольности, координации движений: «Цапля», «Пять имён».

4.

4. Игры на развитие ловкости рук, точной координации движений: «Камешки», «Затейник».

1

5.

5. Уход за ушами. Игры на слуховое восприятие: «Нос-ухо-нос», «Узнай, кто затейник?»

10мин 

50мин

6.

6. Игры на развитие скорости и точности двигательных реакций: «Ладошки», «Ритм».

7.

7. Игры на развитие равновесия и точности движений: «Ногой по мячу», «Лови мяч».

8.

8. Игры малой подвижности: «Ладошки», «Нос-ухо-нос».

                2. Игры средней подвижности                       1ч            13ч      14ч

9.

1. Культура поведения в школе. Игры на творческое воображение: «Не ошибись», «Запрещённый цвет».

10мин

50мин

10.

2. Игры на развитие навыков в бросках и ловле мячей: «Поймай мяч», «Не слышно за мячом».

11.

3. Игры на развитие навыков в бросках и ловле мячей: «Поймай мяч», «Не слышно за мячом».

12.

4.. «Дотронься до…», «Красный свет-зелёный свет».

10мин

50мин

13.

5. Представление о цвете, форме, размере предметов в играх «Дотронься до…», «Сторож».

10мин

50мин

14.

6. Тренировка быстроты реакции, произвольности движений в играх: «Аисты», «Красный свет-зелёный свет».

15.

7. Режим дня. Игры с мячом: «Не пропусти мяч», «Называя дни недели».

10мин

50мин

16.

8. Эмоциональное здоровье. Игры с мячом: «Не пропусти мяч», «Называя дни недели».

10мин

50мин

17.

9. Игры на тренировку быстроты реакции, координации движений: «Три движения», «Продвинь дальше».

18.

10. Игры на тренировку слухового восприятия: «Пройти бесшумно», «Стой спокойно», «Спящий пират».

19.

11. Оказание первой помощи. Игры на развитие ловкости, быстроту реакции: «Кошки-мышки», «Барабу».

10мин

50мин

20.

12. Игры на тренировку гибкости, произвольности и  координацию движений: «Путанка», «Тропинка».

21.

13. Игры на развитие точности и быстроты движений: «Соседи», «Шишки, жёлуди, орехи».

22.

14. Игры средней подвижности: «Путанка», «Тропинка», «Соседи», «Шишки, жёлуди, орехи».

  3. Игры большой подвижности                                   20мин      6ч40мин    7ч

23.

1. Игры на развитие внимания, быстроты и ловкости: «Вызов номеров», «Жмурки».

24.

2. Золотые правила питания. Игры на тренировку быстроты и точности движений «Змейка», «Пятнашки мячом».

10мин

50мин

25.

3. Игры на формирование имитационных способностей: «Лохматый пёс», «Нептун и рыбки».

26.

4. Игры на развитие быстроты реакции, подвижности: «Вороны и воробьи», «Двенадцать палочек».

27.

5. Простудные и вирусные заболевания. Игра на развитие навыков передвижения: «Два Мороза».

10мин

50мин

28.

6. Игры на тренировку быстроты реакции: «Палочка-выручалочка», «Птицы».

29.

7. Игры большой подвижности: «Два Мороза», «Вороны и воробьи», «Двенадцать палочек».

4. Коррекционно-профилактические игры              50мин        7ч10мин     8ч

30.

1. Осанка. Игры для профилактики дефектов осанки: «Пропеллер», «Плавание».

10мин

50мин

31.

2. Игры для профилактики дефектов осанки: «Ворона», «Аист».

32.

3. Забота о глазах. Игры для профилактики нарушения зрения «Пчела», «Звезда».

10мин

50мин

33.

4. Правила закаливания. Игры: «Вороны и воробьи», «Пропеллер», «Плавание».

10мин

50мин

34.

5. Движение в жизни человека. Бег с преодолением препятствий.

10мин

50мин

35.

6. Прыжки и воспитание характера.

10мин

50мин

36.

7. Игры на природе: «Самая большая шишка», «Лесная эстафета».

37.

8. Спортивные эстафеты «Быстрее, выше, сильнее».

Литература для педагога:

1.Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. – М.: ВАКО, 2008.

2.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет.- Ярославль, 2003.

3.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы.- М.: ВАКО, 2008.

4.Миняева С. Подвижные игры дома и на улице.- М.: Айрис Пресс, 2006.

Литература для детей:

1. Валеология. Справочник школьника./ Сост. Заготова С.Н.. – Ростов-на-Дону: ООО «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Азбука здоровья"

Руководитель кружка мама ученика, врач. P10100022.JPG...

Спортивно-оздоровительное направление. Игровая деятельность. Кружок «Быть здоровым – здорово!»

1.Пояснительная записка.       Программа   реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 3 классе в соответствии с Федеральным го...

Мой кружок "Планета Здоровья"

Реализация ФГОС. Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности....

Кружок «Школа здоровья»

Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.Задачи:Обучающие:1. Обучить учащихся  приёмам по профилактике простудных заболеваний.2.Научить выполнять правил...

Кружок «Час здоровья».

Кружок «Час здоровья» рассчитан на 1 год обучения, возраст детей – 7-8 лет....

Конспект занятия внеурочной деятельности кружок «Марафон здоровья (спортивно-оздоровительное направление)»

Конспект занятия внеурочной деятельности   кружок «Марафон здоровья (спортивно-оздоровительное направление)»...

Кружок "Колесо здоровья" Программа

Новизна программы в том, что она объединяет  в себе сведения  из области анатомии,гигиены, психологии, ОбЖ,экологии.Ученики научатся ценить,беречь своё здоровье, не вредить себе....